Сегодня я расскажу о Валентине Серовой. Она была знаменитой актрисой театра
и кино, лауреатом Сталинской премии II степени (1947), заслуженной артисткой РСФСР. Слава к
ней пришла в 1940-х годах прошлого столетия. Стихотворение «Жди меня»
Константина Симонова было обращено к
ней, а его повторяли миллионы советских солдат на всех фронтах Великой
Отечественной войны.
Валентина Васильевна Серова (урожд. Половикова) родилась 10 февраля 1919
года (по другим данным 23 декабря 1917 года) в городе Харькове. Отец – Василий
Половиков – работал инженером-гидрологом, был репрессирован. Мать – Клавдия
Михайловна – была актрисой. До 6 лет
Валентина жила у бабушки и деда на
хуторе под городом Валки.
Клавдия Половникова, окончив в 1921 году Школу-студию Малого театра, была принята в
театр артисткой и в 1925 году забрала дочь в Москву. В десять лет Валентине повезло сыграть роль мальчика в спектакле «Настанет время»,
где главную роль исполняла её мать.
В 1933 году Валентина, в четырнадцатилетнем
возрасте, прибавив себе два года (принимали с 16 лет), поступила в Центральный техникум театрального
искусства (ныне ГИТИС).
После первого курса пошла работать в ТРАМ –
Театр рабочей молодежи, где она сыграла много главных ролей.
В 1934 году Валентина снялась в эпизодической
роли: «Груня Корнакова», и в 1936 году в драме «Строгий юноша».
С первых дней прихода в театр Валентина
влюбилась в актера Валентина Полякова. Они начали встречаться, а вскоре Поляков перебрался к Валентине.
Клавдия Михайловна хоть и была недовольна
выбором дочери, все же выделила молодым комнату. Жили молодые шумно и весело - к ним приходили их друзья – театральная молодежь. Брак длился очень
недолго, они расстались врагами.
2 мая 1938 года Валентина Серова на вечеринке
у Героя Советского Союза Анатолия Ляпидевского познакомилась с 28-летним лётчиком Анатолием Серовым. Серов принимал участие в гражданской войне в
Испании, вернулся на Родину в январе
1938 года, а 2 марта 1938 года Указом Президиума Верховного Совета СССР
ему было
присвоено звание Героя Советского Союза. Валентина не могла отвести глаз от высокого красавца-лётчика.Серов обратил внимание на молоденькую блондинку, которая с нескрываемым
восхищением смотрела на него, и пригласил её на танец. Пользуясь случаем Валентина
пригласила Серова на спектакль, в котором играла главную роль.
Через три дня, т.е. 5 мая Анатолий Серов сделал предложение Валентине.
11 мая 1938 (на 9 день знакомства они
расписались). Медовый месяц Серовы провели в Ленинграде в гостинице «Европейская».
Лето молодожены провели в доме
отдыха в селе Архангельском. Анатолий
ежедневно улетал в Тушино, где
проходили тренировочные полёты. Бывало, что Серов прилетал в
Архангельское и кружил на самым домом отдыха так низко, что отдыхающие убегали
с террасы.
В сентябре молодоженам дали огромную квартиру на
Лубянском проезде. Прежний
хозяин квартиры маршал Егоров был
арестован и расстрелян. Впрочем это была нормальная практика заселения квартир,
не думаю, что молодоженов это напрягало.
Они все время были вместе и с большой неохотой
расставались. Муж мог, посадив жену на
поезд в Москве, утром встречал её в
Ленинграде с охапкой цветов в руках.
В то время Валентина играла в театре и
одновременно снималась в картине Константина
Юдина «Девушка с характером» и страстная
любовь молодоженов порой становилась помехой в работе над картиной.
В фильме прозвучала ставшая потом знаменитой песня
«На Дальний восток» (музыка братьев Покрасс, стихи Евгения Долматовского) ) в
исполнении Эммы Цесарской и Валентины Серовой
20 марта 1939 года музыкальная комедия «Девушка с характером вышла на экраны страны.
Роль Кати Ивановой сделала Валентину Серову звездой.
Так прошёл год семейного счастья и огромной
любви.
В мае 1939 года Военный Совет РККА назначил комбрига Серова А.К. начальником сборов по
отработке навыков слепых полётов
истребительной авиации при Рязанских авиационных курсах усовершенствования.
9 мая 1939 года Анатолий Константинович улетел на
аэродром в Дягилево.
Тела летчиков были кремированы, прощание проходило в Колонном
зале Дома Союзов, после траурного
митинга урны с прахом А. К. Серова и П. Д. Осипенко под
артиллерийские залпы были замурованы в Кремлёвской стене.
Овдовевшая двадцатилетняя Валентина Серова была на пятом
месяце беременности. Не было мужа, с которым она мечтала разделить радость рождения
ребенка. Через четыре месяца она родила сына и назвала его в честь отца
Анатолием.
После фильма «Девушка с характером» имя Серовой стало в один
ряд с именами Орловой, Ладыниной,
Смироновой.
Константин Юдин пригласил Серову сниматься в свой новый фильм
«Сердца четырёх». Премьера фильма состоялась в Доме кино в мае 1941 года, но на
экраны страны вышел после победы в 1945 году.
У Валентины Серовой было много поклонников. В 1940 году среди поклонников появился драматург
Константин Симонов. Он написал свою
пьесу «История одной любви», которая была поставлена в театре Ленком. В 1941
году — вторую — «Парень из нашего города».
Симонов ходил на все спектакли с участием
Серовой. Эта страсть так захватила Симонова, что он оставил жену и сына и стал
добиваться любви Валентины, ждал её у служебного входа, передавал
записки, умоляя о встречи. Серова все его ухаживания воспринимала с холодностью,
в ней ещё жила боль утраты мужа, которого она безмерно любила.
Красивым и знаменитым не прощают успехов. Зачастую их окружает зависть и
злорадство. Всё это прочувствовала на себе Серова.
В мае 1941 года Симонов написал пророческое стихотворение, посвященное
Серовой.
«Если родилась красивой…»
Пускай она поплачет.
Ей ничего не значит.
Лермонтов
Если родилась красивой,
Значит, будешь век счастливой.
Бедная моя, судьбою горькой,
Горем, смертью – никакою силой
Не поспоришь с глупой поговоркой,
Сколько б ни молила, ни просила!
Все, что сердцем взято будет,
Красоте твоей присудят.
Будешь нежной, верной,
терпеливой,
В сердце все равно тебе откажут –
Скажут: нету сердца у счастливой,
У красивой нету сердца, – скажут.
Что любима ты, услышат –
Красоте опять припишут.
Выйдешь замуж – по расчету,
значит:
Полюбить красивая не может.
Все добро на зло переиначат
И тебе на плечи переложат.
Если будешь гордой мужем –
Скажут: потому что нужен.
Как других, с ним разлучит
могила –
Всем простят, тебя возьмут в немилость.
Позабудешь – скажут: не любила,
Не забудешь – скажут: притворилась.
Скажут: пусть она поплачет,
Ей ведь ничего не значит.
Если напоказ им не рыдала,
Даже не заметят, как страдала,
Как тебя недетские печали
На холодной площади встречали.
Как бы горе ни ломало,
Ей, красивой, горя мало.
Нет, я не сержусь, когда, не
веря
Даже мне, ты вдруг глядишь пытливо.
Верить только горю да потерям
Выпало красивой и счастливой.
Если б наперед все знала,
В детстве бы дурнушкой стала.
Может, снова к счастью
добредешь ты,
Может, снова будет смерть и горе,
Может, и меня переживешь ты,
Поговорки злой не переспоря:
Если родилась красивой,
Значит, будешь век счастливой…
1941, май
Симонов своим упорным ухаживанием добился благосклонности
Валентины.
«Мне хочется
назвать тебя женой…»
Мне
хочется назвать тебя женой
За то, что так другие не назвали,
Что в старый дом мой, сломанный войной,
Ты снова гостьей явишься едва ли.
За то,
что я желал тебе и зла,
За то, что редко ты меня жалела,
За то, что, просьб не ждя моих, пришла
Ко мне в ту ночь, когда сама хотела.
Мне
хочется назвать тебя женой
Не для того, чтоб всем сказать об этом,
Не потому, что ты давно со мной,
По всем досужим сплетням и приметам.
Твоей
я не тщеславлюсь красотой,
Ни громким именем, что ты носила,
С меня довольно нежной, тайной, той,
Что в дом ко мне неслышно приходила.
Сравнятся
в славе смертью имена,
И красота, как станция, минует,
И, постарев, владелица одна
Себя к своим портретам приревнует.
Мне
хочется назвать тебя женой
За то, что бесконечны дни разлуки,
Что слишком многим, кто сейчас со мной,
Должны глаза закрыть чужие руки.
За то,
что ты правдивою была,
Любить мне не давала обещанья
И в первый раз, что любишь, – солгала
В последний час солдатского прощанья.
Кем
стала ты? Моей или чужой?
Отсюда сердцем мне не дотянуться
Прости, что я зову тебя женой
По праву тех, кто может не вернуться.
1941
Взаимоотношения Серовой и Симонова были
сложными. Она старалась полюбить и не могла.
С первых дней войны Симонов был на фронте в качестве военного
корреспондента. От туда летели письма и его стихи, посвященные непростой любви.
"Ты говорила мне
"люблю"…"
Ты говорила мне «люблю»,
Но это по ночам, сквозь зубы.
А утром горькое «терплю»
Едва удерживали губы.
Я верил по ночам губам,
Рукам лукавым и горячим,
Но я не верил по ночам
Твоим ночным словам незрячим.
Я знал тебя, ты не лгала,
Ты полюбить меня хотела,
Ты только ночью лгать могла,
Когда душою правит тело.
Но утром, в трезвый час, когда
Душа опять сильна, как прежде,
Ты хоть бы раз сказала «да»
Мне, ожидавшему в надежде.
И вдруг война, отъезд, перрон,
Где и обняться-то нет места,
И дачный клязьминский вагон,
В котором ехать мне до Бреста.
Вдруг вечер без надежд на ночь,
На счастье, на тепло постели.
Как крик: ничем нельзя помочь! —
Вкус поцелуя на шинели.
Чтоб с теми, в темноте, в хмелю,
Не спутал с прежними словами,
Ты вдруг сказала мне «люблю»
Почти спокойными губами.
Такой я раньше не видал
Тебя, до этих слов разлуки:
Люблю, люблю… ночной вокзал,
Холодные от горя руки.
1941 г.
А через
несколько месяцев Симонов опубликовал стихотворение «Жди меня»,
посвященное Серовой. Это стихотворение
стало гимном и мольбой влюблённых военного поколения.
Мария, дочь поэта и актрисы, позже рассказала о
том, как родилось это стихотворение: «Оно
было написано в начале войны. В июне-июле отец как военкор был на Западном
фронте, чуть не погиб под Могилевом, а в конце июля ненадолго оказался в
Москве. И, оставшись ночевать на даче у Льва Кассиля в Переделкине, вдруг в
один присест написал «Жди меня». Печатать стихотворение он сначала не
собирался, считал его слишком личным и читал только самым близким. Но его
переписывали от руки, и когда один из друзей сказал, что «Жди меня» – его
главное лекарство от тоски по жене, Симонов сдался и решил отдать его в печать».
Эти строки знала наизусть вся страна:
В 1942 г. он выпустил поэтический сборник «С
тобой и без тебя» и посвятил его Валентине Серовой . Эти стихи знали наизусть
миллионы. Их переписывали от руки и отправляли на фронт.
«Пусть прокляну
впоследствии…»
Пусть прокляну впоследствии
Твои черты лица,
Любовь к тебе – как бедствие,
И нет ему конца.
Нет друга, нет товарища,
Чтоб среди бела дня
Из этого пожарища
Мог вытащить меня.
Отчаявшись в спасении
И бредя наяву,
Как при землетрясении,
Я при тебе живу.
Когда ж от наваждения
Себя освобожу,
В ответ на осуждения
Я про тебя скажу:
Зачем считать грехи ее?
Ведь, не добра, не зла,
Не женщиной – стихиею
Вблизи она прошла.
И, грозный шаг заслыша, я
Пошел грозу встречать,
Не став, как вы, под крышею
Ее пережидать
1942
Весной 1942 года Валентина Серова в составе
концертной бригады выступала в госпитале в Москве. В одной из палат лежал тяжелораненый
46-летний генерал-лейтенант Константин Рокоссовский. Серову попросили выступить
в его палате. Так состоялось знакомство, которое переросло в глубокое чувство.
Рокоссовский был женат и у него была дочь, к тому же на фронте у него была возлюбленная
- военврач, которая родила от него дочь. У актрисы не было шанса на жизнь с
Рокосовским. Были слухи о романе Серовой с Константином Рокоссовским,
но достоверность этих слухов не подтверждена.
В 1943 году Симонов и Серова
расписались. К их паре было приковано
всеобщее внимание: он – знаменитый поэт, она - самая популярная актриса и его
муза. В этом же году Серова сыграла
главную роль в фильме «Жди меня». Режиссер Александр Столпер взял за
основу одноименную пьесу Константина Симонова. Актриса примерила образ Лизы
Ермоловой, вопреки здравому смыслу не желающей верить в гибель мужа на войне и
верно дождавшейся его возвращения. В
фильме звучит очень красивая песня:
Съемки проходили в
Алма-Ате, куда были эвакуированы
Мосфильм и Ленфильм. Там же снимались фильмы с участием Серовой: «Ночь
в сентябре», «Наш общий друг», «Так и будет», «Под крышами Праги».
В мае 1945 года в прокат вышел
фильм «Сердца четырех» с изумительной песней, которую все подхватили. В 1947
году Серова стала лауреатом Сталинской премии II степени.
После
окончания войны в семье начались
раздоры. Константин Симонов и сын
Валентины не находили общего языка. Анатолий плохо учился, был неуправляем. У
Серовой и Симонова не хватило ни терпения, ни умения совладать с трудным
подростком. Симонов настоял, чтобы
Валентина отправила сына в интернат. Толя Серов начал пить, ограбил и поджёг
чужую дачу и оказался в колонии. Скорее всего, что у него были проблемы с
психикой, так как он страдал пироманией. В дальнейшем он снова устраивал поджоги и его
снова сажали.
В 1948 году первый муж Серовой - Валентин Поляков стал секретарем партийной
организации театра имени Ленинского комсомола, он начал вести против Серовой кампанию.
Актриса уединялась после спектакля с подружками в гримуборной и пила с ними
вино. Было очевидно, что ей нехорошо на душе. А Поляков чернил имя Серовой уличая ее в алкоголизме. Вот так под благовидным предлогом сводил счеты
некогда отвергнутый муж.
В 1950 году Валентина родила
Симонову дочь Марию. Но это не спасло их брак. Серова злоупотребляла алкоголем, мужу это надоело,
любовь ушла. Это видно из стихотворения 1954 года :
«Я не могу писать тебе стихов…»
Я не могу писать тебе стихов
Ни той, что ты была, ни той, что стала.
И, очевидно, этих горьких слов
Обоим нам давно уж не хватало.
За все добро – спасибо! Не считал
По мелочам, покуда были вместе,
Ни сколько взял его, ни сколько дал,
Хоть вряд ли задолжал тебе по чести.
А все то зло, что на меня, как груз,
Навалено твоей рукою было,
Оно мое! Я сам с ним разберусь,
Мне жизнь недаром шкуру им дубила.
Упреки поздно на ветер бросать,
Не бойся разговоров до рассвета.
Я просто разлюбил тебя. И это
Мне не дает стихов тебе писать.
1954
.
В 1957 году
Константин Симонов и Валентина Серова расстались. После разрыва с мужем женщина
начала еще больше пить, в итоге ни один театр не желал с ней сотрудничать.
Её мать - Клавдия Половикова отсудила все
права у Серовой на внучку. Валентине приходилось в письмах просить о встречах с
дочерью. Когда Маше исполнилось 18 лет
она переехала к матери, но жить рядом с пьющей матерью не смогла.
Валентина Серова написала в ЦК КПСС письмо:
"Всю грязь, которую на меня вылили, я не могу соскрести с себя
никакими
усилиями, пока мне не помогут сильные руки, которые дадут работу и
возможность прежде всего работой доказать, что я не то, чем меня представляют.
Я готова на любой театр, только бы работать. Я недавно прочла несколько
отрывков и статей о бывших преступниках, возвращенных к жизни, которым помогли
стать людьми дружеские руки, добрые человеческие отношения, доверие. Неужели я
хуже других? Помогите!
Глубоко уважающая Вас В.Серова"
12 декабря 1975 года Серовой Валентины не стало.
К сожалению не нашлось сильных рук для её спасения, а сама себя не смогла
вытянуть из омута, в который погрузилась.
Актрисе не хватило сильного характера, которым обладала героиня, прославившая
некогда её на всю страну.