
Олег Яненагорский, член Союза писателей России. 2 декабря
2022 г.
Первоначально этот вопрос я сформулировал
более развернуто - можно ли было в немецком плену и в оккупации ставить антифашистские
пьесы, читать и писать философские произведения? И возник этот вопрос при
знакомстве с биографией нобелевского лауреата по литературе 1964 года Жана-Поля Шарля Эма́ра Сартра
. Источник самый обычный в наше время -
https://ru.wikipedia.org/wiki/Сартр,_Жан-Поль
С детства люблю читать биографии
интересных и знаменитых людей. Но с возрастом приходит критическое восприятие и
появляются «вопросы». Иногда такие, что приходится изучать дополнительные
материалы. Например, о «темных пятнах» в биографии нобелевского лауреата по
литературе Ярослава Сейферта https://proza.ru/2021/03/09/1044
А вопросы «простые:
1.Чем «бывший коммунист» Ярослав Сейферт занимался на
оккупированной нацистами территории с 1939 по май 1945 года?
2.Как Сейферт уцелел в Чехословакии в период оккупации ее нацистами
и почему его не постигла судьба Юлиуса Фучика и других борцов, действительно
сражавшихся с нацизмом?
3.В период оккупации Чехии нацистами Сейферт свои поэтические
книги «писал в стол», таясь от оккупантов, или сборники были изданы?
4.И если книги, в которых «отразилось стремление поэта» Сейферта
найти опору для сопротивления захватчикам в корнях чешской истории и культуры»,
были изданы в оккупированной Чехии под контролем захватчиков, то, о чем свидетельствует
этот факт?
5.Почему будущий нобелевский лауреат в 1942 году призывал чехов
подчиниться воле Третьего рейха»?
6.На какие средства Ярослав Сейферт жил с 1939 по май 1945
года? Ведь в Чехии тогда существовала система пайков, которые получили только те,
кто работал «на нужды и во благо Третьего рейха»?
Готовясь к
еженедельному семинару по истории философии, я прочитал некоторые источники по
биографии Жана-Поля
Сартра и возникли «дополнительные вопросы» о его жизни и творчестве в период
Второй мировой войны
.
1. Например Википедия сообщает,чтоСартр провел девять
месяцев в качестве
военнопленного — в
Нанси и, наконец, в
Шталаге XII-D,
Трир, где он написал свою первую
театральную пьесу «Бариона, сын тоннера», драму о Рождестве. Именно в
этот период заключения Сартр прочитал книгу Мартина Хайдеггера
«Бытие
и время», которая позже оказала большое влияние на его собственное эссе о
феноменологическойонтологии.
Напомню, что перед этим была «странная
война между Третьим рейхом и Французской республикой. На франко-немецком фронте в 1939-1940 годах царило
затишье. Сартр был уверен, что никаких военных действий и не последует, что эта
«призрачная» война будет дипломатической и вскоре закончится.
https://lektsii.com/1-75304.html А потом - в мае 1940 года немецкие войска начали реальное
наступление и через две недели, практически без сопротивления, Франция сдалась.
В Сталинграде отдельные дома советские солдаты защищали дольше, чем французы
свою страну. И Сартр попал в немецкий плен…
Вероятно, это были «очень тяжелые
времена лишения свободы», если в немецком военном плену можно было писать пьесы
и читать философскую литературу...
2. Вернувшись в Париж в мае 1941
года, Сартр участвовал в создании подпольной группы Socialisme et Liberté («Социализм
и свобода») вместе с другими писателями:
Симоной де Бовуар,
Морисом Мерло-Понти,
Жаном-Туссеном Десанти,
Домиником Десанти, Жаном Канапой и несколькими студентами
«Нормальной школы».
Очень похоже, что
«подпольная» группа ничем кроме разговоров не занималась, никакой опасности для
немецких оккупантов не представляла, и поэтому вскоре сама распалась. Никаких
репрессий против участников группы не было.
Вместо того, чтобы
участвовать в «активном сопротивлении» Сартр решил писать философские и
литературные произведения. В 1943 году он написал философское исследование
«
Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии», пьесы «
Мухи» и «
Выхода нет». Ни одно из
произведений не было подвергнута цензуре со стороны немцев или запрещено. И это
при том, что «Мухи» считается антифашисткой пьесой.
Вы можете себе
представить ситуацию, когда на оккупированной нацистами территории СССР, на
сцене безнаказанно ставиться антифашистская пьеса? Я себе представить такого не
могу.
Может быть, никто не знал о «подпольной
деятельности» Сартра и его друзей? Может быть, немецкая военная разведка
(абвер) и гестапо были плохо осведомлены, что делается в оккупированной
Франции?
Напротив, немцы «все
знали очень хорошо» от самих французов. В июне 1940 г. Франция сдалась
Германии, а к сентябрю 1940 года только
абвер уже завербовал 32 000 французов. В 1942 году
только Парижская
комендатура получала ежедневно
в среднем 1500 письменных доносов. А ведь еще и «устно стучали»… И в провинциях
доносы французы немцам писали.
То есть, французы доносили немцам на своих
соотечественников «много и часто». И как в таких условиях можно было ставить
антифашистскую пьесу на сцене театра?
Несомненно, были действительно героические
деяния отдельных французских патриотов, сражавшихся против немецко-фашистских
войск вместе с бежавшими из лагерей советские военнопленными. Но в целом успехи
французского Сопротивления, на мой взгляд, сильно преувеличены. И не может быть
никакого сравнения с партизанским движением и советским подпольем в годы
Великой Отечественной войны.
Надо
признать, что Западная Европа в 1938-1940 годах «с большим удовольствием легла
под Гитлера» и сформировала нацистский Евросоюз для похода на СССР. Как всегда
– по исторической привычке борьбы против Руси-царской России-СССР-постсоветской
России. Неважно, кто правит в России – Европа всегда будет против нашей страны.
Сартр
также сотрудничал в легальных и в нелегальных литературных журналах. Никаких репрессий со стороны нацистов за
постановку антифашисткой пьесы и сотрудничество в нелегальных журналах не было.
Более того, еще октябре 1941 года он получил должность
в парижском
лицее Кондорсе, которую ранее занимал учитель-еврей. Еврею было
запрещено преподавать…
3. Очень интересны способы сопротивления немецкой
оккупации со стороны Сартра, так сказать проявления его «личного
Сопротивления».
Сартру всегда «было
трудно», когда солдат вермахта спрашивал у него дорогу, а он обычно говорил,
что он не знает адрес того места, куда солдат хотел пройти. То есть «соврал»
философ и литератор солдату вражеской армии, как пройти в кафе или в театр, и
чувствовал себя очень неловко…
Почему? Не
смейтесь – потому, что сам факт разговора с солдатом вермахта означал для
Сартра, что он был «соучастником оккупации»! Это вам не поезд с немецкой
военной техникой под откос пустить, разгромить немецкий гарнизон или склад
боеприпасов взорвать… Тут героизм нужен – сказать солдату, что не знаешь, где
кафе, которое он ищет… Героизм, густо замешанный на неловкости!
Французский
философ
Владимир Янкелевич позднее критиковал Сартра
за отсутствие политической приверженности во время немецкой оккупации и
интерпретировал его дальнейшую «борьбу за свободу», как попытку искупить свою
вину. Согласно Камю, «Сартр был писателем, который сопротивлялся», а «не сопротивляющийся,
который писал». Почувствуйте «тонкую разницу»…
После разгрома
Третьего рейха советскими войсками в Западной Европе появилось очень много
борцов с нацистским режимом… «Беспощадных борцов» с уже поверженным
противником.
А Сартр в придачу еще
и политику СССР критиковал… как и другой нобелевский лауреат - Ярослав Сейферт.
Не ставлю под
сомнение вклад Сартра в современную западную философию и его литературные
достижения. Есть только «последний вопрос»: «А если бы Сартр не критиковал
политику СССР, то получил бы он Нобелевскую премию по литературе»?
Фото из
общедоступных и бесплатных интернет-источников