Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Калейдоскоп и поэтическое творчество


­­В детстве какое-то время моей любимой игрушкой был калейдоскоп. Всего их было у меня три. Первый, подаренный родителями, я разломал из любопытства, второй - от злости, третий - потому что мне нужны были зеркала. Я тогда делал себе перископ для игры в войну. Лет 9 мне тогда было.
Первоначально в калейдоскопе меня завораживала красота узоров, которые непрерывно менялись при вращении трубки. В силу возраста я не мог догадаться, как это устроено, и просто сгорал от желания забраться внутрь игрушки. В какой-то момент любопытство перевесило опасение лишиться столь увлекательного зрелища, и я взломал устройство.
Вы не представляете, каково было мое разочарование, когда я обнаружил, что оно состоит из трех зеркал, прикрепленных треугольником, и горсти разноцветных стеклышек. Если у кого-то в детстве было крушение иллюзий, то у меня таковое связано с калейдоскопом и его устройством.
Не помню других моих столь сильных разочарований.
Через некоторое время я сам купил себе калейдоскоп. В память о первом, скорее всего. Играл им несколько месяцев, пока не накопилось раздражение, а потом уничтожил, как и первый. В этот раз меня взбесило то, что самые красивые узоры невозможно зафиксировать. Они рассыпались при малейшем повороте трубки. И даже отложить до следующего дня или показать кому-либо было невозможно: узор менялся от малейшего встряхивания.
Ну, а в третий раз, как я уже сказал, мне просто понадобились зеркала.
- К чему весь этот разговор? - вероятно, спросят меня неравнодушные читатели. - У всех у нас были в детстве любимые игрушки, стоит ли говорить о них на форуме литературного сайта?
Но все дело в том, что та поэзия, с которой мне приходится все чаще знакомиться, все больше и больше напоминают калейдоскоп: красивые узоры, которые меняются от строфы к строфе, и минимум смысла. Разница с калейдоскопом лишь в том, что в поэзии эти узоры можно фиксировать. Ибо это словесное творчество.
В юности у меня был друг, который исповедовал правило “сильного хода”. Он говорил: Не важно, как идет игра в целом, важно, чтобы в данный момент ты сделал самый сильный ход из всех возможных.
Это было его кредо. Так или иначе, жизнь нас развела, не знаю, как у него с этим правилом дела обстояли в дальнейшем. Но у меня сейчас возникает стойкое ощущение, что многие поэты подсознательно усвоили правило “сильного хода”, которое в их творчестве принимает вид красиво написанной строчки, удачно подобранного эпитета или другого тропа, даже интересного микрообраза, но в целом стихотворение не складывается.
Я предлагаю для такого рода поэзии термин - “калейдоскопная поэзия”. В чем ее суть?
Любое стихотворение всегда является ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ОБРАЗОМ. Должно бы являться. Но в калейдоскопной поэзии этот цельный, по идее, образ рассыпается на отдельные составляющие, как узор в калейдоскопе. И на поверку выясняется, что это всего лишь набор красивых разноцветных стеклышек.
Я хотел было назвать конкретные имена и привести конкретные примеры, но потом подумал о том, какой срач начнется, и решил ограничиться только теоретической частью.
Имеет ли калейдоскопная поэзия право на существование? Конечно, имеет! Надо просто четко сознавать, что это такое, и не ждать от этой поэзии большего, чем она может дать.
Это просто узор.






Количество отзывов: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 10
© 23.11.2022г. Роберт Иванов
Свидетельство о публикации: izba-2022-3433064

Рубрика произведения: Разное -> Литературоведение



Добавить отзыв

0 / 500

Представьтесь: (*)  
Введите число: (*)  










1