Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Константин Сазонов: Быть добру! (Интервью с авторами Избы-Читальни; рекомендуем к прочтению)


Константин Сазонов: Быть добру! (Интервью с авторами Избы-Читальни; рекомендуем к прочтению)
­Я твёрдо убеждена, что каждый человек – это отдельная Вселенная, и жизни может не достать, чтобы увидеть всю красоту тех или иных галактик, но как порой может приятно удивить знакомство с человеком, чьё имя время от времени встречается на просторах любимой Избушки – да, в конкурсах, и именно с этого я и начинаю свой разговор с поэтом, музыкантом и писателем
Константином Сазоновым:

https://www.chitalnya.ru/users/SKV/




- Константин, здравствуйте! Вы принимаете участие в различных конкурсах Избы, например, в Московских историях (конкурс 2021 года на ГС, куратор М.Ю.Миртаева) из 54 работ в номинации Поэзия ваше стихотворение Поездка по Москве заняло 1 место:
https://www.chitalnya.ru/contest/204/66635/

Скажите, с какими мыслями вы идёте в конкурс? С желанием победить или с желанием поучаствовать? Что даёт вам участие в такого рода мероприятиях?

- Я с радостью приветствую всех читателей и писателей!
Когда я отправляю своё произведение на конкурс, конечно, хочется победить, тем более, что всегда соперники очень достойные! Ну, и, конечно, благодаря конкурсам мы продвигаем своё творчество, о нём узнаёт много людей, и вот это, пожалуй, самое важное.

- Вы пишете стихи и прозаические произведения, музыку и поёте – в какие минуты приходит к вам вдохновение, и все ли музы одинаковы?

- Это всегда непредсказуемо. Чаще всего сначала появляется несколько строк, причём не обязательно начальных - это может быть и конец, и даже середина. Далее я уже понимаю, о чём будет произведение, и пишу остальной текст, а параллельно работаю над музыкальным сопровождением, подбирая на гитаре аккорды и темп. Иногда бывает наоборот – сначала возникает мелодия (ритм, гармонический ряд), но всё равно надо понять, про что она, и под неё уже придумать текст. Это самое сложное.
С прозой проще – я просто сажусь и пишу.
В любом случае нужно свободное время. А его немного…
Последние лет 7 я много езжу по нашей стране, по территории бывшего СССР: Азербайджан, Грузия, Узбекистан, Крым, Дагестан, Чечня, Осетия, Адыгея, Башкирия, Татарстан, Алтай, Байкал, Курилы, Сахалин, Камчатка, Мурманск, Калининград. Для меня это – творческие поездки, в них я познаю и историю, и географию этих мест, и в результате рождаются песни.


- Юрий Олеша по физическим затратам сравнивал писательский труд с работой шахтёра – фразы рождаются в невероятных муках, считал он. Вы согласны с этим?

- Абсолютно. Я не знаю, писал ли Олеша стихи, но для того, чтобы правильно сложить слова, подобрать рифмы, уместить всё в размер и при этом ещё не потерять мысль, а для музыки выбрать темп, тональность, аккорды, зачастую требуется очень много усилий и времени. У меня есть произведения, которые я писал даже не годами, а десятилетиями. Вот пришло что-то, написал, например, четверостишие, а дальше не пошло. А потом лет через 15 вдруг вспоминаешь о нём и тут же понимаешь, как нужно его сделать. А бывает наоборот – пишется за день, только успевай фиксировать. Но в любом случае это огромный труд, который реально изматывает.

-А кому выпадает счастье быть вашим самым первым читателем или слушателем?

- Моим близким, моим друзьям. Понимаете, мы же и идём по жизни рядом многие годы, потому как у нас общие ценности и интересы в жизни, общее мировосприятие. Поэтому им и нравится то, что я делаю. Кстати, иногда я выкладываю какие-то древние мои тексты песен и просто стихи, которые я никогда не исполнял на публике, на нашем сайте. В этом случае получается, что посетители Избушки становятся их первыми читателями!

- Здорово). По вашему признанию, начиная свой творческий путь в юности, вы вдохновлялись творчеством В.Высоцкого и А.Макаревича. Можно ли назвать их вашими учителями? Чему они научили? Кто ещё из известных людей оказал на вас влияние?

- Да, это два моих любимых автора, и именно благодаря им я вообще начал писать. Открою вам секрет – у меня нет музыкального образования, слух вроде присутствует, но он не развит. В юности мне показали, как играть на гитаре, но было очень сложно самому подбирать аккорды к песням той же Машины или Высоцкого. Ну, просто я иногда не понимал, где какой нужен. Так вот, первую свою песню я написал именно потому, что сам придумал гармонию, и не нужно было ни на кого ориентироваться.
Живого Высоцкого я, конечно, не видел – когда он умер, мне было 11 лет, но с Андреем Вадимовичем удалось лично познакомиться год назад, пожать ему руку, поздравить с днём рождения, вручить подарок, задать несколько вопросов. Несмотря на его последние произведения, он оказался очень позитивным и интересным человеком.
Ну и естественно огромное влияние оказал на меня весь русский рок 70-х, 80-х годов. Помимо Машины это БГ, Шевчук, Кинчев, Воскресение, Бутусов. Я вообще считаю, что Высоцкий – это тоже рок-музыка, а никакая не бардовская песня. Есть запись его в Болгарии в сопровождении электрогитар, послушайте, например, «Конец охоты на волков» - вы удивитесь такому звучанию.
Когда я учился в МАИ, у нас был КСП – клуб самодеятельной песни. Я пришёл туда, сыграл, они послушали и сказали:
-Понимаете, у вас песни очень серьёзные, они нам не подходят.
-В смысле? - спрашиваю я.
– Ну, мы же барды, - отвечают, - у нас своя специфика. Вот представьте, вы сидите у костра, а разве можно там спеть, например, «Кони привередливые»? У нас всё больше про «солнышко лесное».
Как сказал БГ в одной из песен, «рок-н-ролл мёртв», и я согласен с ним. Для меня последний новый исполнитель русского рока появился в 93-м - это Чиж. А все эти Агата Кристи, Ляпис Трубецкой, Мумий Тролль, Звери, Земфира, Ночные снайперы, всякие рэперы – это уже попса, эстрадная музыка, там нет текстовой составляющей.



- Вы выпустили четыре музыкальных альбома, которые можно прослушать на вашей страничке в Избе:
-«Здравствуй» (2013 г.);
-«50-я минута» (2019г.);
-«Театр абсурда» (2020г.);
-«Романтика пыльных дорог» (2021г.)
Какой он – ваш лирический герой?

- Да нет никаких героев. Эти песни очень личные, искренние, они – от меня, это моё восприятие действительности. Есть строчка у Высоцкого «ни единою буквой ни лгу». Подписываюсь! Под каждой моей строчкой, под каждым моим словом!
И ещё хочу выразить благодарность всем моим друзьям, которые принимали участие в работе над моими альбомами:
Андрей Комаров - прекрасный музыкант, который придумал аранжировки всех моих песен, проник в их суть, был терпелив в общении с автором, а ведь немало его идей были не реализованы;
Сергей Лелянов - замечательный звукорежиссёр, который всё это записал и сделал великолепный звук и баланс всех инструментов и вокала;
Эльвира и Аркадий Фрумины и питерское радио «Ночное такси», где звучат мои песни, где были записаны интервью со мной и видео нашего исполнения в одном из известных клубов, это всё можно сейчас найти в интернете. На их студии, где издавались практически все представители русского шансона, от Александра Розенбаума до Михаила Круга, я выпустил альбом «Театр абсурда». Кстати, Аркадий Фрумин – внук знаменитого исполнителя дворовых и блатных песен Аркадия Северного, его и назвали в честь деда!

-Константин, насколько я имею представление, Аркадий Северный – собиратель и исполнитель блатных песен, является прародителем современного российского шансона, верно? У меня есть альбом Александра Розенбаума «Памяти Аркадия Северного», который был записан с Братьями Жемчужными в рекордно короткий срок – всего за восемь часов. В этом альбоме есть песня Посвящение Б.Окуджаве, а там такие слова:
Как часто от себя бежим
И долго маемся...
За занавесочкою лжи
Что ж не раскаиваемся?

Такой к вам откровенный вопрос: вы человек осторожный или же наоборот, подчиняетесь порывам сердца? Частенько сожалеете о содеянном?

- Начну с первого вопроса. Как я уже сказал, Аркадий Северный (Звездин) был очень известным в СССР исполнителем блатных песен. Сейчас говорят, что Высоцкого запрещали в те годы. Это не совсем так. Да, у Владимира Семёновича при жизни не было записей на телевидении, не выпускали книги с текстами стихов, не утверждали на роли, которые он очень хотел получить, из фильмов вырезали его песни. Но тем не менее он играл в ведущем театре Москвы, снимался в известных и любимых народом фильмах, активно гастролировал с концертами по Союзу, записывался на государственной студии «Мелодия», где выходили большими тиражами пусть и маленькие, но пластинки в сопровождении замечательного оркестра под управлением Георгия Гараняна. Его не выслали из страны, как Бродского или Галича, наоборот, разрешали ездить по всему миру и возвращаться.
За всю свою недолгую жизнь у Аркадия Северного не было ни одного концерта, даже в каком-нибудь захудалом провинциальном доме культуры. Все его записи были сделаны на домашние бытовые магнитофоны или в частных студиях коллекционеров его творчества. Эти песни пела вся страна, зачастую даже не зная имени обладателя этого уникального тембра голоса. Есть фильм про него, можно посмотреть в интернете. Он называется «Человек, которого не было».
По второй части вопроса. По менталитету я – интроверт. Я привык сначала думать, а потом говорить или делать. Бывают, конечно, эмоциональные всплески, но они обычно не приводят к выходу ситуации из-под контроля. Ошибки бывают, но на них нужно учиться, что толку жалеть о содеяном?


- «Добрались» вы в своём творчестве и до мемуаров, но на вашей страничке в Избе пока мы видим только Воспоминания о детстве, в которых вы признаётесь, что не хотели бы начать свою жизнь заново, даже если бы вам была предоставлена такая возможность. Почему?

- Это не просто мемуары, а описание различных историй, которые случились со мной и теми, кто меня окружал в жизни. На мой взгляд, они могут быть интересны читателям. К тому же помимо самих историй я описываю события, происходившие в стране вокруг нас, пропуская их через своё восприятие.
Что касается жизни заново. Конечно, было бы классно вернуться в какой-нибудь 88-й, когда мне было 19 лет, и, зная, как дальше всё сложится, сделать всё по-другому. Но для меня ответ очевиден. Я бы не добился того, что есть у меня сейчас, и не написал бы те песни и стихи, которые у меня появились. Грубо говоря, мне есть что терять.


- Константин, вы ведёте авторские поэтические и музыкальные страницы на различных сетевых ресурсах. Что вы можете сказать о своих читателях, своих слушателях? Каким должен быть автор со своим читателем – прислушиваться к его мнению или же наоборот, вести свою линию, как считаете?

- Я очень благодарен всем, кто меня смотрит, слушает и читает. Я ведь не для себя всё это делаю и выкладываю в сети. Хочу сказать, что для меня очень важна реакция на мои произведения, пусть даже и негативная. Как говорится, я не червонец, чтобы всем нравиться. А что касается мнения других , я отвечу опять же фразой из Высоцкого:
Но знаю я, что лживо, а что свято, -
Я это понял всё-таки давно.
Мой путь один, всего один, ребята, -
Мне выбора, по счастью, не дано.


- Константин, вы признаётесь, что в своём творчестве отдаёте предпочтение гражданской и философской лирике и часто касаетесь острых социальных вопросов. Что вас более всего волнует? Какие темы находят самый глубокий отклик у читателя?

- Всё, что меня волнует, вы можете услышать в моих песнях и стихах - в них я максимально искренен. Сейчас меня более всего напрягает одна известная тема, но если я буду об этом говорить, меня посадят. Хоть и есть уже написанный материал по этому поводу, однако выкладывать его я пока поостерегусь.

- Хорошо, а как вы относитесь к критике? Вас часто критикуют? Кто имеет право критиковать произведение или творчество, с какой целью, и есть ли смысл в критике для автора?

- Нет, меня критикуют не часто. Если критика конструктивна, то отношусь очень положительно. Один читатель на Избе как-то обратил внимание на фразу в моей песне - там слово было неверно подобрано, я тут же его исправил на другое. Очень ему благодарен!
Но случаются и иные примеры. У меня есть песня, называется «Самолёт», а в ней такие строки:
«Если нищих калек гонят прочь от порога,
Если горло порвут за последний пятак,
Если всё продают, даже господа Бога,
Значит, что-то не так, значит, что-то не так!»
На одном интернет-ресурсе мой читатель, скорее всего, очень религиозный и набожный человек, оставил такой отзыв, что, видимо, поскольку я - нехристь, я не понимаю, что Бога продать нельзя. Я ему написал, что выразился я образно, что продают, например, иконы, украденные в церквях. Он ответил так (цитата): «Говорить то, чего не знаешь, просто не серьёзно... Вот если бы Вы (пусть и неверующий) отработали внутри Церкви эдак лет 20-30-40, узнали бы внутреннюю жизнь, вот тогда да - можете писать - ибо изнутри знаете, а так... основываясь на каком-то факте что украли икону, продали – заявлять, что "Бога продали" это очень опрометчиво - продали икону, а не Бога... Бога невозможно продать, повторяю - Он слишком велик в человеческих мерках...»
Вот как к такой критике относиться? Но это – тоже позиция человека, я к ней отношусь уважительно, однако менять в тексте ничего не стал.

-Ну, это не критика, Константин. Это так часто встречаемое повсюду фарисейство – увлечение религиозной формалистикой. Знаете, мне посчастливилось общаться с замечательным человеком о.Амвросием, который однажды мне сказал:
-Отличить показную набожность фарисея очень легко, ибо Господь в своей Нагорной проповеди дал нам мерило, с которым с каждого однажды спросится, но не все это понимают : «Не судите, да не судимы будете (прим.:Матф.). Христианин не должен осуждать человека.
Скажите, а вы человек верующий?

- Я не религиозен и не воцерковлён. У меня своя вера. Она заключается в том, что миром правит абсолютное Зло. У него много имён - Дьявол, Смерть, Люцифер и т.п. Зло в итоге всегда побеждает, так как любое живое существо смертно. А каждый человек, когда рождается, является воплощением абсолютного Добра. Но с течением времени Зло начинает в него потихоньку проникать извне в виде различных искушений и соблазнов. Например, он понимает, что если соврать, то можно получить определённую выгоду для себя. Кстати, вы заметили, что люди врут только тем, от кого они зависят и действий которых боятся? Если родители узнают правду, то накажут, жена – уйдёт, начальник – уволит, следователь – посадит. На самом деле воздействие вселенского Зла на человека намного мощнее и разнообразнее. Ложь – это один из примеров. И противостоять этому можно, только делая Добро. В каждом человеке есть талант. И его надо реализовывать. Писать книги, стихи, картины, музыку, воспитывать детей, бескорыстно помогать людям и животным, радовать окружающих своими словами и поступками. Добрыми делами мы оставим хорошую память о себе у других людей. И тем самым победим Смерть, и с этим она ничего уже сделать не сможет! Как спел Юрий Шевчук: «Это – всё, что останется после меня…».

- Частенько можно услышать из уст современных сетевых авторов следующее утверждение : «Я – гений». Вы себя гением считаете?

- У меня сразу слова из «Песенки плагиатора» Высоцкого вспомнились, когда очередной рифмоплёт пытается что-то сочинить:
«Вот две строки — я гений, прочь сомненья,
Даёшь восторги, лавры и цветы!
Вот две строки:
«Я помню это чудное мгновенье,
Когда передо мной явилась ты»!
Гении – это те, кто запомнился человечеству на века, чья деятельность прошла проверку временем. А мы – вода в решете, но, возможно, что-то из наших дел в нём останется…
Есть такой известный писатель, автор многих детективных бестселлеров, Эдуард Тополь. Я с ним немного знаком. В одной из своих книг он написал: «Когда я эмигрировал из СССР в США, нас везли через Италию. В Риме я тут же пошел в русскую библиотеку. Первая книга, которая попала ко мне в руки, оказалась книгой Мартина Бубера. Сегодня я уже ничего не помню из нее, кроме одной мысли, которая с тех пор живет во мне вот уже сорок лет. Она в том, что, когда мы уйдем из жизни и попадем туда, наверх, Всевышний не будет спрашивать: «кого ты обидел?», «где ты схитрил?», или «что ты сделал нехорошего в жизни?» Нет, Господь скажет: «Когда Я отправлял тебя на Землю, то наделил тебя определенным талантом. А теперь покажи, что ты сделал с моим даром!»


- «В настоящее время трудится в крупном государственном банке» - написано на вашей страничке в разделе персональной информации, и мне интересно, как в вас уживаются прагматизм, предположительно присущий вашей профессиональной деятельности, и творческий непокой?

- В каждой профессии есть место творчеству. В моей – это общение с клиентами, коллегами, разработка нормативных документов, изучение законодательства. За годы работы я, например, в совершенстве овладел особенным эпистолярным жанром – созданием всевозможных служебных, пояснительных, докладных записок на своеобразном бюрократическом языке. Есть определённые правила и шаблоны, по которым их надо составлять, специальные фразы и выражения, которыми я пользуюсь в полной мере.
Приведу один пример: «В рамках своей компетенции, в связи с изложенным и в соответствии с внутренними нормативными документами, обращаем внимание на повышенные риски наступления данного события, которое может привести к значительному снижению ликвидности рынка и увеличению вероятности потерь в результате роста процентной маржи. Докладывается на Ваше решение». Ну, вот как это можно читать нормальному человеку?

- Действительно)). Константин, я не могу не задать вам вопрос о нашей Избушке – вам здесь нравится?

-На Избе я уже 10 лет, поэтому, конечно, нравится. Я размещаюсь на разных ресурсах, но здесь можно выкладывать и тексты, и аудио, и видео, много посетителей, очень удобный интерфейс. Мне здесь очень комфортно!

- В начале октября Изба-Читальня отметила свой 15-летний юбилей. Константин, что бы вы могли ей пожелать?

-Больше авторов, активных и разных! И сделать офф-лайн встречи, чтобы можно нам всем было лично познакомиться!

- Хорошее пожелание). Ну, и по нашей доброй кликовской традиции( КЛиК – это Клуб литераторов и критиков в Избе)я задаю вам три коротких вопроса, которые помогут нашим читателям узнать вас поближе).
Назовите ваше самое любимое место на Земле, где вам более всего уютно и комфортно?


-Отвечу строчками из старой песни Макаревича:
Я с детства склонен к перемене мест:
Я путаю прощанье и прощенье,
Мне дорог в путешествии отъезд,
Всегда с трудом дается возвращенье -
В том нет моей вины, таков мой крест:
Всю жизнь менять свое расположенье,
Прощать. Прощаться. Снова быть в движеньи...
Я с детства склонен к перемене мест.
Для меня нет любимого места на Земле. Иначе я бы там жил. Наиболее уютно и комфортно я ощущаю себя в дороге.


- Чем вы любите заниматься вне творчества и в свободное от работы время?

-Спортом. Он для меня – модель жизни.
Футбол – это самая умная и демократичная игра. Везде нужен какой-то сложный реквизит: в хоккее – клюшка, в баскетболе – корзина, в теннисе – ракетка, в волейболе – сетка. Здесь же – мяч и двое ворот, которые можно сделать из чего угодно. В школе мы играли на переменах ластиком вместо мяча, а воротами были два портфеля. В этом виде спорта, в отличие от многих других, абсолютно не важны антропометрические данные, в футбол одинаково хорошо может играть любой человек вне зависимости от роста, веса, объёмов бицепсов и т.п. Лионель Месси никогда бы не смог стать баскетболистом или хоккеистом просто потому, что ростом и комплекцией не вышел.
Волейбол - я в него достаточно профессионально играл: спортшкола, потом сборная МАИ, после был капитаном команд в разных банках, в которых работал. Это самая сложная игра, придуманная человечеством - она трёхмерная, все остальные – плоскостные, там мяч или шайба по-любому должны быть на поверхности земли. В волейболе это – ошибка. Мяч должен быть всегда в воздухе.
Увы, 2 года назад я со спортом закончил. Возраст. Травмы. 3 перелома на ноге, плечо ни к чёрту. Как говорил мой тренер: «Там, где начинается спорт, кончается здоровье». Зато сейчас я просыпаюсь утром, и у меня ничего не болит. Теперь только по телевизору смотрю…

- Ваш жизненный девиз?

- Быть добру!

-Константин, я благодарю вас за интереснейшую беседу и желаю вам здоровья и творческих успехов!

- Огромное вам спасибо за интересные вопросы!


Интервью провела ред.М.Новикова-Шведт







Рейтинг работы: 30
Количество отзывов: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 43
Добавили в избранное: 1
© 22.11.2022г. КЛиК
Свидетельство о публикации: izba-2022-3432714

Метки: интервью, авторклик, константинсазонов, музыкадлядуши,
Рубрика произведения: Разное -> Интервью











1