
Анна: Чего ты такой недовольный?
Николай: Да вот ученица Наталья Д. расстроила
меня прямо перед Новым годом… У меня было несколько таких учениц, которые прямо
перед праздниками старались испортить мне настроение. Что за люди?! Не понимаю
таких…
Анна: Что случилось?
Николай: Наговорила лишнего, в общем, какие-то
сплошные неадекватности. Идет урок, последний в уходящем году, все нормально. В
конце поздравил ее и стал уточнять, когда она возобновит. Все ученицы изъявили
желание продолжить занятия уже со 2 января.
Анна: Какие молодцы, значит любят твои уроки.
Николай: Но я ожидал, что Наталья захочет
отдохнуть первую неделю. Так и вышло, собирается возобновить 9 января. Когда я
сказал, между делом, что остальные готовы уже 2-го заниматься, то она как-то
грубо отреагировала, с издевкой и пренебрежением сказала «ну, видимо, им больше
нечем заняться, кроме как иностранный язык изучать в праздники…»
Анна: Как нехорошо… Бывают же нелюди…
Николай: Целеустремленность и высокая мотивация
вызывают уважение, мои уроки интересны и эффективны, на них просто приятная
атмосфера, ученицы ценят это, а лень… Она никуда не уезжает, остается в Москве,
могла бы заниматься, но не хочет, ну, ее дело.
Анна: Видать устала…
Николай: Но не от уроков, мы занимались хоть и
по три раза в неделю, но по часу и всегда без домашних заданий. Сама спросила
про стоимость в новом году «в следующем году цена будет прежней?»
Анна: В смысле прежней? С января дорожает все,
а уроки должны остаться на прежнем уровне? Вот «деловая колбаса»…
Николай: Верно, но дело даже не в этом, мы
договаривались, что текущая цена актуальна до 1 января, а после будет уже
другая, это я зафиксировал в нашем чате.
Анна: Может это был прозрачный намек, чтобы ты
не повышал тарифы?
Николай: Мне не нужно ни на что намекать, она и
так платит гораздо меньше других, мои коллеги за 60 минут давно берут 1.500
руб., а я с нее 615, есть разница?
Анна: Ого! Это получается чистая экономия 885
рублей… Считай, она получает 2 урока по цене одного. Она же тебе не
родственница?! К чему такие льготы?
Николай: Да все по доброте душевной, но сейчас
все так подорожало, что оставлять прежнюю цену не могу. Впрочем, и повышение
чисто символическое.
Анна: Она-то тебя в ответ поздравила?
Николай: Нет. Обычно так: ученицы благодарят за
проделанный труд, желают мне побольше хороших учеников и денежек, здоровья и
т.д. Наталья не сочла нужным благодарить и поздравлять.
Анна: Не понимаю, как так можно?
Николай: Нет, она не махровая ха Мка, она
просто себе на уме, уважает только себя, слушает только себя, надменная очень.
Зато стала давать мне так называемые «пожелания», причем уже когда урок
закончился. Я никогда не задерживаю своего репетитора после окончания урока,
так как понимаю, что это уже не мое оплаченное время, а его, у него свои планы,
дела, ему уже не до меня, а эта не хочет тратить урочное время на решение
организационных вопросов.
Анна: И что за пожелания?
Николай: Не пожелания «счастья и любви», а
стала высказывать по сути недовольство какие темы мы берем на уроках, текущими
результатами, хотя у нас все в полном порядке.
Анна: А чем она недовольна?
Николай: Попросила брать больше тему культуры,
искусства, страноведения, поменьше политики, мол, брать только то, что ЕЙ
интересно. Меня удивила ее позиция. Тему политики я с ней вообще никогда не
брал, потому что знаю, что она не любит, хотя эта тема у меня проработана,
много накоплено материла, и с некоторыми по просьбе самих учеников мы берем
тему политики. А тут раз в 3 месяца я давал сканы с телепередач и мы разбирали
управление глаголов, лексику, обороты, но не саму политику, а она все
выставляет так, будто я ей только тему политики подсовываю. Эти редкие случаи
она помнит, зато забывает, что брали урок-два назад. По сути отчитала, отругала
меня. Я вот вообще не представляю, чтобы я отчитал так репетитора и
рекомендовал брать одни темы и не брать другие, хотя и сам преподаватель.
Анна: Дамочка с претензией…
Николай: Именно… То есть фактически она не
рекомендует брать какие-либо темы, не связанные с ее интересами.
Анна: Какая ерунда. Вот она придет заниматься
на курсы, там она больше заплатит, носвои хотелки ей придется оставить при себе, тоже самое и в университете,
все осваивают имеющуюся учебную программу, то есть комплексное изучение
иностранного языка.
Николай: Вот кстати, о программе. У меня 2
основные программы: одна – ученик осваивает имеющуюся программу, берем все
аспекты языка, это подешевле и она занимается как раз по ней. А есть вторая –
дорогая, там ученик может сам выбрать и учебник и актуальные для него темы, не
брать, что ему неинтересно. Так вот она хочет вторую, дорогую, программу,
оплачивая первую, дешевую. Это не забывчивость, это наглость, остальные то по
первой программе платят 1.100 руб за час, она гораздо меньше и все равно
наглеет.
Анна: А сколько ей лет?
Николай: Не знаю, лет 35. А дальше хуже:
фактически высказала претензию, мол, что уже 2 года учит язык, а до сих пор не
говорит свободно. Я ей попытался объяснить, но она ничего не хочет слушать, что
3 астрономических часа в неделю недостаточно, нужно еще заниматься
самостоятельно по часу в день, то есть она каждую неделю занимается на 6 часов
меньше минимальной нормы. И потом, кто сказал, что при таком минимуме усилий
она должна свободно говорить уже через 2 года?
Анна: Нужно больше времени или невероятный
интенсив, если хочет за 2 года, но это не про нее…
Николай: У нее была просьба больше разговорной
речи на уроке, хотя ее и так достаточно. Говорит, что, мол, прогресс не очень
большой, что она не видит изменений, что как было, так и есть теперь. Мол,
«далеко от слаженной речи», «медленно и коряво, с ошибками»… Это очень удивило.
2 года назад она ни бэ ни мэ сказать не могла, а теперь оперирует большим
объемом лексики используя самые разные времена. Для нее это теперь как должное
и уже кажется что так было всегда. Считает, что говорит медленно, коряво, с
ошибками, что ей еще далеко от слаженной речи, но это вообще не так. То есть
фактически поставила мне двойку за работу, просто невероятно. Я ей пояснил, что
нужна не только практика говорения, и вообще само по себе говорение не
развивает навык говорения, как бы это странно не звучало. Свободное говорение –
это следствие целого набора определенных действий и усилий. Сказал, что надо,
например, составлять свои диалоги, топики, фразы, - если человек умеет выражать
на бумаге свои мысли, то ему будет гораздо легче перенести это в живую речь.
Она не занимается дома вообще. Сказал, что надо учить диалоги, тексты, это
тренирует память и помогает использовать устойчивые выражения в дальнейшем. Она
же ничего не учит. Надо много читать, она скептически к этому относится.
Анна: Невероятная наглость, бывают же
неблагодарные личности…
Николай: Я с ней разобрал, что и для чего мы
берем на уроке и что у нас на каждом уроке как раз-таки много устной речи.
Слушаем аудирование – она учится понимать собеседника на слух, а не только
своего репетитора, это важный навык, так как просто говорения в вакууме,
монолога в пустой комнате не бывает, человек говорит для кого-то, разговаривает
с кем-то и нужно понимать другого, адекватно реагировать, поддерживать беседу.
Затем я всегда прошу пересказать аудирование, задаю вопросы, она отвечает.
Сегодня еще давал информацию про Новый год и Рождество, задавал вопросы, просил
рассказать, как празднует она лично, вообще в России и т.д. Стараюсь давать
коммуникативные картинки – описывает и я задаю вопросы так как говорить нужно
на основе чего-то, если беспредметно, то она выдохнется уже после третьей
фразы. Ей не понравилось то, что я сказал, она хотела бы услышать, что
репетитор взял по козырек и побежал исполнять ее прихоти, мол «слушаюсь и
повинуюсь, как изволите, моя госпожа».А
ведь она умная женщина, должна понимать, как вообще формируется навык
говорения. Она посчитала, что я собираюсь продолжать с ней в прежнем режиме и
была не очень довольна, хотя ее заверил, что и тему культуры, театра,
страноведения будем брать больше, а также стараться больше говорить. Она
просила заставлять ее говорить, не давать ей лениться.
Анна: Она не маленькая, сама должна проявлять
инициативу.
Николай: Это верно. Но у нее плохая память и
невнимательна. Так, я задаю вопрос, и, если даже использую только знакомую ей
лексику, она меня все равно не понимает, приходится говорить второй раз. Она не
сосредотачивается, когда говорит собеседник, даже учитель и все быстро
забывает. Вот даже недавно одну грамматическую тему брали, долго ее
отрабатывали, так как нам нужен был прочный результат, а не просто знакомство с
темой, и тут ей представилась необходимость употребить глаголы в этот самом
времени, а она уже не помнит, мгновенно все забывает…
Анна: Память нужно тренировать, заучивать и
диалоги и устойчивые выражения. Чтобы был прогресс, нужно чтобы иностранный
язык стал частью повседневной жизни, а не так, как у нее. При минимуме затрат,
как временных, так и материальных, она хочет получить наивысший результат, но
это странно, неадекватно.
Николай: У нее, благодаря систематичности
занятий, благодаря индивидуальной программе, точечной работе такой хороший
результат, тк. по-хорошему 3 часа в неделю и больше ничего – это не обучение,
это режим консультаций, дай бог старые знания и навыки не потерять, о какой
такой беглой речи здесь можно говорить? При этом она как раз-таки говорит
неплохо, учитывая все вышесказанное, и ошибок делает немного, но все время хочет
выпендриться, поэтому старается сказать не так, как я ее учу, как говорят сами
носители, а по-своему и все рассыпается.
Анна: Может она просто не в силах собраться с
мыслями?
Николай: Запросто, тем более, что она на работе
во время занятий, естественно ее отвлекают, сама отвлекается. Я знаю, что есть
много хороших репетиторов, с творческим подходом, но так же знаю, что многие
просто по УМК работают, выполняют задания все подряд, там и скучно и нет
должной отработки каждой темы и навыка. Я же делаю занятия нескучными, на уроке
обязательно 3 части: работа с аудированием, лексико-грамматические упражнения,
чтение и обсуждение, на самом деле много чего. Нет монотонности и подбираю
материал с учетом сделанных ошибок, чтобы устранить ошибки, лакуны и т.д. Она
даже не понимает, что к ней применяется индивидуальный подход, с постоянной
обратной связью с моей стороны, она воротит нос, можно сказать критикует и
выставляет претензии. Просто ей нужно представить, что было бы, если бы не было
наших занятий все это время, каков сейчас был бы ее уровень…
Анна: Что имеем – не ценим.
Николай: Именно так. Коммуникативные темы, что
я даю, ей не только неинтересны, более того, она считает, что они не нужны, что
надо брать другое.
Анна: Что за темы?
Николай: В магазине, В кафе, В ресторане,
Внешность, Про и с. шествия, У врача, Одежда и мода, Квартира, дом и тд. Нет
таких программ и курсов, где бы только 3 темы брались и только разговорная
речь, а ей подавай…