Анализ главы "Тамань" - 1 вариант"Герой нашего времени" - роман, повествующей о печальной участи человека, ещё в молодости пресытившегося жизнью. Главный герой произведения, Григорий Александрович Печорин, превосходно разбирался в психологии людей, а потому ему так рано наскучило их общество. В главе "Тамань" автор иллюстрирует то, как герой впервые почувствовал себя "лишним" человеком.
По делам службы оказавшись в Тамани, Печорин сразу отмечает своё неблагоприятное впечатление об этом приморском городке. После встречи с хозяевами дома, где ему предстоит остановиться в Тамани, наполовину глухой старухой и слепым мальчиком, производящим жуткое впечатление, на героя находит непреодолимое желание как можно скорее покинуть скверный город. Однако этому не суждено сбыться: Печорин остаётся в Тамани ещё на несколько дней и волей-неволей становится свидетелем происшествий, виновники которых вовсе не хотели попадаться ему на глаза.
УндинаДевушка, зачаровавшая Печорина необыкновенным пением и своеобразной, "породистой" красотой, которую герой так ценил в женщинах, является контрабандисткой. Она оказывается той, чей замысел герою, вопреки обыкновению, не удаётся разгадать сразу же. Он слепо следует приглашению своей ундины, отправляясь с этой необыкновенной девушкой в открытое море, не умея плавать. Она оказалась невероятно ловка и сильна для девушки восемнадцати лет, что позволяет ей практически одержать победу над офицером, однако волею случая именно Печорин выбрасывает её за борт.
ЯнкоВ этом герое М.Ю.Лермонтов раскрывает образ отчаянного храбреца, всегда готового на опасные приключения. Его решимость пуститься в плавание в шторм, везя при этом в лодке тяжелый груз, производит впечатление на Печорина, который понимает, что перед ним поистине смелый человек.
Слепой мальчикНесмотря на то, что главный герой подвергается обману и воровству со стороны убогого мальчишки, помимо отвращения он испытывает и жалость к одиночеству ребёнка, покинутого на произвол судьбы. Слепой не поднимает монеты, протянутой им Янко и упавшей в песок - отъезд дорогих ему людей становится трагедией для мальчика, он ничего не замечает вокруг себя, а Печорин ощущает себя невольным виновником произошедшего.
Таким образом, глава "Тамань" примечательна и важна тем, что в ней Печорин впервые осознаёт то, какой вред наносит окружающим, сам того не желая. Им движут любопытство и желание быть любимым, но он всегда оказывается причиной чьих-то страданий. Поэтому Печорин впоследствии замыкается в себе и теряет веру в мир.
Анализ главы "Тамань" - 2 вариантКакое-то странное чувство вызывает глава “Тамань” из повести “Герой нашего времени”. Странные персонажи, странные события.
Вроде бы, рассказ составлен по всем правилам – завязка, развитие сюжета, кульминация…
Однако, не покидает ощущение какой-то неправильности. Как будто сюжет рассказа начал развиваться не так, как хотел автор…
Повесть написана не от третьего лица, а в форме дневника, и это не случайно. Автор хочет объяснить нам мотивы поступков своего героя, а кто кроме самого героя знает их лучше?
В начале рассказа Печорин предстает перед нами этаким скучающим созерцателем, бесцельно убивающим время. Но вот что-то его заинтересовало – и куда девается его скука и апатия? Печорин смело бросается навстречу приключениям.
Однако, эти приключения, почему-то не приносят пользы ни ему, ни другим. Поневоле закрадывается мысль – эту бы энергию, да в мирных целях… Лермонтов свои произведением высказывает сожаление, что такой неординарный человек – смелый и умный, не находит применения своим силам, и его энергия и ум тратятся во вред окружающим.
Почему это так происходит? Не зря ведь роман называется “Герой нашего времени”, видимо, это время нуждается в таких героях.
Какой-то ненужный авантюризм Печорина, нелогичные поступки… Вероятно, это участие в войне так воспитало героя. Ему чуждо пассивное созерцательство, ему непременно надо принять участие в событиях. С какой целью?
Да он и сам не знает. Он считает, что во всем виновата “судьба”. Хотя очевидно, что это обыкновенный эгоизм, нежелание считаться с чужими интересами.
Нельзя сказать, что он ищет приключений, скорее, приключения сами находят его благодаря безрассудству и пренебрежению к опасностям.
После того, как Печорин нарушил своими действиями покой “честных контрабандистов”, он погружается в привычную апатию. И как эта апатия контрастирует с опасной, полной тревог жизнью людей, в которую волею случая заглянул наш герой! Заглянул благодаря своему же безрассудству и безразличию к своей судьбе.
Поистине, у каждого времени свои герои…
Анализ главы "Тамань" - 3 вариант«Тамань» — это третья глава в романе, она следует сразу после рассказа Максима Максимыча.
Глава по жанру относится к повести. Она написана в форме дневника Григория Печорина. Эта была первая часть в дневнике главного героя. В своих записках Печорин не только рассказывает о произошедших с ним событиях, но и впервые за все произведение делится своими душевными переживаниями, раскрывает внутренний мир, дает самому себе характеристику.
В главе Лермонтов дает описание пейзажа. Природа играет свою роль в повести:
- романтическое описание пейзажа усиливает ощущение тайны, которая так интересна главному герою;
- нищий быт жителей контрастирует с величием и красотой природы вокруг;
- в главе раскрывается тонкая натура Печорина — он любит наблюдать за природой, замечает изменения в ней, слышит ее звуки, видит необычайную красоту. Он рассказывает о ней как о прекрасном, говорит о ней языком художника;
- в отношении природы речь Григория наполнена лиризмом, несмотря на то, что точна и проста по строению.
В столкновении с контрабандистами Печорин показывает себя человеком деятельным. Он кажется энергичным и решительным, но его активность беспредметна. У персонажа нет возможности делать нечто великое и совершать поступки, на которые у него накопилось много жизненных сил. Вместо этого он растрачивает себя по пустякам, вмешивается в чужие судьбы и тем самым разрушает чужое счастье. Персонаж в «Тамани» впервые осознает свою роль в жизни других людей.
В записках видно изменение героя. Печорин приехал в город усталым, подавленным и измученным, но приключение, произошедшее в Тамани, взбодрило героя, ведь он чудесным образом остался жив, чуть не умерев от рук контрабандистов.
Глава строится на противопоставлении. Происходит объединение не только романтизма и реальности, но и возвышенного с земным:
- Янко ворует для наживы, а Печорин крадет покой несчастных людей.
- Таинственный облик Ундины превращается в буйный характер русалки.
- Слепой мальчик видит лучше зрячих, при этом он способен разглядеть души тех, кто его предал.
- Морской пейзаж сменяется бедностью дома на берегу. Природа словно выступает против грязи в обществе, которое заставляет людей идти против закона и грабить других.
Композиционно глава отличается тем, что все повествование в ней ведется от лица Печорина. В ней переплетаются романтичное и реалистичное повествования. Романтизм присутствует в описании природы, через которую раскрываются образы контрабандистов и других действующих лиц. Что-то романтичное есть и в описании стиля жизни и незаурядного ума контрабандистов. Описание их внешнего вида писатель романтизирует, в то время как их пустые души показаны реалистично и без прикрас. Ими руководила только алчность, а отношения строились на жажде денег.
Автобиографичность сюжета
История, о которой повествуется в романе, когда-то частично происходила в настоящем. Знакомство с контрабандистами имеет реальную основу. Но в жизни все было несколько иначе. В реальности существовала некая старуха, в романе же использовался образ Царицыхи. У старой казачки даже имя указывает, что она не имеет ничего общего с бедной старухой. Когда-то казачка приняла Лермонтова за шпиона. Она испугалась, что он приехал следить за контрабандистами и докладывать о них властям. В романе также было место подобному страху.
«Тамань» Лермонтова уникальна тем, что в главе главный герой оценивает собственные поступки. Печорин думает, что все, что с ним происходит, неслучайно. Он считает, что судьба намеренно свела его с честными контрабандистами. Григорий сравнивает себя с камнем, брошенным в воду, ведь он так же потревожил их покой и тоже чуть было не утонул. Герой понимает, что из-за своей любопытству он влез в жизнь других людей и заставил их страдать. Размышления на эту тему беспокоят Григория, он переживает. В главе читатель впервые видит терзания Печорина о чем-либо.