Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Аквариум - 6. Сетература: плагиат и свобода творчества


Аквариум - 6.  Сетература: плагиат и свобода творчества
­­Каждый творческий человек знает, как сложно создать что-то оригинальное:
допустим, корпел ты себе днями и ночами над текстом, отдаваясь целиком своей фантазии, выворачивал свою душу наизнанку,
а в итоге оказалось, что и идея не нова, и даже слова и целые фразы кто-то и где-то уже говорил. Вот незадача-то!

И как в данном случае поступать? Как понять, где плагиат, а где подражание, ведь вдохновение часто накатывает в ответ на прочитанное или увиденное?
Где проходят грани дозволенного и начинаются границы ответственности – как не прослыть копировальщиком
и не попасть под град осуждения своих собратьев по перу?
О каком плагиате может идти речь, когда всё давным-давно сказано и написано? – каждый человек живёт в последние времена,
но божеж мой, как это нынче верно!

Все эти вопросы особенно актуальны в сетературе, где каждый пользователь – это по сути своей автор,
а количество произведений не поддаётся никаким подсчётам.
И поговорить на эту животрепещущую тему в формате Аквариума мы приглашаем авторов нашей Избушки,
список участников которого выглядит следующим образом:

-Сергей Алексеевич Лисицын;

-Олег Кашкар-Волк;

-Евгений Мирмович;

-Асия Караева;

-Сергей Ермаков;

-Наташа Корнеева;

-Антон Боровиков;

-Януш Мати;

-Елена Алес.


Напоминаем правила нашей встречи:

-все участники и гости Аквариума должны относиться друг к другу с уважением и не забывать о ПС;

-для открытия своей диалоговой ветки следует написать ответ на преамбулу темы;

-Аквариум продлится 4 дня, по истечении которых будут подведены итоги обсуждения.



С уважением,

Куратор Аквариума Марина Новикова-Шведт.







Рейтинг работы: 190
Количество отзывов: 10
Количество сообщений: 15
Количество просмотров: 111
Добавили в избранное: 4
© 04.02.2023г. КЛиК
Свидетельство о публикации: izba-2023-3486261

Метки: аквариумтемаплагиат, плагиатвсетературе, обсуждениявклике,
Рубрика произведения: Разное -> Неформат


Лилия Игнатьева       09.02.2023   13:33:13
Отзыв:   положительный
Приветствую всех в уютном аквариуме!

Присоединяюсь к обсуждению интересной, но очень непростой темы.
ПЛАГИАТ (фр. plagiat от лат. plagiatus — похищенный) на грани норм морали и норм законодательства...И эта грань очень тонкая и хрупкая, для некоторых совсем не заметная, не имеющая особо значения...а вот авторов (жертв плагиата) нарушение дисбаланса этой грани может задеть по больному.
Марина затронула одну из проблем - "воспитание сетевого автора". Согласна многое зависит от морального облика самого сетевого автора, а далее уже умышленность или преступная небрежность...проступок или преступление...общественное порицание/блокировка страницы/ограничение в правах пользователя или уголовное наказание. И ведь далеко не каждый автор поддается воспитанию и продолжает сеять плагиат.
Вот для таких "товарищей" уже применимо наказание.
Преступление признается совершенным по небрежности, если лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия (ч. 3 ст. 26 УК РФ).
И как любят говорить юристы - "Незнание не освобождает от ответственности".
Так что любителей притворится "невинной простотой" тоже найдет своё наказание))

Всем отличного дня и никакого плагиата!
Лилия Игнатьева       09.02.2023   13:26:52
Отзыв:  
Сообщение удалено автором...
Сергей Лисицын       05.02.2023   14:25:34
Отзыв:   положительный
Добрый день, уважаемые друзья, коллеги и заинтересовавшиеся «животрепещущей» темой плагиата посетители сайта!
Перво-наперво заглянем в Толковый словарь Ожегова: «Плагиат – выдача чужого произведения за своё или незаконное опубликование чужого произведения под своим именем, литературное воровство».
Казалось бы, всё просто и ясно. Ан нет. Сфера эта тонкая и невероятно чувствительная. И невероятно юридически запутанная, как, впрочем, и сама юриспруденция, похожая на скользкую многоголовую гидру.
В науке, к примеру, проще. Вот два учёных, работая независимо друг от друга, делают одно и то же открытие, скажем, в физике. Никто не кричит, что кто-то у кого-то что-то украл. Обоим говорят «зер гут» и выдают по медальке.
Тогда почему бы не допустить, что два автора, раскрывая одну тему, приходят к похожим образам и смыслам? И такое, смею заверить, случается.
Но прежде поделюсь одним наблюдением.
Заметил, что яркие авторы не заморачиваются тем, что у них «уведут» строчку-другую, а то и чего поболе, осознавая, что от их таланта не убудет, и напротив, ничего лишнего к нему «не прилепится». Манией клептофобии (боязни быть обокраденным) страдают как раз бесталанные и посредственные.
Таковые встречались мне на поэтических сайтах (по товарищу Саахову: где-то высоко в горах, но не в нашем районе). К примеру, одна из виршеплётчиц в преамбуле строго предупреждает, что воровать у неё нельзя, утверждая, что видела свои творения украденными и присвоенными другими авторами.
Ладно, думаю, может, действительно там нечто шедевральное. Открываю творения взволнованной «поэтессы». Вчитываюсь и… кроме «какая хрень» и сказать-то больше нечего. Осталось одно жгучее желание – посмотреть на того лихого поэта, дерзнувшего зачем-то украсть и присвоить эту безграмотную бредятину.
Возвращусь к теме смысловых пересечений в творческом ментально-информационном пространстве. Как знать, не явилась ли беседа Ивана Карамазова с чёртом у великого Достоевского неким посылом к созданию великого романа «Мастер и Маргарита», а вышеупомянутая полемика, описанная Фёдором Михайловичем, не воплотилась ли в «стержневой» монолог Воланда о свете и тенях, поведанный нам Михаилом Афанасьевичем? Намеренно здесь не упоминаю в качестве первопричины «Фауста», дабы показать многогранность ассоциаций... Впрочем, это гипотеза, но, как и всякая гипотеза, она имеет право на существование.
В завершение приведу тезис, который привлёк моё внимание на сайте kartaslov.ru (ссылаюсь на него, дабы не быть обвинённым в пресловутом плагиате) и с которым трудно не согласиться:
«С плагиатом не следует путать идейную, художественную или научную преемственность, развитие или интерпретацию произведений творчества или интеллектуальной деятельности. Следует понимать, что все произведения науки и искусства в той или иной степени основаны на ранее созданных произведениях». Ну разве что «царапает» глаз словосочетание «произведения науки». У науки, скорее, открытия, ну или достижения…
Ну и совсем в завершение повторю фразу незабвенного доктора Ватсона: «Запутанное это дело…».
Марина Новикова-Шведт       05.02.2023   06:08:42
Отзыв:   положительный
Дорогие друзья! Я приветствую и благодарю каждого, кто пришёл на обсуждение такой важной темы.
Мы не замалчиваем проблемы - мы говорим о них, и это, как по мне, очень важно.
Ну, на самом деле плагиат, который по сути является воровством интеллектуальной собственности,
в сети - явление обычное, ведь к тому располагают особенности среды, в которой обитает сетература.
И как часто на различных площадках вспыхивают темы пользователей, обнаруживших себя
оскорблёнными в самых лучших своих авторских чувствах. Спору нет, обидно, особенно когда умыкнувший
что-то там автор - не "графоман безрукий", не сумевший толком воспользоваться результатом чужого
интеллектуального труда (сляпал бездарную ерунду и радуется непонятно чему), а грамотный пользователь сети,
сделавший вполне себе приличную вещицу, так похожую на уворованное. Но кого это волнует?
Вот! Можно по-разному относиться к самому понятию плагиата или к конкретному, частному случаю,
но на самом деле грани в этом вопросе очень тонкие, и легче нервы порвать, чем понять, где подражание,
а где плагиат?
Вот допустим, чуть более трёх лет назад на одной из сетевых площадок запросилась ко мне "в друзья" девушка.
Она некоторое время оставляла восторженные степломчики под моими постами, а затем стала буквально копировать
мои тексты и даже картинки)). Какое-то количество лайков она собирала и была очень этому рада.
Был ещё подобный случай в моей жизни. И я представляю себе причины, толкающие авторов на такое воровство,
и мне в некоторой степени жаль людей, которые даже не считают, не осознают, что воруют, но
грани между плагиатом и подражанием часто так непрочны, что разглядеть их, ох, как сложно,
и тут очень легко можно обмануться. И разве подражание - это в какой-то степени не то же воровство?
Наташа Корнеева       05.02.2023   07:48:38

Сообщение удалено автором...
Наташа Корнеева       05.02.2023   03:50:23
Отзыв:   положительный
сообщение удалено автором
Асия Караева       05.02.2023   11:55:35

Наташа, конечно же, это Ваше право думать о других авторах и об их творениях то, что Вы посчитаете нужным. Но я, как юрист, скажу Вам, что «плагиат» - это юридический термин. Однако еще раз подчеркну, что Вы вольны давать свои собственные диагнозы «больным», хотя и не имеете при этом соответствующего образования))

Хотела еще задать Вам такой вопрос. Скажите, пожалуйста, а кто в стихотворении "Крылатая душа» ЛГ?
Наташа Корнеева       05.02.2023   12:23:49

Сообщение удалено автором...
Асия Караева       05.02.2023   14:33:57

Наташа, полностью с Вами согласна, мы на литературном сайте. Поэтому надо к друг другу бережно относиться.

ЛГ – душа, причём крылатая. Я лично не стала бы упрекать людей за то, что они пишут стихи о душе с крыльями или о летящей душе))) Копирайт на образ летящей души я бы не стала ставить)) И для этого не надо быть ни юристом, ни даже литератором.

Наташа, текст «Душа» не является уникальным, но это не значит, что его можно назвать плагиатом. Думаю, что Вы согласитесь с тем, что и в литературе, и в искусстве много талантливых и одаренных авторов, которые не сказали нового слова, не являются новаторами, но тем не менее, эти авторы и их произведения любимы многими из нас. Как тот же «Буратино» и произведения Волкова.

Мы с Вами находимся на литературном сайте, на котором подавляющее большинство авторов – любители, кто-то здесь очень талантливый, а кто-то просто одаренный, а кто-то - милый и добрый графоман. Это надо учитывать. И мы здесь не Нобелевской премией за мировой вклад в литературу награждаем)))
Антон Боровиков       05.02.2023   00:53:04
Отзыв:   положительный
Уважаемые коллеги, тема действительно достаточно актуальная, прежде всего для сетературы. Юристы дают исчерпывающее определение плагиата как «умышленно совершаемое физическим лицом незаконное использование или распоряжение охраняемыми результатами чужого творческого труда, сопровождающееся доведением до других лиц ложных сведений о себе как о действительном авторе». Причем по нашему законодательству может наступать как гражданско-правовая, так и уголовная ответственность. Мне представляется, что в дефиниции ключевое слово "умышленное". Что, конечно, очень трудно доказать. С другой стороны, Сеть хороша тем, что здесь ничто не пропадает, и, если имел место просто копипаст, то всегда можно дать ссылку на первоисточник.
Но при этом согласен с предыдущими авторами, что в случае таких публикаций можно добиться разве только порицания, ну, в крайнем случае, блокировки авторов, укравших контент других авторов. И это, конечно, задача модераторов и редакторов - реагировать на обращения авторов, буде таковые появятся.
С сюжетами, согласен с Асией, сложнее. И вообще, многие говорят, что сюжетов-то в мировой литературе ограниченное количество, например, Жорж Польти утверждал, что их всего 36 (другие авторы говорят, что их от 20 до 29). Наверное, нам нужно все-таки сконцентрироваться именно на прямом плагиате, при этом я не считаю, что вольный пересказ или рерайт таковым не являются.
И, если говорить о сетературе, согласитесь, что в данном случае, поскольку публикации делаются, как правило, безвозмездно, материальный фактор здесь отсутствует начисто. Если же речь идет о тех текстах, за которые автор получает свои законные авторские, то есть если имеет место финансовый фактор, вот тогда реакция должна быть максимально жесткой и исключительно в рамках правовой процедуры. У нас в менталитете как-то сложилось такое, мягко скажем, недоброжелательное отношение к "сутягам" и скептическое отношение к судебной системе, однако я полагаю, что не стоит пренебрегать такими инструментами, в конце концов, речь идет (вспоминаем определение) о "результатах нашего труда". И результаты своего труда нужно ценить и себя уважать, если есть плагиат - добиваться максимальной сатисфакции, неважно, кто является нарушившей ваши права стороной - невменяемый пенсионер или кто угодно, да хоть "негр преклонных годов".
Поэтому дорожите своим трудом, и не допускайте шабашей плагиаторов.
Марина Новикова-Шведт       05.02.2023   07:40:49

Антон, категорически приветствую)).
Наверняка вы слышали такую пословицу про любителей прихватить чужое: "Жнёт, где не сеял, берёт, где не клал".
В преогромном сетевом пространстве прихватить чужое, думается, несложно,
и даже автор оригинального произведения не узнает или может не сразу узнать об этом,
а даже ежели узнает, ну, что он сделает? Поругается прилюдно - пальчиком погрозит?
Вот как сетевому автору обезопасить свои творения от нечистоплотных "коллег по перу"?
Есть варианты, или остаётся одно - действовать по факту, исходя из обстоятельств?
Антон Боровиков       05.02.2023   11:34:09

Марина, наверное, да, исключительно по факту, не будешь же ежедневно шерстить всю Сеть на предмет того, стырили у тебя что-то или нет. Ну, а если особо злостный плагиатчик - маленький лайфхак, можно подать заявление в отдел МВД, который занимается сетевыми правонарушениями, они ОБЯЗАНЫ на него отреагировать, то бишь вызвать товарища и побеседовать с ним. Отделается предупреждением от прокуратуры, но нервов потреплет изрядно.
Аles       04.02.2023   21:09:50
Отзыв:   положительный
Добрый вечер.
Свобода творчества как конституционная гарантия.
Плагиат – это когда писатель или поэт провозглашает себя автором чужого произведения, выпуская его полностью или частично под своим именем (псевдонимом).
Там, где есть своё творчество, там есть оригинальность - там нет плагиата.
Американский драматург начала ХХ века Уилсон Мизнер как-то сказал: «Когда вы заимствуете материал у одного автора, это – плагиат, но когда у многих – это исследование».
Для того чтобы определить, где самостоятельное творчество, а где плагиат, необходимо иметь ясные критерии.
Что такое плагиат
В упрощённом варианте – это воровство интеллектуальной собственности.
Вольный пересказ или рерайт плагиатом уже не является.
Как к такому относиться?
Традиции художественного заимствования очень древние и корням уходят аж в античную литературу.
Сюжеты «Маленьких трагедий» заимствованные.
В более поздней литературе можно назвать и «Буратино» А. Толстого, и «Волшебника Изумрудного города» А. Волкова.
Никого это не беспокоило и не возмущало.
Марина Новикова-Шведт       05.02.2023   07:58:59

Лена, приветствую).
Что поразительно, читателя по большому счёту не интересует, кто автор
понравившегося произведения - много ли имён знает обычный читатель?
Много имён знает культурный читатель и пишущий автор. И то - возможно.
А в сетературе авторов, наверное, больше, чем звёзд на небе.
И очень многие пишут весьма и весьма достойно.
Я это к тому , что не так давно мы говорили о необходимости воспитания читателя,
а здесь впору говорить о воспитании сетевого автора).
Как считаешь, не тут ли корень всей беды?
Аles       05.02.2023   10:13:16

Добрый день Мариночка.
Интернет это в первую очередь развлекательный контент.Многие за этим и приходят.
Одни развлекаются как могут, другие находят в нем место для отдыха.
Сетевой автор в большинстве случаев, это умный и начитанный человек.
Знающий себе цену и своему творчеству. Но в переплетении с теми, кто развлекается ...получается абракадабра.
Виртуальный мир не может дать воспитание.
Могу согласиться, что многим не хватает порядочности, такта, чести, этики и деонтологии.
Наташа Корнеева       05.02.2023   03:58:29

Сообщение удалено автором...
Асия Караева       05.02.2023   12:01:56

Наташа, а то, что Михаил Афанасьевич Булгаков заимствовал Мастера и Маргариту из «Фауста» Гёте Вас не возмущает?))
Наташа Корнеева       05.02.2023   12:45:32

Сообщение удалено автором...
Олег Кашкар-Волк       04.02.2023   21:06:11
Отзыв:   положительный
Добрый вечер!
Существуют жанры подражания и пародий, когда без приведения части текста источника исчезает смысл подобного творчества. В этом случае, копирование (цитирование) чужих произведений не влечёт никаких негативных последствий для подражателя или пародиста.
Ни в коем случае не призываю поступать аналогичным образом при копировании чужих текстов по любому поводу, но в то же время хочу привести примеры, когда копирование и размещение чужих произведений на постороннем ресурсе (не авторском) не является нарушением авторских прав. Моё собственное отношение к подобному, оговорюсь, совсем не однозначное. Не всегда выгода измеряется только в денежных знаках. Не всегда автор согласен с тем, чтобы его произведения вдруг и ни с того ни с сего стали бы украшать, например, чужую страницу чужого сайта.

Если чужой текст используется не с коммерческой целью, не с целью извлечения коммерческой выгоды, а, допустим, копируется или цитируется большая часть произведения с указанием авторства, то в соотвествии с существующим законодательством данное действо не является нарушением авторских прав.

Как копировать чужие тексты законно.
Ссылка на автора в скопированном тексте не спасет, если автор не давал своего разрешения на копирование текста. В таком случае суд может присудить компенсацию на нарушение авторского права - размещение статьи без согласия автора. Но есть случаи, когда чужой текст можно законно использовать, не спрашивая согласия. Это называется «свободное использование произведения», но такие случаи четко ограничены законом.

Условия для свободного использования текста:
1)Цель копирования — образование и обсуждение.
Использовать чужое произведение можно с научной, критической, полемической, информационной или учебной целью.
2)Выборочное цитирование.
Объем заимствованного текста должен быть оправдан целью, то есть речь идет не о сплошном копипасте, а о приведении отрывков для иллюстрации какой-то мысли.
3)Указание автора и источника.
Обязательно следует указывать автора текста и источник заимствования, откуда был взят текст. В источнике указывают публикацию в печатном издании или ссылку на сайт.
«Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:
1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;
2) использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью...»
ГК РФ Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях
Лилия Игнатьева       09.02.2023   13:40:55

Олег, я не так давно столкнулась с нарушением моих авторских прав. Хорошо, что администрация литературного сайта сработала чётко и оперативно.
Один "товарищ" опубликовал моё стихотворение от своего имени, тут же разместил перевод на украинский язык. Сначала написала ему, а имя автора не хотите указать? Он упорно игнорил моё сообщение, при этом размещая другие стихи на своей странице.
А когда обратилась к администрации сайта и его на какое-то время заблокировали, при этом удалили с его страницы моё стихотворение, он на меня ещё обиделся. Мол зачем ты так со мной???
Вот она наивная простота))
Олег Кашкар-Волк       09.02.2023   14:46:26

Лилия, в приведённом Вами случае автор присвоил авторство, опубликовав Ваше произведение от своего имени. Это плагиат.
Но бывают случаи, когда свободное копирование чужих текстов не приводит как к таковому нарушению. К сожалению, лишь совесть и здравый смысл остановят некоего деятеля от бездумного копирования чужих текстов. Перечисленные выше примеры позволяют такому деятелю легко отбояриться от возникшей для него проблемы. Если в его действиях не обнаружена попытка заработать на чужом произведении (коммерческая выгода), что ещё нужно доказать, то пресловутый деятель очень легко отделается. Можно сказать, что будет вовсе не наказан. Заимствование чужих идей и текстов, копирование и размещение на разных (не авторских) ресурсах, сегодня и в самом деле является проблемой.
Евгений Мирмович       04.02.2023   20:35:06
Отзыв:   положительный
Здравствуйте дорогие коллеги. Мне кажется, что начинать обсуждение такой темы нужно с мотивов мнимого или настоящего плагиатора. Что им руководило? Если в своих творческих поисках он получил " Внезапный удар от классика" то он уже этим и наказан и судить его нельзя. Если в присвоении чужой интеллектуальной собственности был умысел ( не важно корыстный или нет) то это заслуживает порицания как минимум. Далее надо смотреть на обстоятельства при которых было совершенно данное деяние. Если автор просто забрал чужую работу или её части и испозовал как свою, то это одно ( безусловно свинство), но если это сделано в рамках любого возможного конкурентного процесса, то есть конкурса Илии стремления на таковой попасть, то это отягчающее обстоятельство. К таким вещам надо применять некие меры, делающие автора не рукопожатным и недопускаемыи в приличное общество. Хотя я не уверен в эффективности таких мер.
Сам я сталкивался с плагиатом в чистом виде лишения однажды. Мои работы публиковались на прозе. ру под именем некого Валерия Пономарёва, причём автора Избы. По первой же моей жалобе в администрацию прозы ру, они были удалены. А на мой вопрос, возможно ли принять какие либо санкции к автору Избы за такое деяние, мне ответил Альберт, что плохое не воруют. Раз украли, значит вы пишите хорошо. А плагиатор просто невменяемый пенсионер, что на него обижаться.
Я с тех пор и не обижаюсь и согласен с Албертом. Если украли, значит написал здорово. Хотя на конкурсах, безусловно, надо подходить к этому максимально жестоко.
Ну вот пока всё. Но уверен, что не раскрыл вопрос даже от части и тут есть ещё что обсудить. Обязательно присоеденюсь к коллегам далее.
Асия Караева       04.02.2023   21:00:51

Евгений, явный плагиат должен быть наказуем, полностью с Вами согласна! А вот раскидываться ярлыками и обвинять авторов в том, что они вдохновились чьим-то произведением, при этом написав своё самостоятельное произведение, я считаю недопустимым. Это очень субъективная оценка. Как я ниже написала, порой даже судьи и юристы с опытом не могут установить, является ли произведение плагиатом. Так можно наклеить этот страшный ярлык 90 процентам авторам сетературы и не только. У Терри Пратчетта, например, есть произведение о мальчике, который учится быть колдуном, очень напоминающим Гарри Поттера, и Пратчет написал своё произведение за много лет до романа Роулинг.
Асия Караева       04.02.2023   20:17:08
Отзыв:   положительный
Тема очень интересная и актуальная для писателей и поэтов, а особенно для сетевых авторов. Спасибо Наташе Корнеевой, что своей рецензией подняла тему о плагиате.

Я, кстати, сама еще не сталкивалась с плагиатом. Хотя, думаю, его немало в сетературе. Говоря о плагиате, надо отдавать себе отчет в том, что свобода творчества – это некий Абсолют. Поэтому рамки ее ограничения не должны быть жёсткими, иначе человечество не будет развиваться. Это главный принцип права об интеллектуальной собственности и авторского права. Этим принципом руководствуются юристы, адвокаты, судьи...

Позволю себе привести в пример роман Режин Дефорж 1981 года «La Bicyclette bleue» «Голубой велосипед», повествующий о девушке, помогающей французскому Сопротивлению в оккупированной Франции 1939 – 1944 годов. Образ девушки, ее возлюбленных, а также сюжетная линия очень напоминали знаменитый роман Маргарет Митчелл «Унесенные ветром». Парижский суд в 1989 году обвинил писательницу в том, что ее роман - плагиат «Унесенных ветром». Однако после множества апелляций в нескольких судах, Высшая инстанция, а именно суд Версаля, признал в 1993, что плагиата не было. https://fr.wikipedia.org/wiki/La_Bicyclette_bleue

Не слишком вдаваясь в детали юриспруденции, я просто хотела сказать, что плагиат – это очень сильное обвинение. Даже матёрые юристы и судьи с огромным опытом работы не всегда оказываются правы. Поэтому я считаю, что разбрасываться таким ярлыками нельзя.
Лилия Игнатьева       09.02.2023   13:32:16

Асия, согласна с тобой, что для творчества не должно быть жёстких рамок. Иначе это уже не творчество, а работа по чётко заданным критериям.








1