
Друзья!
"Природа сделала трагическую ошибку, вложив разум именно в это двуногое существо, и теперь сама, стеная, плача, корчась в судорогах, не в силах ни сдержать, ни исправить деяния своего выродка, так и не обуздавшего в себе первобытного дикаря".
Виктор Астафьев.
Мы-выродки!Очень точное определение писателя! Даже Шамбала не может справиться с цивилизованными дикарями,размахивающими ядерной дубинкой.ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ- НА КРАЮ ГИБЕЛИ!? Да! Если мы не одумаемся,не остановимся на краю пропасти!
Отступление.
"Согласно данным экспертной группы из Королевского университета Лондона, в ближайшие годы наша планета может оказаться на краю гибели. Причины — вполне просты и прозаичны.
Во-первых, колоссальными темпами растет нагрузка на атмосферу со стороны промышленности. Активное развитие стран третьего мира уничтожает леса, которые являются легкими планеты. А объемы производства увеличиваются с каждым днем.
Во-вторых, неравномерное распределение благ на планете, приводит к напряженности в межгосударственных отношениях. Особенно, когда человеческий потенциал Европы и других развитых стран стремительно сокращается — целая группа наций просто вымирает.
В-третьих, риск техногенных катастроф растет с каждым годом. Чем больше на земле атомных станций, тем выше вероятность взрыва одной из них. И так со всеми опасными в этом плане объектами, число которых уже перевалило за сотни тысяч.
В-четвертых, нестабильность в современной экономике может обернуться настоящим коллапсом в случае дальнейшего роста цен на ресурсы. В частности, если цена на нефть поднимется до 150-200 долларов за баррель, то развивающиеся страны, в которых ее нет, окажутся в критической ситуации.
А у развитых возникнет непреодолимый соблазн воспользоваться своим военным преимуществом, чтобы захватить нефтяные месторождения. И что самое главное — уровень жизни людей упадет в несколько раз, что тоже явно не скажется позитивно на стабильности в мире.
А между тем, нефть может перевалить за планку в 150 долларов/баррель уже через 5-6 лет. То есть это не какая-то отдаленная перспектива, как взрыв солнца или что-то из этой серии. Это реальная угроза, которая может стать актуальной в ближайшие годы.
Рецепты спасения мира у британцев тоже достаточно просты — ускорить процессы реальной интеграции государств; присвоить международный статус национальным заповедникам, которые находятся в зоне экваториальных лесов; внедрить новые технологии в сельское хозяйство и энергетику; максимально снизить уровень выбросов в атмосферу. В общем и целом – простые и понятные вещи. Основной вопрос – насколько реально объединение правительств перед лицом угрозы для планеты"?
http://www.xponika.info/
...Други!
Думаю,полагаться на совесть и разум англосаксов бесполезно и опасно! Ведь это и есть та самая сатанинская тьма, жаждущая погибели Земли! Планету спасёт русский Иван Стотысячный, если проснётся и объединится с другими светлыми силами мира!
Вл.Назаров
*****************
1.Эвенкия: от древности к современности
Проникновение человека в Эвенкию и его расселение на ее территории шло по долинам рек, прежде всего Нижней Тунгуски и ее притоков. Известны стоянки неолита, эпохи бронзы и железного века в среднем течении Подкаменной Тунгуски.
Небольшой по численности народ смог освоить огромную территорию по правобережью Енисея и междуречью Лены и Вилюя, сохраняя вмещающие и кормящие ландшафты, забирая необходимое без разрешения своего природного дома.
Но откуда и когда пришли тунгусы, заселившие огромные пространства от побережья Охотского моря на востоке до Обско-Иртышского междуречья и Ледовитого Океана на севере и до Прибайкалья на юге?
Тунгусы, или эвенки, а второе наименование народа — самоназвание эвенков, — как считает доктор исторических наук В.И. Увачан, отвечая ревнителям «национального вопроса», не содержит ничего оскорбительного. Другой исследователь — В.А. Туголоков — дал образное объяснение наименованию «тунгусы»: идущие поперек хребтов. В нем не только образ кочевой жизни, но и мужество, готовность к преодолению трудностей.
Различны группы тунгусов как по географическим особенностям местообитания, так и по типу хозяйствования и быта.
Эвенки-оленеводы, расселившиеся по бассейнам трех Тунгусок и Ангары, называли себя ороченами — оленными тунгусами. Но все тунгусы, на какой бы территории они ни проживали, разговаривают на едином тунгусо-манчжурском языке.
В китайских хрониках говорится о древнем народе — сушенях, живущих в суровой снежной стране в конусообразных жилищах (чумах) — как об охотниках и смелых воинах, которых не удавалось покорить ни одному из отрядов обученных императорских воинов. Там же рассказано о ловких «следопытах верхом на оленях», о народе, который одомашнил дикого оленя, и тот «дает им молоко и возит на санях (нартах)». В древних сказаниях матерью мира считается оленуха.
В более поздних китайских хрониках указывается путь развития прямых потомков чжурдженей (уэней, уэнков), объединенных в одну империю (Золотую) в VI веке до н.э. Не отсюда ли наименование современной Эвенкии и ее жителей?!
Золотая империя постоянно отражала нападения предков монголов-киданей.
Жители на значительной территории от Охотского моря, Приморья, Забайкалья и северных территорий не только поставляли в Китай ценную пушнину, прежде всего соболя, но имели свои культурные центры и письменность. Археологические находки говорят о высокой культуре строительства и архитектурно-планировочных решениях поселений.
Золотая империя пала под ударами конницы Чингисхана. Городские поселения были разграблены и уничтожены, погибли и литературные памятники. Даже надписи на городских стелах и могильных плитах были сколоты.
Оставшиеся в живых жители покинули лесостепные ландшафты и рассеялись по северной территории — нынешней Эвенкии. Утрата прародины и письменности не лишила замечательный и стойкий народ изустной передачи наставлений и нравственных законов предков, сказаний о могучих богатырях — сонингах. Древние законы предков, дружелюбие, гостеприимство, взаимопомощь, уважение к старшим как нравственная основа бытия сохранились до наших дней.
Первые упоминания о тунгусах как народности появляются в русских описаниях Сибирского царства в конце XVI века. Землепроходцы и путешественники отзывались о тунгусах: «услужливы без раболепства, горды и смелы». Ссыльный декабрист В. Кюхельбекер называл тунгусов «сибирскими аристократами», а первый енисейский губернатор А. Степанов писал: «Их костюмы напоминают камзолы испанских грандов».
Начиналось взаимодействие двух цивилизаций — каменного века и средневековой с огнестрельным оружием и мануфактурным производством.
Но владение каменными и костяными орудиями у эвенков было виртуозное. Родоплеменные отношения эвенков и «государевых царских людишек» не были антагонистическими. В мирном присоединении Сибири «под царскую руку», безусловно, «дипломатия оружия» играла значительную роль, но не главную. Главным были мирные торговые отношения. На первых порах контакт двух разных культур был эпизодическим. Но соседство приводило к взаимообменам. Русские обучались навыкам охоты, выживания в северных условиях, вынуждены были принимать нормы морали и общежития аборигенов, тем более, что пришлые поселенцы брали в жены местных женщин, создавали смешанные семьи.
Да и понятие «о русском торговом грабеже» весьма относительно. Соболь для русских — мягкая валюта, а для таежных следопытов-тунгус о в он долго не был денежным эквивалентом и в хозяйстве не представлял особой ценности. Оленьи шкуры были прочнее и практичней, из соболиных шкурок шили одеяла и даже подбивали ими лыжи.
Цена хорошего медного котла, которая определялась количеством соболиных шкурок, умещавшихся в нем, казалась смехотворно низкой и свидетельствовала, по мнению эвенков, о глупости люча (русских). «Котел век служит, а шкурок в тайге можно добыть великое множество» — так считали охотники. Для себя брали ножи, клинки, а позднее ружья, жен украшали бисером, в руки им давали стальные иглы, сукно, а позже ситчик.
В 1607 году березовский казак Михаила Кашмылов впервые собрал ясак с эвенков Нижней Тунгуски. В 1620-е годы казак из Мангазеи Никифор Панда (Пенда) поднялся вверх по Нижней Тунгуске и через Чечуйский волок перевалил в реку Лену. Тогда же были заложены по Нижней Тунгуске зимовья для сбора ясака.
В петровские времена, в 1723 году, экспедиция Д.Г. Мессершмидта прошла по Нижней Тунгуске в целях изучения сибирских народов и исследования их языка, описания флоры и фауны. В 1763 году императрица Екатерина II подписывает манифест о переписи инородцев с указом не чинить коренным народам зла и жить в мире.
В первой половине XIX века происходят два важных события — образование инородческих управ (административных округов) у эвенков Нижней Тунгуски и приобщение их к православию, т.е. крещение. Русские православные миссионеры крестили желающих, давали новые имена. Так появились Иваны, Петры среди новообращенных эвенков. Смена имени по языческим древним верованиям отводила злых духов. В конце XIX века появляются первая церковь и часовни при факториях. Ясак заменялся подушной податью, ее сбор был чрезвычайно важен для царской власти.
Сибирское отделение Русского географического общества (Иркутск) организует Вилюйскую экспедицию во главе с К. Мааном. Она обследовала верховье Вилюя и озеро Суринда, по ее результатам была составлена геологическая карта, даны описания рельефа, рек, этнографические сведения.
С 1859 по 1863 годы М.К. Сидоровым, красноярским золотопромышленником, меценатом и ученым, были открыты месторождения графита по pp. Нижняя Тунгуска, Вахта и Курейка, а позже начата разработка месторождения на Нижней Тунгуске открытым способом. Графит Эвенкии транспортировался на Петербургскую карандашную фабрику.
Все средства, получаемые с золотых приисков, М.К. Сидоров обратил на освоение Севера и Северного морского пути, строительство школы-интерната при Туруханском монастыре для детей коренных жителей. В 65 лет он умер несостоятельным должником. Его выступления на конференциях и в прессе по защите коренных жителей Севера остались в памяти народной.
Ссыльный поляк А.А. Чекановский в 1873 году во главе экспедиции Сибирского отделения РГО составляет первую точную карту Нижней Тунгуски и приводит значительные по объему исследования по геологии, географии, этнографии.
На месте будущего поселка Тура в 1910 году была основана лавка купцами Пановым и Савватеевым.
С 1920 года начинается установление советской власти в Эвенкии. К началу 20-х годов, после Гражданской войны, тысячи эвенков остались без оленей, без хлеба, без охотприпасов. В первую навигацию после освобождения Сибири от белых из Красноярска вышли караваны судов на Нижнюю и Подкаменную Тунгуски с продовольствием, мануфактурой, охотприпасами. Были отменены все долги, а северяне освобождались от подушной подати — налогов. Создаются первые кооперативы, родовые советы, назначаются управляющие совместным выпасом оленей и рыбалкой, охотой на диких оленей. Первые колхозы из безоленных эвенков, поддерживаемые государством, создаются из бедноты.
Эвенкия переживает все перипетии страны, характерные для 20-30-х годов ушедшего столетия: аресты по доносам, репрессии, она становится местом ссылки для политзаключенных. Но одновременно создаются культбазы, открываются школы, больницы, ветеринарные пункты. В крупных городах Сибири и в Петербурге начинается обучение северных народов на рабфаках. Готовятся кадры учителей, врачей. В Туре в 1927 году действует школа колхозных кадров и фельдшерско-акушерское училище.
В 1930 году эвенки получили свою письменность.
С 1941 по 1945 годы Эвенкия увеличивает добычу пушнины, развивает клеточное звероводство. Сотни мужчин-охотников ушли на фронты Великой Отечественной войны, стали снайперами и достойными смелыми воинами.
В 50-90-е годы создается местная промышленность, на собственном сырье развивается деревообработка, солеварение, кожевенное и пищевое, кирпичное и известковое производства.
Геологоразведка к 90-м годам XX столетия сдает для эксплуатации крупные месторождения углеводородного сырья, прежде всего нефти, хотя по запасам угля Эвенкия не уступает многим регионам России. Вездеходы и вертолеты геологических партий стали частью жизни Эвенкии.
На месте стойбищ, а затем небольших поселений возникли крупные поселки городского типа — Тура, Ванавара, Байкит. Пока они не столь благоустроены, как хотелось бы, но в проектах столица Эвенкии — Тура — смотрится впечатляюще.
Мерзлота и суровость климата (морозы до — 60 °С) требуют значительных затрат на обустройство территории поселков. Пыль на улицах и грязь помоек летом, уродливые защитные короба теплотрасс по принятым планам развития уйдут в прошлое, только река да синие сопки вдали, радующие глаз, останутся в обрамлении новых городков.
Но как и прежде, эвенки кочуют с оленями. Эвенк без оленя в тайге — почти трагедия. Вспоминается первая встреча с каюром, пришедшим в один из отрядов с оленьей связкой. Для девушек-студенток, проходивших геологическую практику, он попозировал в седле ездового оленя, а позже в течение месяца не грузил его ничем, кроме небольшого вьюка. Спокойствие и внутреннее достоинство эвенка Ивана, его дружелюбие и желание помочь неопытной молодежи удивляли. Немногословный, сопровождаемый двумя лайками, Иван уходил в тайгу. Возвращался всегда с добычей — то с крупным глухарем-капылухой, то со связкой рябчиков. Однажды спросил, есть ли у нас лицензия на отстрел сохатого (лося). Лицензия-то была, но умения выследить и завалить лесного красавца не хватало, да и работа поджимала. Ушел Иван к ночи на засидку на солонец, а утром вернулся и объявил: «Начальник, дневка будет, мясо есть». С высоты прожитых лет осознаешь доброжелательность каюра Ивана, его желание скрасить полевую жизнь и помочь при наших поисковых кочевьях. Расставаясь, подарил мне великолепно выделанную, подбитую ситчиком шкуру бурого медведя, заметив: «Дети будут на ней играть». Отдарил Ивана немецким сувенирным ножом с костяной ручкой, но разве его сравнить со щедрым подарком, на котором в московской квартире позже играли дети?!
Эвенкия сегодня — самый малонаселенный субъект Российской Федерации. В нем проживает около 24 тысяч жителей. Административный центр — поселок Тура с населением свыше 9 тысяч человек. Расположен на правом берегу р. Нижняя Тунгуска при впадении в нее р. Кочечум, В 14 км от поселка построен аэропорт «Горный», который может принимать любые типы грузовых самолетов и связан пассажирскими ежедневными рейсами с Красноярском. Порт на Нижней Тунгуске принимает суда с продовольственными и промышленными товарами на год. Для этого созданы крупные склады и хранилища. Застроен поселок одно-двухэтажными домами. Тура — культурный центр округа, здесь работает Эвенкийский окружной центр народного творчества, ансамбли песни и танца, краеведческий музей.
В настоящее время успешно решаются проблемы водоснабжения поселка и снабжения теплом. Вскоре будет построена ТЭЦ на базе близлежащего угольного месторождения. Существенно улучшается связь.
Поселок Ванавара получил широкую известность благодаря падению Тунгусского метеорита. Строится нефтеперерабатывающий завод. Поселок Байкит мал, да славен своим аэродромом.
Эвенкия, которая имеет самую низкую плотность населения в Российской Федерации — 0, 02 чел/км2, является территорией, на которой находится географический центр России — 94°15′ в.д. и 65°25′ с.ш. Этот центр оказался на берегу озера Виви. В конце августа 1992 года состоялось открытие памятного знака — величественной стелы, увенчанной золотистым двуглавым орлом. Об этих местах прекрасно написал замечательный прозаик Виктор Астафьев в рассказе «Вечно живи, речка Виви».
https://ronl.org/
****************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
6 февраля 2023 года.
*********************
ПРИЛОЖЕНИЕ
Вечно живи, речка Виви
Вертолет — самая убаюкивающая машина изо всех, на каких я ездил и летал. Мы и получаса не летели от Туры — центра Эвенкийского национального округа, а спутники наши сплошь уже позакрывали глаза, свесили головы на грудь. Два молодых эвенка в джинсах и модерновых куртках, открывшие было книги, так ни одной страницы и не перевернули, сморились, навалившись на борт вертолета, братски приникнув друг к другу. Даже Купец — старый белый кобель, долго искавший место в просторной утробе машины, нашел его наконец, бухнулся брюхом на пол и, отвернувшись от запасной бочки с бензином, дышал запаленно, высунув язык, тревожно вскидывал голову, чуткие и нежные ноздри его обильно сочились мокротою, защищая «тонкий» собачий нюх от бензинового и выхлопного газа.
Наши спутники — Саша и Владимир, подросток Сережа, Сашин сын, — также недолго сопротивлялись сладкой дреме и вяло, без азарта поиграв в карты, отвалились на борта вертолета, отдались сладкой дреме.
Лишь мы, люди городские, зиму и большую часть лета просидевшие в городских квартирах, возбужденные наконец-то осуществившейся мечтой о рыбалке в первозданных местах просторной Эвенкии, никак не можем успокоиться, вертим головами, прыгаем от окна к окну и смотрим, смотрим во все глаза на тихую светло-зеленую тайгу, расположенную между двумя великими реками — Енисеем и Леной. Здесь, на этаком пространстве, наверное, может разместиться вся Америка, да еще и часть Канады.
Побывавши первый раз в Эвенкии, затем в монгольской пустыне Гоби, я подумал, что у тесно живущего в Европе человечества есть хороший запас земли, да и для американцев как из Штатов, так и из Латинской Америки здесь места хватит. Дело за небольшим — мирно жить на земле и хоть часть средств из военных бюджетов, хоть маленький бы ручеек золота отделить и направить в русло созидания, на разумное освоение этих безлюдных пространств.
…Я сказал «мы», а мы — это красноярский скульптор и живописец Владимир Алексеевич Зеленой, мой внук, Витя-младший, и я.
Я в Эвенкии вторично, Владимир и Витя впервые. Мы летим на речку с чудным названием Виви, происхождение которого объяснить мне никто не смог.
Вертолет ровно и миролюбиво гудит, чуть покачивается, оставляя под сытым железным брюхом леса, горы, речки, спутавшиеся меж собою, словно вены на человеческой руке, тихие пустынные озерца на плоских седловинах горных хребтов. Нет-нет в изгибе безвестного ручья или речки белой лапшинкой засветится лед, которому нынче уже не растаять — на дворе август. Были уже иньи, остыла земля и вода, пал «главный» комар; на кустарниках ивы, на голубичнике, на красной смородине и редкой здесь уже рябине очерствел, повял и начал искриться мелкий лист.
Неподалеку отсюда упал в начале века Тунгусский метеорит, и все еще не разгадана его тайна, все еще идут споры о том, что это? Метеорит, межпланетный корабль, потерпевший аварию, звездолет, сделавший вынужденную посадку и снова умчавшийся в миры иные?..
Дремлющий человеческий разум, просыпающийся лишь для судорожных, чаще всего злых и пакостных дел, все еще склоняется к мысли, что, кроме нас, в мироздании никого нету, а уж умнее и быть не может, стало быть, никакого и корабля прилетать не должно, трахнулся с неба камень и сгорел в земной оболочке или так глубоко ушел в недра, что и раскопать его невозможно.
Человек всегда искал упрощенные и легкие решения, кратчайшие пути к благоденствию, счастью и разрешению всевозможных тайн и загадок. Самый из них короткий и простой способ жить хорошо, благоденствовать, не утруждая себя, — это ни о чем не заботиться, отобрать хлеб у ближнего, не отдаст смять его, растоптать, уничтожить, конечно же неизбежно самоуничтожаясь при этом, ибо рать кормится, а мир жнет. Аж в древней еще пещере, выхватив кость у более слабого брата своего, более наглый и сильный брат подписал себе смертный приговор, и пятнадцать тысяч войн, происшедших на земле, восемь миллиардов людей, сгоревших в военном смерче, — это исполнение самоприговора, это страшное проклятие земное и небесное существу, которое употребило разум свой не по велению Божию, не по назначению природы, исказив лик свой и запакостив планету, которой он недостоин и как обитатель ее, и как хозяин, и как истребитель, беспощадный ко всему живому и растущему на земле.
Природа сделала трагическую ошибку, вложив разум именно в это двуногое существо, и теперь сама, стеная, плача, корчась в судорогах, не в силах ни сдержать, ни исправить деяния своего выродка, так и не обуздавшего в себе первобытного дикаря.
В этой части Эвенкии нет скальных вершин, каменных останцев. Почти все вершины хребтов плоски, в крошеве черных, полуголых, где и совсем голых камней на склонах, промытых до серой плоти и покрытых серым лишайником. На щеках гор и по хребтам — воронки огромного размера, вдавыши, в которые запали, сжались в страхе вечные снега, а может быть, это северная сова плыла в слепом сонном полете и ударилась в склон горы, изорвала свои крылья, насорила белого пера. Здесь царство камня и кустарника, здесь дуют вечные ветры, сгоняя всякую жизнь в долины рек и ручьев, и лишь в разгар лета, во время разгула лютого комара, сюда, на холодный обдув, убегают олени и все ищущие спасения звери и зверушки.
Все летим, летим над землей, огромной, бесконечной, малохоженой, почти неразведанной.
А ведь это всего лишь кусочек, малая часть страны под названием Сибирь, этакого российского Эльдорадо, которое составляет 29 процентов территории Советского Союза, и условная ее площадь равна 6,5 миллионам квадратных километров. Плотность населения здесь в десятки раз ниже, чем в европейской части Советского Союза. В Восточной Сибири, где я и пишу этот очерк, в избе родного села Овсянка, на берегу Енисея, плотность населения реже, чем за Уралом, на западе страны, более чем в 30 раз. В момент присоединения Сибири к России на этих гигантских просторах почти не было русского населения. Здесь жило в основном коренное население 31 национальности, «инородцы», как звали их до революции, насчитывавшее чуть более миллиона человек.
Но с окончанием строительства Великой Сибирской магистрали — железной дороги, протянувшейся на десять тысяч километров, от Москвы до Владивостока, построенной, кстати, без большого шума и без брака, в рекордно короткий срок, с помощью примитивных орудий труда, население Сибири неуклонно возрастало. Если в 1897 году оно составляло чуть больше 5 миллионов, то уже в 1926 году в Сибири проживало за 13 миллионов человек, в основном переселенцев с Украины, из Белоруссии и худоземельного центра России.
С развитием дорог и транспортных связей Сибирь начинает участвовать в торговом обороте России, поставляя на международный рынок черные и цветные металлы, лес, уголь, нефть, газ. Более 350 предприятий Сибири ныне участвуют во внешнеторговых отношениях, но для такой страны, для таких богатств все равно это очень мало: всего 14 процентов от общесоюзного экспорта. Темпы роста производства продукции здесь ненамного опережают общесоюзные.
В Сибири до революции добывалось более десяти миллионов пудов рыбы, что составляло 80 процентов от общего уровня добычи рыбы в России. Сибирь в ту пору занимала первое место по добыче пушнины и одно из первых — по добыче золота. Торговля сибирским маслом в общем экспорте России занимала 75 процентов. В 1913 году, например, Сибирь продала почти 72 тысячи тонн масла отменного качества, конкурировавшего с основными и давними его производителями в Копенгагене, Гамбурге, Лондоне, сбившего, кстати, цены на общеевропейском рынке. Торговля сибирским маслом давала России золота вдвое больше, чем вся сибирская золотодобыча, давняя, славящаяся когда-то отрасль русской промышленности. Дело доходило до того, что русские купцы пытались подкупать государственных чиновников и железнодорожные власти, дабы не пропускать в Европу сибирский дешевый хлеб и масло.
Сибирь и поныне еще является мировым кладом, здесь столько угля, леса, газа, нефти, торфа, что если все это по-хозяйски добывать и продавать, то хватит снабдить сырьем и напоить пресной водой весь мир Божий. Здесь находится уникальный мировой колодец — Байкал с чудодейственной водой и неповторимой фауной. Не хватает Сибири одного — настоящего, рачительного хозяина.
…Качнуло машину, она резко развернулась и бочком-бочком начала прислоняться к каменистой косе, о вынос которой билась и, загибаясь птичьим крылом, неслась покато бурная речка саженей эдак в полтораста-триста шириной.
Вертолет завис над косой, прицелился и осторожно угнездился на россыпи камней. Летчик выключил двигатель, лопасти над вертолетом какое-то время крутились бесшумно и наконец крестообразно замерли.
— При-ие-ехали! — сказал, просыпаясь, Саша. Купец, как только открылась дверца, выпрыгнул из машины и начал вычихивать из себя едкий газ, потом задрал ногу на ближний куст тальника, сделал свое дело и потрусил по тропе, обнюхивая и обследуя местность.
Мы быстро выкидали багаж, вертолет снова затрещал, приподнялся над нами, и его понесло вверх по реке, взнимая над лесами и горами, и несло до тех пор, пока зеленые пространства земли и голубые небесные дали не проглотили лихую хвостатую козявку.
Виктор Астафьев
http://usa-history.ru/books/