"Принцесса Сванвита". Пожалуй, самая известная сказка немецкого писателя Эрнста Морица Арндта (1769-1860), уроженца о.Рюген.
Легенда о прекрасной печальной принцессе, в основе которой лежит давнее-давнее предание — еле слышные отзвуки голосов наших предков-руян, живших когда-то в Померании, т.е. Поморье, на Рюгене, легендарном острове Буяне.
***************************
Ernst Moritz Arndt
Prinzessin Svanvithe
1818
**********

Храм Святовита в Арконе. Худ. Всеволод Иванов
**************************************************
Наверное, ты уже слышал предание о том, что здесь, у Гарца /1/, там, где сейчас возвышается над озером крепостной вал, высилась много тысяч лет назад большая и красивая крепость язычников. Стоял в ней великолепный замок, здания, и храмы, в которых они молились своим богам. Эту крепость давным-давно захватили христиане. Всех язычников убили, храмы разрушили, а изваяния богов, стоявшие в них, сожгли.

Епископ Абсалон /2/ уничтожает идола бога Святовита в Арконе в 1168г.
Худ.Лауриц Туксен 1890.
И ничего теперь не осталось там от былого великолепия, кроме старого вала, да нескольких баек, что рассказывают друг другу люди. Одна из них о всаднике, одетом в доспехи и шлем, что часто скачет на белом коне над городом и озером. /3/ Те, кто видел его по ночам, утверждают, что это – старый король замка и на нём его золотая корона. Но это всё россказни. А вот что на Рождество и в Иванову ночь будто бы слышится из озера перезвон церковных колоколов, — то правда. Его слышали многие люди и мой отец тоже.
Это церковь, что утонула в озере. Иные утверждают, что это тот самый языческий храм. Я этому не верю: к чему язычникам звонить на христианские праздники? /4/
Но колокольный звон из озера – это все пустяки! Вот послушай, я расскажу тебе одну историю о старом крепостном вале. В глубине его сидит в заточенье прекрасная принцесса с волосами до земли и заплаканными глазами, ожидая того, кто освободит ее.
И это очень печальная история.

И.Глазунов. Остров Рюген. Жрец и священный конь Святовита
*****************************
....В то старое время, когда крепость язычников под Гарцем была осаждена христианами и осажденные были в большой нужде, поскольку запасы продовольствия у них заканчивались и люди начали умирать от голода; когда некоторые крепостные башни были уже разрушены, — в то самое время жил в крепости древний седой старец, отец короля, правившего на Рюгене.
Был он уже так стар, что не мог хорошенько ни видеть, ни слышать, но очень любил перебирать золото и драгоценные камни, собранные им и его предками во времена их правления.
Глубоко под землёй в великолепном зале, сложенном из мрамора и хрусталя, хранились эти сокровища. Их было там превеликое множество, намного больше, чем ржи и ячменя в амбарах у твоего отца!
И вот, с того самого дня, когда крепость Гарца была осаждена христианами, а многие храбрейшие мужи, среди которых был и правивший король, пали в боях на крепостных стенах и у ворот замка, старик не выходил уж более из своего мраморного покоя.
Он был там и день и ночь, приказав надежно замуровать двери и проходы, ведущие туда из замка. Сам же он знал малый потайной ход, уходящий на много сотен ступеней глубоко в землю под королевский замок. Про этот ход не знал никто, кроме старого короля. Он вел на другую сторону озера, и старик мог таким образом выходить из своего подземелья и, никем не узнанным, покупать у людей еду и воду.
Когда христиане заняли и разрушили крепость, то убили в ней всех мужчин и женщин, сожгли дома и храмы, так, что камня на камне не осталось. Стены и башни замка обрушились, полностью засыпав все входы в ту сокровищницу, и не уцелел никто, кто бы помнил о ней. Старик же остался там, у своих груд золота, и, пользуясь потайным ходом, прожил еще много сотен лет после того, как замок был разрушен. Ведь не зря говорят, что люди, слишком привязанные к своим богатствам, не могут быть избавлены от земной жизни, сколько бы ни просили Бога о смерти.
Так и жил седой старец много-много лет, охраняя своё золото и серебро, пока не высох, как скелет. И вот когда он наконец умер, то превратился в наказание в тощего чёрного пса, обязанного сторожить свои сокровища и охранять их от непрошеных гостей. А после захода солнца, между двенадцатью и часом ночи, в глухую пору призраков, кружит он по окрестностям маленьким серым человечком в чёрной шапке с ушками и белым посохом в руке.
Многие люди видели его в лесу под Гарцем, по дороге в Позервиц /1/. Иногда бродит он и вокруг церковного кладбища: ведь сохранились там древние могилы язычников, а язычники по обыкновению брали с собой под землю много золота и серебра. Его-то он и хочет достать, поэтому пробирается туда, — но не может ступить на освящённую землю. И это его наказание за алчность – бродить по земле неприкаянным духом, когда другие сыны человеческие спокойно спят в своих постелях или могилах.
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ В БЛОГЕ "СКАЗКИ ГЕРМАНИИ
********

Н.К.Рерих. Старый король. 1910. (Фрагмент)
******************
Источник текста:
Ernst Moritz Arndt.
Prinzessin Svanvithe
Перевод с нем.
Татьяны Коливай
****************
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Гарц - город на южной оконечности о.Рюген. Здесь и далее - названия населенных пунктов на Рюгене
2. Епископ Абсалон (1128-1201) - датский государственный, церковный и военный деятель. Большую часть своей жизни посвятил борьбе со славянскими племенами (вендами (и в т.ч. с руянами), населявшими Балтийское Поморье (Померанию), видя в них угрозу территориям Прибрежной Дании.
3. Арндт упоминает здесь о важном мифологическом образе северогерманского эпоса — Всаднике на белом коне, столь поэтично описанном позднее немецким писателем Теодором Штормом в его одноименном романе. В Восточной Пруссии тоже есть своя легенда о нем — "Конь-желание" (Das Wunschpferd).
4. В этих строках слышится печальная ирония рассказчика: .. «к чему язычникам звонить на христианские праздники?..» — в виду имеется Рождество, потому что Иванова ночь христианским праздником никогда не была.

Н.К. Рерих. ПОМОРЯНЕ. УТРО. 1906
**************************