Апостол Павел в своих посланиях церкви поднимает
проблему «хитрого искусства обольщения», искусства риторики, популярного и
доведенного до совершенства в Древней Греции, называемого софистикой. Это
мастерство речи, облекающее её содержание в вид мудрости и авторитетного
глубокого знания, призванное вызвать к себе доверие. Однако, за этим словесным
искусством, обычно, стоит не Божественное вдохновение, но, наоборот, лукавый
дух, стремящийся ввести в заблуждение.
Софизм (от греч. «мастерство, умение, хитрая выдумка,
уловка») —
• Сложное рассуждение, иногда намеренно
запутанное с целью показать умственное превосходство или ввести в заблуждение;
• Приём обучения и метод исследования, введённый
древнегреческими софистами; широко практиковался в средневековых университетах
(sophismata), послужил прообразом современных сборников задач и упражнений;
• Ошибочное рассуждение, неправильный аргумент.
Софизм основан на преднамеренном, сознательном нарушении правил логики. Это
отличает его от паралогизма и апории, которые могут содержать непреднамеренную
ошибку, либо вообще не иметь логических ошибок, но приводить к явно неверному
выводу. ____Википедия.
«СОФИСТИКА (от греч.– мастерство, знание,
мудрость) – философское течение, существовавшее в Древней Греции с сер. 5 до 1–й
пол. 4 в. до н.э. и абсолютизировавшее относительность знаний. Так, Протагор,
самый знаменитый софист древности, учил, что человек есть мера всех вещей, и
следовательно, нет объективной истины. Другой известный софист, Горгий,
доказывал, что ничто не существует, а если существует, то непознаваемо, а если
и познаваемо, то неизъяснимо. А раз так, то и опровергать, и доказывать можно
все, что угодно.
Именно на этой философской основе сформировалась
методология риторической практики, основанная на сознательном нарушении
принципов логики и гносеологии. Ее также стали называть софистикой, а приемы,
которые она пропагандировала, – софизмами. Софистикой называют и речь,
состоящую из софизмов…
До сер. 5 в. до н.э. в Греции процветало
природное красноречие. Историческая заслуга софистов (букв. – мудрецов)
состояла в том, что они одними из первых стали разрабатывать логические,
лингвистические и психологические приемы убеждения и противостояния убеждающему
воздействию...
Даже самая удачная софистическая находка, приведшая
ее изобретателя к победе, после разоблачения ведет к поражению. Поэтому систему
софистических приемов приходилось постоянно обновлять, опровергнутые уловки
заменять новыми. Гегель трактовал софистику как первичную форму освоения
логической проблематики. В частности, многие софизмы на деле оказались
парадоксами – важнейшей формой постановки логических и математических проблем.
Софистика – это логика кажимости. Софист
использует лишь те нечестные приемы, которые кажутся правомерными честным
непрофессионалам, напр., присяжным заседателям в суде. По своему происхождению
это «добросовестные» методологические ошибки, которые совершил бы и сам
непрофессионал при самостоятельном размышлении над проблемой, но выделенные в
чистом виде, поднятые на уровень профессионального искусства. Поэтому борьба с
софистикой распадается на два этапа: теоретическое исследование тех законов
мышления, которые она нарушает, и пропаганду этих законов.
Софистика не является низшей ступенью
нравственной деградации в стремлении достичь цели любой ценой. Еще ниже стоит
демагогия, не гнушающаяся преднамеренным извращением фактов, лестью, раздачей
невыполнимых обещаний и т.д.» Г.Д.ЛЕВИН
/Электронная библиотека ИФ РАН » Новая
философская энциклопедия » СОФИСТИКА/
Софистика проникла в церковь, став визитной
карточкой христианских мудрецов. Но часто такая словесность служит ширмой для
прикрытия и обоснования ересей, а зёрен истины в ней мало, и тому пример
богословские труды многих так называемых отцов церкви, в которых католические и
православные ереси закрепились на века. Через христианских мудрецов – софистов
– в церковь проникли ереси гностицизма, мистицизма, аскетизма и тому подобного
наследия античного мира. Эти вещи проявились уже в первой церкви. И апостол
Павел нещадно боролся с проявлениями псевдомудрости.
«Чтобы мы не были более младенцами, колеблющимися
и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому
искусству обольщения» (Еф.4:14).
«Но боюсь, чтобы, как змей хитростью своею
прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во
Христе»( 2 Кор.11:3)
«Ласкательством и красноречием обольщают сердца
простодушных» (Римл.16:18)
«Никто да не обольщает вас самовольным
смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно
надмеваясь плотским своим умом…
Это имеет только вид мудрости в самовольном
служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении
плоти» (Колосс.2:18,23)
«Ибо и Иудеи требуют чудес, и эллины ищут
мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для эллинов
безумие» (1 Кор.1:22)
«Храни преданное тебе, отвращаясь негодного
пустословия и прекословий лжеимённого знания» (1 Тим.6:20)
Обольщению псевдомудрости есть библейское
обоснование. Господь Бог предусмотрел так, чтобы евангельская истина
открывалась миру в простоте, причём, в максимальной простоте мысли и изложения,
сравнимой с примитивностью. И нарушение этого принципа автоматически приводит к
обольщению и, более того, к повреждению ума (то есть, под ударом не просто
взгляды, но и психика человека).
Только 1. приняв простоту евангелия и 2. исполнив
её в своей жизни, человек может быть принят Богом, и только после этого
принятому в Завет святому Господь открывает глубины Божественной мудрости,
причём, эта премудрость будет предназначена не миру, а святым, для их сообщения
между собой и взаимного назидания. И такое духовное знание понятно только им,
но непонятно неспасённым душевным людям, о чём сказано:
«Мудрость же мы проповедуем между совершенными,
но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем
премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к
славе нашей» (1 Кор.2:6)
«Душевный человек не принимает того, что от Духа
Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о
сём надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не
может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум
Христов» (1 Кор.2:14).
Поэтому, проповедь евангелия и начала веры очень
просты – это алгоритм действий и начатки учения Христова:
«Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя
Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святого Духа» (Деяния 2:38),
«Посему, оставив начатки учения Христова,
поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от
мёртвых дел (покаянию) и вере в Бога, учению о крещениях, о возложении рук, о
воскресении мёртвых и о суде вечном» (Евр.6:1)
Поэтому, христианское слово к миру не может быть
в виде многословной и многосложной премудрости, но исключительно в простоте,
чтобы не упразднить Креста Христова, его значения и смысла, познав который
человек обращается ко Христу в спасение души. Только простота способна спасти
человека и склонить Его перед Богом, отдавая Ему всю славу и честь, а не
человеку. Простота во Христе прославляет Бога. А премудрость человеческая
прославляет человека.
Ступень простоты начала веры является
обязательной!
И если человек проповедует софистику, но сам эту
ступень простоты во Христе не прошёл, не исполнил в своей жизни, то он
обманывается сам и обманывает других. Его философия не от Бога, и,
соответственно, не несёт назидания никому.
Поэтому, спросите такого мудреца: а ты сам спасён
во Христе? Ты исполнил волю Божью о покаянии и вступлении в Завет со Христом?
Ключевые вопросы, которые выявят подлинное положение такого человека перед
Богом. Ну, а тех, кто уже давно умерли, мы можем оценивать по идеям в их
трактатах. Наличие ересей (ложных идей), как написано Галатам 1 гл, 5 главе (19–21
ст), 2 Иоанна 9–11, свидетельствует о неспасённости, о непросвещённости ума
Божьим светом, о безбожии человека, «преступающий учение Христово и не пребывающий
в нём, не имеет Бога».
Приведу пример софистики в переписке с одним
оппонентом. Налицо превратные логические цепочки, свидетельствующие об
обольщении и манипуляции читателем, намеренном или непреднамеренном, – это уже
второй вопрос:
/Апологет христианства Ориген объясняет:
«Этот хлеб, который Бог–Слово называет Своим
Телом, есть слово, питающее души, слово, исходящее от Слова Божьего, и хлеб от
Хлеба Небесного, который был положен на стол, о котором написано: Ты приготовил
предо мною трапезу против притесняющих меня.
И это питие, которое Бог–Слово называет Своей
Кровью, также есть слово, которое поит и ясно опьяняет сердца пьющих, и оно
находится в чаше, о которой написано: И чаша твоя опьяняет наилучшим образом. И
это питие есть плод истинной Лозы, которая говорит: "Я есмь истинная
виноградная лоза", и кровь той Грозди, которая была отправлена в давильню
страдания и произвела это питие.
Также, и хлеб есть слово Христово, сделанное из
той пшеницы, что, пав в землю, приносит много плода. Ибо не тот видимый глазу
хлеб, который Бог–Слово держал в руках, Он называл Своим Телом, но Слово, в
тайне Которого тот хлеб должен был быть сокрушен. И не то видимое питие Он
называл Своей Кровью, но Слово, в тайне которого то питие должно было
излиться».
Ещё одна цитата из Евангелия:
"Если же ходим во свете, подобно как Он во
свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает
нас от всякого греха" (1 Иоанна 1:7).
Апологет христианства Климент Александрийский в
"Заметках на Кафолические послания" так комментирует вышеприведённый
текст: "Речь идет об учении Господа, конечно, (которое весьма сильно)
названо кровью Его".
Согласно первым Отцам Церкви, Тело и Кровь
Христа символизируют Учение Христа –
Истину, Премудрость Божью. Вкушать Плоть Христа и пить Кровь Христа значит
вкушать познанием Свет Истины Творца – Христа и пить осознание беспредельной
Божьей Любви, которая есть основанием Учения Спасителя. Благодаря этой духовной
пище, мы сможем "облечься в нового человека, созданного по Богу, в
праведности и святости истины" (Еф 4:24). То есть возродить в своём
сердце образ Божий – своего внутреннего
человека, тем самым, раскрывая сияние
этого образа – своего истинного "я". Итогом этого станет процесс
исхода из Египта – состояния рабства в состояние сына.
Вкушать Плоть Христа и пить Кровь Христа – жить во Свете и Любви единого Бога.
Спаситель учит: "Я есмь путь и истина и
жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Иоанна 14:6).
Действительно, только через познание – вкушение Плоти и Крови Христа –
Премудрости Божьей, можно вернуться к Её и нашему Источнику –
Творцу»/____________
Уважаемый собеседник, Вы превратно понимаете и
излагаете смысл плоти и крови Христа. Потому что, "плоть и кровь" –
это не Учение, а сама Жертва, то есть, смерть Христа за грехи людей на Кресте.
И "вкушать тело и кровь Христа" означает обратиться ко Христу,
уверовав в эту жертву и приняв её. Так что, питие Крови Христа, на самом деле,
означает получать покрытие (прощение) грехов из Его рук, и данное выражение
является иносказанием.
Вы ещё не обратились к Иисусу Христу, Который
слышит и принимает человека, но пытаетесь искать другие пути. И в своём
толковании Вы (и те, на кого Вы ссылаетесь) пропустили Его Самого, Крест
Христов, покаяние и отпущение грехов. Вы заметили? Но другие пути – это
обольщение. Данный путь, которым вы увлеклись, называется "гностицизм"
– ересь премудрости и тайных знаний. И эту ересь вдохновляет сатана.
"Ибо когда мир своею мудростью не познал
Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти
верующих" (1Кор.1:21).
Вы видите? Бог не спасает человека премудростью!
Он спасает юродством проповеди, то есть, максимальной простотой слова
Евангелия, которое звучит так: "Бог во Христе примирил с Собою мир, не
вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения.
Итак, мы — посланники от имени Христова, и как бы
Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом. Ибо
не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались
праведными пред Богом" (2 Коринфянам 5 гл:18–21)
"Придите ко Мне, все измученные и
обремененные, и Я успокою вас" (Матф.11:28) – в данной цитате изложено прямое
повеление обратиться ко Христу, как к Личности, живой и обещающей душе покой.
Примиритесь с Богом во Христе, уверовав в благодать Божью, снимающую вину с
человека и вводящую в праведность!
Чтобы получить благодать, надо исполнить
следующий алгоритм:
"Покайтесь, и да крестится каждый из вас во
имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святого Духа"
(Деяния апостолов, 2:38).
То есть: 1–е – покаяться в грехах Иисусу Христу,
принеся достойные плоды покаяния, изменения к праведности по заповедям,
2–е –
креститься, что значит, посвятить себя Иисусу Христу и исповедовать это всему
миру, погрузившись в Его волю, и в ответ на эти два шага Господь даст прощение
грехов и дар Духа Святого, Который есть Дух Самого Иисуса Христа. И именно Дух
Святой и является залогом спасения и усыновления чада Божьего и знаком Божьей
собственности на данном человеке.
/Вкушая Плоть и Кровь Истины, мы обретаем
бессмертие на пути Богопознания!/
_____ В увлечении философией гностического толка
Вы видите обретение бессмертия. Но посмотрите, что сказано: "Свидетельство
сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь — в Сыне Его.
Имеющий Сына Божия имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни" (1
Иоанна 5:12).
Только имея Сына Божия человек имеет жизнь и
доступ к премудрости Божьей, ибо она в Нём! Имеете ли Вы Сына Божия? Пока что –
нет. Думайте!
17 Ибо Христос послал меня не крестить, а
благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова.
18 Ибо слово о кресте для погибающих юродство
есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия.
19 Ибо написано: «погублю мудрость мудрецов, и
разум разумных отвергну».
20 Где мудрец? где книжник? где совопросник века
сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?
21 Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в
премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти
верующих.
22 Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут
мудрости;
23 а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев
– соблазн, а для Еллинов – безумие,
24 для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, –
Христа, Божию силу и Божию премудрость;
25 потому что немудрое Божие премудрее человеков,
и немощное Божие сильнее человеков.
26 Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не
много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных;
27 но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить
мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное;
28 и незнатное мира и уничиженное и ничего не
значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, –
29 для того, чтобы никакая плоть не хвалилась
пред Богом.
30 От Него и вы во Христе Иисусе, Который
сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением,
31 чтобы было как написано: «хвалящийся хвались
Господом».
____1–е послание Коринфянам 1 глава – Библия
17.03.2021 г.