
О КОРЯВОСТИ…
Корявая статейка
А я… я тоже – с корявым… С чем? А, ну… Так – языком, конечно. От корявости, знать, душевной. М-да… Но-о-о…
«Человек человеку рознь» и «всяк человек ложь», – всплыло вот из доковидной памяти. Даже не проверяю. Специально. Потом.
Но ведь не всяка корявость есть ложь… Да-да! Вот я тут на днях осмелился выразиться: «дядьки с умными усами и ручищами». О, отличникам такое не понравится! А мне вошло. Правда, не знаю, откуда. Впрочем, я не отличник. Но щас – не про мои любимые сюры и «дерево».
Итак… К примеру, мой Евлампий… Первые блатные слова он услыхал в интернате: стукач, фраер, метла и т. д. Метла, значит, это – язык. Остроумно. А если прибавить «корявость», то отчего бы и не поиграть. Корявость корявости рознь! Корявость – выметает, заметает. Заметать корявостью следы. Вымести душу. Замести столько, что от словесной пыли и задохнуться можно. И долго потом отплёвываться. Поэтому в последнее время я стал чуть более разборчивым в чтении. Особенно на литсайтах. Заразным может быть не только психо, но и стихо.
Стихи, точней, стихотворение – нечто из тонких материй. Такое произведение – как алмаз, требующий филигранной отделки. Не буду здесь о давно набивших оскомину глагольных рифмах – нравится, пущай строчат. Но если конкретно о рифмах… Лень что-ли поднатужить головушку да чутка подольше посмаковать леденечки слов? Не, когда стих белый – с этим всё ясно. Но ежели в тексте то имеется рифма, то её нет – не внутри одной строфы или четверостишия, а в разных, – то ведь и ежу понятно, что стих не белый. Про ритм даже не стану и заводиться. Успокаивает убеждение, что многие, вероятно, не ведают, что это за зверь.
В прозе же иной беспорядок. Да, довольно часто случается, что авторов не замечают читатели. Но не потому ли, что читателей распугали? Про запятые молчу. Для самого – лес тёмный. Годами правлю. То кажется, что их не хватает, то – откель набежали? И всё же. Разбить на абзацы, отделить прямую речь от повествовательной, исправить опечатки и грубые, на лоб лезущие, ошибки – в лом? Похоже, в лом – просто хотя бы разок внимательно перечитать своё гениальное творение.
Вроде бы это не должно касаться произведений, действительно талантливо написанных. На литсайтах немало талантливых писателей, как прозаиков, так и поэтов. Преклоняюсь перед их талантом. Это настоящее чудо! Как же не понять, что далеко не все помнят правила русского языка. Сам-то что, помню разве? Да никогда и не учил. И не про себя теперь. Короче говоря, не так чтобы очень всё это (то есть когда публикация должным образом не оформлена) мешает чтению по-настоящему сильного произведения, написанного не корявым языком.
Это я год за годом перечитываю себя, чтобы было чем заняться старому графоману, беспробудно правя собственные корявые тексты. И тем не менее не удержусь от совета: давайте хоть иногда быть самим себе редакторами. От всех творческих недугов помогает: от депрессухи, от чесотки, от кризисов.
И всё-таки смею предположить: иная «корявость» способна замести (то бишь – привнести) оттуда, где не знаю куда, кое-что, что не знаю что, но что-то такое, ради чего продают всё и покупают поле, и что, в общем-то, – ни словом сказать, ни пером описать.