
ВАХТАНГОВСКАЯ «НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ»
Вахтанговский спектакль «Ночь перед Рождеством» ошеломляет своей необычной, неожиданной яркой формой. Настоящий эквилибр театральной режиссерской раскованности и актерской импровизации. Даже не верится, что такой солидный и серьёзный академический театр обладает столь юношеской творческой энергией.
Уже в распределении ролей в программке невольно отмечаешь, что Оксану, возлюбленную Вакулы, и чёрта играет одна и та же актриса. Такое соединение – женщины и чёрта в одном лице - сразу обостряет внимание.
И дальше оно не теряется. А лишь все больше нарастает. Например, его подхватывают первые сцены постановки. Когда голос отца заставляет юную дочь читать гоголевскую «Ночь…». На что ребенок с трудом соглашается. И это напоминает скучные уроки школьного детства. И одновременно опровергает всякую скуку всем дальнейшим происходящим на сцене. А там начинается целый вихрь, казалось бы, известных событий. Но переданных совершенно необычно.
Черт в исполнении Евгении Ивашовой напоминает нервного испуганного подростка, а своей мимикой и пластикой Чарли Чаплина. Знаменитая сцена - поедание Пацюком галушек со сметаной - увидена совершенно неожиданно, по-своему. Авторам удалось в ней гармонично соединить театр и кино. Также метафорично и условно был показан полёт Вакулы на черте к императрице. С иронией прошла сцена проверки героев собаками службы безопасности дворца. И все эти события гоголевского сюжета перемежались перебивками времен. Например, когда идет современная экскурсия по достопримечательностям Петербурга с угощением экскурсантов горячим шоколадом.
Режиссер-постановщик нового спектакля – известный актер и режиссер Олег Долин. Он нашел своё уникальное прочтение прозы Гоголя, написанной почти двести лет назад, но совершенно не стареющей благодаря свежему виденью. Вместе с ним в постановке спектакля приняли участие художник по костюмам Евгения Панфилова, художник по свету Руслан Майоров, видеосценограф Ася Мухина, технолог Елизавета Борисова, звукорежиссер Екатерина Волкова.
Роли в необычной интерпретации повести Гоголя исполнили маленькая Эстер Долина, Эюб Фараджев, Евгения Ивашова, Мария Волкова, Евгений Кравченко, Карен Овеян, Ирина Смирнова, Василий Цыганцов, Павел Юдин, Полина Бондарь, Мария Риваль, Анастасия Жданова, Анна Ляхова, Анастасия Джентилини. И надо сказать, что все актеры работали с особым азартом и вдохновением.
Это уже не первая постановка спектаклей по произведениям великого русского писателя на вахтанговской сцене. За всю историю существования Театр Вахтангова ставил Гоголя семь раз. Этот восьмой.
После пресс-показа режиссер-постановщик спектакля Олег Долин рассказал журналистам о принципах своего подхода к произведению Гоголя.
«Ночь перед Рождеством» — прекрасная повесть. В ее восприятии много стереотипов, поэтому хотелось добиться нового звучания. Вместе с артистами мы искали, как сегодня эта история должна выглядеть и звучать, каков способ существования на сцене исполнителей в этом материале. Мы работаем этюдным методом, ведь это не драматургия, а проза, сцены не идут одна за другой, а создается композиция по тексту. Проза требует специального освоения на сцене». И, надо признать, такой подход выглядел очень убедительно. Что повреждали громкие и единодушные аплодисменты по ходу и по окончании спектакля.
Иногда казалось, что спектакль больше напоминал пантомиму, в нем не очень много слов. Больше действия, ярких событий и оживших символов гоголевской прозы. Режиссер отметил, что первый раз ставит спектакль в Театре Вахтангова. Что совершенно закономерно, потому что он выпускник Щукинского института. «А в нем работают мои педагоги, безмерно уважаемые и почитаемые мною. Я чувствую, что мы „одной крови“ с актерами и работниками цехов. Мне здесь очень комфортно работать, давно такого не было». Театр можно поздравить с такими выпускниками, а зрителям пожелать посмотреть настоящее театральное чудо, которое длится один час пятьдесят минут, но пролетает как одно мгновенье.