Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Контрольные диктанты по русскому языку (1 полугодие), 4 класс с грамматическими заданиями


­­Диктанты по русскому языку (1 полугодие): Климанова, Бабушкина

Контрольный диктант "Клюква"

Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растёт летом, а собирают её поздно осенью. Самая сладкая клюква бывает весной, когда пролежит всю
зиму в снегу.

В начале апреля дети отправились на болото. Сначала дорога была широкая. Потом она превратилась в узкую тропу. Вдоль тропы стояли сухие травы.
Можно долго ходить по болоту и не понять, что под ногами клюква.

Ягоды прячутся в болотных кочках и не видны. Наклонился взять одну ягодку, а вытянул длинную зелёную ниточку со многими клюквинками.

Грамматическое задание:

-выпишите по одному слову с орфограммами корня: парным согласным, безударным гласным, непроизносимым согласным, подберите проверочные слова, обозначьте орфограммы,

-выполните звуко - буквенный разбор слова: вариант 1 – ягода, вариант 2 – поздно,

-обозначьте грамматическую основу: вариант 1 - в 3 предложении, вариант 2 - в 6 предложении.



Контрольный диктант по теме «Текст»

Осень.


Ранняя осень. Красив и печален русский лес в эти чудесные дни. Гущу золотой листвы прорезают объятые огнём клёны. Медленно летят с берёз лёгкие пятачки листьев. Между деревьями блещут серебром тонкие нитки паутины. Краснеет поздний гриб. В лесу тишина. Только грустно шелестит под ногами мягкий ковёр листвы.

Воздух свежий и прозрачный. Вода в лесных ручьях чистая и холодная. Ещё зелёный стоит дуб. Но вершины берёз уже оголились.
(По СоколовуМикитову)

Грамматическое задание:

-выпишите по одному слову с орфограммами корня: парным согласным, безударным гласным, непроизносимым согласным, подберите проверочные слова, обозначьте орфограммы,

-выполните звуко - буквенный разбор слова: вариант 1 – грустно, вариант 2 – листья



Контрольное списывание.

Удивительное чудо.


Какое чудо самое удивительное? Это самая обыкновенная книга. А из книжки выходят герои сказок, рассказов. В книге прячутся и моря и корабли
и ветер.

Были перед нами белые страницы. Вдруг появилось бурное море. Летучий ветер гонит корабли, бьет волну о скалы. Помогли нам увидеть чудо волшебные знаки. Ты, конечно, догадался – это буквы. Нам хорошо знакома сила азбуки. Какие книги ты любишь читать? Кто твой любимый герой?

Задание.
Списать, поставить недостающие знаки препинания.



Контрольный диктант по теме «Язык как средство общения»

Гроза.


Надвигалась летняя гроза.


Гигантская лиловая туча медленно поднималась над лесом. Низкие ракиты шелестели и лепетали. Резкий ветер загудел в вышине. Деревья забушевали. Большие капли дождя яростно застучали по листьям. Слепящая длинная молния полосой пересекла мрачное небо. Раздался оглушительный треск. Загрохотал гром. Дождь полил ручьями.

Но вот опять весело засияло яркое солнце. Воздух стал свежим и лёгким. Как всё радостно блестит вокруг после дождя! Как чудесно пахнут душистая земляника и грибы!

Грамматическое задание:

-выпишите три слова с проверяемыми безударными гласными, подберите проверочные слова, обозначьте орфограммы,

-выполните звуко - буквенный разбор слова: вариант 1 – дождь, вариант 2 – яростно,

-обозначьте грамматическую основу: вариант 1 - в 4 предложении, вариант 2 - в 3 предложении,

-обозначьте ударение в словах.

Хвоя, банты, щавель, торты, звонит, понял, задали, инструменты, свёкла, шофёр.


Обучающее изложение.

Первый снег.


Таня посмотрела в окно. Небо было полно снежинок. Снежинки летали, кружились и падали. Они ложились на деревенские крыши, чёрную грязь на дороге, замёрзшие лужицы, голые ветки деревьев.

Таня вышла во двор и стала разглядывать снежинки. В воздухе они похожи на лёгкий пух. А поближе – звёздочки. Все разные. У одной лучики были широкие, а у другой они торчали, как острые стрелки.

После обеда Таня не узнала свою деревню. Вся она стала белая. И крыши, и дорога, и огороды были белые.

Выглянуло солнце, снег заблестел и заискрился. Зима пришла.
(По Л.Воронковой).



Контрольный диктант по теме «Предложение»

Трусиха.


Ребята играли в войну. Валю с братом Андрюшей в игру не принимали. Валя была трусихой, а Андрюша умел только ползать.

Вдруг ребята услышали крики. Пёс Лохмач сорвался с цепи. Дети бросились врассыпную, только Андрюша остался на улице.

Валя кинулась к брату. Огромный пёс нёсся прямо на девочку. Она заслонила Андрюшу, бросила в собаку игрушку и громко закричала.

Наперерез Лохмачу сторож. Он схватил пса за ошейник и увёл.

Ребята выходили из своих убежищ. Счастливый Андрюша уже улыбался, Валя плакала навзрыд. Она очень испугалась.
(Н.Артюховой)

Грамматическое задание:

-Выпишите предложения к схемам.
Вариант 1 - =, а - =.
Вариант 2 - =, - =.

- выпишите словосочетания, графически обозначьте главное и зависимое слова: 1 вар. – из 2 предложения 3 абзаца, 2 вар. – из 1 предложения последнего абзаца,

Выполните звуко - буквенный разбор слова: вариант 1 – вдруг, вариант 2 – очень.



Контрольный диктант

На фронте.


Ночь выдалась тихая. В небе не горели ракеты.

Наступил рассвет. Все боевые машины свернули с шоссе, поехали полем и остановились на опушке соснового бора.

Автомобили один за другим медленно продвигались между деревьями в глубь бора. Солдаты бежали за ними, подталкивали, если колеса буксовали.

В небе показался вражеский самолет-разведчик. Все машины и пушки стояли под соснами. Сосны укрыли их мохнатыми ветками.



Контрольный диктант по теме «Правописание предлогов и приставок»

Кукушка.


Все птицы вьют гнёзда и высиживают птенцов. Но у кукушки другие повадки. Улетит пеночка из гнезда за кормом. Оставит яйца без присмотра. Тут кукушка и подкинет своё яйцо птичке в гнездо.

Вот и высидят пеночки кукушонка. Подрос он и пеночкиных птенчиков из гнезда выкинул на землю. Остался у птиц один большой взъерошенный птенец.

Целый день носят пеночки в клювах гусениц, личинок, жуков. А кукушонок съест корм, разевает широко рот и снова пищит. А мать его беззаботно летает по лесу.

Грамматическое задание:

-выпишите по одному слову с орфограммой – согласным и с орфограммой – гласным в приставке, обозначьте орфограммы,

-выпишите по одному слову с разделительным твёрдым и разделительным мягким знаками, графически объясните орфограммы,

Спишите стихотворение-шутку, раскрывая скобки. Обозначьте сверху
существительное с предлогом и глагол.

Я, не жалея мыла,
Нос терпеливо мыла.
Зависело б (от) мыла,
Веснушки б я (от) мыла.



Контрольный диктант по теме «Состав слова»

Беда.


Был ясный день. Ярко светило весеннее солнце. В ельнике было жарко. Подул лёгкий ветерочек. В воздухе чувствовался резкий запах дыма.

Туристы не затушили костёр. Загорелась сухая трава. Это большая опасность для леса. Огонь подобрался к старой ели. Занялись нижние ветки. Вот узкие языки пламени стали лизать муравейник.

Мы отломили тяжёлые еловые лапы и стали тушить пожар. От муравейника тонкой струйкой шёл дымок.

Выносливые муравьи прожили морозную и годную зиму. Но от лесного пожара не спаслись.

Поникли молодые деревья. Птицы перестали петь. На поляне остались чёрные отметины. Природа долго будет зализывать раны. Берегите лес!

Грамматическое задание:

-выпишите любую группу однокоренных слов, разберите их по составу,

-образуйте от слов слон, волк 2-3 однокоренных слова при помощи суффиксов -ик, -ёнок, --их-, -ок-, -ат-, -ят-.

-выпишите 3 глагола с приставками, выделите приставки.

Уровень повышенной сложности

-запишите слова, подчеркните то, в котором нет суффикса
Точка, внучка, кочка.



Контрольный диктант за 1 полугодие.

В тундре.


Ползёт по тундре трактор. Летом местные болота иначе не пройти. Шипы стальных гусениц срывают зелёный покров тундры. А под ним сплошная
жидкая грязь. Другая машина по старому следу не пойдёт. Можно завязнуть. Водители ищут новую дорогу.

Ужасная картина предстаёт взору с самолёта. Вся тундра будто ножом изрезана. След гусениц заживёт через десятки лет. Ведь северные мхи растут медленнее деревьев! А без мха тяжело прожить северным оленям и другим животным тундры.

Грамматическое задание:

-подчеркните главные члены предложения и определите части речи: вариант 1 – в 1 предложении, вариант 2 – в 8 предложении,

-разберите слова как части речи:
Вариант 1 –ползёт, зелёный, северные.
Вариант 2 –стальных, заживёт, покров.

Уровень повышенной сложности

-разберите слова по составу, найдите лишнее

Словарный диктант

Автомобиль, агроном, адрес, аллея, аппетит, багаж, беседа, библиотека, билет, богатство, ботинки, вагон, везде, велосипед, вокзал, впереди, вчера, газета, гореть, горизонт, двадцать, двенадцать, директор, ещё, железо, завтра, здесь, издалека, инженер, календарь, каникулы, кастрюля, килограмм, километр, комбайн, корабль, космонавт, костёр, костюм, лучше, медленно.

Металл, назад, налево, направо, оборона, овца, одиннадцать, отец, пассажир, пейзаж, победа, портрет, правительство, председатель, прекрасный, путешествие, расстояние, салют, сверкать, сверху, свитер, свобода, сегодня, сейчас, семена, сеялка, слева, снизу, справа, тарелка, телефон, теперь, тепловоз, хлебороб, хозяйство, человек, шестнадцать, шофёр, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция.
 


Контрольное изложение за 1 полугодие

Краски и художник


Жили-были краски. Каждая расхваливала свой цвет. Из-за этого они часто ссорились. Каждая краска хотела быть лучше всех.

Стояло тёплое летнее утро. Легкий ветерок порхал от ромашки к ромашке, перебегал от колокольчика к колокольчику. Они тихо позванивали. На лужайке около речки отдыхал художник. Он хорошо понимал язык красок.

Художник нарисовал на своём холсте поле, голубое небо, тонкую берёзку с зелёными косичками в белом платьице. А над полем расцвела радуга. В ней соединились все краски. Художник улыбнулся и нарисовал ромашку с лепестками всех цветов радуги.

Краски притихли. Они поняли, что только все вместе могут дарить людям радость.


Ведь северные мхи растут медленнее деревьев! А без мха тяжело прожить северным оленям и другим животным тундры.

Грамматическое задание:

-подчеркните главные члены предложения и определите части речи: вариант 1 – в 1 предложении, вариант 2 – в 8 предложении,

-разберите слова как части речи:
Вариант 1 –ползёт, зелёный, северные.
Вариант 2 –стальных, заживёт, покров.

Уровень повышенной сложности

-разберите слова по составу, найдите лишнее

Словарный диктант

Автомобиль, агроном, адрес, аллея, аппетит, багаж, беседа, библиотека, билет, богатство, ботинки, вагон, везде, велосипед, вокзал, впереди, вчера, газета, гореть, горизонт, двадцать, двенадцать, директор, ещё, железо, завтра, здесь, издалека, инженер, календарь, каникулы, кастрюля, килограмм, километр, комбайн, корабль, космонавт, костёр, костюм, лучше, медленно.

Металл, назад, налево, направо, оборона, овца, одиннадцать, отец, пассажир, пейзаж, победа, портрет, правительство, председатель, прекрасный, путешествие, расстояние, салют, сверкать, сверху, свитер, свобода, сегодня, сейчас, семена, сеялка, слева, снизу, справа, тарелка, телефон, теперь, тепловоз, хлебороб, хозяйство, человек, шестнадцать, шофёр, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция.
 


Контрольное изложение за 1 полугодие

Краски и художник


Жили-были краски. Каждая расхваливала свой цвет. Из-за этого они часто ссорились. Каждая краска хотела быть лучше всех.

Стояло тёплое летнее утро. Легкий ветерок порхал от ромашки к ромашке, перебегал от колокольчика к колокольчику. Они тихо позванивали. На лужайке около речки отдыхал художник. Он хорошо понимал язык красок.

Художник нарисовал на своём холсте поле, голубое небо, тонкую берёзку с зелёными косичками в белом платьице. А над полем расцвела радуга. В ней соединились все краски. Художник улыбнулся и нарисовал ромашку с лепестками всех цветов радуги.

Краски притихли. Они поняли, что только все вместе могут дарить людям радость.






Количество отзывов: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 43
© 22.01.2023г. ГДЗ по литературе
Свидетельство о публикации: izba-2023-3476633

Рубрика произведения: Проза -> Школьная литература










1