
«Знай, что ты знаешь, знай, что ты не знаешь. И знай, что я буду знать всё, что ты знаешь, как только ты это узнаешь ... или раньше.»
Уолтер Абрамс
Деньги на двоих / Two For The Money, 2005
Вообще-то название фильма - перефразировка первой строчки известной песни Элвиса Blue Suede Shoes: One for the money, two for the show. Ну, это так, к слову.
Итак, вкратце сюжет: успешный футболист (имеется в виду американский футбол) Брэндон Лэнг (Мэттью Макконахи) получает серьезную травму и не может продолжать карьеру. Он перебивается случайными заработками в телефонных службах, 10 долларов за звонок. Но у Брэндона есть особый дар: он способен практически стопроцентно угадывать результаты спортивных игр. В один прекрасный день Брэндону звонит некто Уолтер Абрамс (Аль Пачино), предлагая работу в крупнейшей службе спортивных прогнозов. «В теленовостях об этом не рассказывают. Правительство не может это запретить». И Брэндон отправляется в Нью-Йорк. Организация у Уолтера действительно мощная, есть даже свой кабельный канал. Компания подсказывает игрокам предполагаемый итог игр и имеет с этого свой процент, есть клиенты, которые ставят миллионные суммы, как, например, латиноамериканский миллионер, мистер Новиан (Арманд Ассанте). Брэндон быстро добивается успеха, становится звездой кабельного канала под именем Джон Энтони. Но не все так просто ...
Конечно, главный персонаж - это Уолтер, Аль Пачино, как всегда, хорош. Внешне вроде бы все в порядке - успешный бизнесмен, примерный семьянин, красавица-жена Тони (Рене Руссо), милая дочка. Но здесь тоже есть свои серьезные проблемы.
Некоторые сравнивают этот фильм с «Адвокатом дьявола» (а кто-то - с «Уолл-Стрит»), на мой взгляд, справедливое сравнение, во-первых, амплуа Аль Пачино как искусителя здесь тоже присутствует, во-вторых, идея примерно та же - соблазнение богатством и пороком. Но самое интересное, что Уолтер Абрамс совершенно не случайно работает именно в области эксплуатации именно этого порока. Он сам - лудоман (1), утверждающий, что излечившийся. Однажды он берет Брэндона-Джона на собрание GA (2). Еще со времен «Адвоката дьявола» мы помним, что Аль Пачино - гений монологов (вспомним его финальную речь в том фильме), здесь он тоже не изменяет себе, я позволю себе процитировать монолог полностью, поскольку он исчерпывающе отражает суть того, на чем играют Уолтер и Брэндон:
"Ты - тряпка. Как сломанная тачка. Есть в тебе, и в тебе, и в тебе, и во мне, во всех нас какой-то изначальный дефект. Мы все - тряпки. Мы выглядим, как все остальные, но нас отличает от них наш дефект. Видите ли, большинство игроков, когда они собираются играть, они собираются выиграть. Когда мы собираемся играть, мы намерены проиграть. Подсознательно. Что до меня, я не чувствую себя лучше, чем тогда, когда они забирают мои фишки, а не двигают их ко мне. Вы все знаете, о чем я говорю. Черт возьми, даже когда мы выигрываем, исключительно вопрос времени, когда мы все опять спустим.Но когда мы проигрываем, это совсем другая история. Когда мы проигрываем, а я говорю о тех проигрышах, которые заставляют ваше очко сжиматься до размеров десятичной точки - вы знаете, о чем я говорю - вы воссоздаете самый худший кошмар по эту сторону злокачественной опухоли, в двадцатый раз, черт побери! И вот вы стоите и внезапно понимаете: "Эй, а я еще ... здесь! Я еще дышу. Я еще жив. Мы, тряпки, мы все косячим намеренно.Потому что мы все время должны напоминать себе, что мы живы. Не игра наша проблема. Это эта больная потребность чувствовать что-то. Убедиться, что мы существуем. Вот в чем проблема."
Да и семью сложно отнести к абсолютно благополучным. Тони, жена Уолтера - бывшая наркоманка, которая постоянно дрожит от страха перед очередным срывом - боится, что сорвется сама, боится, что сорвется Уолтер.
Но вроде бы всё идет отлично, прибыли растут, Уолтер и Брэндон богатеют, хотя, когда Брэндон начинает претендовать на нечто большее, Уолтер резко его обрывает - мол, знай свое место. Вообще это психологическое противостояние, блестяще сыгранное Аль Пачино и Макконахи - наверное, главная «фишка» фильма. Макконахи, как всегда, являет нам пример своего очередного телесного перевоплощения - здесь он раскачанный спортсмен.
Понятно, что такое благоденствие не может продолжаться вечно, ну да не буду плодить спойлеров. Но, как мне кажется, в результате все герои фильма приходят к осознанию своего истинного предназначения и своей роли в жизни.
Поэтому, если вы хотите получить истинное удовольствие от блестящей игры трио Аль Пачино - Макконахи - Руссо и погрузиться в мир порочного азарта - добро пожаловать в шоу Уолтера Абрамса.
(1) Лудоман - человек, страдающий игровой зависимостью
(2) GA - Gamblers Anonymous, "Анонимные Игроки", сообщество людей, страдающих игровой зависимостью, построенное по принципам "Анонимных Алкоголиков"