История одной песни
Месяц назад умер Александр Градский. Личность неоднозначная, к нему можно относится по всякому, но тем не менее талантливая и знаковая. Причем во всех отношениях — певец, мультиинструменталист, автор песен, поэт, композитор, художественный руководитель театра, один из основоположников русского рока.Но вот что странно. Александра Градского мы всегда связываем с песней «Как молоды мы были». По сути, это его «визитная карточка». Некоторые уверены, что это песня его. Но это не так. Легендарную песню написала не менее талантливый композитор Александра Николаевна Пахмутова на слова своего мужа, поэта Николая Добронравова.Но начнем по порядку. В 1975 году Александр Градский был еще малоизвестен широкой публике. Ну че там – создал одну из первых советских рок-групп «Славяне» , а затем «Скоморохи», принимал участие в группах «Лос Панчос», «Скифы», коллективе польских студентов МГУ «Тараканы», в составе которых исполнял песни Элвиса Пресли и твист Арно Бабаджаняна «Лучший город Земли». Сотрудничал с композитором Давидом Тухмановым, который пригласил его спеть несколько композиций для альбома «Как прекрасен мир». В общем никому неизвестный, кроме кучки продвинутых рокеров, поэт и музыкант.А как раз режиссер Андрей Михалков-Кончаловский работал над фильмом «Романс о влюблённых». Композитором «Романса о влюблённых» должен был стать Мурад Кажлаев, но тот почему-то отказался. И тут художник Аркадий Петров предложил кандидатуру Градского. Особенный, «молодежный» настрой фильма требовал, чтобы и музыка в нем была молодой и современной. Поэтому приглашение Александра Градского — двадцатипятилетнего выпускника Института им. Гнесиных для участия в кинокартине в качестве композитора явилось вполне закономерным и логичным. Александр Градский не только создал музыку о своих сверстниках, но и исполнил в фильме все мужские партии, спел за всех героев, удивительно перевоплощаясь и вокально и образно.«Не скрою, — говорил Андрей Кончаловский , — мы пробовали и других певцов. Но оказалось, что лучше всех исполняет песни Градского сам Градский. Причем у нас была своя сложность — песни эти должны, конечно, звучать профессионально и в то же время необходимо было создать иллюзию, что поет герой фильма, простой парень, ну, скажем, водитель автобуса. Создать иллюзию непрофессионализма. Градскому все эти перевоплощения удаются легко. Потому что он талантлив разнообразно…».А звукорежиссёром фильма был Виктор Бабушкин, который давно сотрудничал с Пахмутовой. Бабушкин предложил молодому певцу познакомить его с Пахмутовой и попробовать записать две её композиции — ударный «Яростный стройотряд» и лирическую «Как молоды мы были».
Обе были написаны Александрой Николаевной для фильма «Моя любовь на третьем курсе». Причём «Как молоды мы были» воспринималась композитором, как тихая камерная песня. Вначале планировалось что песню будет исполнять лиричная Елена Камбурова, но та как раз была на гастролях. А тут заявляется Бабушкин с длинноволосым и заносчивым юнцом, который вначале Пахмутовой категорически не понравился.
Уже на первой встрече Градский сумел ошарашить композитора, когда попросил показать ему партитуру. Пахмутова с удивлением посмотрела на юношу, но партитуру все-таки дала.
«…потому что в музыкальной среде «курица – не птица», а вокалист – не музыкант. Я посмотрел партитуру, понял, что это может быть интересно сделано в третьем куплете: сделать некую кульминацию, и предложил ей этот вариант. Она сказала, не знаю, не знаю, по-моему, все-таки будет высоковато для вас. Говорю, давайте, может, попробуем». Из воспоминаний А. Градского.
Тональность третьего куплета была поднята на целую октаву, и лирическая песня обрела драматическую мощь.. Алесандре Пахмутовой или как потом ее называл ее Градский Але, такой вариант песни очень понравился. По воспоминаниям певца, было сделано три дубля, а затем Бабушкин смонтировал из самых удачных кусков окончательный вариант, вошедший в фильм.

Пахмутову не раз убеждали заменить «этого волосатика» на кого-то более пристойного — например, Кобзона. Однако Александра Николаевна проявила привычное упорство, также настояв на том, чтобы именно Градский исполнял «Как молоды мы были» на фестивале «Песня года — 77». А. Градский: «Потом не раз я просил её прийти на всевозможные худсоветы и поддержать тогда начинающих артистов, как Машину времени, Гребенщикова. У Али всегда был фантастический авторитет, после её слов никто не смел возражать. Каюсь, я её часто просил помочь в таких вещах, и она никогда не отказывала».
Кстати, заметьте, если в фильме третий припев подхватывал детский хор, то в сольных выступлениях певец пел эти строчки своим знаменитым фальцетом. После успеха песни карьера Градского резко пошла вверх. Он начал собирать Дворцы спорта и стадионы и стал одним из самых высокооплачиваемых исполнителей. Конечно, главный «гвоздь» его программы — «Как молоды мы были» — ему изрядно надоел, но он всегда относился к этой песне вообще и к Пахмутовой в частности с большим уважением и благодарностью.
«…она более эстрадная всё-таки, чем то, что я делаю. А талантливые композиторы, такие, как Пахмутова, это ведь раз в столетие случается. И у них раз в карьере может случиться такая вещь, как «Как молоды мы были». …Я спел её, когда мне было 26 лет. Это было довольно необычно, поскольку молодой еще совсем человек пел с точки зрения взрослого. Сегодня я её пою правильнее. И по-другому. А Аля всегда говорит: «Мне интересно, что ты сейчас будешь делать. Я всё время слежу, как ты её меняешь».
Позже «Как молоды мы были» исполняли все та же Елена Камбурова,
Людмила Гурченко, Эдита Пьеха, Тамара Гвердцители, Иосиф Кобзон, Дмитрий Хворостовский, Николай Караченцов и многие другие певцы. Но все, же для большинства слушателей она была и остается песней Александра Градского.
Ничто на земле не проходит бесследно,
И юность ушедшая все же бессмертна.
Как молоды мы были,
Как искренне любили,
Как верили в себя!