Разбор стихотворения
«Тише».
«Тише» - победитель третьего Кубка
“Избы-читальни” 2022 года.
Ссылка на стихотворение:
https://www.chitalnya.ru/work/3445099/
Автор - Оля Чёрная:
https://www.chitalnya.ru/users/Olvik/
Сюжета в стихотворении нет, но есть фабула: два героя забираются на крышу и
любуются ночным городом.
Пара исторических примеров:
В. С. Курочкин. Турнир в Пассаже : «Какое торжество Пассаж готовит нам?..»
(1859)
«И так далее… и
выше,
И в судах, и в остальном,
С каждым днем всё
тише,
тише,
Благодатный мир под
крыши
Заберется в каждый дом»
А. Н. Апухтин. Сумасшедший : «Садитесь, я вам рад. Откиньте всякий страх...»
(1890)
Видишь, торчат на стене,
Слышишь, сбегают по
крыше,
Вот подползают ко мне,
Лезут все
выше и
выше…
Давайте что-то попроще и посовременнее:
Группа «Револьверс», песня «Тише, выше»
«
Тише дышит сердце о тебе.
Выше крыши улетают мысли в небо.
Тише, слышишь, вспомни обо мне.
Третий лишний – тебе.
Группа «Pizza» песня «Слышишь»
«Ты
выше, ты на октаву
выше.
Ты для кого-то пища, ты для кого-то
крыша.
Но
тише, пожалуйста,
потише.
Ты говоришь, говоришь, а он не
слышит».
Все эти тише-выше-слышишь-крыши, есть одна из бесконечных вариаций на тему «тише
мыши кот на крыше».
«Семенящим шажком», «щенячий
восторг», и т.д. и т.п. всё это расхожие,
избитые словосочетания. И такие банальности – существенная часть стиха Оли.
“
лязгом железным по крыше” - кто или что может лязгать по крыше?
Даже если надеть сапоги с металлическими набойками и шпорами, лязгающим такой
звук не назовёшь.
Тем более, герои идут “
шажком семенящим”.
Если так открывается дверь, то строка
«
С лязгом железным по крыше» должна закончится точкой,
а следующая «
мимо чердачных окошек»
должна начаться с большой буквы.
Про рифмы:
«
сумею – бы ею»; «
окошек – кошек» и прочие, это, так называемые
каламбурные рифмы.
Подобные пары – подойдут для детских, юмористических,
сатирических, лёгких стихов.
Но тут же мы видим другие рифмы:
по-другому-знакомых;
вечер-щебечет; паутину-дивных, и т.д.
и т.п.
Согласитесь, уже совсем другой коленкор!
Не то пальто!
Текст написан задолго до «Кубка
Избы-читальни» и под тему конкурса о крылатой душе не подходит.
Он вообще не
должен был бы допущен к участию в конкурсе.
Невольно вспомнился разобранный мною победитель
конкурса «Бабье лето» 2021, писавший про Август.
Предварительный вывод: текст очень неровный и стилистически разношерстный.
В качестве среднестатистического
стиха, для социологического исследования – вполне годен.
Для «дуэлей» на условном Поэмбуке - тоже подойдёт, а вот для Поэзии – уже нет!
Чтобы по-настоящему понять произведение, лучше всё-таки начать не с «ловли
блох», а с базовых, общих моментов.
Текст очень женский. Много чувств, ощущений, весь стих направлен на
переживания.
Что любят мужчины? Футбол, хоккей, боевики...
Мужчинам нужно действие, понятные цели, выполнение конкретных задач.
Что любят женщины? Условную «Святую Варвару», где пропуск 5-10
и даже 100 серий ничего не значит, ибо главное в подобных телесериалах –
переживания, эмоции, эмпатия.
Большинство мужчин не смотрит женские сериалы.
Ну а футбол с хоккеем, где нет сложных межличностных связей и сплетен с
интригами и манипуляциями – не смотрит большинство женщин.
Не удивительно, что многие мужчины назвали стихотворение «Тише» - невнятицей.
И я их прекрасно понимаю, ибо сам такой, но в литературе, классификация текстов
всё-таки иная.
Стих Оли (так себя позиционирует
автор), ближе всего к Сентиментализму.
Сентиментализм провозглашал культ чувств. Стремился показать богатство эмоций и
их роль в формировании личности.
По жанру – к элегии немецкого извода.
Греч. Elegeia, elegos – жалобная песня: литературный и музыкальный жанр, в
поэзии и стихотворение средней длинны,
Ладно, давайте посмотрим на главных героев. Кто они? Что мы о них знаем?
Ни-че-го!!!
И если о главном лирическом герое, пусть косвенно, можно сказать, что он хотя
бы мужского пола:
«
Век любовался бы ею”, то, о втором персонаже,
кроме шума и лязга не известно вообще ничего!
С кем читателю себя сопоставить? Кому сопереживать? На кого равняться?
Возраст, отношения между героями, характер, интересы – чему нам сопереживать?
Возможно, автор рассказывает нам о героях не на прямую, а опосредованно, через
их действия и ощущения?
Смотря на мир их глазами, слушая их ушами, читатель пробуждает собственную
эмпатию и узнает, поймёт.
Начнём с простого. Кто такой второй
лирический герой?
Он шумный, значит, немного неуклюжий и абсолютно молчаливый персонаж.
По-видимому, это крупный, глуховатый, немного грузный мужчина.
А почему не, например, плохо видящая, и оттого спотыкающаяся, рассеянная
девушка?
Во-первых, девушки не «лязгают», хотя бы в сентиментальных стихах.
Регулярное напоминание слабовидящей о красоте вокруг, выглядит несколько бестактным.
Регулярные повторы «
тише», «
слышишь» - тоже. Она рассеянная, или
глухая и глупая?
Ну и абсолютно молчащая девушка в любовном стихе – это вообще как?
Вспомнив о Фете, писавшем в стиле Экспрессионизм, уточню: в сентиментальном
стихе!
Здесь, безмолвный мужчина выглядит как-то естественней, не находите?
Дальше:
«Глянь-ка, луна, как девчонка,
вспыхнув смущённо над нами,
спряталась за облаками.
Кажется, вот она, рядом,
но прикоснуться лишь взглядом
к этой кокетке сумею.
Век любовался бы ею»
«
Глянь-ка» - просторечие! Какое-то пренебрежительное обращение к визави,
не находите? Гусары молчать! ©
Мы же не в боевике. Это женский стих, здесь всё построено на нюансах и
полутонах.
Разве так может обращаться главный герой к любимой, да ещё в сентиментальном,
элегическом стихе?
Подсказка: не может.
Даже к деревенскому пастушку, подобное обращение в элегии – далеко не самое
лучшее решение.
Слово выглядит совершенно чужеродным на фоне описываемых красот, если только…
Ну и говорить о какой-то там «кокетке», о любовании ею при возлюбленной – такое
себе решение,
Ну вот одни уселись и наблюдают,
слушают... Дальше что?
Начало и развитие сюжета есть. Где кульминация и развязка?
Увы, их нет и не будет. Здесь нет Сюжета - только Фабула.
А что у нас есть? А, есть красоты природы! И красот довольно много...
И, наверное, они тут не спроста, давайте приглядимся к ним:
«
Свет фонарей в паутину
сплёлся и бабочек дивных
манит. И вьются, и бьются,
гибнут в немом безрассудстве»
Прелесть, правда? Да, с крыши бабочек не видно, но мы с вами не на уроке
физики, это элегия!
Сентиментальная лирика! Возможно даже – Фемпоэзия!
Ладно, про что цитата-то? Свет – это паутина, которая убивает всех доверившихся
ему.
Все, невинные и беззащитные, очарованные светом - погибают.
Следующая цитата:
“
Звёздным изящным курсивом
небо расписано тонко”
Т.е. свет звёзд — это какая-то красивая надпись курсивом.
У курсива есть 3 значения:
- 1)Написание иностранных имён и
терминов.
- 2)Написание специальных
терминов.
- 3)Акцентирование внимания.
Наш случай — это третий пункт.
На что же хочет обратить наше внимание Небо?
А вот на что:
«
Глянь-ка, луна, как девчонка,
вспыхнув смущённо над нами,
спряталась за облаками.
Кажется, вот она, рядом,
но прикоснуться лишь взглядом
к этой кокетке сумею.
Век любовался бы ею»
Единственный сексуально-любовно-эротический момент на весь текст!
Даже у кошек ничего и близко такого нет.
Более того, я подозреваю, что это главный отрывок текста, какая-никакая, но его
кульминация!
Вернёмся к ГГ, не «молчуну», а к другому, «говоруну».
Его не смущает, что ему ни разу не ответили? Нет, не смущает.
Такое бывает не часто, например, в случае полного доминирования или полного
контроля над визави.
Любовная лирика с вечно молчащим партнёром, от которого и не требуется никаких
слов – это уже БДСМ какой-то.
Может, у «молчуна» ещё и мячик во рту на ремнях? Ладно, это уже домыслы.
«Тише» выиграл, давая более популярные турнаправления: любовь и пейзажи.
У конкурентов направления оказались не такие простые и более замысловатые.
Чем лично мне понравился «Тише»? Меня стих заинтересовал интонационно, его
хочется декламировать.
P.S.Более-менее подробно текст откомментировали Вес-На Ларина и Дмитрий
Верютин.
Текст Весны:
Гадание на
Кубке. Послевкусие. ~ Стихи и проза (Критика) (chitalnya.ru)
Что же, почитаем...
«Хоть Д.
Быков, один из немногих небожителей, который и в раздаче больших книжных премий
участвует
и с простым народом говорит (давайте не будем касаться его
политических взглядов, я их не поддерживаю,
но в литературе считаю Быкова
действительно профессором)»
Считать Быкова – профессором от литературы – явный минус. Из
образования у него только Журфак, пусть и МГУ.
«Современное
поэтическое общество отрицает чистые понятные стихи.
Как общество в целом
угнетает сильного здорового человека,
так поэтическая тусовка декадансным
катком закатывает ясные поэтические частицы души»
«В случае со стихами Ольги всё иначе. Спокойный
уверенный почерк, ясные мысли и образы»
О, Весна спутала
Акмеизм и Сентиментализм?!
Ну-с, так-то Декаданс – это конец 19 века, ну да ладно…
«Тише» —
это прекрасная пейзажная лирика»
А, нет – это пейзажная лирика! Наверное, ещё и в духе классики - в стиле «Школы гармонической точности»!?
Ну-с, вот классический пример «чистых
стихов» пейзажной лирики с «ясными образами»:
"Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла
носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела
А нынче….. погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег
лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит"
Правда похоже?
Кстати, тут и рифма порою парная, но, как это бесконечно непохоже
на Олю, не находите?
Весна ошиблась с жанром стихотворения!
Кстати, если стихотворение пейзажное, зачем делать "тише"? Если герои стали бы орать,
бабочки не полетели на свет фонарей?
Луна перестала бы быть манящей и звёзды не так изящно рассыпались по небу?
Получается, огромный пласт текста просто завис в своей ненужности?
«Ольге
удалось построить свою почти идеальную систему.
Внутренняя композиция в этом
произведении продуманна и реализована на все 100 процентов!
Есть недоработки во внешней, но особенно удачно использование рифмы в
начале строки…»
Жаль,
что Весна не пояснила свою мысль о "идеальной системе", и внутренней композиции,
вставив свою фразу между рассуждениями о спондеях
и недоработке во внешней композиции.
К
сожалению, дальше идут только общие фразы и никакой конкретики:
«Она
определила исторические ценности и вписала в русский литературный багаж свои
стихи».
Т.е.
стих Оли – это теперь часть русской литературы – не меньше!
Ну-с,
такое утверждение требует, как минимум пространного пояснения, с конкретикой и
фактажом!
Такими
фразами бросаться всуе не стоит!
Примерно
половина тексты Весны – это рассуждения о необходимости кортики вообще.
В
качестве вступления - подойдёт для разбора любого стиха.
Но
«вступление» на половину текста – это сильно! Тем более, что и послесловие о
жюри и «багаже» тоже съело два абзаца.
Тексту Весны не хватает системности. Тезисы задавили аргументацию.
Разбор
Дмитрия Верютина:
Кубок Избы-Читальни 2021 и 2022 –
независимые заметки о конкурсных работах ~ Стихи и проза (Литературная критика)
(chitalnya.ru)
Зато у дмитрия всё с точностью до наоборот! Только фактаж и никаких "размусоливаний". По
тексту кажется, что Дмитрий, за деревьями не увидел леса.
Но это не просто
попытка разобрать только косяки, но и общее отношение рецензента к тексту,
оставленное за рамками разбора.
Дескать, текст невменяемый и говорить о нём не
стоит.
Как
всегда, Дмитрий не учитывает стилистических и жанровых особенностей текста,
подходя к анализу сугубо формально.
Не путать с Формальной школой и Формализмом!
Только один пример:
"Но со второй строфы нет истории -- идёт лишь вымучивание непродуманных, причинно не связанных образов и натяжек совы на рифму. По порядку:[Только прислушайся – слышишь? –Город звучит по-другому.] В сравнении с каким часом, днем, веком?[Голосом вроде знакомым] Эта строка, ибо нет пояснения, противоречит предыдущей. (См. II закон логики!)""Город звучит по-другому. В сравнении с каким часом, днем, веком?" Интерпретаций масса! И верютинская - не единственная и неправильная.
В самом городе один звук, а над городом - другой. У холма - один, в низине - другой.
Даже один и тот же колокол у церкви звучит иначе, чем в отдалении - акустические волны разной длинны затухают в городской застройке по-разному.
Для тех, кто в танке: удар кувалдой по железной бочке будет звучать по-разному, если ты сидишь в бочке или стоишь рядом с ней.
О маниакальной страсти Верютина к логике. Смотрим II Закон Логики:
"Закон непротиворечивости.
Два противоположных высказывания не могут быть истинными в одно и то же время, в одном и том же отношении.
Из двух суждений, из которых одно утверждает то, что другое отрицает, по крайней мере одно ложное".Почему "
звучит по-другому" и "
голосом вроде знакомым" - это противоположные высказывания?
В "Избе", некоторые граждане считают Верютина "академиком", видимо, уровень его компетенций позволяет прочесть данные строки как самоисключающие.
Собственно, это все
три разбора, остальные больше подходят на форумские комментарии. Не густо для
победителя. Но для Избы – вполне себе типично.
Кстати, на других Интернет-площадках,
реакция на стихо тоже довольно вялая; на уровне немногочисленных сердечек-лайков
и ничего не значащий общих мест: "круто", "здорово" и т.д. и т.п.
Видимо, народ
ещё не вдуплил, что перед ними текст равный русской классике.
P.P.S.
Я написал Весне о разборе её "эссе". Она ответила в том духе, мол, у вас своё мнение, у неё - своё.
Убеждать и спорить - бессмысленно. Такой задачи она перед собой не ставила.
В таком случае, зачем половина её текста в защиту Критики?
Зачем вообще что-то разбирать? Зачем защищать и радоваться победе именно "Тише"? Нравится - не нравится - вот единственный критерий!
Тогда к чему ей вообще надо было писать свою "рецку"? Поставила бы лайк и всё!
Как вообще проводить конкурсы, если единственный способ оценки - личная вкусовщина, личные оценочные суждения?
Весна назвала текст Оли "багажом русской литературы", и при этом, до сих пор, Оли нет в её избранных авторах, а "Тише" - в избранных произведениях.
Получается, Весна либо не понимает что пишет. либо, э-э... даму просто понесло.
Вот как обычно женщины ругаются? Они вспомнят все твои косяки за всю твою жизнь, приврут, приукрасят...
Наиболее последовательные добавят крики, жестикуляцию и слёзы.
А когда сеанс слива негативной энергии закончен, гормональный всплеск прошел, они живут дальше, общаются с тобой, как ни в чём не бывало...
Меняем ругань на похвальбу, и получаем "весеннюю рецку".
Вес-на Ларина прекрасно знает, что "Тише" - это бездарный стихо, а Оля - поэтка уровня "кто-то из толпы".
Но её понесло, она написала, облегчённо выдохнула, успокоилась и забыла.
Удачи!