Онтология свиста (Фельетон) Некоторые аспекты онтологии поэзии. ( Не путать ни с антологией, ни с антропологией, хотя при взбодрённом энтузиазме можно найти родственные элементы с апологией; в чем вас и ободряю). В свете серии откровений Вадима Шарыгина «Поэтическое
восприятие» части 1-5 см.: https://www.chitalnya.ru/work/3527211/
= = = = = =
В летний день 1670
года французский мещанин Журден, порожденный воображением Жана Батиста Мольера в своей комедии «Мещанин во дворянстве», сделал важное
открытие - оказывается, он всю свою жизнь говорил прозой! О том ему поведал его учитель: « Все, что не проза, то стихи, а что не стихи, то проза.» Такое открытие окрылило Журдена.
Через три с половиной
столетия эта
мысль своим волшебным крылом коснулась и сознания Вадима Шарыгина, который наконец, познал ключевую ценностью
поэзии и сформулировал свой постулат: «Смысл поэзии в звуке. Смысл звучит!» О чем и поучал своего ученика.
Взбодренный этим открытием,
Журден заложил пальцы в рот и засвистал так громко и пронзительно, что учителю
заложило уши..
- Ну, и как звучат мои стихи? – спросил он у
философа.
- Ну, какие же это стихи? Это варварство!
- Это еще почему?
- Потому что твой свист бессмыслен! А
поэзия до краев наполнена звукосмыслами.
- Что это еще за офигень?
- Ну, это то, что ты хотел бы что-то сказать, но не говоришь открыто, впрямую, как какой-нибудь простофиля, а прячешь смысл. Но не совсем, а только так,
чтобы тот, кому надо, догадался, а остальные -
нет.. - Вот потому я и засвистел три
раза, чтобы мой друг Пьер, спустился
в подвал за парой бордо, а то уже
солнце над мельницей, а у меня в горле ни
капли. Пьер мой бон ами! Он по сигналу приготовит вино, фужеры, и спелые
фрукты. Вот видишь, как наполнен смыслом мой свист! И значит, мои стихи мои хороши !
- Нет, нет! - это профанация, – кричит философ. В звуке должно отражаться целостное миропонимание поэта, а не какой-то убогий частный случай. - Ты, наверное, хотел сказать "честный случай"? - Нет, именно частный. Я всегда точен в своих выражениях.
- А тогда что же такое "частный"?
- Ну, отдельный, случайно проходящий. - Ты хотел сказать приходящий? Но ко мне сегодня никто не приходил. - Случай не приходит, случай случается!! - С кем случается? Это бык или жеребец случается. И совсем не случайно, а по строгому выбору. чтобы породу не испортить! Ты совсем запутался в своей учености и меня хочешь сбить с толка, - говорит Журден, - охолони, философ! Все лето, каждый день, когда солнце поднимается над
мельницей, мы сидим с Пьером под старым каштаном, пьем вино и поем веселые песни. И хорошо знаем, что это и есть поэзия жизни, а
ты, учитель, бродишь в своих дефинициях, аллюзиях и чахоточных контаминациях. И нас хочешь
с толку сбить. Не выйдет! Пьер хорошо
понимает мой свист и отвечает на
него. Потому нет стихов лучше моего свиста!
Журден снова пронзительно свистит. Философ натягивает на уши камзол и прячется под стол. Оттуда он пытается перекричать
ученика, проклинает штампы и клише, предупреждает о том, как важна оригинальность замысла, что
образ развивает воображение, а воображение питает образ и грозит гееной огненной, если поэт
допустит достоверность вместо действительности и правдоподобие
вместо правды!!
Но ученик уже в саду
соседа, они запивают вином скабрезные тосты, распевают песни, выкрикивают
стихи, выделяя в них фигуральные звукосмыслы и предавая анафеме сухие штампы и клише.
За этот урок учитель получил тройную оплату и потому пообещал выучить наизусть все пять частей трактата Вадима Шарыгина.
= = = =