Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Особенность эмоций у младших школьников


­­­­­Особенности эмоций у младших подростковОсобенности эмоциональной сферы личности младших подростков, обучающихся в классах компенсирующего обучения по коррекционно-развивающей программе
Гадаев А.В., педагог-психолог ГОУ СОШ № 1040

В ряде исследований делается предположение, что у большинства детей младшего подросткового возраста (10-12 лет), обучающихся в классах компенсирующего обучения по коррекционно-развивающим программам, имеется ряд особенностей эмоциональной сферы, и одним из показателей её особенностей: более высокий уровень тревожности, чем у их сверстников из классов, обучающихся по стандартным программам (Т.А. Ратанова, Э.В.Лихачева, Н.П. Локалова, Б. И.Кочубей, Е.В. Новикова и А.М. Прихожан). Как полагают западные психологи, весь процесс социализации ребёнка сопровождается состоянием тревоги, так как он пытается избежать неприятных переживаний. Изменение с возрастом претерпевает два типа реакции гнева: взрывные реакции гнева, направленные реакции гнева, вследствие родительского недовольства и наказания. Социальное преобразование эмоциональных реакций отчетливо видно из данных, полученных Ф.Гудинаф (Goodtnough, 1931). Нельзя не учитывать особенностей эмоциональной сферы и как наличия школьной тревожности, связанной с учебным процессом. А.М. Прихожан отмечает, что тревожность имеет возрастные изменения у школьников на протяжении младшего школьного возраста наблюдается её относительная устойчивость, а затем происходит резкий всплеск тревоги в старшем подростковом возрасте ,особенно в 9-м классе[3].
Школьная тревожность проявляется в склонности ученика реагировать на широкий круг ситуаций, связанных с различными формами включения в жизнь школы, переживанием состояния тревоги. Высокий уровень школьной тревожности свидетельствует об эмоциональном неблагополучии учащихся. Опасность высокой тревожности заключается в том, что она оказывает негативное влияние на успешность выполнения деятельности, психическое и соматическое здоровье [2, с. 39]. Однако данный факт до настоящего времени целенаправленно не рассматривался, не подкреплен специальными исследованиями на возможность прогнозирования её у конкретного ребенка ( А.В.Микляева и П.В. Румянцева). Вместе с тем, проблема тревожности у детей является весьма важной, поскольку, данное свойство может явиться причиной снижения у младших подростков успеваемости и даже фобией школы (В.М. Астапов ,2009, Н.П. Локалова, 2009). Изучение данного вопроса позволило бы говорить о необходимости более пристального внимания со стороны школьной психологической службы к младшим подросткам из классов компенсирующего обучения с целью отслеживания у них появления высокой тревожности и прогнозирования её появления и её коррекции.
Цель нашего исследования состояла в выявлении, научном обосновании и экспериментальной проверке сравнительного анализа результатов исследования особенностей тревожности младших подростков обучающихся по коррекционно-развивающей и общеобразовательной программам, и сделать выводы.
В психологической литературе, можно встретить разные определения понятия тревожности, хотя большинство исследователей сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцировано – как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамики. Мы считаем, что наиболее точные понятия описаны в большом психологическом словаре : "Тревожность (англ. anxiety) - индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование и/или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов... В школьном возрасте главной причиной бывают нарушения детско-родительских отношений. В более взрослом возрасте тревожность может порождаться внутренними конфликтами, преимущественно самооценочного характера" [1.с.553].
Мы считаем, что в психологии тревожностью понимают индивидуальную психологическую особенность, проявляющуюся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование и/или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов. Тревожность, имея природную основу (свойства нервной системы), складывается прижизненно, в результате действия социальных и личностных факторов. В младшем подростковом возрасте главной причиной бывают нарушения детско-родительских отношений. Выделяется нормальный или желательный уровень тревожности – полезная тревожность, не содержащая угрозы и высокая тревожность или собственно тревожность, неадекватная: как комплекс отрицательных эмоций: страха, гнева и печали. Выделяется так же устойчивая тревожность в какой-либо сфере – частная, «связанная» (школьная, экзаменационная, ситуативная, межличностная и др.) и общая, «разлитая», свободно меняющая объекты в зависимости от изменения их значимости для человека[1, с.553]
С целью изучения тревожности младших подростков было проведено эмпирическое исследование. Для достижения поставленной цели предполагалось решение следующих задач исследования: осуществить подбор участников эмпирического исследования; подобрать психодиагностические методики для исследования тревожности младших подростков; провести эмпирическое исследование тревожности младших подростков обучающихся по коррекционно-развивающей и общеобразовательной программам; провести сравнительный анализ результатов эмпирического исследования тревожности младших подростков обучающихся по коррекционно-развивающей и общеобразовательной программам и сделать выводы.
Гипотеза исследования: младшие подростки, обучающиеся в классах по коррекционно-развивающим программам более склонны к проявлению негативных эмоций в отношениях со сверстниками и родителями, более агрессивны и проявляют высокий уровень школьной тревожности, чем учащиеся, обучающиеся по стандартной программе начального образования.
Исследование особенностей эмоциональной сферы личности младших школьников проводилось на базе ГОУ СОШ №1040 г. Москвы. В эмпирическом исследовании приняли участие ученики двух классов 6 «А» (15 учеников) и коррекционный 6 «Б» класс (7 учеников). Эмпирическое исследование проводилось в два этапа.
В эмпириче6ском исследовании с учениками обоих классов проведено психодиагностическое исследование тревожности по трем методикам: методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса; методика диагностики показателей и форм агрессии (А.Басса и А.Дарки); методика АDOR «Поведение родителей и отношение детей к ним» изучает установки, поведение и методы воспитания родителей так, как видят их дети и эмоционально их воспринимают.
Результаты. Исследования в обоих классах были проведены психодиагностические исследования по трем методикам, позволяющим оценить эмоциональную сферу детей. Результаты этих исследований представлены в таблицах 1-7, рис. 1-2.
Методика Басса-Дарки. Результаты по методике Басса-Дарки, представленные в таблице 1 позволяют сделать следующие выводы.
Таблица1. Средние показатели по методике диагностики агрессии Басса-Дарки

ФизическаяКосвеннаяРаздражениеНегативизмОбидаПодозрительностьВербальнаяУгрызение совести, чувство вины6 «А» класс4,23,14,41,74,74,35,84,06 «Б» класс
(коорекц.)7,33,86,94,44,96,68,86,9. В коррекционном классе средние результаты по методике Басса-Дарки выше, чем в 6 «А» классе, по всем из указанных восьми показателей. Наибольшие различия между показателями эмоциональной сферы учащихся 6 «А» и 6 «Б» класса определены по шкалам «Физическая агрессия», «Раздражение», «Негативизм», «Подозрительность», «Вербальная агрессия» и «Угрызение совести, чувство вины», что составляет 75% всех выделенных в методике показателей. По показателям «Косвенная агрессия» и «Обида» различия в средних значениях между классами не так существенны, что предполагает не значительные различия между учащимися в уровне пассивных форм агрессии. Расчет обобщенных показателей «Враждебности» и «Агрессивности» показал, что в коррекционном 6 «Б» классе эти показатели выходят за пределы нормы и составляют соответственно Вр=11,5 (норма=010) и Агр=26,8 (норма=025), что выше, чем аналогичные показатели в 6 «А» классе.
Методика «Опросник школьной тревожности» Филлипса. Далее, в таблице 2 и 3, представлены результаты по методике «Опросник школьной тревожности» Филлипса, проведенной в обоих классах.
Таблица 2. Распределение испытуемых по показателям теста Филлипса
Уровни тревожности
6«А» класс (15 чел.)6 «Б» класс (7 чел.)Количество учащихсяпроцентыКоличество учащихсяпроцентыВысокий00457,1Средний853,3226,5Низкий746,7116,4Всего15100,07100,0Данные диагностики по показателям теста Филипса указывают на различие в процентном распределении испытуемых в классах по уровням тревожности. Так в группе детей, обучающихся в коррекционном классе у более половины учащихся (57,1%) наблюдается высокая тревожность, а средний уровень представлен у четверти испытуемых (26,5%). В группе учащихся 6 «А» класса, который выступает в качестве контрольной группы более половины испытуемых (53,3%) имеют средний уровень (повышенную тревожность в трактовке Филлипса), а у остальных нормальный уровень тревожности.
Указанные процентные отношения по количеству учащихся позволяют определить общую тенденцию при сравнении учащихся из коррекционного класса и общеобразовательного класса, а детальный анализ по шкалам методики Филлипса позволяет оценить выраженность отдельных показателей школьной тревожности в исследуемых классах (см. таблицу 3). Таблица 3. Средние показатели по шкалам методики Филлипса*
Шкалы тревожности
6 «А» класс6«Б» класссредний %
несовпаденийсредний %
несовпадений1. Общая тревожность в школе63,975,32. Переживание социального стресса64,777,23. Фрустрация потребности в достижение успеха51,463,84. Страх самовыражения54,779,45. Страх ситуации проверки знаний57,583,66. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих49,577,27. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу52,061,38. Проблемы и страхи в отношениях с учителями57,584,4*Жирным шрифтом в таблице выделены высокие уровни показателей школьной тревожности.
Результаты , представленные по шкалам методики школьной тревожности Филлипса позволяют сделать следующие выводы: в коррекционном классе у учащихся показатель « Общая тревожность в школе» превышает в 1,7 раза аналогичный показатель в 6 «А» классе, что предполагает достаточно низкий уровень общего эмоционального состояния детей, связанного с различными формами включения их в жизнь школы. Таким образом, снижение общего эмоционального фона предполагает большую представленность негативных эмоций и более высокий уровень внутреннего напряжения. Учащиеся коррекционного класса испытывают сильные эмоциональные нагрузки при взаимодействии со сверстниками, что затрудняет развитие детей. Высокий уровень по шкале «Страх самовыражения» учеников коррекционного класса предполагает негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, демонстрации своих возможностей. Дети, обучающиеся в коррекционном классе, испытывают негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки знаний, особенно если они проводятся публично при всем классе. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих, более выражен у учеников коррекционного класса, что предполагает их ориентацию на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, у них высока тревога по поводу оценок, даваемых окружающим. В коррекционном классе общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе вызывает проблемы и страхи в отношениях с учителями, естественно, снижающий успешность обучения.
Методике ADOR . Результаты по методике ADOR учащихся исследуемых классов представлены в таблице 4. По всем шкалам методики оценка родителей детьми производилась по отношению к каждому из родителей.
Таблица 4. Результаты по методике «Дети о родителях» ( ADOR ) (сред. показатели)
Шкалы
учащиеся 6 «А» классаучащиеся 6 «Б» классаоценка «мама»оценка
«папа»оценка
«мама»оценка
«папа»Позитивный интерес19,0617,229,777,86Директивность16,3315,0014,513,25Враждебность10,1110,7916,914,17Автономность11,4411,4614,5515,01Непоследовательность14,1212,5316,2316,97Полученные средние данные показателей методики позволяют отметить, в отношениях с родителями у детей из коррекционного класса наблюдается снижение уровня эмоциональных отношений, так у них ниже, чем у учащихся из 6 «А» класса позитивный интерес к своим родителям. Анализ ответов по методике ADOR позволяет сделать вывод, что детям из коррекционного класса свойственно в оценках обоих родителей видеть у них: враждебность и автономность в отношении себя, а также директивность и непоследовательность в отношениях с родителями. Так: шкала позитивный интерес, которая предполагает психологическое принятие родителей ребенком, позволила определить, что дети коррекционного класса имеют ниже значения «отношения к матери» и «отношения к отцу» чем в 6 «А» классе; директивность предполагает контроль со стороны родителей; у матерей, по сравнению с отцами, на первый план выступает тенденция к покровительству, матери готовы пойти на компромисс ради достижения своей цели, тогда как отцы предпочитают авторитет силы. Данная шкала характерна для учащихся 6 «А» класса. Можно предположить исходя из показаний данной шкалы, что в этой группе в семьях надлежащий контроль за воспитанием детей наиболее характерен для матерей, что представлено через положительный эмоциональный фон детей при оценке родителей. Показания по шкале «враждебность» у детей коррекционной группы завышена по отношению к родителям, чем у учеников 6 «А» класса.
Таким образом, представленные результаты по трем психодиагностическим методикам позволяют определить, что учащиеся коррекционного класса отличаются по показателям эмоциональной сферы от учащихся обыкновенного класса. Следует также отметить, что различия в эмоциональной сфере отмечены в учебной деятельности и родительско-детских отношениях.
В результате эмпирического исследования для определения особенностей эмоциональной сферы учащихся, обучающихся в коррекционном классе, проведен сравнительный анализ результатов всех методик по U -критерию Манна-Уитни с целью доказательства значимых различий между группами учащихся (см. таблицы 5, 6,7).
Таблица 5Сравнительный анализ по методике диагностики агрессии Басса-Дарки
ФизическаяКосвеннаяРаздражениеНегативизмОбидаПодозрительностьВербальнаяУгрызение совести, чувство вины1-й
замер6 «А»
класс4,23,14,41,74,74,35,84,06 «Б» класс
(коррекционный)7,33,86,94,44,96,68,86,9Значение
U -Манна-УитниU=20
р0,05U=37
p0 ,05U=2 4
р 0,05U=2 1
р 0,05U= 35
р 0,05U= 28
р 0,05U= 26
р 0,05U=2 3
р 0,05Жирным шрифтом выделены значимые различия по U -критерию Манна-Уитни между группами учащихся в каждом замере.
Таблица 6. Сравнительный анализ по шкалам методики Филлипса
Шкалы тревожности
по методике Филлипса
средний %
несовпаденийЗначение
U -Манна-Уитни6-й «А»6-й «Б»1. Общая тревожность в школе63,975,324
р0,052. Переживание социального стресса64,777,223
р0,053. Фрустрация потребности в достижение успеха51,463,819
р0,054. Страх самовыражения58,779,414
р0,015. Страх ситуации проверки знаний57,583,69
р0,016. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих49,577,24
р0,017. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу52,061,326
р0,058. Проблемы и страхи в отношениях с учителями57,584,417
р0,01Жирным шрифтом выделены значимые различия по U -критерию Манна-Уитни между группами учащихся.
Таблица 7.Сравнительный анализ по шкалам методики ADOR
Шкалы
методики ADOR
6-й «А»6-й «Б»Значение
U -Манна-Уитни1. Позитивный интерес18,148,5119
р0,052. Директивность15,713,6227,5
р0,053. Враждебность10,4515,1322
р0,054. Автономность11,4514,7827
р0,055. Непоследовательность13,3216,5527
р0,05Жирным шрифтом выделены значимые различия по U -критерию Манна-Уитни между группами учащихся.
Результаты сравнительного анализа по критерию Манна-Уитни позволили сделать следующие выводы: значимые различия между учащимися коррекционного и обычного класса были установлены по 19 из 21 показателя эмоциональной сферы, что составляет 90,5% всех показателей. У учащихся коррекционного класса более чем в 1,5 раза выражен уровень физической агрессии, что предполагает более активное использование физической силы в конфликтной ситуации против одноклассников или сверстников. Особенностями эмоциональной сферы школьников обучающихся в коррекционном классе выступают: высокая раздражительность, как готовность к проявлению резкости и грубости в отношениях; значительный негативизм в отношениях, который может достаточно быстро нарастать по мере морального давления на ученика; выраженная подозрительность, которая основана на внутренней убежденности в негативном отношении окружающих, что проявляется в недоверии и сдержанных эмоциях в отношениях; высокий уровень проявления негативных чувств в общении, что проявляется через крик, угрозы и ругань в адрес сверстников. Это проявление подтверждается сочетанием с высокими показателями испытуемых по вербальной агрессии, что предполагает выраженность в адрес оппонента негативных чувств через угрозы, проклятия, оскорбления. Основной составляющей эмоциональных отношений учащихся коррекционных классов выступает высокий уровень тревожности, который пронизывает различные эмоциональные состояния и выражается в напряжении при социальных контактах, страхе проявить себя и сильном эмоциональном переживании в ситуации проверки знаний (особенно перед одноклассниками), а также при взаимодействии с учителями. Сильное эмоциональное напряжение детей коррекционного класса при социальных контактах в школе поддерживает неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе и достигать высокого результата, затрудняет самораскрытие и демонстрацию своих возможностей. Учащиеся коррекционного класса более ориентированы на значимость других в оценке результатов собственной деятельности, поступков, и мыслей, у них выражена тревога по поводу оценок, даваемых окружающим и ожидание негативных оценок от сверстников и учителей. В отношениях с родителями у учащихся коррекционных классов, в отличие от учеников обычного класса выявлен высокий уровень враждебности, как эмоциональная реакция на неспособность родителей защитить их от проблем в школе и низкий уровень позитивного интереса к родителям.
Выводы : младшие подростки, обучающиеся в компенсирующих классах по коррекционно-развивающимся программам склонны к проявлению вербальной и физической агрессии, что сопровождается, как правило, криком, руганью, оскорблениями и унижениями оппонента. Психодиагностические методики, использованные для оценки особенностей эмоциональной сферы личности учащихся коррекционных классов показали достаточную чувствительность к выявленным различиям между учащимися в группах, а метод математического анализа U -критерий Манна-Уитни позволил достоверно доказать эти различия и подтвердить гипотезу исследования.
Заключение. Младший подросток находится в большой эмоциональной зависимости от учителя и других значимых взрослых. Высокая тревожность – одна из наиболее частых причин отклонений психического развития у детей младшего подросткового возраста. Высокая тревожность ведет впоследствии к дезадаптации личности. Критерием высокой тревожности у детей младшего подросткового возраста являются трудности общения, эмоциональная лабильность, страхи, упрямство, повышенная истощаемость и пресыщаемость и другие нарушения поведения. Эти дети более раздраженные и непослушные, более нервные и склонные впадать в тревогу, более импульсивные и агрессивные и чувствуют себя более одинокими и подавленными. Высокая тревожность детей младшего подросткового возраста могут быть разной степени тяжести, от невротической до патологической. Они могут свидетельствовать о начинающем заболевании, а могу иметь не патологические формы эмоциональных нарушений, тем не менее, представляют серьёзные затруднения для воспитания и обучения. Проведенное нами эмпирическое исследование позволяет утверждать, что младшие подростки, обучающиеся в коррекционных классах по сравнению с младшими подростками, обучающихся по стандартной программе образования более склонны к проявлению негативных эмоций в отношениях со сверстниками и родителями, более агрессивны и проявляют высокий уровень школьной тревожности. Данное утверждение подтверждает гипотезу исследования.
Литература:
1. Большой психологический словарь.Б.Г Мещеряков, В.П.Зинченко.Спб.:"Прайм-Еврознак"; 2006.
2. Т.А. Ратанова, Э.В.Лихачева. Связь школьной тревожности с когнитивными особенностями младших школьников. (Психологический журнал. Т.30 №3 2009,с.39-51).
3. Прихожан А.М. Тревога у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: МПСИ, 2000.

Шифр: П850091/2011/2
Журнал Педагогическая диагностика: Научно-пракический журнал/Гл,ред. Е. Михайлычев. - М.:Народное образование.2011г.№ 2 
Гадаев, Алексей Вениаминович. Особенности эмоциональной сферы личности младших школьников, обучающихся в коррекционных классах/ А. В. Гадаев. - с. 111-122






Рейтинг работы: 2
Количество отзывов: 1
Количество сообщений: 2
Количество просмотров: 51
© 14.12.2022г. Алексей Гадаев
Свидетельство о публикации: izba-2022-3449050

Метки: эмоции школьников,
Рубрика произведения: Проза -> Психология


Галина Титова       15.01.2023   19:02:56
Отзыв:   положительный
Если ученики ощущают понимание, заботу они научаются большему и лучше ведут себя.
Алексей Гадаев       15.01.2023   19:19:07

Создание самодисциплины в классе начинается с малого и растет вместе с индивидом

Алексей Гадаев       15.01.2023   19:10:59

Сообщение удалено автором...

Добавить отзыв

0 / 500

Представьтесь: (*)  
Введите число: (*)  









1