Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Разбор победителя Кубка 2022 стихотворение "Тише"


­­­ Разбор стихотворения «Тише».

«Тише» - победитель третьего Кубка “Избы-читальни” 2022 года.

Ссылка на стихотворение:https://www.chitalnya.ru/work/3445099/

Автор - Оля Чёрная:https://www.chitalnya.ru/users/Olvik/



Сюжета в стихотворении нет, но есть фабула: два героя забираются на крышу и любуются ночным городом.

Пара исторических примеров:

В. С. Курочкин. Турнир в Пассаже : «Какое торжество Пассаж готовит нам?..» (1859)
«И так далее… и выше,
И в судах, и в остальном,
С каждым днем всё тише, тише,
Благодатный мир под крыши
Заберется в каждый дом»

А. Н. Апухтин. Сумасшедший : «Садитесь, я вам рад. Откиньте всякий страх...» (1890)
Видишь, торчат на стене,
Слышишь, сбегают по крыше,
Вот подползают ко мне,
Лезут все выше и выше

Давайте что-то попроще и посовременнее:
Группа «Револьверс», песня «Тише, выше»
«Тише дышит сердце о тебе.
Выше крыши улетают мысли в небо.
Тише, слышишь, вспомни обо мне.
Третий лишний – тебе.

Группа «Pizza» песня «Слышишь»
«Ты выше, ты на октаву выше.
Ты для кого-то пища, ты для кого-то крыша.
Но тише, пожалуйста, потише.
Ты говоришь, говоришь, а он не слышит».

Все эти тише-выше-слышишь-крыши, есть одна из бесконечных вариаций на тему «тише мыши кот на крыше».
«Семенящим шажком», «щенячий восторг», и т.д. и т.п. всё это расхожие,
избитые словосочетания. И такие банальности – существенная часть стиха Оли.

лязгом железным по крыше” - кто или что может лязгать по крыше?
Даже если надеть сапоги с металлическими набойками и шпорами, лязгающим такой звук не назовёшь.
Тем более, герои идут “шажком семенящим”.
Если так открывается дверь, то строка «С лязгом железным по крыше» должна закончится точкой,
а следующая «мимо чердачных окошек» должна начаться с большой буквы.

Про рифмы:
«сумею – бы ею»; «окошек – кошек» и прочие, это, так называемые каламбурные рифмы.
Подобные пары – подойдут для детских, юмористических, сатирических, лёгких стихов.
Но тут же мы видим другие рифмы: по-другому-знакомых; вечер-щебечет; паутину-дивных, и т.д. и т.п.
Согласитесь, уже совсем другой коленкор! Не то пальто!

Текст написан задолго до «Кубка Избы-читальни» и под тему конкурса о крылатой душе не подходит.
Он вообще не должен был бы допущен к участию в конкурсе.
Невольно вспомнился разобранный мною победитель конкурса «Бабье лето» 2021, писавший про Август.

Предварительный вывод: текст очень неровный и стилистически разношерстный.
В качестве среднестатистического стиха, для социологического исследования – вполне годен.
Для «дуэлей» на условном Поэмбуке - тоже подойдёт, а вот для Поэзии – уже нет!

Чтобы по-настоящему понять произведение, лучше всё-таки начать не с «ловли блох», а с базовых, общих моментов.


Текст очень женский. Много чувств, ощущений, весь стих направлен на переживания.

Что любят мужчины? Футбол, хоккей, боевики...
Мужчинам нужно действие, понятные цели, выполнение конкретных задач.
Что любят женщины? Условную «Святую Варвару», где пропуск 5-10
и даже 100 серий ничего не значит, ибо главное в подобных телесериалах – переживания, эмоции, эмпатия.

Большинство мужчин не смотрит женские сериалы.
Ну а футбол с хоккеем, где нет сложных межличностных связей и сплетен с интригами и манипуляциями – не смотрит большинство женщин.
Не удивительно, что многие мужчины назвали стихотворение «Тише» - невнятицей.
И я их прекрасно понимаю, ибо сам такой, но в литературе, классификация текстов всё-таки иная.
Стих Оли (так себя позиционирует автор), ближе всего к Сентиментализму.
Сентиментализм провозглашал культ чувств. Стремился показать богатство эмоций и их роль в формировании личности.
По жанру – к элегии немецкого извода.
Греч. Elegeia, elegos – жалобная песня: литературный и музыкальный жанр, в поэзии и стихотворение средней длинны, 



Ладно, давайте посмотрим на главных героев. Кто они? Что мы о них знаем?
Ни-че-го!!!
И если о главном лирическом герое, пусть косвенно, можно сказать, что он хотя бы мужского пола:
«Век любовался бы ею”, то, о втором персонаже,
кроме шума и лязга не известно вообще ничего!
С кем читателю себя сопоставить? Кому сопереживать? На кого равняться?
Возраст, отношения между героями, характер, интересы – чему нам сопереживать?

Возможно, автор рассказывает нам о героях не на прямую, а опосредованно, через их действия и ощущения?
Смотря на мир их глазами, слушая их ушами, читатель пробуждает собственную эмпатию и узнает, поймёт.

Начнём с простого. Кто такой второй лирический герой?
Он шумный, значит, немного неуклюжий и абсолютно молчаливый персонаж.
По-видимому, это крупный, глуховатый, немного грузный мужчина.
А почему не, например, плохо видящая, и оттого спотыкающаяся, рассеянная девушка?
Во-первых, девушки не «лязгают», хотя бы в сентиментальных стихах.
Регулярное напоминание слабовидящей о красоте вокруг, выглядит несколько бестактным.
Регулярные повторы «тише», «слышишь» - тоже. Она рассеянная, или глухая и глупая?
Ну и абсолютно молчащая девушка в любовном стихе – это вообще как?
Вспомнив о Фете, писавшем в стиле Экспрессионизм, уточню: в сентиментальном стихе!
Здесь, безмолвный мужчина выглядит как-то естественней, не находите?


Дальше:

«Глянь-ка, луна, как девчонка,
вспыхнув смущённо над нами,
спряталась за облаками.
Кажется, вот она, рядом,
но прикоснуться лишь взглядом
к этой кокетке сумею.
Век любовался бы ею»


«Глянь-ка» - просторечие! Какое-то пренебрежительное обращение к визави, не находите? Гусары молчать! ©
Мы же не в боевике. Это женский стих, здесь всё построено на нюансах и полутонах.
Разве так может обращаться главный герой к любимой, да ещё в сентиментальном, элегическом стихе?
Подсказка: не может.
Даже к деревенскому пастушку, подобное обращение в элегии – далеко не самое лучшее решение.
Слово выглядит совершенно чужеродным на фоне описываемых красот, если только…
Ну и говорить о какой-то там «кокетке», о любовании ею при возлюбленной – такое себе решение, 

Ну вот одни уселись и наблюдают, слушают... Дальше что?
Начало и развитие сюжета есть. Где кульминация и развязка?
Увы, их нет и не будет. Здесь нет Сюжета - только Фабула. 
А что у нас есть? А, есть красоты природы! И красот довольно много...
И, наверное, они тут не спроста, давайте приглядимся к ним:

«Свет фонарей в паутину
сплёлся и бабочек дивных
манит. И вьются, и бьются,
гибнут в немом безрассудстве»

Прелесть, правда? Да, с крыши бабочек не видно, но мы с вами не на уроке физики, это элегия!
Сентиментальная лирика! Возможно даже – Фемпоэзия!

Ладно, про что цитата-то? Свет – это паутина, которая убивает всех доверившихся ему.
Все, невинные и беззащитные, очарованные светом - погибают.

Следующая цитата:
Звёздным изящным курсивом
небо расписано тонко


Т.е. свет звёзд — это какая-то красивая надпись курсивом.
У курсива есть 3 значения:

  • 1)Написание иностранных имён и терминов.
  • 2)Написание специальных терминов.
  • 3)Акцентирование внимания.
Наш случай — это третий пункт.
На что же хочет обратить наше внимание Небо?
А вот на что:

«Глянь-ка, луна, как девчонка,
вспыхнув смущённо над нами,
спряталась за облаками.
Кажется, вот она, рядом,
но прикоснуться лишь взглядом
к этой кокетке сумею.
Век любовался бы ею
»


Единственный сексуально-любовно-эротический момент на весь текст!
Даже у кошек ничего и близко такого нет.
Более того, я подозреваю, что это главный отрывок текста, какая-никакая, но его кульминация!

Вернёмся к ГГ, не «молчуну», а к другому, «говоруну».
Его не смущает, что ему ни разу не ответили? Нет, не смущает.
Такое бывает не часто, например, в случае полного доминирования или полного контроля над визави.
Любовная лирика с вечно молчащим партнёром, от которого и не требуется никаких слов – это уже БДСМ какой-то.
Может, у «молчуна» ещё и мячик во рту на ремнях? Ладно, это уже домыслы. 

«Тише» выиграл, давая более популярные турнаправления: любовь и пейзажи.
У конкурентов направления оказались не такие простые и более замысловатые.

Чем лично мне понравился «Тише»? Меня стих заинтересовал интонационно, его хочется декламировать.

P.S.

Более-менее подробно текст откомментировали Вес-На Ларина и Дмитрий Верютин.
Текст Весны:

Гадание на Кубке. Послевкусие. ~ Стихи и проза (Критика) (chitalnya.ru)

Что же, почитаем...

«Хоть Д. Быков, один из немногих небожителей, который и в раздаче больших книжных премий участвует
и с простым народом говорит (давайте не будем касаться его политических взглядов, я их не поддерживаю,
но в литературе считаю Быкова действительно профессором)»



Считать Быкова – профессором от литературы – явный минус. Из образования у него только Журфак, пусть и МГУ.

«Современное поэтическое общество отрицает чистые понятные стихи.
Как общество в целом угнетает сильного здорового человека,
так поэтическая тусовка декадансным катком закатывает ясные поэтические частицы души»
«В случае со стихами Ольги всё иначе. Спокойный уверенный почерк, ясные мысли и образы»



О, Весна спутала Акмеизм и Сентиментализм?!
Ну-с, так-то Декаданс – это конец 19 века, ну да ладно…

«Тише» — это прекрасная пейзажная лирика»

А, нет – это пейзажная лирика! Наверное, ещё и в духе классики - в стиле «Школы гармонической точности»!?

Ну-с, вот классический пример «чистых стихов» пейзажной лирики с «ясными образами»:

"Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела
А нынче….. погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит"


Правда похоже?
Кстати, тут и рифма порою парная, но, как это бесконечно непохоже на Олю, не находите?
Весна ошиблась с жанром стихотворения!

Кстати, если стихотворение пейзажное, зачем делать "тише"?  Если герои стали бы орать,
бабочки не полетели на свет фонарей?
Луна перестала бы быть манящей и звёзды не так изящно рассыпались по небу?
Получается, огромный пласт текста просто завис в своей ненужности?

«Ольге удалось построить свою почти идеальную систему.
Внутренняя композиция в этом произведении продуманна и реализована на все 100 процентов!
Есть недоработки во внешней, но особенно удачно использование рифмы в начале строки…»


Жаль, что Весна не пояснила свою мысль о "идеальной системе", и внутренней композиции,
вставив свою фразу между рассуждениями о спондеях и недоработке во внешней композиции.

К сожалению, дальше идут только общие фразы и никакой конкретики:
«Она определила исторические ценности и вписала в русский литературный багаж свои стихи».

Т.е. стих Оли – это теперь часть русской литературы – не меньше!

Ну-с, такое утверждение требует, как минимум пространного пояснения, с конкретикой и фактажом!
Такими фразами бросаться всуе не стоит! 
Примерно половина тексты Весны – это рассуждения о необходимости кортики вообще.
В качестве вступления - подойдёт для разбора любого стиха.
Но «вступление» на половину текста – это сильно! Тем более, что и послесловие о жюри и «багаже» тоже съело два абзаца.
Тексту Весны не хватает системности. Тезисы задавили аргументацию.

Разбор Дмитрия Верютина:

Кубок Избы-Читальни 2021 и 2022 – независимые заметки о конкурсных работах ~ Стихи и проза (Литературная критика) (chitalnya.ru)

Зато у дмитрия всё с точностью до наоборот! Только фактаж и никаких "размусоливаний". По тексту кажется, что Дмитрий, за деревьями не увидел леса.
Но это не просто попытка разобрать только косяки, но и общее отношение рецензента к тексту, оставленное за рамками разбора.
Дескать, текст невменяемый и говорить о нём не стоит.
Как всегда, Дмитрий не учитывает стилистических и жанровых особенностей текста, подходя к анализу сугубо формально.
Не путать с Формальной школой и Формализмом!

Только один пример:
"Но со второй строфы нет истории -- идёт лишь вымучивание непродуманных, причинно не связанных образов и натяжек совы на рифму.
По порядку:
[Только прислушайся – слышишь? –
Город звучит по-другому.] В сравнении с каким часом, днем, веком?
[Голосом вроде знакомым] Эта строка, ибо нет пояснения, противоречит предыдущей. (См. II закон логики!)"

"Город звучит по-другому. В сравнении с каким часом, днем, веком?"
Интерпретаций масса! И верютинская  - не единственная и неправильная.
В самом городе один звук, а над городом - другой. У холма - один, в низине - другой.
Даже один и тот же колокол у церкви звучит иначе, чем в отдалении - акустические волны разной длинны затухают в городской застройке по-разному.
Для тех, кто в танке: удар кувалдой по железной бочке будет звучать по-разному, если ты сидишь в бочке или стоишь рядом с ней.

О маниакальной страсти Верютина к логике. Смотрим II Закон Логики:
"Закон непротиворечивости.
Два противоположных высказывания не могут быть истинными в одно и то же время, в одном и том же отношении.
Из двух суждений, из которых одно утверждает то, что другое отрицает, по крайней мере одно ложное".


Почему "звучит по-другому" и "голосом вроде знакомым" - это противоположные высказывания? 
В "Избе", некоторые граждане считают Верютина "академиком", видимо, уровень его компетенций позволяет прочесть данные строки как самоисключающие. 

Собственно, это все три разбора, остальные больше подходят на форумские комментарии. Не густо для победителя. Но для Избы – вполне себе типично.

Кстати, на других Интернет-площадках, реакция на стихо тоже довольно вялая; на уровне немногочисленных сердечек-лайков
и ничего не значащий общих мест: "круто", "здорово" и т.д. и т.п.
Видимо, народ ещё не вдуплил, что перед ними текст равный русской классике.

P.P.S.
Я написал Весне о разборе её "эссе". Она ответила в том духе, мол, у вас своё мнение, у неё - своё.
Убеждать и спорить - бессмысленно. Такой задачи она перед собой не ставила.
В таком случае, зачем половина её текста в защиту Критики?
Зачем вообще что-то разбирать? Зачем защищать и радоваться победе именно "Тише"?  Нравится - не нравится - вот единственный критерий!
Тогда к чему ей вообще надо было писать свою "рецку"? Поставила бы лайк и всё!
Как вообще проводить конкурсы, если единственный способ оценки - личная вкусовщина, личные оценочные суждения?
Весна назвала текст Оли "багажом русской литературы", и при этом, до сих пор, Оли нет в её избранных авторах, а "Тише" - в избранных произведениях.
Получается, Весна либо не понимает что пишет. либо, э-э... даму просто понесло.
Вот как обычно женщины ругаются? Они вспомнят все твои косяки за всю твою жизнь, приврут, приукрасят...
Наиболее последовательные добавят крики, жестикуляцию и слёзы.
А когда сеанс слива негативной энергии закончен, гормональный всплеск прошел, они живут дальше, общаются с тобой, как ни в чём не бывало...
Меняем ругань на похвальбу, и получаем "весеннюю рецку".
Вес-на Ларина прекрасно знает, что "Тише" - это бездарный стихо, а Оля - поэтка  уровня "кто-то из толпы".
Но её понесло, она написала, облегчённо выдохнула, успокоилась и забыла.
 

Удачи!






Рейтинг работы: 21
Количество отзывов: 4
Количество сообщений: 17
Количество просмотров: 82
© 13.12.2022г. Роман Тихонов
Свидетельство о публикации: izba-2022-3448091

Рубрика произведения: Разное -> Критика


Александр Попов       24.12.2022   20:12:59
Отзыв:   положительный
Вставлю свои пять копеек. ГГ это Беликов. Как бы чего не вышло. Герой второго плана неуклюж, возможно старше, если нет, слегка выпивши.
И!
Соседка на третьем этаже не спит, а на четвёртом вообще с приветом.
Я понимаю комплексы!
Возможно не прав.
Роман Тихонов       24.12.2022   20:15:34

Приветствую, Александр!
А можете расшифровать свой текст?
Это троллинг, сарказм или что-то другое?

Удачи!
Александр Попов       24.12.2022   20:30:09

Это не тролинг!
Возможно я не понимаю инносказания.
Тише, тише. К чему тише.
Чтобы кого-то не обеспокоить. Ночь, тишина.
Роман Тихонов       24.12.2022   20:43:58

Понял. А как вам вообще "Тише"? Достойное стихотворение? Что понравилось, что нет?
Александр Попов       24.12.2022   22:06:29

Оно конечно женское. Но, до меня не дошло. Как-то туманно. Не зацепило.
Роман Тихонов       24.12.2022   22:13:15

Так вот и до меня, Александр, не дошло!
Текст сделан на коленке. Да, рифмовать Оля умеет, но впахивать она не захотела. Поэтому получились "тише мыши кот на крыше" с парой бантиков и заваленной концовкой.
Ну-с, маемо шо маемо: такая вот синергия из конкурсантов и судейства. В чём-то лучше, в чём-то хуже Первого Кубка, а по факту - те же яйца, только в профиль.
Удачи!
Мария Шипилова       16.12.2022   15:30:23
Отзыв:   положительный
Благодарю. Роман! Не побоялись замахнуться на "победителя"! О многом говорит! Круто! Есть свое мнение, не общепринятое и избитое! Аргументированный подход, с примерами, вопросы отпадают, мнение во многом совпадает... Прилично в стихотворении "наворочено", хоть и призывают быть "потише", в смысле, не критиковать особо?! А название избитое, не раз звучавшее, факты на то убедительеые! А Вы в курсе, что стих это уже "бородой оброс", написан аж 17.08.2005 года и опубликован был в Стихи.ру, но что-то никого не впечатлил, ни прочтений, ни откликов! Вот и "вытянули" его на свет божий из сундука (надо же сохранился раритет, аж 17 лет своего часа ждал! Дождался-таки!). Тогда фурора не произвёл, зато сейчас как поднялся! Кубок выиграл! И зачем писать новое, коли старое сошло! А стих заурядный, ничего, что заворожило бы, откликнулось, Много о нем написано, стоит ли оно того?! Вряд ли, думаю... Ничего того, что привлекло бы внимание: ни сюжета, как такового, ни героев с какой-либо историей, мутные какие-то, непонятные, даже пола не определишь! Зачем на крыше, для чего? То ли малолетки, то ли наркоманы, то ли влюблённые, то ли бомжики? Что в ночи с крыши увидишь в темноте при неярком свечении фонарей, не знаю, о какой сети, когда, одиночно стоящий фонарь, тускло светит либо не горит! Какие бабочки ночью, моль только, может быть, да мошка кружит, глупая... Может луна ещё да звёзды... По мне- на крыше два дебила, попавшие на неё случайно, обкурившиеся чего-то и не весть как сюда попавшие, семенящие по ней и спотыкающиеся, хватающиеся за воздух для равновесия, наконец-то, добравшиеся до самого краешка и усевшиеся на краю, свесив ножки с крыши, не то экстрималы, не то самоубийцы, готовые спрыгнуть с нее...И автор смакует эту ситуацию в ожидании, чем дело закончится: прыгнут ли! "Тише! Пожалуйста, тише!"- это обращение к нам!?! Типа, не мешайте им, посмотрим, что дальше! Ну интересно же! Ну как такое может быть лучшим стихотворением года!? Да и может ли этот "опус" называться стихотворением? Поэзией вообше?! Чем тут можно любоваться, восхищаться, что может запомнится, отложиться в душе?
Роман Тихонов       16.12.2022   15:42:35

"Чем тут можно любоваться, восхищаться, что может запомнится, отложиться в душе?"
Согласен! Я и предположил, что автор писал "Тише" как буд-то участвовала в дуэли на Поэмбуке. Оля их там много выиграла.
Вот, даже Кубок выиграла, ну а то, что рамсы попутаны - это уже детали... %-)

Удачи!
Мария Шипилова       16.12.2022   16:01:03

Дааа, выиграть не мудрено, вот написать стоящее -проблема! Написано много, но чего и как, на каком уровне? А так... Лучше меньше, да лучше... Количество - не показатель качества! А вот такие стишки, как пирожки, съел и сыт... , чего ещё надо! Голод утолил, голова не болит, какие-то стишки, их забыть...
Роман Тихонов       16.12.2022   16:13:14

Со стихами как в спорте: надо постоянно быть в тонусе. Надо регулярно писать, и стараться при этом поднимать планку, прогрессировать!
С другой стороны, далеко не у всех поэтов "поздний период творчества" - это лучшие тексты.
Например, мой любимый Северянин, под конец жизни стал писать традиционные стихи...
Они хорошие, и он к ним пришел, там всё не просто так, но, того флёра и запала в них уже нет...
Я вам тоже написал под вашей "Зимой" небольшое сообщение.
Удачи!
Мария Шипилова       16.12.2022   16:36:09

Я прочла, Роман, внимательно! Конечно, соглашусь , с Вами! Без оговорок каких-то и оправданий! Да, сто раз, да! Вы правы! И признавать свои недочёты -это не позор, а признак того, что ты не полный идиот и асе понимаешь! И твоя задача исправить их! И, если это получится, это будет круто! А нет, тогда работай и работай, дальше , пока не получится! Глуп тот, кто обижается на критику! Мудр тот, кто её воспринимает, принимает и исправляется. Спа ибо Вам)
Леон Ле       16.12.2022   09:37:47
Отзыв:   положительный
Результат анонса не повлиял на просмотры, как я вижу.
Увы и ах!
Может попробуете Верютина разобрать?
Готов организовать формат критического ринга.
Роман Тихонов       16.12.2022   12:04:02

Приветствую, Леон!
Я что-то немного устал от "тише"... Хотя и сижу на больничном и ничерта не делаю... %-)

Ладно Роберт, у нас с ним давнишняя приязнь, но, какой-то незнакомый мне Игорь Буков, пишет, даже не про текст, а сразу про меня - что я - тень Верютина.
Думаю, таким бесполезно что-то объяснять.
Мне кажется. все, кто хотели почитать о кубке, все всё уже прочли. Остальные, по мере возможности, будут заходить и смотреть, но, это то самое "молчаливое большинство", которое без крайней необходимости, просто молчит...
Кстати, а вы вроде бы не включали в "послевкусие" верютинский разбор "Тише"? Букиных много, пусть наслаждаются "академиком"...
Удачи!
Леон Ле       16.12.2022   19:24:19

Верютин не критик а критикан. Как и спесивый Шарыгин.
Я предпочитаю адекватную критику.
Только она помогает авторам находить дорогу к читателю.
Роман Тихонов       16.12.2022   19:29:53

Спасибо. Даже как-то необычно слышать такие слова на Избе...
А вот Игорь Букин и Роберт Иванов считают Верютина академиком! %-)
А что касается спесивости, ну, это не самое главное качество критика и даже для "настоящего поэта". %-)








1