Зинаида Гиппиус –
известная русская поэтесса, драматург, прозаик, критик, идеолог русского
символизма.
О любви Зинаида Гиппиус сказала: "Любовь - это главное в человеческой
жизни; любовь связывает небо и землю".
Зинаида Гиппиус
родилась 8 ноября 1869 года в городе Белев, Тульской губернии. Отец её –
Николай Романович Гиппиус – был юристом. Мама – Анастасия Васильевна Гиппиус
занималась домом и четырьмя детьми. Семья часто переезжала из губернии в губернию
по месту работу отца.
В 1880 году НиколаяРомановича
Гиппиуса назначили судьёй в город Нежин Черниговской губернии. Зинаиду
определили в Киевский институт благородных девиц, в то время - лучшее учебное заведение для девочек.
Зинаида часто болела и лежала в
лазарете, поэтому через полгода её забрали домой.
В 1881 году от
туберкулеза умер отец семейства, и Анастасия Васильевна перевезла семейство в
Москву. Зина пошла учиться в гимназию
Фишер. Но беда не ходит одна – через полгода у девочки диагностировали
туберкулёз. Анастасия Васильевна
испугалась, что все дети заболеют туберкулёзом и они переехали в Крым, в
более благоприятный климат для лечения болезни.
Так как об обучении в
гимназии не могло быть речи, то Зинаиду обучали дома гувернантки, точные науки
девочке давались тяжело, а литература
была любимым предметом.
Зинаида начала вести
дневник и сочинять стихи.
Вечер
Июльская гроза, шумя, прошла.
И тучи уплывают полосою.
Лазурь неясная опять светла...
Мы лесом едем, влажною тропою.
В гостиной
Серая комната. Речи не спешные,
Даже не страшные, даже не грешные.
Не умиленные, не оскорбленные,
Мертвые люди, собой утомленные...
Я им подражаю. Никого не люблю.
Ничего не знаю. Я тихо сплю.
По всей вероятности
пенсия за мужа, которую получала Анастасия Васильевна была невелика, и на жизнь
не хватало. Она приняла решение ехать к брату – Александру Степанову - на Кавказ. Через год Степанов умер, а
Гиппиусы обосновались в Тифлисе.
К тому времени восемнадцатилетняя Зинаида
превратилась в настоящую златовласую красавицу, русалочьи глаза, которой притягивала к себе взгляды. Она писала стихи и
собрала вокруг себя любителей поэзии. Её прозвали «поэтессой», её поэзия уже
тогда отличалась от стихов товарищей..
Зинаида не прошла путь подражательства, она имела собственный стиль.
Влюблялась Зинаида
часто начиная с 15 лет, об этом она пишет в своем дневнике. От влюблённости к влюблённости она порхала
как бабочка. Описывала встречи, ох
вздохи… Ей нравилось влюблять в себя юношей.
Летом 1888 года Зинаида
в Боржоми лечилась водой по моде того
времени. В это время молодой, но уже известный поэт Дмитрий Мережковский
путешествовал по Кавказу и встретил Зинаиду Гиппиус. Зинаида считала эту
встречу мистической, так незадолго до их знакомства прочла его стихи и они ей
понравились. А Мережковского покорили в
девушке не только красота, но ум и
безусловный талант. С первой встречи они ощутили родство душ.
Из дневника Гиппиус: «Через 10 дней после знакомства –
объяснение в любви и предложение. Чуть не ушла от ложного самолюбия. Но
опомнилась. Как бы я его потеряла?..»
8 января 1889 года в
Тифлисе они обвенчались и переехали в Петербург. Мать Мережковского сняла для
молодоженов квартиру и обставила её. Жили так: у каждого своя спальня и
кабинет, общая гостиная, где они читали друг другу свои произведения и
принимали гостей.
Надо сказать, что
брачный союз Гиппиус и Мережковского -
это начало и развитие Серебряного века.
Дом Мережковских был открыт для поэтов. В нем, по очень точному замечанию А. Белого, «воистину творили
культуру».. В доме Мережковских проходили литературные вечера
и многие мечтали побывать на этих вечерах, вдохновителей которых была Зинаида.
В 1890 году Гиппиус в
журнале «Вестнике Европы» опубликовала свой первый рассказ «Злосчастная», за
которым последовали другие рассказы.
Зинаида много и часто болела и в 1892 году Мережковский повёз жену на лечение в
Ниццу.
«Я люблю Дмитрия Сергеевича, его
одного. И он меня любит, но как любят здоровье и жизнь.
А я хочу… Я даже определить словами моего чуда не могу.»
Секретарь Гиппиус - Владимир Злобин – писал, что союз Гиппиус и Мережковского был творческим тандемом и духовным союзом и никогда не был по-настоящему супружеским.
Вокруг Зинаиды всегда вились поклонники. Гиппиус нравилось внимание мужчин, но одновременно
мужчины ее отталкивали. «В моих мыслях, моих желаниях, в моем духе — я больше
мужчина, в моем теле — я больше женщина. Но они так слиты, что я ничего не
знаю».- писала поэтесса. Хотя лёгкие увлечения у неё были, но дальше поцелуев
дело не заходило. Зинаида считала, что в поцелуях влюблённые равны, а дальше
кто-то возьмет верх.
Из дневника 1893 год.: «Всегда
так. Влюблена, иду. Потом – терплю, долго, во имя влюбленности. Потом хлоп, все
кончено. Я – мертвая, не вижу того человека…»
Посвящение
Небеса
унылы и низки,
Но я знаю — дух мой высок.
Мы с тобой так странно близки,
И каждый из нас одинок.
Беспощадна моя дорога,
Она меня к смерти ведет.
Но люблю я себя, как Бога, —
Любовь мою душу спасет.
Если я на пути устану,
Начну малодушно роптать,
Если я на себя восстану
И счастья осмелюсь желать, —
Не покинь меня без возврата
В туманные, трудные дни.
Умоляю, слабого брата
Утешь, пожалей, обмани.
Мы с тобою единственно близки,
Мы оба идем на восток.
Небеса злорадны и низки,
Но я верю — дух наш высок.
Стихи
и рассказы Гиппиус представляли собой произведения, которые не вписывались в
традиционное понятие о литературе. Символизм только зарождался в России и
Зинаиду Гиппиус называли «старшим символистом» среди таких поэтов-симполистов
как Сологуб, Брюсов, Минский, Анненский. Бальмонт. Не все издатели рисковали
печатать произведения символистов.
В
1896 году выходит сборник рассказов «Новые люди», а в 1898 году – «Зеркала»,
насыщенные идеей Достоевского абсолютного
добра, которую Гиппиус пропустила через себя.
В 1905 году публицист
Дмитрий Философов, переехал жить к Мережковским. Общественное мнение записало
его в любовники Зинаиды, и судило поэтессу за безнравственность.
Зинаида посвятила ему
стихотворение «Предел»
Предел
Сердце исполнено счастьем желанья,
Счастьем
возможности и ожиданья,-
Но и трепещет оно и боится,
Что ожидание
— может свершиться…
Полностью
жизни принять мы не смеем,
Тяжести
счастья поднять не умеем,
Звуков
хотим,- но созвучий боимся,
Праздным
желаньем пределов томимся,
Вечно их
любим, вечно страдая,-
И умираем,
не достигая…
1901
Мережковский
проповедовал особую форму отношений, а именно — «тройственное устройство мира». На бытовом уровне был
создан тройственный союз. Я не ставлю своей целью исследовать сложные
психологические выверты. Поэтому не стану углубляться и разбираться в
достоверностях Петербургских сплетен и домыслов.
Часто стихи о любви
Зинаиды Гиппиус писала от лица
мужчины.
Соблазн
Великие мне были искушенья.
Я головы пред ними не склонил.
Но есть соблазн… соблазн уединенья…
Его доныне я не победил. Зовет меня лампада в тесной келье,
Многообразие последней тишины,
Блаженного молчания веселье —
И нежное вниманье сатаны. Он служит: то светильник зажигает,
То рясу мне поправит на груди,
То спавшие мне четки подымает
И шепчет: «С Нами будь, не уходи! Ужель ты одиночества
не любишь?
Уединение — великий храм.
С людьми… их не спасешь, себя
погубишь,А здесь, один, ты равен будешь Нам.Ты будешь
и не слышать, и не видеть,
С тобою — только Мы, да тишина.
Ведь тот, кто любит, должен ненавидеть,
А ненависть от Нас запрещена.Давно тебе моя любезна нежность…
Мы вместе, вместе… и всегда одни;
Как сладостна спасенья безмятежность!
Как радостны лампадные огни!»
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .О, мука! О,
любовь! О, искушенья!
Я головы пред вами не склонил.
Но есть соблазн, — соблазн уединенья,
Его никто еще не победил.
Октябрьскую революцию Мережковские не приняли. 20 октября 1920 года,
простившись с Философовым, уехали во Францию. Поселились в Париже, где с
дореволюционных времен у них была квартира. Возобновили знакомства с поэтами: Константином Бальмонтом, Николаем Минским, Иваном Буниным,
Иваном Шмелевым, Александром Куприным, Николаем Бердяевым и другими.
Вокруг Зинаиды снова бурлила жизнь. Она была
личностью талантливой и неординарной, её жизнь представляла интерес, поэтому слухов
о личной жизни ходило великое множество, да и сама она своим поведением
будоражила умы. Одни преклоняли перед её
талантом и красотой, другие ненавидели и награждали прозвищами – сатанесса,
ведьма, сильфида. У Гиппиус действительно была масса поклонников, ей нравилось,
когда они падали к её ногам и она
снисходительно позволяла себе отвечать на их записки. В этом и заключалась особенность ее личной
жизни.
В 1926 году Мережковские
организовали литературно-философское общество «Зелёная лампа».
Президентом общества стал Георгий Иванов, секретарём – Злобин. Собрания были
закрытыми, каждый платил взнос на оплату аренды помещения. На собраниях
обсуждали вопросы интеллектуальной жизни русской эмиграции. Постоянными
участниками были: Иван Бунин,
Борис Зайцев, Михаил Алданов, Алексей Ремизов, Надежда Тэффи, Николай Бердяев и
многие другие. Общество прекратило существование
в 1939 году, когда началась
Вторая мировая война.
Прекратилось
существование общества только с началом Второй мировой войны в 1939 году.
Когда
Германия напала на СССР, Мережковский без ведома Зинаиды выступил на немецком радио, где сравнивал
Гитлера с Жанной дАрк, который спасёт мир от власти коммунистического дьявола.
Говорил, что на своих штыках немецкие воины несут духовные ценности. Гиппиус пришла в ужас. «Это конец!» - воскликнула Гиппиус. И
действительно, после этой речи от них отвернулись все.
7 декабря
1941 года Дмитрий Сергеевич умер. Проводить его в последний путь пришли
несколько человек.
После смерти мужа
Зинаида Николаевна принялась за
написание книги под названием «Дмитрий Мережковский», вскоре у нее отнялась правая рука, и книга осталась
неоконченной.
Измученная бездействием
и невозможностью писать, Гиппиус постепенно сходила с ума. Она очень хотела быстрее
к мужу, с которым прожила 52 года.
Белая одежда
Он испытует
— отдалением,
Я принимаю
испытание.
Я принимаю
со смирением
Его любовь,
— Его молчание.
И чем мольба
моя безгласнее —
Тем
неотступней, непрерывнее,
И ожидание —
прекраснее,
Союз
грядущий — неразрывнее.
Времен и
сроков я не ведаю,
В Его руке
Его создание...
Но победить
— Его победою —
Хочу последнее страдание.
И отдаю я
душу смелую
Мое
страданье Сотворившему.
Сказал
Господь: «Одежду белую
Я посылаю —
победившему».
К мужу Зинаида Гиппиус ушла 9 сентября 1945 года.