Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

"ГОСУДАРСТВО - ЭТО НЕ Я"


"ГОСУДАРСТВО - ЭТО НЕ Я"

"ГОСУДАРСТВО - ЭТО НЕ Я"
(текст написан в 2002-м году)

Я родился и вырос в Эстонии. Здесь могилы четырех поколений моей семьи. В конце восьмидесятых годов я писал в местной прессе о том, что готов с оружием в руках отстаивать независимость Эстонии. Тогда (на волне всеобщей эйфории) мне казалось, что в таком компактном государстве можно построить гражданское общество, близкое к идеалу, нечто в духе древнегреческих государств-полисов. Для этого были, казалось бы, все предпосылки - старый университет в Тарту, сельхозакадемия, ТПИ и т.п. В Таллинне было довольно много производств с работниками высокой квалификации: “Пунане РЭТ”, завод им. Пегельманна, “Двигатель”, “Ээстикаабель” и многие другие. К этому можно прибавить хорошо развитую инфраструктуру, порты, сеть железных дорог и т.д. Но государственная машина не справилась со своей задачей.

Народ ждет от государства защиты и справедливости. Оно должно быть одинаково уютным домом для всех слоев и категорий населения. Только при условии соблюдения социальной справедливости и реального равенства всех жителей перед законом можно рассчитывать на то, что народ будет поддерживать и защищать существующий строй при какой-либо теоретической опасности для него.

Но это возможно только тогда, когда человек осознает, что и он представляет ценность для государства, что оно заботится о его нуждах и дает возможности для его самореализации. Пока же факты говорят нам о другом. Прежде всего - это неприкрытая дискриминация по языковому принципу. Процент безработных выше среди русскоязычного населения, уровень доходов по сравнению с доходами представителей титульной нации - ниже.

Для человеческого общества, как известно, наибольшую ценность представляют четыре категории специалистов. Первое место в этом списке принадлежит медикам, ибо здоровье - главное для человека, и с этим не поспоришь. Медсестры уже не первый год требуют повысить оплату своего труда, но государство упрямо направляет денежные потоки бюджета в другое русло. Заработная плата - мера уважения, с которым общество относится к данной профессии. Приходим к выводу, что медиков у нас не слишком уважают. А результаты больничной реформы приводят к тому, что нищают больницы и богатеют кладбища.

Вторая важнейшая для общества специальность - учитель. Нельзя государству экономить на образовании своих жителей. Если же в 2007 году школа перейдет на эстонский язык обучения, то у большинства русских самым высоким ученым званием будет “гомо сапиенс”. К сожалению, мы видим, как многие наши сограждане начинают с нуля, и хотя трудятся упорно, достигают все же только состояния крайней бедности.

Третья категория необходимых обществу людей - силы правопорядка. Нас уверяют, что улицы наши совершенно безопасны. Опасны только люди на улицах. Мне трудно понять, когда полицейский функционер в нетрезвом виде сбивает велосипедиста (со смертельным исходом), а в наказание получает один год условно и 5000 ЕЕК штрафа. Преступник должен нести такую кару, чтобы ему не было лучше, чем пострадавшему от преступления. Уж если отменять смертную казнь, то пусть господа убийцы начнут первыми. Странное чувство остается от такого правосудия, когда в тюрьму попадает мелкий воришка (укравший продуктов на несколько сотен крон), а чиновник, бухгалтер или банкир, укравшие миллионы, получают условные сроки. Возмездие у нас преследует каждого правонарушителя, но мало кого догоняет. Недавняя поножовщина в трамвае, о которой писали газеты, показала, что в жизни всегда есть место подвигу. Хочется только быть подальше от этого места.

Четвертая важнейшая профессия - духовник, священник, духовный пастырь. Если говорить о материальном положении клира, то им жаловаться нельзя хотя бы потому, что самый великий человек в истории был самым бедным. Но затянувшаяся история с регистрацией православной церкви Московского патриархата еще раз доказывает, что хоть перегородки между церквами до неба не доходят, но на земле они еще достаточно прочны.

Приходим к выводу, что профессионалам у нас в государстве живется хуже, чем чиновникам. Конечно, путем голосования можно стать правителем, даже президентом, но врачом, священником или учителем химии таким путем не станешь.

Чиновники назначают себе все более высокие оклады и тратят бюджетные средства на чудо-сортиры или многомиллионные услуги зарубежных консультантов, выводы которых оказываются никому не нужны. А кто покупает лишнее, в конце концов, продает необходимое. Для изыскания новых источников пополнения бюджета чиновники обязывают население приобретать, например, идентификационную карту, хотя абсолютному большинству населения она попросту не нужна. Другой способ изъятия денег из тощих кошельков русскоязычной общины - это регулярные экзамены по государственному языку.

Русскоязычное население овладевает эстонским языком. Иногда - в извращенной форме... При нашем высоком проценте русскоязычного населения здравый смысл требует использования в государстве двуязычия, ведь нет лучшего кляпа для недовольных, чем официально разрешенный язык.

Ну, и последнее - вступление в Европейский союз и НАТО. Стоило ли так рваться из Советского Союза, чтобы через десять лет с тем же энтузиазмом рваться в другой? Опять кто-то будет диктовать, сколько картошки сеять и сколько коров во дворе держать?

Впрочем, история показывает нам, что великие державы нередко вели себя, как бандиты, а малые - как проститутки... Единственный плюс в Европейском союзе - это то, что тысячи наших соотечественников с “паспортами пришельцев” наконец-то получат гражданство, но уже не эстонское, а европейское.

Мне всегда был чужд примитивный патриотизм: убеждение, что твоя страна лучше других только потому, что именно ты в ней родился. Мы знаем, что при демократии всякая власть исходит от народа. И никогда уже к нему не возвращается. Тем не менее, хотелось бы задать вопрос. Может быть, имеет смысл именно сейчас проявить здравый смысл и четко обозначить место русскоязычного населения в Эстонской Республике - либо мы стремимся стать единым народом, тогда все критерии взаимоотношений эстонской и русскоязычной общин надо пересматривать. Либо идет окончательное дистанцирование и раскол двух общин. В этом случае русскоязычные воспринимаются титульной нацией как нежеланные мигранты и продолжаются попытки выдавить русскоязычное население за пределы Эстонии. Только надо помнить, что очень редко возвращаются из эмиграции те, кто вовсе не уезжал.

Я очень хотел бы добиться ясности в этом вопросе, так как трудно хранить верность флагу, если не знаешь, в чьих он руках. Хочется, чтобы слова мои были услышаны властями, ибо, как сказал Мартин Лютер Кинг: “Бунт - язык тех, кого не выслушали”.
Боюсь только, что все мною сказанное - сказано без толку: я еще никогда не встречал кота, которого заботило бы, что о нем говорят мыши.
22.03.2002.

P.-S. Прошло более шести с половиной лет. Зарплаты медиков в Эстонии выросли. Полиция показала себя во всей красе в апреле прошлого года (события по переносу монумента павшим борцам с фашизмом). После апрельских событий в Эстонии раскол между эстонцами и русскоязычными только увеличивается. "Негры" (не граждане) получили возможность безвизового передвижения по Европе. Многие уехали на заработки в страны старой Европы.
Отношения Эстонии с Россией всё хуже, эстонские политиканы старательно провоцируют обострение противоречий со своим большим соседом.
Об остальном можно узнать из прессы и Интернета.





Рейтинг работы: 67
Количество рецензий: 3
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 956
© 07.10.2008 Сергей Павлухин
Свидетельство о публикации: izba-2008-40283

Рубрика произведения: Разное -> Публицистика


Дмитрий Тиме       26.10.2008   23:52:00
Отзыв:   отрицательный
Прочитал Вашу скучную статью до конца с трудом!

Обычно, читатель хочет ДЛЯ СЕБЯ найти ясности у писателя. Потому и читает! Верит, что автор проделал мыслительную работу, выработал своё, НОВОЕ, ОРИГИНАЛЬНОЕ понимание вопроса! Узнал тайну явлений, осветил их глубину...

А Вы ко мне – ЧИТАТЕЛЮ - обращаетесь: «Я очень хотел бы добиться ясности в этом вопросе, так как трудно хранить верность флагу, если не знаешь, в чьих он руках».

Потом просто перечисляете некоторые факты: «Зарплаты медиков в Эстонии выросли», «Многие уехали на заработки» и т.п., и сообщаете : «Об остальном можно узнать из прессы и Интернета».
Спасибо за информацию!
Мало того, Вы, вдобавок, выражаете сомнение: «Боюсь только, что все мною сказанное - сказано без толку...»

Непонятно, зачем ищущему ясности читать Вас, если Вам самому вопрос неясен?
И зачем Вам писать, если Вы подозреваете, что все сказанное Вами – «сказано без толку»?

Мой короткий отзыв на статью таков:

Раз историю всю «пропистонили», (от пистон=холостой патрон)
что же тявкать теперь на Эстонию?
Николай Лемкин       14.10.2008   15:11:00
Отзыв:
Задело до костей.

Калька с нашей российской жизни - Нижегородская область.
Хищная власть.
Опустившийся народ.
Тупик.
Виолетта Викторовна Баша       07.10.2008   22:42:00
Отзыв:   положительный
Такой и должна быть честная публицистика. Летопись эпохи. Эпохи развала и становления нового - только вот вопрос - хорошего ли ? - мира.

В прежнем было холодно - потому что дули ветра холодной войны.
Но спокойно - потому что эпоха застоя, как ее теперь называют, была на саом деле эпохой "парникового периода".
И в этом парнике процессы шли скрытые, подспудные.

Объявленный партией интернационализм образовал "новую общность - советский народ".

Но почему мне всегда было как-то неловко перед теми, чья культура была заметно иной, готической, перед теми, кого мы называем "малым народом", но кто имеет свою культуру и свое представление о счастьи.

Помню Прибалитку 80-х.
Написал о ней рассказ
"Одно лето в Аду".

https://www.chitalnya.ru/work.php?work=3164

О трех поколениях прибалтов и русских, и сложной ткани обид и поиска компромисов.



Вот об этом, о грани между свободой и правами, о новых реалиях и говорит замечательный публицист Сергей Павлухин. Член союза журналистов Эстонии, опубилковавшийся в прессе более 300 материалов, он предельно честен и откровенен.
Он не делит проблему на "черное" и белое". Он ищет решение. Как искала его и я. Но я это делала по своим воспоминаниям, по встречам с людьми. живущими не в эстонии, но в Латвии. А Сергей - один из тех, кого относят к русской общине. Он выступал за независимость страны, потому что ему было понятно - надо отдать свободу, не надо навязывать своих правил.
"
- Я родился и вырос в Эстонии. Здесь могилы четырех поколений моей семьи. В конце восьмидесятых годов я писал в местной прессе о том, что готов с оружием в руках отстаивать независимость Эстонии. Тогда (на волне всеобщей эйфории) мне казалось, что в таком компактном государстве можно построить гражданское общество, близкое к идеалу, нечто в духе древнегреческих государств-полисов. .." - пишет автор.

4 поколения предков жили на этой земле. Легко сказать. Это ведь как должна была душа прирости к этой небольшой и не с простой историей стране, где остались в могилах 4 поколения родных.

Автор вспоминает о своем, личном, и этот рассказ - это исповедь и попытка услышать голоса других неравнодушных, попытка найти понимание и задать вопрос.


"
Для этого были, казалось бы, все предпосылки - старый университет в Тарту, сельхозакадемия, ТПИ и т.п. В Таллинне было довольно много производств с работниками высокой квалификации: “Пунане РЭТ”, завод им. Пегельманна, “Двигатель”, “Ээстикаабель” и многие другие. К этому можно прибавить хорошо развитую инфраструктуру, порты, сеть железных дорог и т.д. .."




Но когда она пришла, эта свобода - она обернулась бесчеловечными последствиями.



"Но государственная машина не справилась со своей задачей", - пишет автор. -

"Народ ждет от государства защиты и справедливости. Оно должно быть одинаково уютным домом для всех слоев и категорий населения. Только при условии соблюдения социальной справедливости и реального равенства всех жителей перед законом можно рассчитывать на то, что народ будет поддерживать и защищать существующий строй при какой-либо теоретической опасности для него.

Но это возможно только тогда, когда человек осознает, что и он представляет ценность для государства, что оно заботится о его нуждах и дает возможности для его самореализации. Пока же факты говорят нам о другом. Прежде всего - это неприкрытая дискриминация по языковому принципу. Процент безработных выше среди русскоязычного населения, уровень доходов по сравнению с доходами представителей титульной нации - ниже..."

А далее все почти как в России -

"... Медсестры уже не первый год требуют повысить оплату своего труда, но государство упрямо направляет денежные потоки бюджета в другое русло. Заработная плата - мера уважения, с которым общество относится к данной профессии. Приходим к выводу, что медиков у нас не слишком уважают. А результаты больничной реформы приводят к тому, что нищают больницы и богатеют кладбища. .."

Почти - потому что есь еще языковой ценз. Который лишает людей средств к существованию - лишает работы.

"... Вторая важнейшая для общества специальность - учитель. Нельзя государству экономить на образовании своих жителей. Если же в 2007 году школа перейдет на эстонский язык обучения, то у большинства русских самым высоким ученым званием будет “гомо сапиенс”. К сожалению, мы видим, как многие наши сограждане начинают с нуля, и хотя трудятся упорно, достигают все же только состояния крайней бедности..."

Что делать, как выжить, куда ехать, когда здесь выжить невозможно, а родные могилы предков не отпускают, когда эта больная, но родная земля...?

И как и в России, растет преступность и коррупция.

"...Мне трудно понять, когда полицейский функционер в нетрезвом виде сбивает велосипедиста (со смертельным исходом), а в наказание получает один год условно и 5000 ЕЕК штрафа. Преступник должен нести такую кару, чтобы ему не было лучше, чем пострадавшему от преступления. Уж если отменять смертную казнь, то пусть господа убийцы начнут первыми. Странное чувство остается от такого правосудия, когда в тюрьму попадает мелкий воришка (укравший продуктов на несколько сотен крон), а чиновник, бухгалтер или банкир, укравшие миллионы, получают условные сроки...."

И горький вывод:
" Хочется только быть подальше от этого места. .."

Мы думаем, что в России сейчас жить трудно. Да, трудно. А вот представьте, что ко всем нашим бедам прибавилась бы еще и эта:

"Другой способ изъятия денег из тощих кошельков русскоязычной общины - это регулярные экзамены по государственному языку.

Русскоязычное население овладевает эстонским языком. Иногда - в извращенной форме... При нашем высоком проценте русскоязычного населения здравый смысл требует использования в государстве двуязычия, ведь нет лучшего кляпа для недовольных, чем официально разрешенный язык..."

Да уж, мало не покажется!
Каков же итог?

"Ну, и последнее - вступление в Европейский союз и НАТО. Стоило ли так рваться из Советского Союза, чтобы через десять лет с тем же энтузиазмом рваться в другой? Опять кто-то будет диктовать, сколько картошки сеять и сколько коров во дворе держать? ..."
Горько?
Горько!
Честно?
Честно!


И как пуля - диагноз:
"... история показывает нам, что великие державы нередко вели себя, как бандиты, а малые - как проститутки... Единственный плюс в Европейском союзе - это то, что тысячи наших соотечественников с “паспортами пришельцев” наконец-то получат гражданство, но уже не эстонское, а европейское..."

А в конце статьи - автор - опять же честно, не скрывая их, говорит и об изменениях. С надеждой. С надеждой ли? Как знать. Поживем - увидим.
















1