Стояла близ
града русского деревня. Жили люди в ней, горя не знали. Но тут прилетел как-то в
деревню ворон огромный. Уселся на крышу церковную и каркает:
- Отдайте деву Отраду
мне на служение!
А народ не соглашается:
- Лети отселе подобру-поздорову!
Расправил тут
ворон крыло левое, и темно стало небо, и тучи черные надвинулись. Кричит
голосом хриплым:
- Отдайте деву
Отррраду мне на служение!
Тут бабки заволновались
да заметушились. А мужики давай в ворона камнями кидать, да мимо все. А ворон
расправил правое крыло и гром грянул, и лед с неба на всходы посыпался.
В это время,
окончив вечерню, вышел из церкви Пафнутий чернец. Увидал он, что за дьявольщина
на церковном дворе творится, взял кропило, да и крест-накрест ворона осенил. А
тот вдруг как встрепенется, да как закричит, аки ужаленный!
- Каааар! Ну
смотрите у меня! За строптивость вашу накарррржу вас! Заберу молодость вашу!
Кто млад, тот сед станет, не позднее чем тень моя скррроется! А Отрррраду
теперь я заберу не на служение, а на съедение!
Схватил девицу
когтями и полетел. И когда еще тень крыла черного дрожала на крыше дома крайнего,
все, кто в деревне той был скрючились, сморщились и сединой покрылись. Только
Пафнутий каким был, таким и остался.
Увидели люди,
что с ними сталось и давай поносить чернеца на чем свет стоит.
- Ты зачем
прогневал птицу черную! Накликал на нас беду страшную! Исправляй все как
хочешь! Вертай нам младость нашу!
Молвил им
чернец в ответ:
- На что вам,
люди, молодость ваша? Жить все равно вам столько, сколько Богом отпущено. А так
ведь и страстишек поменьше будет. А вот Отрадушку вызволять надобно. Ради того
и пойду за вороном. А коли молодость ваша где встретится, то так и быть, верну.
А вам тем временем наказ мой: пост соблюдать, в церкви стоять, молебны мирским
чином служить.
Сказал так
Пафнутий, взял посох свой и пошел за вороном. Час идет, два идет, а на третий
жажда одолела Пафнутия. Глядит, а у края лесного – озеро малое. Вода в том
озере чистая как слеза. Пафнутий аж побежал и чуть было не нырнул в озеро, как
вдруг приметил на берегу следы. Одни, человечьи, ведут к озеру, а другие,
козлиные – от озера. Понял, Пафнутий, что озерцо то не простое, а колдовское.
«Небось Ягнеда-старуха одним из своих зелий водицу приправила» - подумал старец
и вдруг слышит, как кто-то сзади в кустах жалобно сказал «Ме-е-е». Раздвинул
чернец заросли, а там козленок перепуганный. Прикоснулся Пафнутий навершием
посоха крестовидным к козленку, и стал тот перед ним молодцем крепким.
Поклонился молодец старцу в ноги, руку поцеловал, благодарит.
- Спаси тебя
Бог, старец! Владимир я, сын приемный князя нашего. На охоте был я. Вперед
вырвался, а дружинные отстали. Вдруг жажда напала столь сильная, а тут озерцо
сие! Припал к водице, а как губы от воды оторвал, так на четырех ногах стоять и
остался. Какая радость что этой дорогой шел ты! Батюшка там уж поди извелся
весь. За то, что ты выручил меня сослужу тебе службу любую.
Поведал тогда
Пафнутий о том, что давеча в деревне приключилось. Княжич возмутился, зарделся,
да за лук схватился.
- Как посмел
каркун гнилоед девиц в земле русской расхищать! Найду да все перья из него
повыдергиваю!
- Не кипятись,
княжич. – Молвил старец. - Не прост ворон тот. Но вдвоем одолеем вражину и
Отраду вызволим.
Идут лесом час,
другой и видят: на прогалине леший стоит, на солнышке греется. Подошед к нему,
Пафнутий спрашивает:
- Нет мне дела
до бед человеческих. Ступай, пока цел.
Отошли от
лешего, и тут Пафнутий княжичу говорит шепотом:
- Я сейчас
посохом стукну о землю, и к лешему подойду заново. А ты рядом держись и голову
вниз повесь, да только не говори ни чего.
Стукнул старец
посохом оземь и сделался княжич ланью. Подошел Пафнутий к лешему во второй раз,
а за ним – лань, свесив голову, будто плачет.
- Хозяин, прошу
тебя, скажи, где ворон пленников держит? Он ведь не только девицу похитил; он и
оленят прихватил.
Услышал такое
страж звериный, осерчал и говорит:
- Ах он живодер
крылатый! Костоглот несчастный! Вон к тем горам летает он. А к которой из трех,
не вем.
Поблагодарил
Пафнутий лешего, отошел от него на версту, стукнул оземь посохом дважды и
вместо лани снова княжич стал. Дошли они до гор, встали и думают-гадают, на
какой горе ворон живет. Тут и темнеть стало. Смотрят – пещера. Решили заночевать.
Только думали костер разжечь, как видят: из пещеры упырь выходит. А за ним еще,
и еще… Стоят красномордые, перешептываются. Тут Пафнутий, шепчет княжичу:
- Смотри, княжич,
я сейчас посохом стукну, и ты станешь как эти. Пойди, да разведай, на которой
горе ворон живет. А как узнаешь, веди упырей всех ко мне.
Стукнул старец
посохом оземь легонько, и княжич стал один в один с упырями. Подошел княжич к
упырям тихонько и говорит им:
- Э! Слыхали,
ворон гнилоед на свежатинку позарился, девицу унес! А на что она ему? А вот нам
бы сгодилася!
Заворчали упыри:
- Что? Да как он
мог живое взять и нам не сказать?
- Так пошли бы,
да и забрали девицу себе, да только не знаем, на какой горе живет этот жлоб. –
говорит хитрый княжич.
- Как не знаем?
Вон на той, что между другими. А дом его – на самой вершине.
Тогда княжич рукой
поманил остальных упырей за собой и говорит:
- Идемте за
мной, я знаю короткий путь к горе той.
Приводит их к месту
тому, где старец их ждал. Узрели упыри Пафнутия и встали как вкопанные. А
старец ударил трижды посохом с крестом Божьим на навершии, и озарил место то
свет ярче солнечного. И в один миг упыри те пылью стали и по ветру развеялись.
Все, кроме одного. Стукнул старец посохом оземь дважды, и стал княжич снова самим
собой.
Взошли на
среднюю гору чернец да княжич, добрались до самой вершины. А на вершине стоит
дом из костей человеческих. А рядом с домом – три сарая. А в сараях – люди пленные
из краев разных. Пошел княжич и отпер все три сарая и выпустил пленников, а с
ними и Отраду девицу.
Подозвал Пафнутий
княжича к себе и говорит:
- Сейчас ворон,
хозяин здешний, покажется. Он мечем своим посечет меня. Как случится то, ты
стрелу кровью моею омой и в сердце воронье пусти. Тут и конец ему придет. А в
доме у него возьми со стола яблочко наливное. То есть молодость похищенная.
Не успел чернец
сказать это, как отворилась дверь дома костяного, и вышел на двор ворон. Но не
птицей явился он теперь, а воином могучим в доспехах черных с мечем в рост
человеческий.
- А! Это ты, хрыщ
старый, пришел запасы мои расхищать?!
Взмахнул Вран мечем
и порубил чернеца. А Владимир княжич омыл стрелу в крови Пафнутиевой и пустил
ее прямо сердце вороново. Тут и конец пришел Врану, дев расхитителю. Пролетел о
том слух по всему лесу подгорному. Обрадовались звери лесные, принесли воды живой,
воды святой. Омыли княжич с Отрадой старца водою той и ожил Пафнутий. Вернулся
Пафнутий в деревню, а народ дряхлый уж его поджидает.
- Ну что,
черноризец, принес ты назад молодость нашу?
Отвечал им
Пафнутий:
- А вы,
православные, молились ли Богу, как я наказал вам?
Стыдно стало
людям, что не справляли молебны, как старец заповедовал. Тогда достал Пафнутий
яблочко наливное из-за пазухи и молвил к ним:
- Вот она,
молодость ваша. Аще кто сам яблоко съест, младенцем станет. Аще поделит, то всем
добро будет.
Сказал, оставил
яблоко на пеньке и пошел с глаз долой. Что тут началось! Крики, вопли! Пошли в
ход кулаки да ноги! Когда все улеглось, подошел Пафнутий и видит: народ
деревенский побитый лежит да охает. А яблочко на пеньке так и лежит. Тут люди
повставали, подошли к Пафнутию и давай каяться да прощения просить. Старец
тогда взял яблочко, порезал и каждому по кусочку раздал. И стали люди каждый
как прежде. И благодарили старца за мудрость его.
Вопрос к
читателям: Как Вы считаете, должен ли Владимир взять замуж Отраду девицу?
Галина Лебединская 17.11.2023 10:13:44 Рецензия:положительная Мне очень по душе сказки народные, поэтому с настоящим удовольствием
читаю Сказку "Вран — Вор Младости". Помним, о чём гласит народная мудрость:
"Сказка — ложь, да в неё намёк! Добрым молодцам — урок!"
Сказка, которую мы сейчас прочли, во многом роднится с народными русскими
волшебными сказками, в то же самое время отличаясь своей индивидуальностью.
Роднится она сюжетом: совершено зло, похищена нечистью девица (в данном
случае — черным вороном ("Враном, вором младости"). Но только, в отличие
от героев сказочных произведений в народном творчестве, спасать Отраду-девицу
идёт не царевич, молодой и прекрасный юноша, а монах-чернец, старец Пафнутий...
Роднится эта сказка и образами, которые, как и в народе, разделяются на добрых
и злых, но именами они наделяются уже автором по-своему и поступают тоже
по своей сущности, заложенной в их натуре, — доброй или злой...
Как и в русских народных сказках, забегая вперёд, отмечаю, что добро и мудрость
побеждают зло. Добродетель торжествует. Но конкретика в этом произведении
уже складывается по-иному...
Заслуга автора, по моему мнению, состоит в том, что он выступает в своей сказке
как новатор: все события, происходящие в ней, он рассматривает с новой позиции,
достойной всяческого уважения, — с позиции верующего православного человека.
Мы видим в этой сказке действие святой крестной силы, исходящей от монаха
Пафнутия, действующего святым крестом. Это и есть всепобеждающая сила
его святой Любви, ради которой он жертвует своей жизнью (в моменте кульминации
сказки, когда Вран разрубает его на куски). Акцент делается на Любовь Божью, которая
побеждает демонизм через образ старца Пафнутия. Развязка — счастливая: Старец
оживает, девица Отрада возвращается домой, люди вновь становятся молодыми...
И в этом финале снова радует читателя православная позиция автора: показана
и слабая вера в Бога, и самолюбие людское (драка за яблоко младости),
Однако и здесь побеждает вразумление и святая доброта старца...
Глубокий материал сказки даёт простор для дальнейшего обсуждения интереснейших
моментов, но ограничивают рамки этого комментария.
Хочется дать единственный совет автору, который касается грамотности —
не в стилистике изложения, а в знании синтаксиса и морфологии. Внимательнее
относиться к тексту на предмет ошибок: корректировать его, чтобы избежать
различных пунктуационных, орфографических и других грамматических ошибок.
В заключение выскажу своё основное мнение: думается, что такие сказки не только
принесут пользу детям в воспитании высоких нравственных качеств характера, но
и обогатят современную русскую литературу!
Реданонс.
С искренним уважением и радушием, — Галина, редактор-рецензент ИЧ.