Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Утренние диалоги в детском саду.


­­­­      Это мои собственные наблюдения в детском саду, ясельная группа. возраст от двух до трёх лет. Не придуманные. Кто-то может согласится, кто -то нет. А кто-то узнает и себя. Для кого-то  прочитанные диалоги  станут поучительным уроком на будущее.

       Кто первый пришёл в детский сад.

Ребёнок переступил порог детского сада. Он пришёл первый. 
   -- Ура, мама! Я первее всех пришёл!
Восклицает ребёнок и, появившемуся, вслед другому ребёнку становится не по себе, Он смотрит на Антона, который уже успел переодеться во вторую обувь, с некоторой завистью. Стасик, как  воробышек, нахохлился и прячет свой нос в воротник куртки. Мама перехватывает взгляд сына и укоризненно говорит:
   -- Вот, я говорила, давай побыстрей одеваться, а ты не хотел. Мы, сынок опоздали - Антон пришёл первым!
Ребёнок недовольным видом пораженца переодевается, вяло целуется с мамой на прощанье и молча, без особой радости, реагирует на все приветствия воспитателя.
     Дверь в детском саду отворена, но ребёнка никто не встречает. Он удивлён:
   -- А что, Галины Ивановны ещё нет ?
   -- Почему нет, дверь же открыта, значит, кто- то же пришёл в детский сад нас встречать, - отвечает ему папа.
   -- Папа, я самый первый пришёл ?
   -- Да, сынок мы самые первые пришли.
   -- Давай будем раздеваться. А ты, смотри сынок, смотри,  подъехала машина Лёшкиного папы.
   -- Как же ты будешь первым, если мы ещё не разделись ?
  -- Ты же, знаешь, Лёша очень шустрый мальчик.
   -- Смотри, он уже бежит впереди папы.
   -- Лёша, наверное, думает, что самый первый пришёл.
   -- Нет, это мы с тобой первые пришли, только, давай сынок, поторопимся.
Макар охотно соглашается кивком головы и торопливо пытается сам снимать ботинки, чтобы пройти к своему шкафчику. В это время в распахнутую дверь, запыхавшись, заходит мальчик Лёша. К нему оборачивается Макар и победно произносит:
   -- А мы с папой самые первые пришли !
Ещё не договорив одно слово, он торопливо проглатывает его, перескакивая на другой слог:
   -- Э-э, а ты опоздал !
Степан смотрит на своего папу, вроде хочет что-то сказать, но кроме как: "а, я - а, я пришёл", и, захлёбываясь в плаче, начинает кулачками растирать глаза. Папа Степана опускается к нему на корточки и успокаивает сына:
   -- Не переживай, мы с тобой завтра встанем пораньше и придём первыми, даже воспитательница Галина Ивановна ещё не успеет приехать. Договорились ? Степан соглашательски кивает головой и нехотя начинает раздеваться.
  Оба папы, проводив своих сыновей, счастливые и гордые непроизвольно оборачиваются к друг другу, подходя к своим машинам. Во взгляде каждого присутствует дух соперничества. Улыбаясь, рассаживаются по своим машинам. 
   Непонятный, нам взрослым, у детей есть такой каприз: первенствовать во всём.

     В первый раз в жизни ребёнок пришёл в детский сад.

  Ребёнку накануне исполнилось два года. Сегодня он впервые переступил порог, чужого пока для него пространства, в ясельную группу детского сада. Такая ситуация для малыша и мамы впервые. Ребёнок ещё не понимает: куда его привели, он же с мамой. А мама, не контролируя себя, начинает сама переживать разлуку с ребёнком. И  момент передачи первенца в руки воспитателю - для неё становится болезненным. Страх, крик, плачь, истерика - плачет мама, плачет ребёнок. Один час разлуки для ребёнка и мамы порой превращается в трагедию. Многое зависит от поведения мамы. В нашем случае, мама с телефоном в руках ходит под окнами детского сада, плачет, звонит воспитателю в беспокойстве за своё дитё. Ребёнок, вроде бы, на время успокаивается. Чужая тётя его отвлекает новыми игрушками, но у неё ещё двадцать детей и они требуют внимания. Начинается утренняя зарядка. Беззащитный новичок бежит к двери. В глазах слёзы, на устах только: мама, мама. Ручонками показывает на дверь. Он думает, что там осталась мама. Завтракать малыш не садится. Ждёт маму. Ребёнок настолько обескуражен одиночеством без мамы, что если к нему пытаются подойти другие дети, он тут же прячется, как зверёк, за ширму либо за штору, как бы, отделяет себе пространство для защиты.
   Реакция другого ребёнка совершённо отрешённая. Он втихомолку, обиженно плачет, сворачивается в комочек, как в утробе матери и лежит в укромном месте, тоже, выбирая себе, пространство отгороженное, например, импровизированным уголком кухни.
   Третий сторожит дверь через которую его ввели в игровой зал. Стоит либо сидит на стульчике и настороженно прислушивается к каждому шороху, разговору за дверями. Поднимает пальчик:
   -- Мама! Там мама!
Пытается отворить дверь. Если даже воспитатель берёт его на руки, отвлекает разговорами, он недоверчиво смотрит на неё и утвердительно качает головой. Ребёнок плачет, обеими руками разворачивается в сторону двери и кричит:
   -- Мама, мама!
   Бывает и агрессивно настроенный ребёнок. Воспитатель подводит его к столику: автобан с машинками. Он сначала смотрит, но без интереса, а с каким-то отрешённым взглядом. Воспитатель пытается вручить ему в руку машинку. Малыш хватает её и начинает с каким-то детским ожесточением рушить всё, что стоит на этом столе. Он готов перевернуть даже стол от злости, но не может этого сделать ( сто укреплён к полу ), начинает плакать, истерить, бить ручонками стол, пинать его.  Воспитатели к поведению ребёнка в первые  дни относятся с пониманием. Ребёнок познаёт мир, новое для себя пространство. Мир познания индивидуален.

   Ребёнок отсутствовал по причине болезни.
Мальчик Тёма -  крупный здоровячок, немного упитанный, с ямочками на пальчиках, с румяными щёчками и выразительными глазами, после долгого отсутствия, переступил порог детского сада.  В предвкушении, что он скоро встретится с друзьями, просит маму достать машинку из рюкзачка. А мама: с порога торжествующе заявляет:
   -- Неужели, мы в детский сад пришли ! 
   -- Как я устала с ним дома !
На возглас мамы Тёма, вдруг,  поднимает удивлённые глаза, улыбка тут же слетает с его губ, ребёнок  закрывается  своё лицо ручонками и обиженно отворачивается в угол.
   -- Что, ты Тёма, мама пошутила !
Пытается оправдаться мама. Но ребёнку уже не до шуток. Он сопротивляется, не даёт маме расстегнуть комбинезон и  вырывается от маминых объятий. 
   -- Ты, что в садик не хочешь ?
Ребёнок мотает головой.
   -- Иди сама в садик, -- скуксившись, отвечает ребёнок.
   -- Что, ты сынок, давай разденемся, маме надо на работу, -- пытается уговорить мать ребёнка.
  И здесь вступает в диалог воспитатель:
   -- А ты, знаешь Тёма, давай подойдём к шкафчику, там тебя ожидает сюрприз. Ты же, давно не был в садике, а он тебя ждал. Давай посмотрим !
Ребёнок заинтересовался. А воспитатель одновременно машет рукой, спрятав свою руку  за спину: мол, мама уходи, мы сами тут справимся. Воспитатель не торопит ребёнка раздеваться. Тёма рассматривает сюрприз - машинку, в итоге позволяет себя раздеть и проходит в группу.

     Мама опоздала с ребёнком в садик.
  Прошло время утренней зарядки. Детей усадили за столики на завтрак. Кто-то ест с аппетитом, кто-то нехотя проглатывает с ложки кашу, кто-то просто ковыряется своей ложкой от скуки в месиве крупяной каши, думая о чём-то о своём. Воспитатель расхваливает кашу, помогая самым маленьким справиться с непослушной, пока для них , ложкой. Делает замечания.
   -- Детки, сидим прямо ! Ножки по дорожке.
   -- Когда я ем: я глух и нем !
   -- Когда я кушаю - никого не слушаю !
  Вдруг, распахивается дверь с шумом, словно её хотели вынести. На пороге появляется, опоздавшая мама с ребёнком. Она торопливо  начинает раздевать ребёнка, приговаривая:
   -- Доча, мы опоздали, детки уже кушают.
   -- Пожалуйста, шевелись побыстрей, маме надо ехать на работу,-- вопрошает она жалобным
голосом. Ленивые движения дочери говорят о том, что ребёнок ещё не проснулся: его кое-как растолкали, засунули в комбинезон, переложили в коляску досыпать по дороге в детский сад и вот, в дверях,  поставили, как игрушку - робот, который по велению матери поднимает руки, чтобы освободится от верхней одежды, садится на скамеечку, скучно взирая на  манипуляции своей матери. Девочка неряшливо одета, даже засохший соус на воротничке платьица зияет неприятным пятном. Головка ребёнка не прибрана: ещё вчера заплетённые воспитателем волосы, выбились растрёпанными клочками с предполагаемых косичек. В таком неопрятном виде мама Леры старается, как бы,  спихнуть ребёнка воспитателю, даже не поцеловав дочь на прощание.
  Воспитатель и няня понимают друг друга с полувзгляда. Няня переодевает ребёнка в другой наряд, благо, в шкафчике сохранилось запасное бельё. Расчёсывает волосы, прибирает их в пучок и укрепляет цветной резиночкой для волос. Умывает. Девочка молча, без эмоций выполняет все действия утреннего туалета. Но когда её усаживают кушать, она, вдруг. начинает плакать.
   -- Лерочка, что случилось ? Почему у нас слёзки ?
Спрашивает её воспитатель.
Ребёнок не отвечает, продолжает плакать. Воспитатель берёт девочку на руки, уходит с ней в дальний угол к боковому окну и шепчет ей на ухо:
   -- Скажи, мне на ушко, почему ты плачешь ?
Лера, всхлипывая, обнимает ручонками за шею воспитателя и шепчет:
   -- Мама меня не поцеловала, -- и горько, с обидой, захлёбываясь своим плачем, рыдает.
   Согласитесь,читатель, смотреть и слушать обиженного малыша собственной мамой -  очень грустно. Даже такое крохотное сознании ребёнка прощает, наверное, маме всё, а вот, что его мама на прощанье не поцеловала - для него превращается в маленькую трагедию.
  С мамой, конечно, провели воспитательную беседу. Но недолюбленность ребёнка мамой, постоянное выпихивание его с рук на руки чужим людям ( мама - одиночка, занимается своим устройством личной жизни ), очень хорошо читается в поведении ребёнка. Лера замкнута, насторожена, редко улыбается. Её приводят в детский сад с опозданием, а забирают, когда сторож уже обходит свои владения в целях сохранности и безопасности детского сада в ночное время.

   Папа с мамой привели своего ребёнка в детский сад.
  Папа и мама приближаются к крыльцу детского сада. Папа гордо несёт своего сыночка на руках, шутит с ним, что-то приговаривая. Мама, забегая вперёд, распахивает перед ними дверь. Как только папа ставит ребёнка на пол, его поведение резко меняется: он начинает плакать, толкать, поочерёдно, то маму, то папу. Сопротивляется, когда  мама пытается освободить его от зимней одежды. Ребёнок ложится животом на пол, прикрывает лицо руками, дрыгает ножками и недовольно бурчит:
   -- Нет, нет, не хочу в садик...
Отец молча наблюдает за всем происходящим. Мама уже настойчиво пытается оторвать ребёнка от пола, но мальчик ещё больше сопротивляется и впадает в истерику. Мама укоризненно смотрит на папу ребёнка.
   -- Вот, ты сама виновата, -- начинает поучать папа маму.
   -- Зачем, ты пугала ребёнка детским садом ?
   -- Почему плохо себя ведёшь ? Я скажу воспитателю и ты будешь наказан. Стоять тебе придётся в углу, вечно наказанным !
   -- Не твои ли слова, Наталья ?
   -- Но если, ты такой умный, занимался бы ребёнком сам, --  резко парировала в ответ жена Наталья. 
  -- Выйди отсюда ! Я сам его раздену, -- приказным тоном отвечает папа Женя.
   -- Ты, же сегодня не работаешь, вот и сиди с ним дома, -- укоризненно отвечает на приказ мужа мама Наталья.
   --А ты-то, вообще, целыми днями сидишь дома, не работаешь ! Почему тогда устроила сына в садик ?
Ребёнок перестаёт плакать, он глядит то на маму, то на папу и сам пытается раздеться. Выходит воспитатель, здоровается с ребёнком, старается аккуратно увести ребёнка к его раздевальному яшечку.
   -- Пока, пока, давай помашем папе и маме, -- просит она ребёнка, а сама, взяв ручки ребёнка в свои, имитирует прощание в адрес родителям.
   -- Не бойся, Дима мы тебя не будем наказывать. Ты же, хороший мальчик. послушный, -- спокойным тоном утешает мальчика воспитатель. 
   -- Ты же, у нас взрослый, сам можешь раздеваться, да ?
Дима послушно сам раздевается, укладывает  вещи в свой ящик и идёт вслед за воспитателем в группу.

Конец повествования.
Дата: 23.11.2022 года.
Марьям Исакова.

  
  

 






Рейтинг работы: 14
Количество отзывов: 2
Количество сообщений: 3
Количество просмотров: 37
© 23.11.2022г. Марьям Исакова
Свидетельство о публикации: izba-2022-3433532

Метки: Детский сад, ясельная группа, поведение детей и их родителей, капризы, воспитатель,
Рубрика произведения: Проза -> Другое


Максим Максимыч       23.11.2022   23:19:20
Отзыв:   положительный
Марьям, ваше повествование можно включать отдельным разделом в детскую энциклопедию, настолько подробно. глубоко и доказательно исследована поднятая вами проблема. Как минимум, оно заставит многих мам призадуматься и изменить своё отношение к своим малышам! Просто классно! Спасибо!

Дружески ГИА.
Марьям Исакова       24.11.2022   18:14:17

Максим Максимыч, самое удивительное: меня сподвигло написать свои наблюдения про детский сад - мои ошибки в молодости, которые я увидела в поведении сегодняшних родителей. Всё повторяется, не правда ли ? Я принимаю авансом презентацию моих наблюдений в Вашем лице и постараюсь оправдать Ваше доверие. Сама проблема и тема при всей освещённости её в интернетном пространстве, но в назидательной форме - предостаточно. Я же пишу, что вижу и слышу.
Спасибо Вам.
С уважением, - Марьям Исакова.
Максим Максимыч       24.11.2022   21:48:28

Да, Марьям, это очень важно находить общий язык с родителями детей. Особенно. если те молодые и неопытные. Это и им большая помощь, и детей убережёт от стрессов! Успехом Вам на вашем поприще!

Дружески ГИА.
Раиля Иксанова       23.11.2022   20:14:15
Отзыв:   положительный
Да, очень интересные наблюдения проведены в детском садике. Мне нравятся малышки, но не приходилось работать с ними. В школе люблю общаться с первоклашками, а работаю в среднем и старшем звене. Малыши такие бесхитростные и открытые существа, могут говорить искренне обо всем.
Спасибо большое, Марьям, за интересный рассказ!


Марьям Исакова       23.11.2022   21:09:04

Спасибо, Раиля за первый отзыв о моих наблюдениях в детском саду. Ваше мнение для меня является авторитетным, потому что Вы непосредственно работаете с детьми. Благодарю Вас.
С уважением, - Марьям Исакова.









1