
Пример недисциплинированности и лени ученицы
Анна: Что-то не так?
Николай: Да вот ученица со странностями,
Наталья Д., опять в своем репертуаре…
Анна: Что с ней не так?
Николай: Отправил ей на уроке файл с
аудированием, дал задание: записать его в тетрадь (или на ПК), затем нужно
будет прочитать его, перевести, и после этого я буду задавать вопросы по
диалогу. Она начала работать, через короткое время возвращается со словами «я
послушала, не все поняла». Я ей говорю «хорошо, зачитайте диалог, я слушаю
внимательно». Она отвечает «а я не записывала диалог, просто послушала». Я у нее
корректно спрашиваю, без претензии «а какое было задание?». У нее заминка,
тогда я повторил все, что говорил, уже на русском. Она мне с детской интонацией
в голосе и отвечает: «они там целую минуту говорят, много писать…»
Анна: Лень-матушка… Я поражаюсь таким ученицам,
я никогда не спорила с учителями, выполняла все задания, даже когда не совсем
понимала для чего оно.
Николай: А здесь смысл предельно ясен – текст
диалога должен остаться у нее, чтобы потом его можно было выучить, еще раз
проанализировать, взять оттуда нужные устойчивые выражения и т.д.
Анна: А чего ты на дом не задал?
Николай: По ее просьбе мы занимаемся трижды в
неделю без домашних заданий.
Анна: А, тогда понятно…
Николай: Я же не от балды даю ей те или иные
задания. Я предполагал после зачитывания аудирования составлять свои примеры на
базе фраз из него и еще многое другое. Тут возникает вопрос: попросить все же
выполнить свое задание, настоять на своем, или проявить лояльность и закрыть
глаза? При этом оба варианта плохие. Если ты не настаиваешь, то создаешь
прецедент и в следующий раз ученица будет этим пользоваться, просто
игнорировать твои задания, когда они сложные или не очень интересные. Если
настаиваешь, то вызываешь негативную реакцию у ученицы. Мы же имеем дело со
взрослой, замужней женщиной, которая берет частные уроки для себя, просто по
своей инициативе. В школе или ВУЗе учитель заставит сделать и будет прав, а тут
уже поведение должно быть другим. Ученица уже все для себя решила, что она не
будет записывать и, если настаивать, начнется спор, конфликт. Это испортит
отношения и вообще кто-то захочет уйти.
Анна: Согласна, но это же ей надо, если она
обратилась к тебе, то автоматически берет на себя обязательства делать, что ты
скажешь. Ты же для нее стараешься.
Николай: Верно. Но еще больше утомляет ее
привычка перебивать. ВСЕГДА! Я начинаю ей что-то говорить, в этот момент она
начинает говорить параллельно со мной, повышая голос чтобы заглушить мой.
Анна: Чего это она? Что это за нездоровая
реакция на твою речь?
Николай: Вот именно. Это происходит всякий раз,
когда она меня о чем-то спросит или я должен что-то пояснить. У нее что-то с
психикой, ей нужно ощущать всегда себя первой и правой. Теперь я стараюсь
сдерживать свои правильные учительские порывы и не говорить, если ей это не
нужно. Т.е. если она перебила, я умолкаю, но объяснять это больше не буду.
Анна: И как она реагирует?
Николай: Никак. Т.е. она не говорит «ой,
извините, я Вас перебила, Вы не договорили», такого нет. Ну не нужны ей мои
короткие и квалифицированные ответы, пускай и дальше делает ошибки, остается в
неведении.
Анна: Ну и правильно. Как можно перебивать, не
понимаю…
Николай: Я тоже не припомню случая, чтобы я
хоть раз перебил учителя и говорил бы одновременно с ним, да еще и повывшая
голос в два раза. Не знаю, может ей кажется, что если отвечает за нее
репетитор, то она в его глазах совсем г. лупень, кая, несообразительная, она не
хочет такой предстать.
Анна: Зато предстоит невоспитанной…
Николай: Именно так, но она по этому поводу не
парится.