Нина Сазонова – популярная советская кино и театральная актриса, певица,
народная артистка СССР. Народ полюбил
Нину Сазонову за роли матерей и душевные песни.
Самыми заметными картинами с ее участием стали «Повесть пламенных лет»,
«Женщины», «Живет такой парень», «Простая история».
Нина Афанасьевна Сазонова родилась 7 января 1917 года в деревне Константиново, Александровского уезда,
Владимирской губернии в многодетной семье, где она стала пятым младшим
ребенком.
В 1925 или 1926 г.г. Сазоновы переехали в город Кимры, где открылась обувная фабрика «Красная звезда».
Поселились в коммунальной квартире.
С большой теплотой Сазонова вспоминала город своего детства и свою семью:
«Я всегда помню городок, в котором прошли мои детство и юность. Старинные дома,
зеленые улочки с дощатыми тротуарами, сбегающие к Волге. В нашей семье было
пятеро детей: мальчишки и девчонки. Жили дружно, весело, с музыкой. Отец играл
на скрипке, мама на гитаре, сестры на балалайках, братья на баяне. У мамы был
высокий сильный голос, у Симы, старшей сестры, — тоже, а у меня, самой
маленькой, был «бас». Папа сажал меня на колени и говорил: «Давай будем вторить
маме и Симе». По воскресеньям мама пекла ватрушки. Самовар был большущий,
старинный. Напьемся чаю с ватрушками, окна нараспашку — и поем. А вечером всей
семьей на Волгу. Река плещется, играет, пароходы огнями подмигивают...»
Творческие задатки у Нины проявились рано, на них обратила внимание
первая учительница Анна Михайловна. Она была одинокой, жила при начальной школе
и всю себя отдавала своим ученикам.
Сазонова вспоминала: «…И вся жизнь ее
заключалась в нас, ее учениках. Она говорила: «Ребятки, не расстраивайте своих
мам и пап. Если в школе провинились, дома не рассказывайте. Папы работают, мамы
работают — зачем их огорчать? Хорошее домой несите, а в плохом здесь
разберемся».
Учительница не только учила писать и считать, но и прививала любовь к
искусству, организовала драматический кружок, разучивала с детьми старинные
песни. Когда во время урока дети
уставали, Анна Михайловна брала в
руки гитару, которая стояла всегда за
доской, и говорила: «Давайте-ка споём».
Из воспоминаний Сазоновой: «Мы перепели с ней все русские песни и
романсы! Переиграли все сказки и всех зверушек. Первая моя роль была Колобок.
Эта замечательная роль досталась мне по праву: была я сбитая, юркая, ловкая
девчонка. Так первая моя учительница заложила во мне любовь к творчеству — да
нет, ко всему живому, яркому, к празднику, помогающему одолеть боль».
Окончив обязательное начальное образование (четыре класса) Сазонова
продолжила обучение в средней школе № 9. В 16 лет Нина вслед за старшей сестрой
Татьяной стала участницей драмкружка в клубе обувной фабрики «Красная звезда».
Руководитель коллектива Быченков Д.П. рассмотрел актёрский талант в юной
подопечной. В 1934 году он прочел объявление в столичной газете о
дополнительном наборе в студию при Центральной театре Красной армии и
настоятельно посоветовал воспользоваться возможностью. Нина поехала в Москву и
несмотря на большую конкуренцию прошла конкурс, покорив комиссию монологами из
пьес и исполнением русских народных песен. Она стала самой преданной
ученицей мастера курса главного
режиссера театра Алексея Попова. После
окончания обучения Сазонову приняли в труппу
Центрального театра Красной армии и была задействована в основных ролях.
Когда началась война, артисты часто выступали на вокзалах. Вот как
вспоминала Сазонова выступление артистов во главе с Поповым на Белорусском
вокзале: «На улице яркое солнце, ни облачка, а здесь — как перед грозой: люди
прижались к стенам, говорят шепотом... У Попова на лице каждый мускул напрягся.
Начали концерт. А вокруг тишина — ни смеха, ни аплодисментов. Вышли мы с Тосей.
С нами два баяниста. Я запеваю: «Шел со службы пограничник, на груди звезда
горит...». Глянула на Тосю, у нее по щеке слеза катится. Однако вторит:
«Задержался у колодца, дай напиться, говорит...». И дрогнуло что-то в зале,
люди оторвались от стен. Тут у меня горло перехватило. А вокруг уже плотным
кольцом новобранцы, матери, жены, невесты. Поют вместе с нами. И плачут.
Оборачиваюсь к баянистам: «Давайте частушки!» Ребята рванули мехи, мы с Тосей
выбили дробь, и вдруг как удар грома: «По вагона-ам!» Матери заголосили,
солдаты наскоро целуют их, жен, детишек, бегут по теплушкам. Толпа кинулась за
поездом: «Прощайте, родные!» Кто-то из бойцов, перекрывая шум, затянул: «Шел со
службы пограничник...». Весь состав грянул: «На груди звезда горит!» Долго
смотрели им вслед».
Вскоре Сазонова в составе
театральной бригады отправилась на фронт. Актеры выступали в госпиталях,
воинских частях на передовой, часто находясь на волосок от смерти. Однажды ей
пришлось почти час стоять на противотанковой мине не шевелясь до прихода
сапёра, который обезвредил мину.
В 1942 году концертная бригада попала в окружение под Харьковом. В живых
остались несколько автоматчиков, генерал Михайлов и Сазонова, её подруга Тося
Романова с которой они пели дуэтом погибла.
Стали пробираться к своим, чуть не напоролись на немцев. И тогда
генерал приказал Нине, чтобы она шла
одна, в надежде что в селе кто-то ей поможет.
Из воспоминаний Сазоновой: « «Вот
что, — говорит мне Михайлов, — идите дальше одна. У вас есть шанс: вы женщина —
может, пройдете. Идите прямо по балке. За ней должно быть село, кто-нибудь из
крестьян приютит. А нам один конец, в плен сдаваться не будем». И пошла я ночью
по этой балке. Рано утром вышла к деревне. У одного дома стоит ведро с водой. Я
к нему припала, оторваться не могу — несколько дней не пила, росу лизали с
травы. Слышу, будто из-под земли, старушечий голос: «Девонька, иди-ка сюда».
Рядом землянка, спустилась в нее. Бабка меня спрашивает: «Ты кто?» На мне
платье форменное, назвалась медсестрой. «Снимай свою одежду, в деревне немцы».
Дает мне старую кофту, юбку, мужской пиджак. «Наши-то где?» — спрашиваю.
«Кажись, под Чепелем. Это совсем рядом. Бери хворостину. Встретятся немцы, мол,
корову шукаю». Вышла на дорогу. У речушки немцы полощутся. Увидели меня,
показывают в сторону Чепеля: «Там, пу-пу-пу — фронт». Прохожу, помахиваю
хворостиной, а у самой коленки трясутся, вот сейчас в спину! Навстречу
мотоциклисты с автоматами — страшно до жути. Чувствую, силы мои уже на пределе.
Но иду. А к вечеру начался ураганный огонь. Залегла, головы не поднять. К
рассвету утихло. Встала, поднялась на горку — в утренней мгле сожженная деревня
дымится, только остовы печек торчат. У разрушенного сарая женщина на костре
что-то варит в горшке. Присела возле. Вдруг сзади голос: «Гражданка, вы
откуда?» Оглянулась — наши солдаты. У одного на гимнастерке медаль «За боевые
заслуги». Вскочила, рванулась к ним — и упала без сознания...»
Солдаты оказались фронтовыми разведчиками, вместе с ними Нина пересекла
линию фронта. Сазонова сразу была
арестовали сотрудниками органов государственной безопасности и подвергнута допросам. Её отпустили после
тщательной проверки, но пребывание в
руках смершевцев сказалось на её
психическом здоровье.
После окончания войны Сазонова продолжила работу в театре Советской
армии. Театральная карьера складывалась успешно. Она играла в постановках
«Игрок», «Идиот» «Лес» и другие.
Влюблённости у Нины Сазоновой были, но о них ничего доподлинно не
известно. Замуж она вышла за директора галереи Александра Борисова. В 1952 году
родился единственный сын Михаил. Сразу после рождения ребенка супруги
развелись.
После развода Александр Борисов в воспитании сына участия не принимал,
Нина Афанасьевна одна поднимала сына.
В 1957 году режиссер Александр Довженко, увидев актрису в одном
из спектаклей,
пришел к ней за кулисы с предложением сняться в его фильме.
— Это небольшая, но очень трудная — трагическая роль.
Мать, потерявшая на войне сыновей.
— Да как же я смогу? — растерялась Сазонова. — У вашей
героини уже взрослые дети, а моему сыну нет еще и пяти.
— У вас глаза матери. Ваши глаза скажут зрителю все».
Режиссер
оказался прав, кадры в фильме, где снята Сазонова трагичны, но передают
все величие материнской любви.
По воспоминаниям подруг за Сазоновой ухаживали и делали предложения достойные мужчины, но
она отказывала из-за боязни, что Миша тогда не получит принадлежащую ему по
праву рождения материнскую любовь.
В 16 лет
Миша решил жениться и привел свою невесту домой. Нина Афанасьевна даже
не вышла из комнаты, чтобы познакомиться с невестой сына. Михаил бросил школу,
настоял на своём и женился, вскоре родился ребенок. Но рождение внука не
тронуло Нину Афанасьевну, она сделала все, чтобы развести сына и добилась
своего.
Безграничной
эгоистичная любовь Нины Афанасьевны к сыну разрушила его брак.
Да и сын не жаловал поклонников матери. Михаил принял только одного –
гипнотизера Вишневского, с которым Сазонова познакомилась на гастролях в
Тамбове. Заслуженный артист России Сергей Комаров рассказывал: «Вишневский поначалу нас просто очаровал. Сидим в гостинице,
я, Клавдия Шульженко, Сазонова и другие артисты. Стук в дверь. Элегантный, хорошо
одетый мужчина просит взаймы бутылку водки. Мы говорим: вот, пожалуйста. На
следующий день он приходит с корзиной — шампанское, коньяк… Зашел в номер
Сазоновой — и больше оттуда не выходил».
После
гастролей Вишневский поселился у Сазоновой. Миша, которому тогда было около
тридцати лет, был в восторге от гипнотических
трюков Вишневского, который тот демонстрировал. Однажды поехал с ним на гастроли в Магадан. Никто не
знает, как они там проводили время, но вернулись оттуда буквально синие от водки.
Сазонова сказала своему другу: «Вот тебе
бог, а вот — порог. Мне сын дороже!»
После Вишневского Нина Афанасьевна мужчин к себе не
допускала. Она постоянно была на гастролях, старалась для сына. Миша рос во
дворах Красной Пресни, рядом с комиссионкой. Друзья все — картежники,
спекулянты, фарцовщики.
Она окружила сына любовью, заботой, а сынок стал
пить, проигрывать большие суммы в карты и требовать деньги у матери.
Нине Афанасьевне часто доставались роли матерей,
эти роли принесли ей всенародную любовь:
трогательная Анисья в фильме Шукшина
«Живет такой парень» вызывала
улыбку, когда говорила: «Благодать Господня! У меня в огороде,
ну, так всё и прёт, так и прёт!», Клавдия Петровна в фильме «Моя улица». В этом фильме Сазонова спела
песню «Ромашки спрятались» и песня ушла в народ.
Сазоновой часто писали,
обращались с просьбами о помощи и она помогала: кому-то помогала получить квартиру, кому-то поставить
телефон. Делала одним словом всё, что могла. Кто-то из коллег Сазоновой сказал, что она не
просто народная актриса, а всенародно любимая актриса. Всего народа, кроме
сына. Никто из коллег и
знакомых не видел с его стороны какой-то заботы и любви к матери. Он просто жил
за ее счет.
Однажды Михаил познакомился с женщиной, которая ему пришлась ему по
душе. Он остепенился, бросил пить и решил жениться. Нине Афанасьевне не
понравилось, что будущая невестка старше и с ребенком и воспротивилась этому
браку.
Не знаю почему, но взрослый сын не проявил настойчивость, а послушался
маму и не стал жениться. И превратил
жизнь своей матери в кромешный ад.
Нина Афанасьевна никому не жаловалась, но все видели, что приходила в
театр с синяками, часто оставалась ночевать в гримерке.
Артист Сергей Комаров вспоминал: «Как-то я прихожу к
ней, а она сидит не просто не в форме, а буквально вся в синяках. Меня аж
затрясло, когда я увидел вот эту старенькую,
маленькую женщину, еще и побитую. Заходит ее сын. Ну и я по-мужицки ему
наподдал, честно говоря. После этого он даже по телефону ей со мной не разрешал
разговаривать. Как-то раз Нина Афанасьевна взяла трубку, говорит: «Сереж, не
звони, пожалуйста, больше. Он чувствует, когда ты звонишь, и такие после этого
истерики устраивает. Пожалуйста, не обижайся, но я уж сама буду свой крест
нести».
Из
интервью внука Евгения: « Помню, мы с мамой приехали к отцу 26 ноября 2001
года. Тогда Нина Афанасьевна чувствовала себя совсем неважно. Я посоветовал
положить бабушку на три месяца в клинику геронтологии. Объяснил отцу, что там
она будет находиться на специальных аппаратах для расширения сосудов головного
мозга. Отец взорвался: “Чтобы Борисов положил мать в дом престарелых! Не быть
этому!”
А
через год произошла трагедия.
В
канун 2002 года сын избил мать до полусмерти и сам бросился с балкона 11 этажа.
Когда вскрыли дверь, Нина Афанасьевна избитая лежала в беспамятстве на полу, её
удалось спаси, но тоска по сыну привела
к двум инсультам и как следствие к слабоумию.
Сазонова
не общалась с бывшей невесткой и единственным внуком. Она доверилась своей
сиделке Ларисе, переписала на нее квартир.
Нина
Сазонова умерла 1 марта 2004 года от острой сердечной недостаточности. Ее
похоронили за счет средств Театра Российской армии на Ваганьковском кладбище
Москвы.