Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Психологическая диагностика старших школьников


Психологическая диагностика старших школьников
­Подростковый и ранний юношеский возраст -это период раскрытия природных способностей, особых талантов и положительных черт характера человека.
Принято считать периодами возрастного развития детей :
*от 11-12 до 15-17 лет;-подростковым возрастом,
*от 15 до 21 лет._юношеским возрастом.
Разграничения отличий между подростковым и юношеским возрастами настолько мала, что целесообразно условно объединить их в один возрастной период.
Педагог-психолог общеобразовательного учреждения оказывает психологическое сопровождение обучающихся в школе детей всех возрастов в режиме реального времени.

Следует обратить особое более пристальное внимание к тем подросткам ,которые не испытывают желание обучаться,и ко всему почему порой активно противодействуют этому: мешают другим школьникам получать знания,нарушают процесс обучения своим недопустимым поведением,поскольку педагог вынужден отвлекаться на них на уроке.
Педагогам необходимо своевременно выявлять детей с неустойчивым поведением и передавать информацию руководителю учреждения,который оформит заявку в соответствии с требованиями действующего Законодательства специалисту педагогу-психологу на проведение консультации для решения вопроса о необходимости сопровождения ребёнка в процессе оказания психологичекой помощи в его развитии

Для каждого возраста установлены и определенны нормативы развития с учётом социальной ситуации:
*психофизического,
*мыслительного,
*эмоционального
* личностного .
Каждый возрастной период развития имеет возрастные кризисы с переходными периодами от одного возрастного этапа к другому.
Специально выделяется биологический, социальный и психологический возраст. В эти периоды возраста резко и качественно изменяются какие-то черты его личности, в тоже время поведение может оставаться "детским" или наоборот характеризует его как вполне взрослого человека.
С потерей детского мироощущения у человека появляется чувство тревожности и психологического дискомфорта.
Поэтому педагоги-психологи прежде всего обращают внимание на психологический возраст подростка.
Психологический возраст - характеристика степени адаптивности человека к условиям социума в соответствии с уровнем интеллекта, способностью к научению, двигательными навыками, чувствами, установками, мотивами и пр.(Психология человека от рождения до смерти. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002, с.641).
Важно помочь школьнику выработать объективные критерии собственной успешности и неуспешности, развивать у него стремление проверять свои возможности и находить (с помощью взрослых) пути их совершенствования. Как же это делать?
1. Педагогу-психологу школы необходимо знать как ведёт себя уроке подросток, чтобы сделать своё представление о ребенке более объемным, увидеть его как ученика, погруженного в учебную деятельность и учебные отношения.
2. Для этого педагог-психолог посещает уроки средних и старших классов и проводит следующие диагностические мероприятия:
*аппаратурные методы определения свойств нервной системы;
*Опросник "Анамнестическая схема показателей свойств нервной системы";
*Опросник Айзенка;
*Опросник структура темперамента В.М.Русалова;
*Опросник ЧХТ (черты характера и темперамента);
*Тепинг-тест (определение свойств нервной системы по психомоторным показателям);
*Опросник структуры темперамента Я.Стреляу;
*Опросник САН (самочувствие-активность-настроение).
*Особенности развития познавательных способностей подростка часто служат причиной трудностей в школьном обучении: неуспеваемость, неадекватное поведение.
Успешность обучения во многом зависит от мотивации обучения, от того личностного смысла, который имеет обучение для подростка.
Основное условие всякого обучения — наличие стремления к приобретению знаний и изменению себя.
Иногда, в реальной школьной жизни, приходится сталкиваться с ситуацией, когда подросток не имеет потребности в обучении и даже активно противодействует обучению.

Изучение особенностей познавательной сферы подростка

Восприятие у человека является чрезвычайно важным познавательным процессом, который тесно связан с памятью: особенности восприятия материала обусловливают и особенности его сохранения.

Методики изучения восприятия:

*методика «Компасы» (восприятие пространственных признаков);
*методика «Часы» (восприятие пространственных признаков);
*методика изучения восприятия времени.

Внимание в подростковом возрасте является произвольным и может быть полностью организовано и контролируемо подростком.
Индивидуальные колебания внимания обусловлены индивидуально-психологическими особенностями (повышенной возбудимостью или утомляемостью, снижением внимания после перенесенных соматических заболеваний, черепно-мозговых травм), а также снижением интереса к учебной деятельности.

Методики изучения внимания:

*методика «корректурная проба»;
*красно-черные таблицы;
*методика Мюнстенберга;
*методика «расстановка чисел»;
*методика «отыскание чисел»;
*методика «отыскание чисел с переключением».

К числу индивидуальных особенностей относятся индивидуальные различия в функционировании памяти.
Для успешности обучения подростка способам рационального запоминания необходимо знать преобладающий тип памяти и индивидуальные особенности запоминания.

Методики изучения памяти:

*метод опосредованного запоминания (по Л.С.Выготскому);
*метод пиктограмм (по А.Р.Лурия);
*методика «запоминания цифр»;
*методика «запоминания образов»;
*метод попарного воспроизведения.

Связь памяти с мыслительной деятельностью, интеллектуальными процессами в подростковом возрасте приобретает самостоятельное значение.
По мере развития подростка, содержание его мыслительной деятельности изменяется в направлении перехода к мышлению в понятиях, которые более углубленно и всесторонне отражают взаимосвязи между явлениями действительности.

Методики изучения мышления:

*методика Векслера (детский вариант);
*ШТУР (школьный тест умственного развития);
*методика «сложные ассоциации»;
*методика «Матрицы Равена»;
*методика «анализ отношения понятий»;
*методика «выявление общих понятий»;
*методика «количественные отношения»;
*методика «интеллектуальная лабильность»;

Необходимо также знать особенности речевого развития подростка.

Методики изучения речевого развития:

*методика оценки продуктивности вербального воспроизведения; толкование пословиц;

Методики изучения мотивации обучения:

*методика изучения мотивации обучения; мотивация одобрения — шкала Марлоу-Крауна; шкала локализации контроля и др.

Изучение особенностей развития личности подростка
Содержанием психического развития подростка становится развитие его самосознания.
Одной из важнейших черт, характеризующих личность подростка, является появление устойчивости самооценки и образа «Я».
Важным содержанием самосознания подростка является образ его физического «Я» — представление о своем телесном облике, сравнение и оценка себя с точки зрения эталонов «мужественности» и «женственности».
Особенности физического развития могут быть причиной снижения у подростков самооценки и самоуважения, и мжет приводить к страху от плохой оценки окружающими.
Недостатки внешности (реальные или мнимые) могут переживаться очень болезненно, вплоть до полного непринятия себя, устойчивого чувства неполноценности.
Подростки чаще начинают опираться на мнение своих сверстников.
Если у младших школьников повышенная тревожность возникает при контактах с незнакомыми взрослыми, то у подростков напряженность и тревога выше в отношениях с родителями и сверстниками.
Стремление жить по своим идеалам, выработка этих образцов поведения может приводить к столкновениям взглядов на жизнь подростков и их родителей, создавать конфликтные ситуации.
В связи с бурным биологическим развитием и стремлением к самостоятельности у подростков возникают трудности и во взаимоотношениях со сверстниками.
Упрямство, негативизм, обидчивость и агрессивность подростков являются чаще всего эмоциональными реакциями на неуверенность в себе.
У многих подростков отмечаются акцентуации характера — определенное заострение отдельных черт характера, создающих определенную уязвимость подростка (невротические расстройства, делинквентное поведение, алкоголизацию и наркоманизацию).

Методики изучения особенностей развития личности и ее свойств:

*опросник Кеттелла;
*БАЛ (брненская анкета личности);
*характерологический опросник К.Леонгарда;
*шкала оценки тревожности Тейлора;
*шкала оценки тревожности Спилбергера;
*шкала депрессии;
*методика «незаконченные предложения»;
*методика «несуществующее животное»;
*методика ДДЧ (дом—дерево—человек);
*метод исследования уровня субъективного контроля;
*методика изучения самооценки (по Будасси, Дембо—Рубинштейн и др.);
*методика изучения уровня притязаний;
*методика типического реагирования на конфликтные ситуации (К.Томаса);
*методика Q-сортировки.

Методики изучения свойств микрогруппового уровня:

*социометрия;
*референтометрия;
*опросники общительности;
*методика диагностики межличностных отношений Тимоти— Лири;
*репертуарные решетки;

ГОЛ (групповая оценка личности).
Ситуация развития подростка (биологические, психические, личностно-характерологические особенности подростка) предполагает кризисы, конфликты, трудности адаптации к социальной среде.

Подросток, не сумевший благополучно преодолеть новый этап становления своего психосоциального развития, отклонившийся в своем развитии и поведении от общепринятой нормы, получает статус «трудного».
В первую очередь, это относится к подросткам с асоциальным поведением.
Факторами риска здесь являются: физическая ослабленность, особенности развития характера, отсутствие коммуникативных навыков, эмоциональная незрелость, неблагоприятное внешнесоциальное окружение.
У подростков появляются специфические поведенческие реакции, которые составляют специфический подростковый комплекс:
*реакция эмансипации, которая представляет собой тип поведения, посредством которого подросток старается высвободиться из-под опеки взрослых.
Крайняя степень выраженности этой реакции — бродяжничество;

*реакция группирования со сверстниками проявляется в повышенном интересе к общению со сверстниками, ориентации на выработку групповых норм и ценностей, формирование собственной субкультуры;
*реакция увлечения (хобби), в ней отражается как веяния моды, так и формирующиеся склонности и интересы подростка.
Определенные осложнения возникают у подростка в процессе профессионального самоопределения, сознательного выбора профессии.
Выбор профессии подростком представляет собой многоэтапный процесс выработки и принятия решения.
При выборе профессии проявляется ряд индивидуальных стилей поиска решений:
*импульсивные решения,
*рискованные решения,
*уравновешенные решения,
*решения осторожного типа,
*инертные решения.

Индивидуальные стили принятия решений являются отражением как индивидуально-психологических, так и личностных особенностей подростков.
Коррекции требуют:
*импульсные и
*инертные решения.

Методики изучения процесса самоопределения:

*методика «Карта интересов»;
*методика ДДО (дифференциально-диагностический опросник, автор — Климов).

Рассмотрим некоторые из отмеченных выше психодиагностических методик[Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога М.: Владос-Пресс, 2001, c.154-159].

Компьютерная психодиагностика
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/kompyuternaya_psihodiagnostika
Компьютерная психодиагностика - психологическое тестирование, проводимое с помощью компьютера.
1. Примеры психодиагностических тестов, реализуемых некторыми современными компьютерными программами.
Комплексная оценка личностных черт:
Методика многофакторного исследования личности Р. Кеттела;
Опросник CPI.
2. Оценка личностных черт и психических состояний:
Методика диагностики направленности личности Б. Басса;
Методика диагностики самооценки психических состояний (по Г. Айзенку);
Методика диагностики самооценки психических состояний (по Г. Айзенку) EPQ;
Методика диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера;
Опросник Спилбергера по оценке личностной тревожности;
Опросник Спилбергера по оценке ситуационой тревожности;
Шкала депрессии Бека.
3. Оценка мотивации:
Женская форма. Опросник мотивации достижения Мехрабиана;
Мужская форма. Опросник мотивации достижения Мехрабиана;
Опросник мотивации аффилиации Мехрабиана;
Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса;
Методика трудовой мотивации И. Кокуриной.
4. Профориентация и профконсультация:
Дифференциально-диагностический опросник Е.Климова.
5. Социально-психологическая оценка личности в коллективе:
Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири;
Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири (идеальное Я);
Модульный социотест Анцупова-Ковалева
Методика изучения социально-психологического климата трудового коллектива Михалюка О. С.Шалыто А. Ю.;
Методика определения стиля руководства Журавлев-Рубахин;
Роли в команде. Вопросник Белбина.

Психологическое тестирование
http://www.psychologos.ru/articles/view/psihologicheskoe_testirovanie
Психологическое тестирование (раздел психодиагностики) — исследование определённых психологических качеств и свойств личности путем использования психологических тестов. Психологическое тестирование используется при отборе на работу, в психотерапии и психологическом консультировании и пр.
Хороший психолог (не обязательно с дипломом психолога: это может быть опытный руководитель, квалифицированный кадровик, внимательный психиатр) расскажет вам о человеке все или почти все без всякого тестирования. Иногда для этого достаточно беседы, иногда и беседа не нужна, достаточно одного взгляда: на лицо человека, на его походку, достаточно услышать интонации его разговора. Однако хороших психологов мало, а разбираться в людях нужно, и вот тут пригождаются как раз психологические тесты.
Основные характеристики психологических тестов - это валидность, надежность, репрезентативность и достоверность. Валидность - это соответствие результатов теста той характеристике, для измерения которой он предназначен. Надёжность - свойство теста давать при повторном измерении близкие результаты. Надёжность как внутренняя согласованность - направленность всех элементов тестовой шкалы на измерение одного качества. Репрезентативность - соответствие между нормами (интервалами на тестовой шкале), полученными на выборке, и нормами, которые могут быть получены на популяции. Достоверность - свойство теста противодействовать фальсификации - намеренному или бессознательному искажению результатов испытуемыми.
В процессе разработки и апробации разные исследователи могут менять количество и состав вопроса теста, но в таком случае трудно сопоставлять результаты, полученные разными исследователями. Только со временем создается стандартизованный тест — психологический тест с четко определенными неизменным списком вопросов, инструкцией, методами обработки результатов и подсчета баллов. На создание эффективного психологического теста уходит от 10 лет работы авторских коллективов. Качество теста обеспечивается многоступенчатой процедурой проверки и стандартизации его шкал. Тестов, прошедших адаптацию к российской действительности 1990-х годов мало, поэтому выбор хороших психологических тестов для оценки персонала затруднен.
Профтестирование, или тестирование в кадровой работе — метод отбора кандидатов для выполнения работы. В профтестировании различаются две основные категории тестов: тесты, созданные для оценки эффективности исполнения работы, профессиональных знаний и умений; и тесты, созданные для оценки черт характера и свойств (специальных способностей), которые способствуют эффективному исполнению работы.
Психологический тест — стандартизированное задание (испытание), по результатам выполнения которого судят о психофизиологических и личностных характеристиках, знаниях, умениях и навыках испытуемого. Тесты, по которым судят о знаниях, умениях и навыках испытуемого, занимают промежуточное положение между психологическими, образовательными и профессиональными тестами.
Тесты личности (Personality tests) — тесты психологического тестирования, направленные на изучение характера, способностей, эмоций, потребностей и других свойств человеческой личности. (См.Классификация психотипов). Личностные тесты подразделяются на проективные тесты, личностные опросники и тесты деятельности (ситуационные тесты, кейсы).
Тест интеллекта — тесты психологического тестирования, направленные на изучение степени развития интеллекта у человека.
Вербальный тест (Verbal test) — тест, построенный на использовании языка, когда тестируемый, выполняя задание, должен не совершать действия, а описать их словами.
Тест достижений (Achievement test) — стандартизированный тест, конструируемый на учебном материале и предназначенный для оценки уровня овладения учебными знаниями и навыками.
Тест на профессиональную пригодность — психологический тест, направленный на выявление индивидуальных интересов и предпочтений, помогающий определить наиболее предпочтительную для конкретного человека работу.
При приеме на работу в качестве тестов также нередко используются тест имитации и кадровый спектакль. Тест имитации — психологический тест, состоящий в том, что человеку предлагается выполнить задание, хотя ситуация, в которой предстоит выполнить задание, не воссоздается. Кадровый спектакль - процедура, где претендентам дается твореское групповое задание, требующее командной работы и выявляющее такие личностные характеристики, как готовность брать на себя инициативу, ответственность, позитив и конструктив во взаимодействии.
Результаты тестов нередко представляют в виде психограммы (Psychogram), графически наглядно изображая результаты исследования психической деятельности индивида с помощью ряда тестов.
Проективные методики:
• Тест Роршаха
• Психология цвета: цветовой тест Люшера, цветоаналитический тест Фрилинга,
• Психология образа: тест Маркерта - "В каком Вы настроении?"
• Тест фрустрационных реакций Розенцвейга
Опросники:
• Опросник Роттера (уровень субъективного контроля)
• Опросник уровня цивилизованности
• Опросник Шмишека,
Тесты
• тест Кэттелла (16 PF-опросник),
• тест Равена,
• Соционический ДВ-Тест,
• MMPI,
• диагностический комплекс 7 (САН, ММИЛ, СМИЛ, СМИЛ сокр., Кэттелл, Спилбергер),
• индикатор типов Майерс и Бриггс (MBTI)
• шкала самооценки (Спилбергер-Ханин),
• шкала депрессии,
• комплекс программ Келли,
• интерактивная психодиагностика,
• репертуарные методики,
• психогеометрия,
• методика изучения внутрисемейных отношений
• NEO PI-R
• [[FIRO-B]]
• Диагностика межличностных отношений Лири
• Полиграф (детектор лжи)
• Анализ почерка (графология)
Полезные ссылки
• Сайт о психологическом тестировании
• тест Personality Interpreter
• Сборник из 500 психологических тестов
• Сайт психологических тестов
• Тесты по психологии
• Энциклопедия психодиагностики






Рейтинг работы: 7
Количество отзывов: 1
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 33742
© 18.07.2011г. Алексей Гадаев
Свидетельство о публикации: izba-2011-379747

Метки: Психологическая диагностика,
Рубрика произведения: Проза -> Психология


Рудольф Сергеев       19.07.2011   08:42:53
Отзыв:   положительный
Лучше всего оставить его в покое. И только в этом случае есть шанс, что из него получится что-либо путное.

Добавить отзыв

0 / 500

Представьтесь: (*)  
Введите число: (*)  










1