Парадоксы истории развития человечества.
Вместо эпиграфа:
«Мир – это гармония добра и зла. Уничтожь зло и рухнет добро».
Философ Плотин.
…Внезапно задумался о том, что сегодняшние передовые технологии происходят из
военной среды. Иначе говоря - созданы как орудия уничтожения, как оружие войны,
как орудия смерти!
Потом, анализируя этот тезис пришел к выводу, что передовые технологии приходят
в мир, потому что жизнь человеческая защищает себя от преждевременной,
насильственной смерти.
Если вглядеться, то любая гонка вооружений сопряжена прежде всего с желанием
остаться в живых, когда так или иначе будет развязана война…
И такой порядок вещей начинался в человеческом сообществе в глубокой древности.
Первый топор, и первый меч, и первое копье среди первобытных людей, в основном
бывших собирателями, вначале появились как орудия убийства животных и самого
человека, а потом были приспособлены для хозяйственных нужд.
В древности, человеческое стадо или уже племя, которое изобрело лук со стрелами,
как оружие действующее на расстоянии, наверняка долгое время господствовало в
своих землях и завоевывало земли других племён.
Ну а потом, изобретение пороха поначалу помогало изобретателям взрывать стены
домов и крепостей - уже воины Чингисхана использовали пороховые «бомбы» при
осаде городов, пользуясь китайскими открытиями и технологиями…
С изобретением ружья, стали не только убивать людей, но и охотиться с ним, что
тоже делало добывание пищи намного легче и добычливей. Ну и потом, постепенно,
началась гонка вооружений и та страна, которая изобретала новое оружие,
побеждала в войнах и поднималась в политическом смысле, диктуя соседям свою
волю в экономике и в культуре.
Изобретение атомной бомбы, помогло США стать супердержавой, а Советскому Союзу
отстоять звание победителя во Второй мировой войне, а ракетные технологии
доставки супербомб, помогли Союзу, уже в качестве второй супердержавы,
противостоять агрессии Америки и НАТО!
…Сегодня среди развитых стран идет легальное научно-техническое соревнование в
области создания военной техники. И уже косвенно, эти научные и технические
открытия со временем, перекочёвывают в мирную жизнь.
Вот несколько примеров:
…Мирный атом стал продолжением атомной бомбы!
…Ракетная отрасль создавалась для доставки на территорию противника боезарядов,
в том числе и атомных, и уже потом, ракеты стали использовать для
аэрокосмических исследований!
Компьютеры и мобильная связь, тоже перекочевали из военной области и сегодня,
представить жизнь без этих «гаджетов» очень трудно, хотя прогресс такого рода
неизвестно к чему может привести!
И таких примеров десятки, сотни, тысячи…
Более того, размышляя над этой проблемой я пришел к выводу, что именно война
стала тем «стимулом», который и подтолкнул человечество к возникновению
человеческих сообществ, а потом и общества: в начале это было человеческое
стадо, потом племена, а потом и нации-государства. Ведь жить обществом,
разделяя ответственность перед общиной, и главное безопасней и даже умирать за
общество, за племя, за Родину было почётно, а куль героев, в качестве
национального мифа, служил основой самоидентификации и базой для национальной
культуры!
В определённом смысле, войны между народами были
своеобразной проверкой сплочённости и организованности общества той или иной страны,
а последствия победы или поражения приводили к обновлению социальной структуры.
Невольно вспоминается жестокий афоризм Гегеля: «Война напоминает порыв ветра проносящемся
над загнивающим озером!»
И как это не парадоксально звучит, все это происходило в целях защиты жизни во
время разного уровня и масштаба столкновений – военных и экономических. Если
одно человеческое стадо начинало в военном смысле доминировать над другим,
тогда и экономические выгоды от такого доминирования получали лучше
организованные и лучше вооруженные общности! Вспомните империю Чингисхана,
когда никому не известные монголы – небольшая народность из глубин Центральной
Азии, - завоевали пол мира, используя жесткую систему организации не только
войска, но и населения вообще.
Несмотря на жестокость и беспощадность войск Чингисхана, созданная им империя
стала территорией, на которой прекратились местные войны, бандитизм и грабежи
караванов на всех торговых путях, находящихся на территории этой империи. А на
Руси, прекратились междоусобные войны князей, что в дальнейшем способствовало
объединению русских княжеств!
В этом «объединительном» феномене и в самой фигуре Чингисхана – объединителя, можно
усмотреть зависимость древнего международного социума от силы оружия и умения
воевать, то есть зависимость персонифицированного зла.
На мой взгляд, такой парадокс, стал важным фактом социальной истории
человечества…
Иначе говоря: «Не было бы счастья, да несчастье помогло!»
Нечто подобное и парадоксальное происходит и
сегодня, когда при очевидном доминировании и даже диктатуре Америки и НАТО,
заточенных на войну, во всем мире происходят техническая и социальные революции
в стремлении к созданию многополярного мира!
Но и в
человеческой культуре, действуют те же закономерности. Фрейд, в свое время
правильно заметил, что развитие человеческой культуры – это процесс
обусловленный «репрессиями» как природного, так и социального свойства!
Иначе говоря, человек эволюционировал и человечество развивалось прежде всего
из-за столкновения добра и зла, в форме войн и непрекращающейся противостояния
полярно противоположных этических и эстетических понятий.
Тот жеГегель, в свое время определил
основной закон диалектики, то есть эволюции человеческой жизни, говоря по сути
то же, что Плотин сказал до него около полутора тысяч лет.
У Гегеля, основополагающим законом социальной жизни
человечества, было столкновение интересов - Тезиса и Антитезиса, и это
противостояние рождало Синтез и бытие, в результате борьбы противоположностей,
переходило на новый этап развития!
Кажется, что немецкий философ имел ввиду прежде всего выработку жизненной энергии
движения в будущее, при столкновении противоположностей, происходящих от вечного
противостояния и столкновениях добра и зла…
А как же афоризм Святого Августина, который говорил. «Зло – это недостаток
добра. Делай больше добрых дел и в мире станет меньше зла», - можете вы
спросить?
Но тогда, возникает вопрос: - Каким
образом в мире возникает зло, в его человеческом понимании?
Отвечая на этот коварный вопрос, можно прийти к
выводу, что в каждом человеке, помимо человеческого начала, существует ещё
начало природное, инстинктивное, то есть то самое зло, против которого борется
человек социальный. И душа человека, или его сознание, является полем битвы
человека духовного с человеком природным, альтруизма с эгоизмом, с инстинктивным
началом доставшемся нам от наших далеких предков – животных…
Или, говоря языком христианских богословов, наша душа вмещает в себя добро и
зло, грех и добродетель и от борьбы этих начал и рождается энергия движения в
будущее и развитие человечества в сторону обожения!
…Эта теория борьбы противоположностей, в разных видах и формах встречается во
всех религиях мира.
Примеры:
В буддизме – цель жизни - освобождение и изживание кармы, то есть плотского
начала в человеке.
В исламе, одна из основных идей - понимание относительности любого зла, без
которого добро не существует. Отсюда и кажущаяся агрессивность мусульманства.
Но и в христианстве, существует доктрина в которой утверждается, что только
преодолевшие в себе грех, могут перейти в другую плоскость измерения – в рай,
где царит вечное добро и порождённое им счастье. Об этом, сам Иисус из
Назарета, подчёркивая надмирность рая, как символа вечного счастья, говорил:
«Царствие моё не от мира сего!»
С другой стороны, в христианстве существует утверждение, что большинство
нераскаявшихся грешников попадают в ад – сферу вселенского зла и мучений для
творящих зло в мире!
Иначе говоря и христианство строилось на теории борьбы добра и зла в человеке,
тем самым признавалось существовании в человеке двух сущностей, с
противоположными моральными знаками!
…В определённом смысле, такие человеческие понятия как рождение и смерть,
являются синонимами добра и зла, их понятийными ипостасями. Рассматривая
проблему смерти всего живого соотносящегося с рождением, мы можем предположить,
что исходя из человеческой морали, зло-смерть в этом случае побеждает
добро-жизнь.
Но так думать и говорить, можно только исходя из человеческого понимания
процесса существования.
В биологическом и даже геологическом смысле, ситуация, когда смерть побеждающая
жизнь - есть только промежуточный процесс вселенского бытия и развития.
Объективно говоря, смерть можно понимать как регулятор и даже стимул проявления
жизни, направленный к вневременному продлению общего в природе, через смерть
частного!
И потому, смерть понимаемая как зло является теневой стороной жизни и одной из
сторон бесконечного конфликта, составляющего основу всего живого и даже
неживого, потому что рождается и умирает не только живое, но и неживое в форме
рождения и смерти звёзд, планетных систем и галактик!
Именно о
теневой стороне человеческой природы, упоминает и Карл Юнг, говоря о
коллективном бессознательном, которое вырабатывалось долгие тысячелетия жизни в
человеческом «стаде» и впоследствии, зафиксированного на уровне «умственного»,
интеллектуального ДНК…
И в этом бессознательном, тоже зафиксировано наличие двух противоположных
свойств человека и человеческого общества…
…Вот такие тезисы, я хочу предложить для обсуждения читателям моей статьи,
которые, естественно находятся в стадии обдумывания-становления и вполне могут
представлять из себя только беспорядочный полет моих интеллектуальных фантазий,
но и не менее беспорядочные попытки все привести к одному, изначальному
знаменателю…
В качестве короткого добавления – отрывок из романа
«Владыка Серафим»:
Беседа о смерти.
«…Только
смерть,когда мы приближаемся, чтобы
рассмотреть ее вблизи, является истинной целью нашего существования. В
последние несколько лет я вступил в такие близкие отношения с этим лучшим
другом человечества, что теперь смерть не только не являетсядля меня чем-то страшным , а, наоборот, очень утешительным! Я благодарю моего Бога за то, что
он любезно предоставил мне возможность изучения в результате чего понял, что
Смерть - это ключ, который отпирает дверь в наше истинное счастье…»
Вольфганг Моцарт
«…В трапезной церкви проходила очередная беседа Владыки. Когда народ заполнял
трапезную превратившуюся в зрительный зал, Владыка выходил из своей маленькой
квартирки, вход в которую был через трапезную и поклонившись притихшей
аудитории, проходил к столу и садился лицом к присутствующим.
И начиналась беседа...
- Сегодня, я хочу побеседовать о смерти человеческой и об отношении к ней
каждого из нас – начал Владыка. Я помню из учебника логики, силлогизм,
доказывающий смертность каждого, любого из нас. Там было написано
приблизительно так: «Кай человек... Все люди смертны. Значит Кай тоже
умрёт...».
Тогда мне было лет двадцать, понимая умом, что я тоже как все люди смертен,
душой я не верил, что тоже умру. Более того, я даже не верил в то, что я
когда-нибудь стану старым. Смерти я не боялся ещё и потому, что не хотел жить
долго - вокруг было так много смертей - это было во время большой войны, и даже
в достижение возраста хотя бы шестидесяти лет, верилось с трудом. Да может быть
и не очень хотелось жить долго.
Теперь, я думаю, что это было проявление обычного юношеского
максимализма...
И вот сегодня, как то странно сознавать, что мне уже далеко за семьдесят, а
жизнь начинает нравиться всё больше и больше...
Владыка весело рассмеялся и слушатели тоже заулыбались, видя добродушное
веселье этого открытого и оптимистически настроенного человека. Этим чувством
юмора, Владыка Серафим привлекал самых мрачных своих прихожан.
В отличии от многих и многих православных иерархов, он любил смеяться и часто
подшучивал сам над собой. И эта его простота подкупала, заставляя многих
прихожан пересмотреть свои взгляды на православие, как на веру с грустными
корнями...
А Владыка продолжил: - Конечно я видел стариков вокруг, и даже много стариков,
но поверить, что когда-то и у меня выпадут волосы, а в оставшихся появится
седина, что лицо моё станет морщинистым как печёное яблоко, я не мог...
Владыка этим замечанием ещё раз вызвал улыбку на лицах прихожан.
- И вот прошли годы и вдруг, я начинаю осознавать, понимать, правда очень
медленно, что я становлюсь всё ближе к смерти и уже начинаю верить в то, что я
стал старым человеком…
И тут, мне вспоминается латинская поговорка: «Никто не стар настолько, чтобы не
верить, что он проживёт ещё хотя бы один год».
Вот и я сегодня, утешаю себя тем, что умру не завтра и потому, ещё остаётся
много времени чтобы радоваться жизни, думать, разговаривать с людьми,
вспоминать свою прошлую молодую и часто бестолковую, а иногда и грешную жизнь.
И вот тут приходят в голову разные сожаления об упущенных возможностях не
только саморазвития, но прежде всего о потерянных напрасно годах, за которые
можно было помочь многим людям почувствовать себя более счастливыми и более
нужными для других...
Конечно, смерть многих пугает, но тут надо вспомнить о смерти и страданиях
Иисуса Христа на кресте и о его добровольной жертве, за ради спасения людей от
их грехов и прошлых и будущих.
Для нас открывается, как мне кажется, смысл нашего существования как верующих
людей. Раз уж Господь пожертвовал своей бесценной жизнью, за ради нас
грешников, то нам, пытающихся верить и жить по Его Новому Завету, нужно
последовать Его примеру и взять на себя тяготы не только своей жизни, но и
тяготы, хотя бы для начала самых близких людей, которые нас окружают. И тогда,
это наполнит нашу жизнь смыслом и даже смерть в этом случае, не будет нас
пугать, потому что мы будем сознавать, что не даром прожили свои жизни...
Мне часто задают вопросы, почему мы должны страдать и ограничивать себя, когда
вокруг видим много людей, которые хотят и имеют много денег и живя в роскоши,
думают только о себе или о «своих». Ведь сегодня, это основной пропагандистский
«тренд» в светских, а иногда даже и в церковных СМИ.
- Я недавно прочитал материал в газете, где священник, чуть ли не с гордостью
говорит о российской империи, что раньше церковный клир был привилегированным
сословием и ездил в каретах. Этим, он оправдывает то, что нынешние батюшки на
«Лексусах» да на «Мерседесах» разъезжают, да ещё и в сопровождении «денщика» -
водителя, то есть личного дьякона. Думаю, что обычному христианину, такое отношение
к священству кажется диким...
Владыка сделал паузу, отпил несколько глотков воды и поставив стакан на стол,
продолжил:
- Тут то, мы и должны вспомнить о том, что мы верующие, мы христиане и должны и
можем жить не только для себя и близких, но и для тех, кто для нас являются
дальними.
Иисус Христос Говорил: «Возлюби ближнего, как себя самого»
И говоря это, Он имел ввиду не только нашу родню и друзей, но именно тех людей,
которые нас окружают в жизни вообще. И конечно, прежде всего тех, кто вместе с
нами верует и поклоняется спасителю человечества - Иисусу Христу, возлюбившего
всех человеков так, что жизнь свою отдал на их благо...»
В качестве послесловия:
«Смерть
каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем человечеством, а потому не
спрашивай никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по Тебе…»
Джон Донн
2018-2023
год. Лондон. Владимир Кабаков
Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте «Русский
Альбион»:
http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/
или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?":
http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal