
Не скрыть
врожденный дар - он слишком ярок
ТВОРЧЕСТВО МАРИИ ПЕТРОВЫХ
Поэт – это медиум
между миром и людьми. Через него как удары током проходят радости и страдания,
лишения, безысходность.
Таким поэтом была Мария Петровых.
Мария Петровых родилась в Ярославле.
В Ярославле собирался поэтический кружок –
«союз поэтов». Мария вступила туда в 1920 году.
Взгляды
на стихи у поэтов тогда были различны.
Многие примкнули к Раппу. У Марии были скорее либеральные взгляды. В отличие от этих поэтов, желавшим «сбросить
Пушкина с корабля современности», Петровых написала «Наше будущее с ним». Она
стояла за преемственность в литературе.
«Кто даёт вам
право спрашивать
Нужен Пушкин, или
нет?
Неужели сердца
вашего
Недостаточен ответ?», -
писала она в 19935 году.
Её влечет не только творчество
Пушкина, но и его душа. Она говорит с ним как с современником. Поэт на
карантине с двойной силой предаётся поэзии.
Во влажном серебре стволов
Троились отраженья слов,
Ещё не виданных доныне,
И вот в разгневанном камине —
Внутри огня — ты видишь их
И пламя воплощаешь в стих.
Последняя строчка напоминает
Лермонтова, у которого «Из пламя и света рождённое слово».
Мария Петровых - поэт камерной женской поэзии. Ее
нежная пастель четко рисует силуэты событий. Тем тоньше настроен ее камертон.
Человеку всегда
нелегко жить в трудное время. Особенно
одинокой хрупкой женщине. Поэта волнует
и личная неудача и социальные проблемы. Волнует сама жизнь, могущая оборваться.
А ей хочется верить, что всё вернется. Героиня сравнивает себя с пушкинской Татьяной.
«Вот я как все, за партою школьной
Только веселья чужда».
Единственное ее
утешение – в близких – и стихах.
Героиня Петровых
недовольна собой, плодами своего творчества, считая, что единственное
достижение – это дочь. Хотя это конечно
не так. Но ее дочь Арина, пошла по ее стопам, став филологом и издателем книг
своей матери.
Петровых чем-то похожа не Некрасова – автора грустных стихов.
«Я увидала, о зима, как в раннем детстве ярким» «Осенний лес». Плач – лейтмотив ее творчества. Её стихи как
считает она, это что- то неосязаемое, в унисон её стихам колышется тростник. Плач
- печален, но без этого нельзя. Всегда
были «плакальщики» - они оплакивали усопших, провожали уходящих на войну. Ведь
все знают о «Плаче Ярославны». А стихотворение Петровых называется «Плач
китежанки». Тему плача особенно выражает
стихотворение «У меня большое горе»…Горе нужно оплакать, вопреки поговорке
«слезами горю не помочь»:
Дай солёной, дай
зелёной,
Золотой воды,
Синим солнцем прокаленной,
Горячéй моей беды.
К тому же поводов
для плача всегда более чем достаточно. И в трагедиях Вселенной, и в жизни
поэтессы. Например, потеря родных и близких. Но при том она обладает тонким чувством юмора. Её влечет ввысь от обыденности, ведь у нее есть талант:
«Не бойся: мы слишком высоко.
Уже не можем упасть.
Ты чуешь движение тока
Под нами? Он тверд. Ступай.»
Поэзия это способ
подняться над жизнью, эта волшебство:
Прикосновение к бумаге
Карандаша — и сразу
Мы будто боги или маги
В иную входим фазу.
Творчество – это способ подняться над обыденностью, это плод
человеческой фантазии. И след поэта конкретен. Особенно талантливого, а такова
Мария Петровых:
«…Не пыль – цветочная пыльца»
Двадцатые - тридцатые годы Как у последнего поэта Серебряного века, ее мотив – мистика.
Это любовь, ведь «Одной на свете жить нельзя», смерть, падающие звезды. Ночь
таинственна. Тема
светил сквозная для неё. Звезда то летит «в заколдованную сеть» («Соловей»), то
«Прочеркнув себя в ночи»,
упадёт оземь. Но лейтмотив у поэта другой:
Но может быть еще одно
(О, если б это суждено):
Дрожать, сиять и петь всегда
Тебя, тебя, моя звезда!
Поэтесса стремится к первозданности, к природе,
и именно это – источник её вдохновения. Она пишет стихотворение «Акварели
Волошина» - поэта, бывшего ещё и художником. Недаром хорошего поэта называют
«Художник». Максимилиан Волошин и был таким. Акварели – отражение замечательных
коктебельских пейзажей, «Где вода словно слиток бездонных зерцал». Поэтесса не
договаривает всё, она загадочна. Но спустя три десятка лет она не хочет
возвращаться в Коктебель. Ушли время, ушли друзья и молодость. Так, Марк Шагал
не хотел возвращаться в Витебск.
Петровых пишет стихи о вселенной,
возникшей из хаоса. Но везде подстерегает опасность «самосжирание громад безумных волн,
голодных нами». И «по ночам голодный зверь нам чудится в подземном гуде….Он всё
подслушал. Он отмстить горячим клокотом поклялся». Это очень сильное стихотворение
ясно отражает время «великого перелома». И тут возникает пушкинское: «Прильни,
внемли, вмолчись в таинственное лоно, и сквозь дыхание земли прослышь ворчание
и стоны». Здесь зверь ещё и символ, если вспомнить, что после смерти Ленина
Сталин дал клятву. А одни его соратники «валили» других. Поэзия Петровых богата
мифами или аллюзиями. Её «Карадаг» описывает трагическую легенду появления
крымской горы. Поэма «Медный зритель» рассказывает о грозном царе, который
боится своего голоса, «пугаясь себя в зеркалах».
Поэт воспевает красоту природы. Природа зыбка, необъяснима, элементы времен
года перемешаны между собой. Поэт сливается с ней, ведь она – дитя природы, и
стихи её полны и «шишками, и гарью паровозной» («Какой обильный снегопад в апреле...») Какой поэт
не пишет о весне! Она вдохновляет своей чистотой и свежестью. И тема природы
плавно переходит в мысли о поэзии
.
Не скрыть врождённый дар — он слишком ярок,
Я только позавидовать могу,
Как, не страшась ошибок и помарок,
Весна стихи рисует на
снегу.
Весна- символ юности, как ярки ранние стихи!
Это время становления таланта.
Многие представители
интеллигенции тех лет старалась отойти от политики, и жить своей жизнью. Борис
Пастернак писал «Мы были музыкой во льду». В этом было их спасение. М. Петровых
развивает его мысли.
Наверху – дремучий
рёв
Но метель ее не
внемлет.
Дрема ходит меж
дерев».
О том же
стихотворение «Сказочка», где от страха героиня впадает в оцепенение. В
названии – горький юмор –для сказки стих слишком короток и несюжетен.
И к празднику Нового
года она относится также пессимистически:
Год-это «Напряжённый промежуток
От рожденья до
могил».
На столике — и пластырь и псалтырь…
(Твоей ли пластике рукоплескали?.. )
За окнами — постылое: пустырь,
Да ночь насмешливые звезды скалит…
Интересно, что поэтесса написала это стихотворение в 1930
году! Почему? Может быть, ответ есть в стихотворении «Кате»?
«…Видно, молодость не удалась,
Если в 22 и в 25
Стали мы о старости мечтать».
Все беды и катаклизмы мира преломляются женским сознанием. Петровых
не покидает тревога о чём – то трагическом. В годы репрессий она не побоялась
написать стихотворение: «Проклятья нашей родины – тюрьма». Через застенки
прошли её друзья: Лев Гумилёв, Осип Мандельштам, наконец, её муж. В июне
1937 г, вскоре после рождения дочери, муж М. С. Петровых, библиограф и музыковед Виталий
Дмитриевич Головачёв, был арестован, постановлением особого совещания при НКВД
СССР осуждён к 5 годам ИТЛ и сослан в Медвежьегорск (Карелия). В
1942 году его должны были выпустить. «Если бы поверить в нашу встречу –
больше нам не нужно ничего» - пишет она.Но мечте не суждено было сбыться. Виталий
Головачёв умер в Карелии в спецлагере в 1942 г. Это еще
одна жертва «роковых сороковых». Она до конца жизни не сможет забыть о нём, то
и дело возвращаясь к нему в стихах.
«Скорей бы эти листья
облетели» - молит она уже в конце пятидесятых.
В стихотворении она математически точно выводит умозаключение:
«Шумит листва,
тебя на свете нет,
Тебя на свете нет,
а это значит,
Что света нет…».
Поэтому «твоя смерть» для неё означает «наша смерть».
Сороковые роковые Все этапы войны
отражаются в её стихах. Бомбёжки, бои смерти, эвакуация. Как и многих других поэтов,
Марию эвакуировали в Чистополь, что на Каме. «Город сердца моего» - назовёт его
она. Но радость переезда горька:
«Если б не росли могилы
В дальнем грохоте войны,
Как бы я тебя любила,
Город, поневоле милый,
Город грозной тишины!»
И «…если б только не война,
Теперь
была б весна»
Наслаждение
обманчиво.
Этим она перекликается с
Анной Ахматовой, написавшей:
Не знала б, как цветёт
айва,
Не знала б, как звучат слова
На вашем языке…
(И.М. Басалаеву на память
о нашем Ташкенте)
Страдая от трагедии
войны, поэтесса страстно верит в победу.
В Чистополе писатели узнают о первых успехах советских войск,
прославленных салютами, и они возвращаются на родину. И она радуется коренному
перелому на поле битвы.
«Сдержи дыханье, там вершится
Твоя судьба, твоя
страна
На недоконченной
странице
Дымятся кровью
письмена».
Но радость победы у
многих омрачается одиночеством, неустроенностью. И долго она будет вспоминать
любимого, оплакивать его. Это чувство
она пронесёт через всю жизнь. Петровых часто возвращается к прошлому, где «все
ещё живы».
Жизнь поэтессы особенно богата потерями. «Судьба за мной
присматривала в оба
Чтоб вдруг не обошла меня утрата» - напишет позже она.
Несмотря ни на что,
поэт не оставляет попыток найти своё счастье, хотя для женщин теперь оно – на
вес золота. Главным несчастьем поэтесса
считает пустоту, свободу от любви, скучную жизнь. Она называет это пустыней. Но
тем не менее, подобно Моисею, она идёт по ней с надеждой на чудо. Но люди к ней
тянулись. У нее было много друзей, многие из них – поэты.
Пятидесятые – семидесятые годы Сборник «Черта
горизонта» - о бренности мира, героине не хочется верить в конец родителей, друзей – а новые друзья разочаровывают тем,
что не хватает ясности. Многим из них поэт посвящает стихи. Любовь стала
зыбкой: «один неверный звук» и её уже нет». «Я для тебя равна нулю» - признает
она.
Если ранние стихи
таинственно расплывчаты, то с середины пятидесятых они обретают четкость. Это и
безымянные мужчины, и сложные отношения с ними.
Но принимая во внимание все «тени» поздних отношений, она
верит в их свет. Как и многим поэтам, влюблённость нужна ей и для вдохновения.
Кредо её поэзии –
максимализм. Например, «двойственное отношение» к себе она относит к ненависти,
и следует логичный разрыв.
«Коль ты стрела – лети навылет
Коль ты огонь – свети всерьёз».
У Петровых всё настоящее, всё всерьёз и это –
камертон современности и жизни вообще. Перестать писать для неё – перестать
жить, особенно, если жизнью стала поэзия. У неё множество посвящений поэтам, например,
Анне Ахматовой, с которой она была знакома, и восхищаясь, равняла себя по ней. Она
общалась со многими товарищами по цеху. Её друзьями были Цветаева, Ахматова,
Пастернак, Фадеев.
Стихи её украшены афоризмами. «О! Солнце без
пятен! А если и пятна н нем хороши…»
Мария Петровых –
человек ищущий, кажется, ей трудно найти себе место. Её дух подорван лишеньями, одиночеством,
предательствами. И этим она и интересна, ведь многие люди прошли через эту
трагедию. Петровых пишет о жизни.
«Люби меня, я тьма кромешная,
Слепая, пуганая,
грешная.»
Она ассоциирует себя
с «деревом, сходящим с ума», «Твоя душа мертва» – с болью отмечает поэтесса, но
вот парадокс – при этом она – сильный, волевой человек. Её героиня более ранима, чем она сама - в её
стихах есть точность и порядок.
Не
зря, не даром все прошло.
Не зря, не даром ты сгорела,
Коль сердца твоего тепло
Чужую боль превозмогло,
Чужое сердце отогрело.
Времена меняются к лучшему. Но
остается чувство вины, и очень строга самокритика.
Есть грех другой, ему прощенья нет,—
Ты спряталась в глухую скорлупу,
Ты замешалась в зыбкую толпу,
Вошла в нее не как рассветный луч —
Оттепель сменяется застоем. О политике Мария пишет не в лоб, а
пунктиром, образно и загадочно.
«Не однажды реку
вспять
поворачивали силой
Только это не к
добру...»
Её прошлое слишком трагично, и не её одной, и она не хочет
назад.
(«Черный ворон, черный
вран»),
( «Постылых «ни гугу»
Я слышать не могу».)
О всеобщем страхе написано стихотворение «Всеобщее»:
Тише,
тише, милые друзья!
В нашей не участвуя беседе,
Любознательнейшие соседи
Слушают, дыханье затая…
И поэтому она боится «Промолвить слово
резкое» и осторожна в словах:
«Во мне живого
места нет
И все дороги
пройдены.
И я молчу десятки
лет
Молчаньем нашей
Родины».
ПОЗДНИЕ СТИХИ Поздние стихи – время
подведения итогов.
Поэтессе чуждо самовосхваление, хотя и достижение ее немалы.
Петровых очень строга к себе: «Последний дар поэта
Зарыла в землю я».
Казалось бы, у всех бывает потеря вдохновения, но Петровых –
профессиональный поэт, и она не даёт себе поблажки. Да и читатель привык к ней.
«Когда молчанье перешло предел, кто гибели моей не захотел». В другом стихотворении она также сетует на
бездарность, но стоит позвать смерть, вдруг происходит что-то хорошее…
Недаром её книга называется
«Домолчаться до стихов». Совершенствуется образность. «Всё про себя: судьба,
судьбе, судьбы, судьбою», написано в 1960 году, предвосхищая знаменитую песню
Окуджавы «Заезжий музыкант».
Оттачивается форма стихов. Взять стихотворение
«Летень».
Не слишком наша
речь бедна,
В ней всё имеет имена,
Да не одно: и «лёд» и «ледень»,
А ветерок, что в летний час
Дыханьем юга нежит нас,
Когда-то назывался «летень».
Может ли простой человек повлиять на ход событий? Стихотворение «О рыбах» на самом деле о тех,
кто хочет высказаться, но не может и живёт в мёртвой воде.
И в своём стихотворении
«Завещание» она советует поэтам «встать во весь рост» и быть смелыми в стихах.
«Лишь тишина свободы прославит наши дни» - считает она. В её зрелых стихах
крепнет философская мудрость, в противовес расплывчатости начала пути.
Профессиональный
литератор, Мария Петровых не была избалована публикациями стихов. Необходимость
заработка, как и традиция советских поэтов направляет её в смежные сферы. Она находит
призвание в переводах, в редакторской работе.
Она переводит поэтов народов СССР
армянских поэтов -Ваан Терьяна, Амо Сагирьяна, Маро Макарьян …и влюбляется в
Армению. Также она переводит грузинских, еврейских кабардинских поэтов. Её
переводы, отличаются хорошей формой очень близки к источникам и всё же часто
поэт привносит в них что-то свое. Например, строки Терьяна «Я замечен злой
судьбой, для меня спасенья нет» перекликаются со строкой Петровых «Судьба за
мной присматривала в оба» Переводы расширяют диапазон её творчества. А стихотворение
«Но всё ведь и было только затем…»
описывает вдовство – ключевую тему и для Марии Сергеевны,
перекликающимися со стихами армянской поэтессы: «Кроме тебя жизнь мне дала всё
что могла». Переводила она болгарских, польских поэтов, последним она посвятила
стихотворение «Польские поэты». Не случайно единственный сборник, выпущенный
при жизни – это сборник переводов.
Но уже подступает
старость, болезни. Пора думать о вечном. «Я ненавижу смерть» - рефреном пишет
Мария. Ведь преждевременная смерть отняла у нее друзей, близких.
Год олицетворяется у неё с живым существом. «Умолкло сердце
года». Ведь с каждым годом вселенная теряет частичку себя.
Петровых предельно откровенна.
Она пишет правду, не зарывая голову в песок. Как заметила сам поэтесса, у неё
нет «Ни ахматовской кротости, ни цветаевской яркости». Но поэты первого ряда
потому и впереди всех, что выделяются на фоне других, тоже мастеровитых поэтов.
Петровых иногда трудно читать, но это делать стоит, за порой скромной оболочкой
стоят сильные чувства и глубокие мысли.
И этой откровенностью, честностью,
скромностью, интересны её стихи.
Тематика стихов Петровых не очень широк: любовь, одиночество, стихи о
войне, и одна из главных тем – немота и её преодоление. Но её стихи удивительно
глубоки и психологичны. Высоки её требования к себе и другим. Мария Петровых –
человек большой тонкости и большой воли одновременно. Она всегда была верна себе.
Недаром ее стихотворение «К жизни моей» стало программным.
«Да, я горжусь, что могла ни на
волос
Не покривить ни единой строкой,
Не напрягала глухой мой голос,
Не вымогала судьбы другой».
Стихи
Марии Петровых востребованы и популярны. Читатель её читает с большим
интересом.
Литература
Мария Петровых. Всемирная библиотека поэзии. Избранное. Ростов
на Дону: изд-во «Феникс,» 199, - 320 с.
Мария Петровых. Костер в ночи:
Стихи и переводы / сост. Н.Н. Глен, А. В. Головачева. – Ярославль: Верхне –
Волжское кн. Изд-во, 1991. -336 с.