
Венецианский детектив / Finchе cе Prosecco cе speranza, Италия, 2017, по одноименному роману Фульвио Эрваса
Приз «За лучшую кинематографию», Кейптаунский кинофестиваль, 2017
Жил себе поживал в Нью-Йорке итальянский режиссер с забавным для русского уха именем Антонио Падован. Строгал потихоньку мультяшные ужастики и в ус не дул. Но вот то ли ностальгия заела, то ли попался на глаза роман Эрваса, вспомнил наш Антонио родные горы Просекко в Тревизо, да и решил снять первый в своей жизни полнометражный фильм. И непременным условием поставил, что одной из локаций съёмок будет "a casa mia" (мой родной дом) - маленький городок Конельяно.
И опять путаница с переводом названия: Венеции как таковой в фильме очень мало, оригинальное название переводится как «Последний просекко». Просекко, как мы все помним, это легкое игристое сухое вино. Название ему дали те самые горы Просекко. Забавно, что изначально слово «просекко» происходит от словенского «просека», понятно, да? Ушлые словенцы даже в начале двухтысячных годов выторговали у ЕС право и свое игристое называть «просекко». Но, уж не обессудьте, «словенское просекко» - это то же самое, что «тамбовский пармезан».
С жанром тоже непонятно: некоторые определяют его как детектив, некоторые - как драму или триллер. Интересная деталь: для подобных фильмов сами итальянцы придумали специальное название - «джиалли». К триллерной основе могут быть быть добавлены элементы драмы, слэшера, и даже sexploitation. В случае нашего фильма он определяется как «комический джиалли». Первым фильмом этого жанра считается «Девушка, которая слишком много знала» с неподражаемой Летицией Роман.
Ну да вернемся к фильму. Кратко сюжет: в маленьком городке, находящемся в том самом районе Просекко, происходит загадочное событие. Весьма театральное самоубийство совершает один из местных магнатов просекко Дазидерио Анчилотто (Раде Шербеджия). Вроде все очевидно, и дело поручается местному инспектору полиции, неловкому и слегка нелепому толстячку Стукки (Джузеппе Баттистон). Стукки сразу вызывает сочувствие, даже своей походкой (Баттистон - ма-ла-дец!). Вроде он - полицейский инспектор, но как-то все не складывается: совсем один, нет даже собаки, часть его квартиры нагло занимает родной дядя, даже одежда Стукки вызывает жалость, нелепая куртка, рубашка с дурацким воротником, ну и далее по списку. Ему дают это дело, «моё первое дело с трупом», гордо говорит он. Дело раскрывается быстро, начальство довольно, но тут новый мрачный сюрприз из того же городка: застрелен другой «олигарх просекко», на волне успеха Стукки получает и это дело. Стукки узнает, что всей округой правит некое тайное братство «властителей просекко» со своим весьма строгим уставом. Вдобавок прибывает наследница семьи Анчилотто, молодая красавица Селинда. Дальше рассказывать не буду, сюжет абсолютно непредсказуем и мрачен, поверьте.
Об актерах. Начну, пожалуй, с Раде Шербеджия (он, кстати, хорват), играющего покончившего с собой графа. Он присутствует на экране только первые 10 минут экранного времени, но как присутствует! Поверьте, только ради этих минут стоит фильм посмотреть. Что касается Баттистона, играющего главную роль, здесь вообще никаких претензий - актер прекрасно отыгрывает какую-то неприкаянность своего героя и его почти детскую радость при малейшем успехе. Отдельно, конечно, стоит отметить Бабака Карими, исполнителя роли этакого старого деревенского дурачка. Он ухаживает за могилами на кладбище, разговаривает с покойниками, справляется, как у них дела и так далее. Что-то сродни Костарду из комедии Шекспира «Бесплодные усилия любви», такой сквозной персонаж, периодически появляющийся на экране. Браво!
В целом - я бы не назвал фильм типично итальянским. Он нетороплив, невзирая на название, не искрится, как просекко, криками, усиленным жестикулированием и яркой эмоциональностью, стереотипно считающимися атрибутами итальянского кино. Он скорее тягуч, как итальянский горький ликер «Фернет», но употребляется с удовольствием. Ну, и конечно, отлично показаны пейзажи буквально бескрайних виноградников просекко. Чувствуется, что автор любит родной край и очень трепетно к нему относится. Да и фильм как раз об этом - как ты относишься к родной земле, бережешь ли.
Так что если вам все вышесказанное интересно - добро пожаловать в горы Просекко!
P.S. Доставила кличка собаки графа Анчилотто - Би. Би. Кинг.