Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Тайна Сокандара / Глава-03. Сундук из кипариса


­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­[ Ссылка на переход к началу романа ]
[ Ссылка на предыдущую главу ]
Государство Арьян, держава династии Саннидов, наследник одной из частей некогда огромной империи Александра Македонского. Эпоха царствования шаханшаха (царя царей) Ясгорда Третьего, август 650 года новой эры.

Держава, ещё недавно наводившая ужас на соседей, ныне переживает не самые лучшие время. После поражения в долгой и кровопролитной войне с Византией и последующей борьбы за трон, она, едва оправившись, подверглась неожиданному вторжению огромных полчищ кочевников, образовавших своё государство - Халифат. И остановить агрессию воинов пустыни невозможно, поэтому большая часть прежних владений Ясгорда либо уже лежит в руинах, где на окровавленных полях властвуют лишь злобные волки да вороньё, либо, позорно сдавшись, покорно стонет от милости немилостивого неприятеля. И только на севере и северо-востоке Арьяна, изначальном ядре державы, лёгкую поступь завоевателей остановило упорное сопротивление, однако и без того неравные силы падающих духом защитников тают день ото дня...

После очередного неудачного сражения, на сей раз за тысячелетний город Орсакия, бывшую северную столицу державы, редеющая армия шаханшаха быстрым маршем, скорее похожим на бегство, отступила на восток, в предгорья непроходимого хребта Хорабороз. Вершины гор его, самые высокие в Арьяне, покрыты снегом даже в самую невыносимую жару. С незапамятных времён они считались чертогом богов, центром мира, вокруг которого вращаются Солнце и Луна со звёздами.

Пройдя поутру ущелье, именуемое «Врата Гаспинды», и оставив там крохотный сторожевой отряд, войско остановилось на ночёвку у деревушки Дымвед, что притулилась у подножия одноимённого вулкана. Местные жители сказывали о заточённом внутри давно потухшего вулкана злобном духе — демоне Бейвразе — огромном ужасном чудище с вырастающими из плеч ядовитыми змеями. Некий герой Афридун в незапамятные времена запер демона в клетку внутри горы, спрятав куда-то ключ. Тому, кто найдёт этот ключ, а им может быть только прямой потомок Афридуна, и выпустит Бейвраза на свободу, повезёт повелевать злобной тварью. Правда, недолго. Но пока этот ключ не найден, заточённое в горе чудище время от времени воет от ярости, и вой этот доносится из кратера вулкана. Дым же, поднимающийся с его вершины, это дыхание демона.

Легенда настолько популярна в здешних местах, что много столетий страх охранял их от непрошеных гостей. Даже всё ещё пока могущественный Ясгорд, оказавшись здесь с остатками войска, призадумался, стоит ли идти дальше в горы, за которыми находится Маздеран – маленькая, гордая и богатая провинция с независимым нравом, признававшая власть Саннидов лишь номинально. Ведёт в Маздеран лишь одна горная дорогая, настолько узкая и извилистая, что местами два всадника не могут разъехаться, а на всём её протяжении тянется частокол из черепов незваных гостей. Сторожат эту дорогу совсем не дружелюбные горцы, а начинается она как раз отсюда, из Дымведа. Существуют и ещё мало кому известные горные тропы, проходящие через жерло вулкана, но лишь редкие пастухи рисковали заходить в те края, и большинство из них назад не возвращалось…

Подступала ночь, хмурые облака угрюмо затягивали небо, а пронизывающий ветер лишь усиливал безрадостный настрой измотанных в боях воинов и их усталых командиров. Всего несколько дней осталось до осени, холодной, дождливой, депрессивной и неприятной, словно олицетворяющей собой грядущие закат эпохи и погибель некогда великой державы…

Громкий стук в дверь храма небольшой христианской общины на окраине покинутого жителями Дымведа, где разместился Ясгорд со своим штабом, прервал задумчивое состояние шаханшаха и его зевающего телохранителя – прискакал воин с донесением от оставленного в ущелье дозора.
  • Повелитель, огромное войско встало перед ущельем - окровавленный гонец пал ниц, - лица воинов как на ладони перед нами...
  • Встань! Как имя твоё, Воин?
  • Варраз, мой повелитель.
  • Скажи мне, Варраз, сколь много там воинов, костров?
  • Со счёта мы сбились – так много их ныне. И с ними сам халиф, золотая борода. Их разведчики попытались войти в ущелье, мы их с трудом сдержали, половину людей потеряв. Поутру мы долго не продержимся, прости, о Великий Шаханшах…
  • Повелитель услышал тебя, воин! Отдохни с дороги. Тебя перевяжут, накормят, коня дадут нового. Затем скачи назад, в ущелье, и передай повеление моё: занять оборону, ждать подкрепление. И да поможет вам великий властитель жизни и разума! - ответил Ясгорд, нахмурив брови, а после, кивнув в сторону двери, добавил – Скажи, пусть вызовут ко мне Исфенди... Исфенди ко мне, немедля! Ступай же, Варраз!
Услышав это имя, вмиг воспрянувший духом гонец тотчас же удалился. Потянулись долгие моменты ожидания. В полумраке помещения, слабо освещённого небольшим и ужасно вонючим факелом, созерцая на стенах скорбные лики бога христианских рабов, Ясгорд задумался. Он, гордый шаханшах, царь царей, ещё совсем недавно владыка державы, чьё только упоминание приводило в трепет соседей, превратился, по сути, в беглеца, подобно загнанному зверю, ищущего укрытия на дальних её окраинах...

Прибыл Исфенди по прозвищу Одноглазый — один из самых опытных, верных, хотя, порой, и излишне своенравных военачальников. К мнению Исфенди прислушивались, а непослушание сходило с рук, поскольку не раз удавалось всему войску уйти от неминуемого разгрома лишь благодаря неожиданным действиям его ударного отряда лёгкой кавалерии — конных лучников, лучших не только в армии Ясгорда, но и на всём Востоке. Как и Пуштигбан [1], личная гвардия шаханшаха, то была настоящая элита, и многие воины почитали за честь попасть служить под начало Исфенди, да только брал он далеко не всех, пусть даже и были кандидаты идеальными воинами. Гордый потомок древнего рода патрициев, перебравшегося на Восток после воцарения в обеих Римских империях христианства, он, носивший переиначенное на местный лад имя Александр, был верен своей новой родине так, как не были ей верны многие коренные жители, особенно, в последнее время. Исфенди-Александр был невысокого роста, коренаст, носат и несколько неуклюж, но всего его движения выдавали огромную силу, спокойствие и уверенность. Лицо, перетянутое повязкой, закрывающей потерянный в одном из многочисленных сражений глаз, было резким и волевым. Как ни странно, но при этом оно светилось невероятной добротой и дружелюбием, но, как потом оказывалось, далеко не всем.
  • Повелитель! - Исфенди склонил рано облысевшую и покрытую многочисленными шрамами голову.
  • Подойди, - строго сказал шаханшах, а когда Исфенди приблизился, Ясгорд, приложив палец к губам, наклонился к его уху и перешёл на шёпот, - молчи, слушай. Нужно отобрать десяток воинов, кому доверяешь как себе, знающих, как вести себя в горах. Видишь этот сундук из кипарисового дерева? Его, а точнее, то, что внутри, следует незаметно переправить за море, для чего сперва надо будет пересечь Маздеран. Точное место укажет Немой, он пойдёт с вами. Выдвигайся, как стемнеет, Пуштигбан прикроет отход. Держите путь через вулкан, не удивляясь, если что-то вдруг покажется очень странным...
Затем Ясгорд продолжил, но уже вслух и громко. Так, чтобы при желании можно было услышать снаружи.
  • Исфенди, приказываю немедленно выступить в помощь сторожевому отряду. Утром халиф войдёт в ущелье. Нужно задержать его там. После военного совета, отправлю ещё воинов. Нужно выиграть время. Ступай же, Исфенди, и запри Врата Гаспинды наглухо!
  • Не подведу, повелитель! Будут ли ещё поручения? - подыграл шаханшаху Исфенди.
  • Нет! Готовьтесь и выступайте! - ответил Ясгорд, вновь переходя на шёпот, - Назначь опытного командира вместо себя, кто поведёт воинов в ущелье. И поклянись самым дорогим тебе, что выполнишь моё поручение, пусть даже придётся расстаться из-за него со своей жизнью!
  • Клянусь, повелитель, гордой памятью предков своих клянусь! - встав на одно колено и приложив руку к сердцу, шёпотом отвечал Исфенди, склонив одноглазую голову.
  • Надеюсь на тебя, - громко повторил шаханшах, - и да будет так!
Когда Исфенди скрылся за дверью, выдохнув, Ясгорд прикрыл засов и открыл сундук. Оттуда, расправляя затёкшие конечности, вылез прятавшийся на время разговора его личный телохранитель и оруженосец по прозвищу Немой. Как и Исфенди, то был чужестранец, и никто никогда не знал его настоящего имени, а сам он, естественно, не говорил. Но заметно было, что многое повидал Немой за свою жизнь. Никто и никогда не выдерживал его пронзительный взгляд, от которого мурашки по коже бежали даже у самых свирепых воинов. Сказывали, будто бы далеко на Востоке познал он и таинство такого взгляда, и другие премудрости, что обычным людям не присущи. Потому его опасались, и справедливо. Впрочем, это не мешало ему в походах порой быть нянькой сыновьям Ясгорда, особенно, младшему – принцу Ростаму.
  • Не задохнулся там? - шёпотом спросил его шаханшах.
Немой улыбнулся в ответ. Ясгорд посмотрел на него печальным взглядом, затем неожиданно обнял, чего прежде никогда не делал.
  • Верным другом, надёжной защитой был ты мне все эти годы, но, увы, сбывается проклятое пророчество и держава обречена. Теперь это не твоя война. Я даю тебе шанс на жизнь, какую пожелаешь, но сбереги, напоследок, как обещал, самое ценное, что есть у меня! Прощай, мой верный друг, - снова прошептал он, - больше мы не увидимся!
Немой встал на одно колено и приложил руку к сердцу. Затем поднялся, и, быстро взглянув на Ясгорда в последний раз, не оборачиваясь больше, что бы тот не заметил застывшую в крае глаза слезу, тихо и незаметно растворился в надвигающейся темноте южной ночи.
  • Всё кончено, - грустно прошептал Ясгорд, - только верный Балаш остался, другим доверия нет. Главное, чтобы Немой с Исфенди не подвели. Надо исправить ошибку предков...
Ясгорд закрыл глаза, и ему привиделось веснушчатое юной лицо Ануш, любимой его наложницы. Держа в руках подаренный цветок, она смотрела на него весёлыми глазами, и наивно улыбалась, щурясь от палящих лучей яркого солнца на безоблачном небе. Вокруг пели птицы и откуда-то доносилось монотонное журчание водопада…
  • Как ты там без меня, мой цветочек? Увидимся ли ещё?
За дверью послышалась какая-то возня, и образ девушки мигом исчез, пробудив осознание реальности. Выйдя и улыбнувшись вечернему небу, шаханшах распорядился созвать своих военачальников на совет...

Сноски:
[1] Пуштигбан или «Бессмертные» — немногочисленная личная гвардия шаханшаха. Набиралась из горцев, отличалась высокой преданностью и сочетала функции охраны и контрразведки. За множество столетий существования ни один из гвардейцев не сдался в плен, или перешёл на сторону врага. Прекратила своё существование с завоеванием Арьяна.  






Количество отзывов: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 22
© 21.03.2023г. Арманд Декрё
Свидетельство о публикации: izba-2023-3518294

Метки: декрё, проза, роман, тайна, сокандар, приключения, детектив, триллер, мистика, боевик,
Рубрика произведения: Проза -> Роман










1