Дмитрий Б.Лавров: №56 «Вивальди» Двойственное впечатление… первое прочтение – вроде как хорошо. Второе уже не так радует: резанули глаз и слух некоторые сравнения и рифмы: «.. на свет сценического ока» - откуда у ока свет? И почему око сценическое?! «боготворящего – зовущего на бис» - о ком тут речь? Непонятно, кого имел в виду автор. Вивальди? Так это из контекста не следует. «Страдивари – грани»: рифма не самая хорошая. А ведь автор таки умеет подбирать отличные рифмы… Мне кажется, нужно было тщательнее и строже отнестись к неплохой и в целом интересной работе.
Людмила Баневич-Гаврилюк: Стихотворение « Вивальди» – попытка погружения в волшебную сферу музыки, где сердца испытываются дивной гармонией, где на авансцену выходят и поют «огненнокудрые» Ангелы эпохи гения барокко – Вивальди. Жанр лирического стихотворения соответствует душевному настрою автора, тонко коснувшегося с помощью художественно – изобразительных средств духа того времени – бурного, страстного..Строгость и стройность построения текста(связный, выдержанный логически, строфичный, рифмованный) только ещё больше подчёркивает внутреннюю эмоциональную его динамику, ведя читателя за собой : от предвосхищения чуда, прикосновения к «божественным граням» - «до погружения в «чувственный астрал». Стиль – классический с элементами романтизма, рифмовка – по законам стихосложения. Богатая поэтичекая лексика с использованием ярких метафор, эпитетов, аллитерации усиливает впечатление, и в соединении со звуковым рисунком, где преобладают звуки л-в –е - ж создаётся ощущение той самой светлой гармонии, на которую отзываются сердца.
Таня Ганич-Эза: № 25 "Что любила она?" Лирическое стихотворение на любовную тему. Образы зримые, довольно четко передающие сюжетную линию современных отношений. Стихотворение больше соответствует любовной лирике, чем заданной теме конкурса. Ей нравится любить безгранично, вплоть до самопожертвования и чувствовать себя уютно и счастливо в этой любви. Однако не смогла понять выражение «седьмой завет» ? Возможно, автор имел в виду седьмую заповедь: не прелюбодействуй, которую нарушает женщина и не сожалеет об этом, ведь она влюблена, а за любовь не судят. Это мое предположение, поэтому сразу прошу прощения, если ошиблась.
По решению ведущих борьбу продолжает участник под №9.
Януш Мати: №9 "Блаженный Том" Стихотворение написано ямбом, без явных ошибок. По своей сути - христианская притча о блаженном (юродивым), но с лёгким налётом иронии. На это указывает "чистая вода в уродливом сосуде", "не звук, а свет", а также высказывания викария, которые никак не стыкуются с саном. Хорошо передано общее настроение, светлое и чистое. Автору удалось написать о любви в понимании церкви. Общее впечатление – стихотворение высокого уровня.
Олег Кашкар-Волк: №40 "Ноктюрн" Стихи, написанные хореем (четырёхстопным и с чередованием женских и мужских рифм, простых и пусть обычных) всегда привлекают внимание звонким по звучанию ритмом. Ритм, кстати, выдержан, настраивает на позитивное восприятие и ожидание светлых эмоций. Всё зависит от смыслового наполнения. Тот случай, когда в настоящем стихотворении всё совпало: и форма, и содержание. Светлые образы, добрые мысли, яркие эмоции. Для демонстрации используемых художественных приёмов стоит привести первую строфу полностью:
“Шар земной — коврига хлеба из всевышней чайханы, и плывёт в кадушке неба золотой карась луны.” К авторским находкам безусловно относится и “Там, где ночи чёрный кочет звёзды-зёрнышки клюёт”
Финал в отличии от начальной образной строфы несколько проигрывает. Создаётся впечатление незавершённости (не путать с недосказанностью). Субъективно мнение, но показалось, что финалу не хватает эмоциональной окраски, возможно, созерцая «натюрморт ночного неба на холсте июльских грёз» наступает период осмысления. И созерцание сродни полёту мысли, душевному порыву, мелодии, звучащей в ночи... И эмоциональный ряд, и олицетворение полёта, есть во всём этом нечто мечтательное, музыкальное. Образное стихотворение заслуживает высоких оценок.
Таня Ганич-Эза: № 62 "Нетопырь" Несмотря на вольное построение и совмещение разнообразных способов рифмовки, стихотворение обладает цельностью восприятия. На мой взгляд, это второе стихотворение в конкурсе, которое требует вдумчивого прочтения, чтобы оценить его по достоинству. Стихотворение запомнится своей необычной образностью, раскрывающей внутренний мир автора, и не унесется в потоке прочитанного. В начале стихотворения понравились звуковые переклички слов, которыми автор мастерски подчеркнул ритм:
Мешковатым плащом, сшитым из почерневших лепестков увянувшей розы, обёрнуто чёрное тельце ростом с персиковую косточку. Это – на подоконнике, сжавшийся, отовсюду ждущий угрозы нетопырь – гость ночной, в дом явившийся через форточку.
Также усиливают восприятие повторение некоторых слов в последующих строках:
Я разверну осторожно складки его плаща, разглажу покровы, ища пару рук... Станут полы плаща на паруса похожи. Будто бы держит зверёк каждой рукой парус, чёрный парус, выкроенный из собственной кожи.
Теперь о главном. Смысл стихотворения раскрыт в словах автора:
Я тебя понимаю, зверёк! Если б мне в этой жизни достались такие крылья, я бы тоже боялся за них. Я б их тоже берёг. И ничьи бы усилья не разжали моих обезумевших пальцев.
Человек всегда был одержим полетом. Есть люди, которые имеют неосязаемые крылья, способные поднимать их над другими. Эти невидимые крылья будто врастают в плоть человеческую. Окрыленные способны видеть, слышать, чувствовать полет своей души, замечать то, что другие считают не значимым и неважным… Так и хочется спросить каждого: «Вы когда последний раз смотрели на звезды?» Думаю, что ответят немногие. Автор не подбирает капли чужой славы, он сам способен искать свою дорогу, способен видеть все проявления жизни с высоты своего полета:
И можно, конечно, забыться, задёрнуть шторы... Но я не из тех порождений ночного кошмара, которым привычно на свалке земного сора вылизывать капли воска, стёкшие с крыльев Икара!
И в душе моей бьётся животное чувство полёта. И я водорослями осязанья чувствую в воздухе густоту и пустоты, сон сквозняков и смерчами оставленные зиянья.
И я ощущаю узлы и все завитки линий всемирного тяготения, по которым на землю срываются с неба ливни и, кружась, опускается с веток листва осенняя.
Моя благодарность Автору.
Лана Астрикова: 1. «В предверьи сезона дождей». В стихотворении есть одухотворенность и внутренняя музыкальность и очень легко мазками словесной кисти, как акварелью автор сумел при помощи сравнений и образов показать нам путь влюбленной1 души… Очень лиричное стихотворение. Его недостатки – внутренняя сосредоточенность на камерном и размытость смысловая, как бы нечеткость.
Д.Б.Лавров: №20 Задумка интересная – сравнение быта и чувств, ощущения жизни разных поколений. А вот исполнение… «Крепдешина вздох..» - почему вздох? Не подобралось другого слова? Скажем, блеск: это же креп де ши́н — вид шёлковой креповой ткани с умеренным блеском, одна из самых распространённых шёлковых тканей в СССР и России начиная с 1952 года. « Поешь – омлет» вообще не рифма. Особенно на фоне в целом хорошей рифмовки. И ещё пара вопросов… но народу понравилось! Может, это я чего-то недовысказанное недопонял?
Лана Астрикова: «Пока поэзия живет» - стихотворение о природе вдохновения и о том что такое путь поэта и его сложные духовные поиски. О сложности поэтических жанров и о отом как они владеют душой творца и не подчиняются ему. Стихотворение написанное в жанре баллады наполнено тонкой иронией и печалью, что мне очень понравилось. Это свидетельствует о мастерстве и смелости автора.
По решению ведущих в 1/4 финала проходит участник под №27.
Ольга Уваркина: №27."Тише" Это стихотворение подкупает своей детской откровенностью и открытостью души и помыслов автора (ЛГ). Оно как бы фиксирует состояние предполёта души, его подготовку к новому видению мира, оно зовёт и обещает... Стихотворение раскрывает контраст красот двух миров и сюжет, кажется незавершённым. Всё в предчувствии ожидания... Техническое построение, стилистика и рифмы очень хороши. В общем городская лирика, поэзия - да и только!
Михаил Кедровский: Стихотворение № 28 написано классическим четырехстопным ямбом и хорошим русским языком. Мысль автора очерчена четко: душа «должна летать, не может не летать». С таким посылом трудно спорить. А вот предложенные в тексте метафоры спорны. Откуда из ничего взялся усталый шаман (тем более что шаманы славятся своей неутомимостью)? «Солнце робко смотрится в росу» – робким солнце, на мой взгляд, быть не может. Птицы насвистывать проснувшемуся в сердце естеству, безусловно, могут, но здесь естество, сочетающееся с сердцем, – не синоним души, а синоним чего-то менее душевного. В третьем четверостишье «Открыв глаза…», которое состоит в основном из деепричастных оборотов, нет подлежащего, отсюда не понятно, кто субъект, кто конкретно вспоминает о том, что когда-то, где-то… Понятно, что автор (№ 28) не специально допускал неточности в своем произведении, а в угоду размеру и рифме.
По решению судей в конкурсе остаётся участник под №39.
Дмитрий Б.Лавров: №15 «Впервые мужем назвала» Техника вызывает вопросы – и слишком много глагольных рифм (которых можно было избежать), и неточности в некоторых.Построение строф более интересное. Художественная часть интереснее! Сюжет неплох: три мужа, все разные – и со всеми тремя рассталась.Образы ничем особенным не поражают, однако… И если бы не просчёты в технике, и побольше яркости, образности – я бы оценил стих выше.
Виктор Астраханцев: «Мы только дети»
Стихи построены, как поминание детей последнего русского царя Николая Второго расстрелянных в Екатеринбурге. Природа звуками и движениями отдельных своих объектов или состояний: ветра, колосьев ржи, родника обращаясь к детям, поминает их. У этих стихов очень жесткая конструкция - каждому из пяти детских имен уделяется отдельная строфа, шестая - обобщающая. Однако, эта логически выстроеннная конструкция, оказывается схематичной и рациональной. Она не позволяет автору выйти за пределы заданного им формата, создавая трудные для осмысления словесные сочетания: "...рассыпается смех Алёшин: - Ночь наступит - и я умру." Мои попытки выполнить авторскую ремарку и прочесть со смехом эти слова оказались безуспешны. Очень трудно разобраться в диалоге второй строфы: "... — В чём, скажите, моя вина? — бьёт родник". А кто и в чем обвиняет родник? И кто отвечает Марии: " Ей в ответ - только смерть одна". Не удалось принять и две финальные строчки: "Плачут свечки: «Мы только дети / беззаветной Твоей любви». Говорить о чьей-бы то ни было беззаветной любви ?? при групповом убийстве пятерых беззащитных детей - не по-людски.
По решению ведущих в следующий тур проходит участник под №3.
Януш Мати: №52 "Слова" Стихотворение написано дольником, что ничуть не портит ритмического рисунка произведения. Первые строки это практически отсылка к Блоку "Аптека, улица, фонарь". Это настроение поддерживается буквально в каждом узоре, в каждой ниточке сплетения. Замечательные сравнения города с пиджаком, карманами и заплатами. Трамваи-перстни, чёрные ногти - всё отлично взаимосвязано и не вызывает чувства нереальности, наоборот, скорее подчеркивает его. Великолепная образность, совершенно не банального уровня, незатёртая и не надуманная, а считанная из жизни. Общее впечатление – стихотворение высокого уровня.
Сергей А.Лисицын: №3 «Отпустит ночь»
Весьма интересна интерпретация взаимопроникновений снов и слов, из переплетений которых и появляются ростки поэзии. Понравился троп, когда в заоблачную высь «сорвутся неразгаданные сны / гурьбой весёлой, вольные, как птицы». И очень хорош мелодичный финал, где «…колокольчики с утра звонят росой / в тумане, зябко передёргивая плечиком». Стихотворение, несомненно, запоминающееся, технически хорошо выполненное и художественно выразительное.
Чем ближе финал конкурса, тем весомее оцениваются авторские находки среди ряда сильных произведений, тем явственнее высвечиваются недочёты, и, соотвественно, подвергаясь критике, находят своё отражение в рецензиях на стихотворения.
При написании стихотворения использован трёхсложный четырёхстопный амфибрахий с чередованием мужских и женских рифм. Техника на высоте, как и чистый слог, и смысловая законченность строф, и внутрення мелодия строк.
По стилистике необходимо отметить как сильные стороны, так и слабые места. Известно, что иногда повторы звучат в тексте несколько натужно, в чём-то даже избыточны и как употребление одних и тех же указательных местоимений, так и определений и прилагательных. Если их смысловая нагрузка не определена, противоречива или шаблонна, тогда устоявшиеся и закрепившиеся за ними понятия низводят на нет выразительность строк. Выявляется на примере, на противопоставлении: большая мечта и маленькая мечта, большая душа и маленькая душа... И потому встречающиеся в произведении «большая душа», «большая мечта», «эта душа» (двукратно) невольно обедняют язык метафор и принижает значимость художественных приёмов.
Вот и предлог ‘сквозь’ повторяется несколько раз в тексте произведения не в качестве рефрена, не для привлечения внимания и эмоционального усиления, скорее, подменяя роль связывающего сочинительного (соединительного) союза, в порядке повествования и лишь для перечисления событий. А вот повтор «лёгкой походкой шурша» во второй части произведения и объясним, и значим.
Благозвучные рифмы, пусть просты и не столь оригинальны, но вряд ли только ради рифмы: «Лишь эта — открытая, с крыльями света» Вызывает вопросы: «с крыльями света», «И разъединённые временем руки» — чьи руки, как и «Укутать, спасти, обогреть и очистить.» Очистить? Душа может очиститься... Скорее, воображение готово дорисовать образ, когда «В седой, словно небо, её шевелюре», где её — души... Нет отдельных особенных метафор, но к авторским находкам нельзя не отнести строки, очерчивающие общий образ: «Сквозь прошлое, лёгкой походкой шурша, Цепляя крылами и небо, и лужи»
И владение словом, и передача эмоций, и стройность и лёгкость композиции выше всяких похвал. Ровное стихотворение, смысловое, одухотворённое, несущее свет, без сомнений достойно высоких оценок.
Сергей А.Лисицын: №51 «Засвиристели зимние ветра»
Стихотворение из разряда «полярной романтики», навевающее сцены классического антуража: весёлый дискант морзянки, бородатые полярники, вьюга, полярное сияние, белые медведи… И где-то вдали, где весна и соловьиные трели, любимая женщина, чей золотистый локон выбился из-под берета… Хорошая, душевная лирика, сотворённая ясным, звучным слогом. Конкурсное произведение весьма высокого уровня. Мы поздравляем победителей и напоминаем, что голосование на приз зрительских симпатий продолжается: https://www.chitalnya.ru/contest/222/r1/
Нина Агошкова 09.12.2022 20:20:21 Отзыв:положительный Спасибо жюри за комментарии! Было интересно прочесть и сравнить со своими впечатлениями от стихов. Многое совпало с моими предпочтениями в этом туре.
Желаю авторам удачи!