Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Характеристика и образ Раскольникова в романе "Преступление и наказание" - примеры сочинений


Характеристика и образ Раскольникова в романе "Преступление и наказание" - примеры сочинений
­Внешность – высокий, худощавый, стройный молодой человек с темными глазами, темно-русыми волосами и привлекательными чертами лица.

Характер – независимый, гордый, упрямый, замкнутый, склонный к самокопанию, скрытный.

Положительные черты – жалостливый, способный на искренние душевные порывы, с обостренным чувством справедливости.

Отрицательные черты – чрезмерная гордыня, ощущение собственной исключительности.


Пример сочинения 1

Внешность героя

Родион Раскольников предстаёт перед читателями уже в первой главе романа «Преступление и наказание». Это молодой человек с прекрасной наружностью, стройный, выше среднего роста, с чудесными чёрными глазами. Достоевским он показан человеком, находящимся в болезненном состоянии и о чём-то постоянно размышляющем.

Одежда Родиона Романовича также не отличается роскошью. Во время первой встречи с читателем он предстаёт в изношенном костюме, который свидетельствует о его крайне тяжёлом финансовом положении. Раскольников погряз в долгах, у нет средств для того, чтобы покрыть аренду комнаты и заплатить за обучение в университете. Внутреннее убранство комнаты героя только подчёркивает его замкнутость и отгороженность от внешнего мира. Жилище Раскольникова напоминало «крошечную клетушку», в которой едва мог бы уместиться один человек.

Характер героя

Ещё не так давно главный герой романа был студентом юридического факультета. Однако он вынужден был оставить занятия, чтобы сосредоточиться на своей идее, которую он давно уже в себе вынашивал. Раскольников ведёт замкнутый образ жизни, что обусловлено его душевным беспокойством. Характер главного героя намеренно раскрывается Достоевским по мере приближения к финалу.

Раскольников отличается высоким умом и независимостью от окружающего мнения. Однако крайняя бедность, в которой он вынужден сейчас пребывать, заставила его отгородиться от окружающего мира. При общении с людьми Раскольников впадает в раздражительность. Даже помощь от матери и своего лучшего друга Разумихина он воспринимает как непосильное унижение.

Примечательно, что преступлению Достоевский отводит в своём романе лишь первую часть, тогда как остальные пять занимает наказание главного героя. Вместе с жадной старухой-процентщицей, которая, по утверждения Раскольникова, была одним из самых бесполезных существ на земле, гибнет ни в чём не повинная её сестра Елизавета, оказавшаяся рядом в момент преступления. На Раскольникова нападают уныние и страх.

Деньгам, полученным в результате ограбления, он не может найти применение и закапывает их в землю.


Главный герой понимает, что совершённое им преступление, как ничто другое, показывает, к какому классу людей он относится на самом деле. Муки совести от содеянного, которые не испытывают право имеющие, ставят его в один ряд с дрожащей тварью. Однако вопреки его ожиданиям близкие люди пытаются ему помочь и привести в чувство.

Мать, сестра и лучший друг в сложную минуту оказываются рядом с отверженным героем. Они хотят узнать о его состоянии, но сам Раскольников понимает, что не стоит их любви и заботы. Но именно благодаря совершенному злу у него появляются новые знакомые в лице Мармеладова Семёна Захарыча, его жены Екатерины и дочери Сони.

Чтобы скрасить их бедственное положение, он жертвует Мармеладовым деньги, присланные родительницей. Но благородные чувства быстро уступают место злобе и раздражительности. Больше всего на свете Раскольников жаждет одиночества. Ему горько от того, что он не прошел испытание. Родион не причисляет себя к преступникам и, даже более того, решает запутать следствие. Но беспрестанная ложь и царящая в воздухе напряжённая обстановка отнимают у него последние душевные силы.

Раскольников понимает, что вся его идея — ложна и преступна. Но признать свою вину перед общественностью он не может.


Пример сочинения 2

В своём романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский рассказывает о судьбе простого петербургского студента Родиона Раскольникова. Через этого героя автор отобразил деструктивное состояние интеллигенции и молодёжи своего времени.

Родион молод, привлекателен, умён, но ограничен в средствах: он вынужден жить в убогой комнатушке и не может продолжать обучение. В какой-то момент из-за отчаяния, порождённого ужасами, происходящими вокруг главного героя, в голове Раскольникова рождается идея о разделении людей на высших и низших. Самолюбие Родиона заставляет его относить себя к тем, «кто право имеет». Желая воплотить свою теорию в жизнь, прежде всего, ради самоутверждения, он решает убить жадную старуху, наживающуюся на бедах окружающих. Раскольников хочет помочь многим людям, которые находятся в зависимости от Алены Ивановны, а полученные деньги использовать на благо окружающих. Герой вступает в схватку с самим собой, он постоянно сомневается, испытывая ужас перед необходимостью убийства человека, но не может отбросить эту мысль. Череда снов, наполненных символизмом, то укрепляет, то ослабляет его уверенность в собственном великом предназначении. И только случайно услышанная фраза о том, что старуха будет дома, толкает Родиона на роковой поступок. С самого начала план Раскольникова терпит крах, и главный герой в ужасе сбегает с места преступления, прихватив лишь немного драгоценностей. Так Достоевский показал, что затея персонажа с самого начала была обречена. Преступник — не злой гений, а всего лишь доведённый до отчаяния несчастный человек.

После совершения преступления внутренняя борьба героя не только не ослабевает, но даже усиливается, приковывая его к постели. Жизнь Раскольникова превращается в круговорот страха и мучений. Паранойя и муки совести постепенно сводят главного героя с ума. Но даже больше, чем ужас перед расплатой, его гнетёт одиночество. Родион осознаёт, что, переступив через закон и мораль, он отделился от общества и семьи. В этот момент Раскольников начинает интересоваться проституткой Соней Мармеладовой, которая, по его мнению, тоже переступила закон и мораль. Надеясь на оправдание с её стороны и желая избавиться от чувства вины, Родион сознаётся собеседнице в своём преступлении. Однако примерная христианка Соня, жалея Раскольникова, в то же время призывает его покаяться и принять наказание. Под её влиянием он ломается и сдаётся правосудию.

Однако, разочаровавшись в себе, Родион не разочаровывается в своей теории. В Сибири он впадает в озлобление, презирая не только прочих каторжников, но и любящую его Софью. Однако через сон он осознаёт все заблуждения, и, отрекаясь от своих прошлых взглядов, герой перерождается и встаёт на новый путь.

Именно с помощью образа Раскольникова Достоевский изобличает проблемы российского общества. Но в то же время показывает, как их можно решить, низвергая эгоцентризм и  возвышая христианство и человеколюбие.


Пример сочинения 3

Образ Раскольникова является одним из самых сложных и противоречивых образов классической литературы, вокруг него — всегда споры и диаметрально противоположные мнения.

Раскольников – привлекательный молодой человек с тонкими чертами лица. Глаза у него темные, волосы – темно – русые. Высокий, стройный, статью похож на свою сестру, красавицу Авдотью Романовну. И даже, в чем-то, не хуже, как думает о нем его мать: лицо и глаза – прекрасные.

Он очень неглупый. В его статье о психологическом состоянии преступника во время приготовления и совершения преступления рассматриваются совершенно необычные трактовки возможности совершать преступления различными лицами: выделение необыкновенных людей, которые могут делать все.

А точнее, разрешить совести «перешагнуть» через что-то, если идея потребует это. Это — люди будущего, которые смогут сказать «новое слово» в отличие от просто низших и любящих послушание людей. Да, это настоящие «господа» будущего, и пусть они разрушают, но они разрушают настоящее во имя будущего. Им это дозволено, и даже дозволена или «разрешена» кровь. Очевидно, что и себя он причисляет к этой высшей группе.

Для Раскольникова материальные факторы ничего не значат – он задавлен бедностью, но она его не тяготит. Ему нет никакого дела до простых и обыденных вещей: что надеть и что поесть. Он одет плохо, но ему не стыдно.

И когда люди обращают внимание на его жуткую шляпу-цилиндр, то его беспокоит только то, что по этой шляпе его легко смогут вычислить после преступления, а не то, что она старая и грязная. Взятый у убитой старухи кошелек он, даже не проверив его содержимое, хотел выкинуть в воду.

Но и о душе Раскольников мало беспокоится: он не продумывает, что его ждет потом, после совершения преступления. Он живет за счет матери и сестры, но это его не тяготит. Он совершенно не верит в Бога: совершает страшный грех, подведя под это философский базис.

И даже после убийства двух ни в чем не повинных человек ему не ведомы угрызения совести: он переживает только о том, что так глупо попался. И стыдится не того, что убил, а того, что погиб безнадежно и слепо, а совесть у него всегда спокойна.

Раскольников не жадный и добрый: учась в университете, помогал посильно больному товарищу, а после того, как товарищ умер, помогал его отцу, хотя больших доходов никогда не имел. Во время пожара вынес из огня чужих детей, хотя и получил ожоги. Отдает последние деньги Катерине Ивановне на похороны.

Он любит «ходить по краю»: признается Заметову, что это он убил Алену Ивановну, а потом отказывается от своих слов. Идет в квартиру убитых им женщин «пощекотать нервы» и объясняет, что хочет «нанять квартиру». Там ведет себя странно, намекая на причастность к преступлению и вызывая подозрение окружающих.

Действия Раскольникова часто не понятны окружающим: зачем он хотел полтора года назад жениться на дочери хозяйки, больной и некрасивой бесприданнице? Любви там не было, к особенной жалости Раскольников тоже не склонен, так зачем хотел жениться?

И зачем, все-таки, убил старуху — процентщицу? Ведь не для денег убил, не для того, чтобы облагодетельствовать человечество, а для себя убил. А разве нельзя было выбрать другой, менее кровавый, способ, чтобы доказать себе, что ты не «вошь»?

Раскольников высоко себя оценивает, на первом месте у него только «я». И ему, в сущности, не никакого дела до матери и сестры. И позже, он ведет себя, как хочет: живя в Сибири, он не поддерживает никаких отношений с матерью и сестрой.

И только тихая Соня находит силы и время, чтобы написать о нем матери и Дуне с Разумихиным. Иногда, по мнению того же Разумихина, он может быть просто бесчеловечным. Живя в остроге и продолжая думать, он приходит к выводу, что его мысль – не глупее других. И, следовательно, он прав.

Он не позволяет себе насмешек над окружающими не потому, что уважает их, а потому, что у него «нет времени «отвлекаться на пустяки» — ему надо делать важную работу, думать, осмысливать, готовиться, подводить почву, оправдывать себя.

Достоевский называет его мономаном, и это, наверное, самое хорошее, что может сказать автор о своем детище. Если копать глубже, то напрашиваются другие выводы, да плюс еще галлюцинации (хозяйку бьют). Да, действительно, у него есть «сверхценная идея», его мания, мечта, главная мысль своей жизни, которую он вынашивает и лелеет.

А все, что мешает ее воплощению, он отсекает от себя: мать может узнать о его преступлении, поэтому надо прекратить видеться с родными. Для воплощения идеи хорош любой способ, даже такой кровавый. И последнее: нет раскаяния. Да и в чем раскаиваться? Мечта сбылась, а старушонка так вообще никому не была нужна, что тут жалеть.

Если бы в наше непростое время одержимый какой-нибудь манией человек, например, балетоман, убил балерину за то, что она недостаточно хорошо «крутила» фуэте и тем самым «улучшил» состояние российского балета, то никто бы не стал слушать его рассуждения, что он не балерину убил, а себя убил. Но это уже другая история.


Пример сочинения 4

Раскольников — бывший студент-юрист, который был вынужден оставить учёбу из-за нехватки средств. Живёт он очень бедно. Долгое время он собирается убить старуху, дающую деньги под большие проценты. Своё преступление он не решается совершить до тех пор, пока родители в своём письме не рассказывают


Идет в квартиру убитых им женщин «пощекотать нервы» и объясняет, что хочет «нанять квартиру». Там ведет себя странно, намекая на причастность к преступлению и вызывая подозрение окружающих.

Действия Раскольникова часто не понятны окружающим: зачем он хотел полтора года назад жениться на дочери хозяйки, больной и некрасивой бесприданнице? Любви там не было, к особенной жалости Раскольников тоже не склонен, так зачем хотел жениться?

И зачем, все-таки, убил старуху — процентщицу? Ведь не для денег убил, не для того, чтобы облагодетельствовать человечество, а для себя убил. А разве нельзя было выбрать другой, менее кровавый, способ, чтобы доказать себе, что ты не «вошь»?

Раскольников высоко себя оценивает, на первом месте у него только «я». И ему, в сущности, не никакого дела до матери и сестры. И позже, он ведет себя, как хочет: живя в Сибири, он не поддерживает никаких отношений с матерью и сестрой.

И только тихая Соня находит силы и время, чтобы написать о нем матери и Дуне с Разумихиным. Иногда, по мнению того же Разумихина, он может быть просто бесчеловечным. Живя в остроге и продолжая думать, он приходит к выводу, что его мысль – не глупее других. И, следовательно, он прав.

Он не позволяет себе насмешек над окружающими не потому, что уважает их, а потому, что у него «нет времени «отвлекаться на пустяки» — ему надо делать важную работу, думать, осмысливать, готовиться, подводить почву, оправдывать себя.

Достоевский называет его мономаном, и это, наверное, самое хорошее, что может сказать автор о своем детище. Если копать глубже, то напрашиваются другие выводы, да плюс еще галлюцинации (хозяйку бьют). Да, действительно, у него есть «сверхценная идея», его мания, мечта, главная мысль своей жизни, которую он вынашивает и лелеет.

А все, что мешает ее воплощению, он отсекает от себя: мать может узнать о его преступлении, поэтому надо прекратить видеться с родными. Для воплощения идеи хорош любой способ, даже такой кровавый. И последнее: нет раскаяния. Да и в чем раскаиваться? Мечта сбылась, а старушонка так вообще никому не была нужна, что тут жалеть.

Если бы в наше непростое время одержимый какой-нибудь манией человек, например, балетоман, убил балерину за то, что она недостаточно хорошо «крутила» фуэте и тем самым «улучшил» состояние российского балета, то никто бы не стал слушать его рассуждения, что он не балерину убил, а себя убил. Но это уже другая история.


Пример сочинения 4

Раскольников — бывший студент-юрист, который был вынужден оставить учёбу из-за нехватки средств. Живёт он очень бедно. Долгое время он собирается убить старуху, дающую деньги под большие проценты. Своё преступление он не решается совершить до тех пор, пока родители в своём письме не рассказывают ему о предстоящей свадьбе его сестры с неким господином Лужиным. Сестра этого господина очень не любит, а замуж за него выходит только под давлением обстоятельств. После этого Раскольников, долго не колеблясь, убивает процентщицу и забирает её деньги, чтобы помочь семье. Попутно он убивает и другую женщину, случайную свидетельницу основного преступления.

Почему Раскольников убил старуху

Известно, что старуха-процентщица была очень плохой женщиной. Она давала деньги под очень большие проценты и потом выбивала их у должников. Она была глупа, угрюма, да ещё и мучила свою бедную родственницу, которую содержала в качестве домработницы.

Наблюдая за этой старухой, Раскольников получил как бы новые «подтверждения» своей теории, которую он долгое время вынашивал. Так, эта старуха, по его мнению, не приносила никакой пользы обществу и лишь паразитировала на людях. Следовательно, её можно было безнаказанно убить, а её деньги потратить на благое дело. Кроме того, все люди, согласно теории Раскольникова, делятся на две категории. Большинство — это простые обыватели, плывущие по течению и безропотно подчиняющиеся законам. Остальные — это «личности», подобные Наполеону, которые могут делать всё, что им заблагорассудится. Сам Раскольников причисляет себя именно к этим «наполеонам», а своё убийство он задумывает ещё и в качестве эксперимента, чтобы подтвердить свою причастность к миру «сильных личностей». Однако после убийства он постепенно приходит к выводу, что сам он относится именно к первой категории — простых обывателей.

Характер и внешность

Родион Раскольников выделяется тем, что он угрюм и малообщителен. Он старается как можно меньше общаться с окружающими даже в тот период, когда учится в университете. Он презирает общество, ненавидит людей и проявляет черты непомерной гордости. Изначально Достоевский собирался сделать своего героя полностью таким, однако в процессе работы над произведением образ Раскольникова существенно усложнился. Несмотря на перечисленные неприглядные качества, он способен к состраданию, заступается за несправедливо обиженных, разоблачает злодеев.

Столь противоречивая натура Раскольникова является вполне понятной, ведь Достоевский даёт понять, что всё дело не только и даже не столько в нём, сколько во всём обществе в целом. Деспотизм и радикализм не возникают на пустом месте, а являются ответом на испорченные нравы окружающих людей, порочность общества в целом.

Внешность героя описывается в романе несколько раз. В начале романа Раскольников представлен как высокий и стройный молодой человек, красивый и хороший собой. После совершения преступления герой преображается, теперь он показан как человек, с трудом превозмогающий сильную душевную боль. Подобные изменения проходят и другие персонажи романа. Тем самым Достоевский показывает, что герои за определённый промежуток времени прошли через тяжёлые испытания.

Реальные прототипы персонажа


Родион Раскольников был создан на основе нескольких реальных личностей. Один из таких людей — Герасим Чистов, молодой приказчик из семьи раскольников, который убил топором двух служанок и ограбил их хозяйку. Второй прототип — профессор А. Т. Неофитов, дальний родственник Достоевского, который был замешан в мошенничестве. Третий — французский преступник Пьер-Франсуа Ласенер, который свои убийства оправдывал целой «теорией», сходной с теорией Раскольникова.

Помимо этого, были у персонажа Достоевского и другие прообразы, в том числе в литературе и мифологии. Древнейшим из них является библейский Иов, который в минуту отчаяния бунтует против несправедливого мироустройства. Достоевский отмечал, что его герой, подобно Иову, в конце романа должен «обрести бога». В числе несомненных прототипов был и французский император Наполеон III; он написал книгу, в которой говорил, что «сильная личность» имеет право нарушать все моральные нормы и даже безнаказанно убивать. Эта книга вызвала очень горячие споры в обществе, в том числе в России.

Образ Раскольникова, несомненно, представляет собой портрет сложной и противоречивой личности. Это человек, который решает восстать против общественной несправедливости, но в итоге все его действия сводятся к новым преступлениям и новой несправедливости.






Количество отзывов: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 322
© 17.01.2023г. Сочинения для школьников
Свидетельство о публикации: izba-2023-3473464

Рубрика произведения: Проза -> Школьная литература



Добавить отзыв

0 / 500

Представьтесь: (*)  
Введите число: (*)  









1