Автор (Поэт): А. Ю. Швецов
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою Луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин…
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин!
«Эй, пошёл, ямщик!..» — «Нет мочи:
Коням, барин, тяжело;
Вьюга мне слипает очи;
Все дороги занесло;
Хоть убей, следа не видно;
Сбились мы. Что делать нам!
В поле див нас водит, видно,
Да кружит по сторонам.
Посмотри: вон, вон играет,
Дует, плюет на меня;
Вон — теперь в овраг толкает
Одичалого коня;
Там верстою небывалой
Он торчал передо мной;
Там сверкнул он искрой малой
И пропал во тьме пустой».
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою Луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Сил нам нет кружиться доле;
Колокольчик вдруг умолк;
Кони стали… «Что там в поле?» —
«Кто их знает? Пень иль волк?»
Вьюга злится, вьюга плачет;
Кони чуткие храпят;
Вот уж он далече скачет;
Лишь глаза во мгле горят;
Кони снова понеслися;
Колокольчик дин-дин-дин…
Вижу: Духи собралися
Средь белеющих равнин.
Бесконечны, безобразны,
В мутной месяца игре
Закружились дивы 1 разны,
Будто листья в ноябре.
Сколько их! Куда их гонят?
Что так жалобно поют?
Домового ли хоронят,
Ведьму ль замуж выдают?
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою Луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Мчатся дивы рой за роем
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне.
2020 г.
Примечания:
1.Ди́вы, дэ́вы (авест. Авести́йский язы́к (авест.) — один из древнейших иранских языков, представленных письменными памятниками. Язык письменного памятника «Авеста» (От пехлеван) (от пехл.) (От pəhlivan) (От pəhlavvən в совр. фарси). Среднеперси́дский язы́к (пехлеви́йский, пехлеви́ (букв. «парфянский»); самоназвание — pārsīk или pārsīg «персидский») — мёртвый среднеиранский язык
юго-западной группы. Является продолжением (отличия носят диалектный характер) древнеперсидского языка и предшественником новоперсидского. Первоначальный ареал — южная часть Ирана — Парс (Фарс), затем — литературный и официальный язык всей Персии
во времена Сасанидов (III-го—VII-го века). С VII-го века, после завоевания Ирана арабами, сохранялся в зороастрийских общинах в Иране и Индии. avastak «уложение»), который представляет собой свод религиозных текстов зороастризма. Зороастри́зм (авест.
vahvī-daēnā-māzdayasna — «Благая вера почитания Мудрого», перс. behdin, «Благая вера», курдск. Agirperesî
«Огнепоклонничество») — одна из древнейших религий, берущая своё начало в откровении пророка Спитамы Заратустры (авест. Zaraθuštra, также известен как Зардушт (пехл. Zardu(x)št), полученном им от Бога Ахуры Мазды (Асуры Мазды). В основе учения Заратустры — свободный нравственный выбор человеком благих мыслей, благих слов и благих деяний. В древности и в раннем средневековье зороастризм был распространён преимущественно на территории Большого Ирана, «Иранского культурного
континента» — исторического региона, который находится либо находился под значительным влиянием иранской культуры. Уже
в конце IV-го — начале VI-го веков авестийский язык был мёртвым и использовался только как язык богослужения; он используется
и современными зороастрийцами — парсами в Индии (Па́рсы (манихейск., авестийск., гудж. или гуджара́тский язы́к [gujarātī) — язык гуджаратцев, один из языков юго-западной индоарийской подгруппы индоевропейской языковой семьи. Официальный язык индийского штата Гуджарат. Па́рсы (манихейск., авестийск., гудж. [Pa:rsi:]) — этноконфессиональная группа последователей зороастризма в Южной Азии (Индии и Пакистане), имеющая иранское происхождение. Традиционная область расселения — индийский Гуджарат и гебрами
в Иране. (Гебры (перс. [zærtoʃtijɒ′n], [behdinɒ′n]), также известные как зороастрийцы Ирана — исповедующая зороастризм древнейшая этноконфессиональная группа в Иране, наряду парсами одно из двух последних в мире сообществ, сохранивших эту религию. Являются официально признанным религиозным меньшинством. Дивы (Daēuua, daāua, daēva) — сверхъестественные человекоподобные существа, имеющие вид великанов. Присутствуют в иранской и в славянской мифологиях, в зороастризме — злые духи. Мифологический образ дивов распространён в фольклоре народов Кавказа, Урала (башк. Дейеү), Малой и Средней Азии, Западной Сибири и др. Дивы — злые духи, главным образом великан антропоморфного или зооморфного вида. Большого роста, сильны, глупы, изображаются с небольшими рожками. В сказках описываются случаи похищения ими женщин с целью сожительства. Обычно считается, что дэвы живут в горных пещерах и ведут звероподобный образ жизни — хотя в некоторых сказках дэвы живут в домах, носят одежду, содержат скот и т.д. Иногда проявляют сходство с джиннами из арабской мифологии. В индийской мифологии дивы, напротив — Боги или полуБоги (санскр. «сияющий», ср. латыш. Dievs — Бог), что во многом объясняется распадом индо-иранской общности. Дэвы, даивы (авест.); дивы (фарси), в иранской мифологии – злые духи, которые противостоят добрым духам – ахурам.