Гражданский портрет Николая Воротняка в поэтическом срезе
( фото Николая Воротняка )
На свете жить не скучно, несмотря на то, что не всегда весело. Но благодетели человечества во всех смыслах этого слова не перевелись. Кандидат в заместители самого господа Бога по части сотворения человека - Константин Расин, украинский гражданин и доктор медицины США. Он в числе прочих сногсшибательных гениальных догадок и прямых открытий занимается биокибернетикой человеческого мозга. Эти научные изыскания и проводятся в расчете на то, что биоробот, гипотетически уже проявляющийся в умах и разработках ученых, в будущем может быть оснащен не только интеллектом человека, но и станет носителем "космоса человеческого мозга" вполне конкретного индивидуума. Это меня заставило улыбнуться: невольно вспомнила одного из самых колоритых людей на нашем сайте "Избы-Читальни" Николая Воротняка, поэта и актера, заслуженного артиста Украины. Умом и интеллектом по общему восприятию мира это человек - живой, как ртуть, а по оригинальности ума, склонного находить и сотворять жизненные парадоксы, - настоящая оторва в хорошем смысле этого слова. Вот мне и подумалось: много будет забот у господина Расина, если он вздумает растиражировать вселенную мозга господина Воротняка уже потому, что мозг Николая уж что - нибудь да изобретет в смысле, как улучшить ситуацию, и пораскинет свои интеллектуальные сети...
Разные люди проявляют к Воротняку интерес в соответствии со своей собственной духовной конституцией. Кто - то ждет и получает от него в изобилии заряд смеха, а с ним впридачу - житейской мудрости. Так проявляется Воротняк - "свой парень" и бард. Это в Воротняке - поэте прекрасно сочетается с житейски мудрым и человечески тонким Воротняком - философом. Тогда он для читателя становится другом, сотоварищем на жизненной дороге. Но все эти узнаваемые параметры в той или иной мере присущи многим авторам сайта. Поэтому следует особо отметить, что особенно ярко и по нарастающей в Николае Воротняке проявляется его гражданское начало, и это своего рода феномен в то время, когда это качество в его соотечественниках и бывших русских братьях постепенно уходит из их душ неслышными шагами!
Возможно, так случилось благодаря актерской профессии Николая и совпадению с ней человеческого неравнодушия, но львиная доля творчества Воротняка последнего времени - это по сути анализ и синтез социума нашей жизни. Это касается как Украины, так и России. Интересующийся сам сможет в этом убедиться, "полистав" авторскую страничку Воротняка. Суперзвездной работой в этом перечне можно назвать венок сонетов "Зазеркалье". Обратившись к этой сложной, канонической форме стихосложения, автор ведал, что творил. Не то, что себе "памятник нерукотворный", хотя и не без этого! На литературном "безрыбье" истинно гражданской поэзии современных журналов и других публицистических изданий, это не просто серьезная заявка на гражданскую публицистику, но ее артезианский колодец на иссыхающей земле.
Не думаю, что гордость была главной движущей причиной этого литературного сподвижничества. Именно им проникнуто все произведение, где кувыркаются в зазеркалье здравого смысла люди, оставленные власть предержащими на произвол судьбы.
Моя страна - "Алиса в Зазеркалье",
Спиной к себе идущая вперед...
Я вижу даль, бегущую за далью,
Я вижу мир, где всё - наоборот.
Авторская мысль выражена четко и не нуждается в комментариях. Что уж тут, если страна идет спиной к себе, то логично, что из такой страны народ выносят ногами вперед... А статистика нашей реальности только подтверждает этот феномен Зазеркалья!
Удача там, как Злая Королева!
Она блюдет крапленых карт расклад...
А этим народ обеих уже названных стран, если говорить только о них, не считая и других, расходящихся кругами вглубь всей бывшей империи, сыт по горло!
Идет вперед - и пятится назад
Мир, потерявший все ориентиры.
Там, в Зазеркалье, мне "во имя мира"
Война сулит дорогу в райский сад!..
Реальность окружающего мира, как правило, отражают и фиксируют конкретные исторические вехи, но в Зазеркалье - власть перевертышей.
И в Зазеркалье слышится с трибуны:
"Все, кто не мы, те - варвары, те - гунны!
Мы - зазеркальцы с головы до пят!"...
Пусть так! Но чьим амбициям в угоду
В их зеркалах История народа
Отражена не в лад и невпопад?..
Этот же самый вопрос задают себе миллионы людей, кто в 20 - ом веке был цветом интеллигенции, а сегодня медленно, но верно осуществляется реальный переход этого цвета в прошедшее поколение. При этом идет катастрофическая перестройка и переделка народного образования с тем, чтобы оно не повторило "ошибки" прошлого века:не взрастило грамотных и думающих людей. Сейчас, видимо, вопрос стоит по иному, что в министерстве народного образования даже и не стараются особенно закамуфлировать. Школа ныне дает только азы знаний большинству молодой поросли страны, и это означает: она получит образование в весьма урезанном объеме. Основная масса, та, что учится ныне в общедоступных школах, подразумевается как будущая обслуга тех, кто учится в школах элитных и за рубежом, позаимствовавшим, кстати говоря, все лучшее прежней системы российского среднего образования для всех.
Не ставлю своей задачей и далее проникать в мир Зазеркалья, мастерски воссозданный и обрисованный человеком, который и сам живет в Зазеркалье, но отличается от многих зазеркальцев тем, что у него "душа болит". Болела она и у Николая Рубцова, сжитого со свету преддверием Зазеркальской действительности, набирающей обороты абсурдностью нашего быта и бытия. Но говорить о том, что литература 20 века была в сильной оппозиции к советской власти, не приходится. Несомненно, что она была более духовной, более приближенной к миру общечеловеческих ценностей, чем нынешняя, когда литература, по сути не задерживаясь на поворотах, в значительной мере стала сдавать гуманистические традиции русской литературы вообще, и в том числе русской советской литературы. А ведь последняя при всех своих ограничениях не выплескивала исторического гуманизма всех слоев русского народа, как ребенка из ванны. Литература вообще, и особенно столичная, не представляла собой форпост гражданственности, нравственности и духовности. Литература, по большому счету, не подготовила народ своей страны к социальным катаклизмам, не просветила его относительно того, что нейтралитет к самоуправству власти чреват трагическими последствиями. Частью прикормленная, частью амурничающая с властью, литература не дала народу противоядия к равнодушию, с которым он стал относиться к власти, считая, что она сама по себе, а он сам по себе. Это заблуждение и дало повод для одного из самых злостных обманов власти по отношению к своему народу, проведенного с потрясающей наглостью и беззастенчивостью.
Ныне литература, как таковая, в основном стремительно изживает себя, и ее место захватывает "чтиво". Что оно из себя представляет, как в зеркале отразилось на общем состоянии кино, телевидения и тем более эстрады.
Воротняк, будучи по роду своих занятий и человеческих интересов актером и одновременно литератором, образно выражаясь, ощущает эти новые тенденции в литературе и искусстве, как дно и крышку гроба, которые готовы вот - вот захлопнуться с тем, чтобы навсегда ушла в небытие даже память о великой культуре великих народов.
Все сказанное выше имеет прямое отношение к нашему сайту. Здесь немало интересных, думающих и сердечных людей, у которых болит душа за судьбу России, нашей молодежи. Мне хочется, высветив личность Воротняка как поэта - гражданина, напомнить о том, что один в поле, конечно же, воин, но лучше бы это была рать единомышленников. А поле вовсе не обязательно должно быть полем брани. Новое время диктует новые формы единства и борьбы противоположностей. Необозримы поля Нэта, пусть это еще неорганизованный и неоформленный, но все - таки в какой - то мере коллективный мозг нации. Хорошо бы его использовать по - умному для ее прогресса, а не регресса! А Воротняк при чем здесь? Он - неравнодушный, он подает пример!
Лидия Смирнова, член Союза журналистов РФ.
Рейтинг работы: 74
Количество отзывов: 12
Количество сообщений: 18
Количество просмотров: 567
© 28.06.2011г. Лидия Смирнова
Свидетельство о публикации: izba-2011-366908
Рубрика произведения: Разное -> Литературная критика