
Он
открыл Антарктиду и стал вторым после Ушакова строителем Севастополя,
разгромил турецкий флот и обогнул земной шар, воспитал целую плеяду
великих адмиралов и удостоился стать одним из 129 великих русских людей,
запечатленных на памятники 1000-летию России… Его именем названы
порядка 20 островов, мысов, рек, бухт, берегов и шельфов в Тихом океане,
Антарктике, у побережья США, в Японском, Аральском и Чёрном морях…
Адмирал Михаил Петрович Лазарев.
«...Я
до сих пор не знал цены нашему капитану. Надобно было на него смотреть
во время сражения, с каким благоразумием, с каким хладнокровием он везде
распоряжался. Но у меня недостанет слов описать все его похвальные дела
и я смело уверен, что русский флот не имел подобного капитана», - так
писал о своем командире не склонный к эмоциям Нахимов после знаменитого
Наваринского сражения.
20
октября 1827 г. русская, английская и французская эскадры сошлись в
поединке с превосходящими силами турецко-египетского флота. Основная
тяжесть четырехчасового противостояния легла на русских моряков. Русская
эскадра приняла главный удар противника и сумела сокрушить его центр и
правый фланг. Особенно отличился при том флагман «Азов» под командой
капитана Лазарева. Английский адмирал Гейден признавал, что «...первый
лавр из победного венка, сорванного русской эскадрой, принадлежит
капитану Лазареву». «Азов» в том бою получил 153 пробоины и потерял все
мачты, но до конца остался в строю, затопив пять вражеских судов. На его
борту вместе с Лазаревым мужествовали его любимые ученики: будущие
адмиралы Корнилов, Истомин, Нахимов и Завойко. Наварин принес русскому
флотоводцу мировую славу. Правительства Франции, Англии и Греции
удостоили его высшими наградами.
Этот
триумф замечателен ещё и тем, что его герой дотоле был известен более
не как боевой капитан, подобный Ушакову или Сенявину, но как ученый и
путешественник. Впрочем, столь же замечательно было уже само явление
этой морской души в далекой от морей Владимирской губернии. Три брата
Лазарева, возрастая в отцовском имении, из водоемов видели лишь пруды да
небольшие озера и реки. Однако, их родитель твердо решил, что сыновья
должны быть моряками и отдал их в Морской кадетский корпус. Михаил,
Андрей и Алексей исполнили отцовскую волю. Увы, Петр Лазарев не дожил до
этого времени. Он ушел из жизни рано, и попечение над осиротевшими
отроками взял на себя его друг, поэт Гавриил Державин.
Михаил
Петрович окончил корпус третьим в выпуске. В Отечественную войну
участвовал в Данцигском десанте, а сразу по ее окончании отправился в
свое первое кругосветное путешествие. В ту пору знаменитая
Российско-Американская кампания срочно искала нового командира для судна
«Суворов», которое должно было отбыть к берегам Америки. Её
представители попросили порекомендовать подходящую кандидатуру
генерал-майора Леонтия Спафарьева. «Считаю, что сейчас в Кронштадте не
найти на это дело лучшего моряка, чем лейтенант Лазарев-второй. Этот
человек разумен, знающ, честен, толков и твердого характера... Правда,
молод, но и бывалому не уступит...», - ответил знаток. Так, 25-летний
капитан стал командиром корабля, которому предстояло трудно и далекое
путешествие.
Лазарев
подошёл к делу со свойственной ему основательностью. Подобрал команду,
лично следил за судовыми работами, а по ночам штудировал книги об
истории, географии и укладе стран, где ему предстояло побывать.
Та
же основательность всецело проявилась и во время плавания. Молодой
капитан заботился не только о хозяйственной стороне экспедиции, но и о
досуге команды. Дабы матросы не скучали, Лазарев организовал хор, по
вечерам выступавший на баке, придумал различные игры в свободные часы. В
частности, проводились гонки на спущенных на воду шлюпах, и победители
получали призы.
Покинув
родные берега «Суворов» пересек экватор, дошел до побережья Бразилии,
миновал Африку и посетил Австралию – вторым из русских кораблей за всю
историю. Наконец, корабль пристал к берегам Ново-Архангельска, где
размещалась резиденция главного управляющего Русской Америки Александра
Баранова.
Время
отдыха Михаил Петрович использовал для научной работы, составляя и
уточняя географические и гидрографические работы и путешествуя на
шлюпках с алеутами. По вечерам капитан предавался одному из любимых
своих занятий – мастерил из дерева модели всевозможных кораблей и лодок.
Обратно
«Суворов» вёз полный трюм товаров – прежде всего, мехов. По пути
корабль нанес визит в Перу, став первым русским судном, посетившим эту
страну. Михаил Петрович наладил торговые отношения с местным
правительством, благодаря чему русские получили право торговли без
каких-либо дополнительных обложений. В Перу экипаж провел три месяца, во
время которых Лазарев занимался археологией, изучая древние памятники
инков. Капитану удалось собрать редкую этнографическую коллекцию,
которую по возвращении на Родину он передал в музеи. Кроме ценных
товаров и музейных экспонатов, Михаил Петрович сумел доставить в Россию
целый плавучий зоопарк: 9 лам, альпаку и викунью. Благодаря специальным
клеткам, защищающих животных от жары и качки, все они преодолели дальний
путь в добром здравии.
Путешествие
немного испортил финал. По возвращении в Кронштадт выяснилось, что
директор Российско-Американской компании обманул моряков, не заплатив им
обещанных наградных. Высокопоставленные прохиндеи указали, что
соответствующего пункта в договоре нет, а обещанное на словах ничего не
значит. «Ну, вас к дьяволу! – выбранил их Лазарев. - Не вам, стервецам,
служу, а стране и народу».
«Окружите
человека порядочностью, и он станет порядочным человеком», - такого
убеждения придерживался Михаил Петрович. Но, не имея возможности
реализовать этот принцип на практике, вынужден был всё время бороться с
людьми непорядочными. Так, получив под свою команду шлюп «Мирный»,
которому предстояло отправиться к Южному полюсу в составе антарктической
экспедиции капитана Белленсгаузена, Лазарев приложил все старания,
чтобы надежно подготовить экспедицию к опасному походу. Он
переоборудовал корабли, подобрал команды, заготовил запасы
продовольствия, снаряжения и научных инструментов. В судах проводилась
масштабная перепланировка, их днище обшивали медными листами,
добавлялись новые крепления и иные приспособления. Постоянная
требовательность Михаила Петровича страшно раздражала кронштадтских
чиновников. В порту гуляла поговорка: «Избави, боже, нас от меча, огня и
Лазарева».
Русская
антарктическая экспедиция длилась 751 день. Первыми в мире русские
путешественники открыли Антарктиду, опровергнув мнение англичанина
Джеймса Кука, полагавшего, что на южном полюсе нет никакого материка. В
1820 г. шлюпы "Восток" (Беллензгаузена) и "Мирный" (Лазарева) достигли
ледяного континента. В ходе проведенных исследований ими были открыты и
нанесены на карту берег Александра I, острова Петра I, Кутузова,
Слонимского, Барклая-де-Толли, Витгенштейна, Ермолова, Раевского,
Милорадовича, Волконского. В честь участников экспедиции были названы
остров Анненкова, мыс Парядина, мыс Куприянова и мыс Демидова, залив
Новосильского.
Плавание
проходило в тяжелых условиях. Один из многочисленных айсбергов,
встречавшихся на пути экспедиции, едва не потопил шлюп «Мирный». «Удар
случился в два часа ночи и был столь силен, что многих выкинуло из коек,
- писал Лазарев. - Льдину в тумане увидели так близко, что избежать ее
не было возможности… К счастию, ударились штевнем; если бы это произошло
левее или правее, то обязательно проломило бы, и тогда, разумеется,
никто из нас не рассказал бы, где были».
Тем
не менее, экспедиция – уникальный случай! – не имела потерь. Судовые
врачи постоянно следили за состоянием матросов, экипаж регулярно получал
свежий лимонный сок с сахаром, чтобы избежать цинги, а когда из-за
туманов каюты стали отсыревать, Михаил Петрович придумал греть их при
помощи раскаленных пушечных ядер.
Зимовали
путешественники уже в Австралии, а оттуда направились в Новую Зеландию,
попутно исследовав юго-восточный район Тихого океана. Здесь ими был
открыт ряд островов, получивших название Русских.
По
возвращении на Родину, Лазарев был снова отправлен в Русскую Америку –
на сей раз в целях оборонительных. Американцы и англичане стали
регулярно вторгаться в русскую акваторию и отчаянно браконьерствовать.
Единственный корабль Российско-Американской компании с защитой русской
территории не справлялся. На помощь ему отправились фрегат «Крейсер»
Михаила Лазарева и шлюп «Ладога» Андрея Лазарева. Однако, к тому
моменту, когда братья достигли берегов Америки, оказалось, что русское
правительство переменило жесткие намерения, заключив с американцами
полюбовное соглашение. Всё же новый директор компании, капитан-лейтенант
Матвей Муравьев, на год задержал Лазаревых для охраны заокеанских
владений Империи. «Конвенции конвенциями, а охрана крепости необходима, -
говорил он. - Я не доверяю этим бумажкам. Более чем уверен, что
американцы с англичанами не перестанут нам гадить…»
По
возвращении Лазарева ждали адмиральские эполеты и новое место службы.
Отныне его попечению был поручен весь Черноморский флот, а также порты
Севастополь и Николаев. Сам Михаил Петрович не слишком обрадовался
новому назначению. Проведя всю жизнь в путешествиях, он сетовал: «Я
попался в крайне неприятные для меня сети… Часто выпадают дни, в которые
я сижу за проклятыми бумагами по 12-14 часов. Это не безделица, и
здоровье мое, хоть и каменное, начинает портиться от сидячей жизни…»
Тем
не менее, в новой должности сполна проявился талант
Лазарева-администратора. В Севастополе развернулось масштабное
строительство. Адмиралтейство, казармы, доки, склады… В 1838 г. был
разработан и принят Генеральный план застройки Севастополя военного
инженера Д. Уптона. Город обрел Малый (Матросский) бульвар, знаменитую
колоннаду Графской пристани, памятник А.И. Казарскому, здания Морского
собрания и Морской библиотеки, школа для матросских детей,
Петропавловский и Владимирский соборы…
Адмирал
полностью переоснастил корабельную артиллерию и пополнил флот без
малого 80-ю судами, в числе которых был 6 пароходо-фрегатов и 28
пароходов.
Большое
внимание уделял Лазарев организации Морской офицерской библиотеки.
Активное участие в её пополнении принимали Корнилов, Нахимов и другие
офицеры. «Заведение сие…обогащено лучшими переводами и сочинениями
отечественной и даже частью иностранной словесности…и служит источником
приятных и полезных для молодых людей занятий, отвлекающих их от
порочной праздности», — докладывал адмирал.
Лазарев
всегда отличался прямотой и некоторой эксцентричностью. Даже в общении с
Императором. Однако, неизменно благоволивший к нему Николай Павлович
прощал ему это. Однажды Государю поступила жалоба на оскорбление,
нанесенное адмиралом некому инженеру-полковнику Стоке. Император отложил
её, не читая:
– Если Лазарев оскорбил, значит, тому были причины!
Декабрист
Лорер вспоминал: «В последнюю свою поездку в Петербург, накануне
возвращения в Николаев, адмирал Лазарев откланялся государю Николаю
Павловичу. После милостивого приема, желая показать особое расположение,
государь сказал: “Останься у меня обедать”. “Не могу, государь, –
отвечал Михаил Петрович, – я дал слово обедать у адмирала Г. (который,
кстати сказать, был не в милости в ту пору при дворе) и, вынув свой
толстый хронометр, он взглянул на часы: – Опоздал, государь!” – с этими
словами он поцеловал императора и вышел из кабинета. В это время взошел
князь А.Ф. Орлов, чрезвычайно уважавший адмирала. “Наш Лазарев –
единственный человек в империи, который не желает обедать со мной! –
сказал ему Николай, глядя вслед вышедшему адмиралу. – Что ж, придется
обедать в одиночестве!”»
Лазарев
никогда не следил за своим здоровьем и долгое время не обращал внимания
на боли в желудке. Уговоры друзей и родных не действовали, и лишь
Государь буквально принудил упрямого адмирала отправиться на лечение в
Вену. Однако, было уже слишком поздно: в отличие от айсберга рак не
оставил адмиралу шансов. По прибытии в австрийскую столицу Михаил
Петрович стал уже столь плох, что врачи не решились на операцию. Перед
смертью близкие уговаривали Лазарева написать Императору письмо, поручив
ему свое семейство. Но Михаил Петрович отказался: «Я для себя ничего и
ни у кого не просил никогда, и теперь не стану».
Похоронили
адмирала во Владимирском соборе, окончание строительства которого он не
успел увидеть. Сразу после похорон его соратники, собравшись в
Севастопольской морской библиотеке, провели сбор средств на памятник
почившему. Открыт он был, однако, лишь 15 лет спустя - на мысе Лазарева
перед Лазаревскими морскими казармами.
В
1928 г. большевики снесли памятник великому адмиралу. Могилы его и его
учеников были осквернены ещё раньше… В 2008 г. Севастопольский городской
совет постановил восстановить уничтоженный монумент, однако, этого не
сделано по сей день.
Русская Стратегия