Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Как строили Собор Парижской Богоматери


Как строили  Собор Парижской Богоматери
­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­
Собор Парижской Богоматери мне довелось увидеть в 2006 году.
http://proza.ru/2006/09/05-175

А ныне я смотрела ,документальный фильм "Собор Парижской Богоматери. Тайны средневековых зодчих".  Собор Парижской Богоматери.
Начиналось строительство Собор Парижской Богоматери в XII веке по инициативе парижского епископа Мориса де Сюлли в период 1163—1345 годов.
Париж в то время еще не был столицей страны, и его население составляло около 40 тысяч человек.

Строили собор мастера. Творцы, художники. Слово "архитектор" тогда еще не использовали. Оплата труда строителей была небольшой, могла быть и в натуральном выражении: еда, одежда, предоставление жилья. Не осталось никаких документов. Бухгалтеров в то время еще не было... Но историки нашли документы в других соборах более позднего времени (1253 год). Каменотесы ставили знаки-метки на камне, что означало: заплатили за труд.

Бухгалтерского учета еще не существовало. Трудно найти современный эквивалент оплаты строительства. Примерно 150 тысяч ливров. Епископ Морис де Сюлли пожертвовал на строительство 100 ливров.
После пожара 2019 года пожертвования на восстановление собора составили 1 млрд долларов.

Священники находили меценатов, не брезговали индульгенциями. Кроме того, священники получали доход с принадлежащих им земель и лесов.

Основным строительным материалом был камень, известняк. Его добывали в разных местах, в Иль де Франц, например. Для колонн использовали один вид известняка, для стен - другой. На обработку одного камня уходил день, а то и два.
Скрепляющий камни раствор состоял из песка, воды и извести. Возникали сложности при смене погоды, в жару, во время дождей.

Древесину использовали для подмостков, орудий труда, из дерева были сооружены своды Храма. Для облицовки древесины использовали цинк. Из дерева сооружали арк-бутаны - специально выставленные напоказ наружные дугообразные подпорные арки, выполняющие функцию распределения нагрузки, позволяющие освободить пространство здания, увеличить оконные проёмы.

Позже в арк-бутанах были сделали углубления для отвода дождевой воды от крыш и стен Собора. Помогали отвести воду и скульптуры: гаргульи (драконовидные змеи), они выпускали изо рта водную струю!­
Собственно, gargouille переводится с французского как «желоб, водосточная труба».
Гаргульи - образное завершение водосточной трубы - защищали фундамент храма от его разрушения.

Для работы на высоте использовали подвесные конструкции,которые закрепляли в углублениях на стене "пальцами" из дерева, их и сегодня можно увидеть на стенах храма.

Через десять лет строительства храм уже возвышался над ближайшими домами.
Чтобы понять тайны строительства Нотр-Дам, нужно пройти через века...

...Мой знакомый был с женой в Париже в 2019 году. Жили они в высотном отеле.
Вышел на балкон подышать воздухом и - увидел пламя над Нотр-Дам...
Щемящее чувство грусти.

Часть вторая

Вторая часть фильма"Собор Парижской Богоматери. Тайны средневековых зодчих" рассказывает о мастерах, которые реконструировали Храм, привносили новое, свое. Жан де Шелль был одним из архитекторов собора Парижской Богоматери. С 1258 года он возводил северный и южный порталы. Затем де Шелля сменил зодчий Пьер де Монтрёй.

Постоянно что-то менялось: разобрали каркас, сделали окна в стенах, на два метра подняли стены. Над стенами взмыли ввысь на 65 метров две башни. Здание накренилось сантиметров на тридцать. Пришлось сбалансировать землю под стенами.

Постоянно совершенствовались технологии строительства. Совмещали искусство кладки камня с использованием металла.

В сравнении с собором Сент-Шапель - рождение лучистой готики - Нотр-Дам был мрачен. Тогда и появились окна-розы фасадов Нотр-Дама.

Первые витражи Нотр-Дама. Каменные каркасы окон удерживали железные обручи. Стекловары изготовляли диски из цветного стекла. Стекольщики вставляли диски витражей в окна.
Витражи Нотр-Дама подверглись коренным изменениям после 1300 года.
В пожаре 2015 года выстояли именно древние витражи Нотр-Дама.

Свет, льющийся в окна, позволяет иначе воспринимать окружающий мир. И в этом глубокий смысл. Сегодня в Соборе более сотни застеклённых витражами окон, через которые льётся дневной свет.

В 1400 году в Нотр-Дам установили орган.

Каменные фигуры, выстроившиеся в ряд выше порталов и ниже яруса с окнами-розами, изображали царей из Ветхого Завета. Во время Революции они были скинуты и обезглавлены. Те, что находятся сейчас, выполнены в XIX веке.

На смену Средневековью пришло Возрождение, которое ценило античность. В XV веке строились замки Луары. Вазари считал средневековые пропорции варварскими - перерыв в строительстве Собора Нотр-Дам.

В 1804 году в Соборе Парижской Богоматери короновался Наполеон Бонапарт. Он выбрал не Реймсский собор, в котором со времён раннего Средневековья проходили коронации практически всех французских монархов. Обветшавшие стены Собора завесили портьерами на время церемонии.

В XIX веке Собор находился в плачевном состоянии. Ставился вопрос о его сносе.
Своей необычной судьбой, своим спасением Нотр Дам обязан писателю Виктору Гюго.
В 1831 году он опубликовал роман «Собор Парижской Богоматери». Средневековые лавочки у Нотр- Дама, Эсмеральда, горбун Квазимодо. И образ Собора.

Реставрация началась в 1841 году под руководством архитектора Виолле-ле-Дюка (1814—1879)- французский архитектор, реставратор, искусствовед и историк архитектуры, основоположник архитектурной реставрации.
Ле Дюк был сторонником неоготики, ему принадлежит такое понимание-определение реставрации:
"Реставрировать здание не значит подновлять его, ремонтировать или перестраивать; это значит — восстанавливать его завершённое состояние, какого оно могло и не иметь никогда до настоящего времени". Реставрационный подход Виолле-ле-Дюка находили слишком свободным. 54 скульптуры химер Собора были взяты из  его воображения. Он решил их ввести , чтобы воссоздать фантастическую и загадочную атмосферу средневековья.

Завершающая мысль второй части несет нотки оптимизма:
"Какой след оставит наше время на Соборе?"
2009-05-01_14-31-18

https://sergey-gora.livejournal.com/774388.html
Фотографии из интерета.






Рейтинг работы: 67
Количество отзывов: 2
Количество сообщений: 1
Количество просмотров: 27
Добавили в избранное: 2
© 23.11.2022г. Валентина Томашевская
Свидетельство о публикации: izba-2022-3433421

Метки: нотр дам, собор. гаргульи, аркбутаны, команда, мастера, ле дюк,
Рубрика произведения: Проза -> Миниатюра


Валентина Ларионова       04.12.2022   20:55:58
Отзыв:   положительный
Замечательная, интересная
миниатюра!
С удовольствием прочитала.
Много интересного узнала.
Спасибо, Валентина!
С теплом и уважением.
Юрий Тубольцев       23.11.2022   21:10:10
Отзыв:   отрицательный
Валентина, спасибо! Очень интересно. Я считаю, что не знать свою историю - это все равно что стоять на одной ноге. Если у человека нет базы, нет опор, нет основы, нет фундамента в душе, основанном на истории, такой человек будет вечно опустошенным в дисбалансе и без равновесия. Для душевной гармонии душа должна быть наполнена историей, поэзией, культурой. Человек с пустой душой все равно что безногий.
С уважением, Юрий Тубольцев
Валентина Томашевская       23.11.2022   21:21:51

Хорошо вы написали, Юрий, спасибо. "Для душевной гармонии душа должна быть наполнена историей, поэзией, культурой".
Без знания истории, культуры мы духовно бедны, одиноки. Археологи стараются, находят артефакты, и мы радуемся вместе с ними, узнаем, как жили, чему радовались люди в далекие времена в далеких странах, чему верили и как сооружали чудеса света, храмы, статуи и колизей... Как все образовалось и развивалось...









1