Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Не скрыть врожденный дар - он слишком ярок (Творчество Марии Петровых)


Не скрыть врожденный дар - он слишком ярок (Творчество Марии Петровых)
­­­­

   Не скрыть врожденный дар - он слишком ярок


         ТВОРЧЕСТВО МАРИИ ПЕТРОВЫХ
    Поэт – это медиум между миром и людьми. Через него как удары током проходят радости и страдания, лишения, безысходность.
Таким поэтом была Мария Петровых.
Мария Петровых родилась в Ярославле.
В Ярославле собирался поэтический кружок – «союз поэтов». Мария вступила туда в 1920 году.
Взгляды на стихи у поэтов тогда были различны. Многие примкнули к Раппу. У Марии были скорее либеральные взгляды. В отличие от этих поэтов, желавшим «сбросить Пушкина с корабля современности», Петровых написала «Наше будущее с ним». Она стояла за преемственность в литературе.
«Кто даёт вам право спрашивать
Нужен Пушкин, или нет?
Неужели сердца вашего
Недостаточен ответ?», - писала она в 19935 году.
Её влечет не только творчество Пушкина, но и его душа. Она говорит с ним как с современником. Поэт на карантине с двойной силой предаётся поэзии.
Во влажном серебре стволов
Троились отраженья слов,
Ещё не виданных доныне,
И вот в разгневанном камине —
Внутри огня — ты видишь их
И пламя воплощаешь в стих.
Последняя строчка напоминает Лермонтова, у которого «Из пламя и света рождённое слово».
   Мария Петровых - поэт камерной женской поэзии. Ее нежная пастель четко рисует силуэты событий. Тем тоньше настроен ее камертон.
Человеку всегда нелегко жить в трудное время. Особенно одинокой хрупкой женщине. Поэта волнует и личная неудача и социальные проблемы. Волнует сама жизнь, могущая оборваться. А ей хочется верить, что всё вернется. Героиня сравнивает себя с пушкинской Татьяной.
«Вот я как все, за партою школьной
Только веселья чужда».
Единственное ее утешение – в близких – и стихах.
   Героиня Петровых недовольна собой, плодами своего творчества, считая, что единственное достижение – это дочь. Хотя это конечно не так. Но ее дочь Арина, пошла по ее стопам, став филологом и издателем книг своей матери.
Петровых чем-то похожа не Некрасова – автора грустных стихов. «Я увидала, о зима, как в раннем детстве ярким» «Осенний лес». Плач – лейтмотив ее творчества. Её стихи как считает она, это что- то неосязаемое, в унисон её стихам колышется тростник. Плач - печален, но без этого нельзя. Всегда были «плакальщики» - они оплакивали усопших, провожали уходящих на войну. Ведь все знают о «Плаче Ярославны». А стихотворение Петровых называется «Плач китежанки». Тему плача особенно выражает стихотворение «У меня большое горе»…Горе нужно оплакать, вопреки поговорке «слезами горю не помочь»:
Дай солёной, дай зелёной,
Золотой воды,
Синим солнцем прокаленной,
Горячéй моей беды.
   К тому же поводов для плача всегда более чем достаточно. И в трагедиях Вселенной, и в жизни поэтессы. Например, потеря родных и близких. Но при том она обладает тонким чувством юмора. Её влечет ввысь от обыденности, ведь у нее есть талант:
«Не бойся: мы слишком высоко.
Уже не можем упасть.
Ты чуешь движение тока
Под нами? Он тверд. Ступай.»

       Поэзия это способ подняться над жизнью, эта волшебство:
Прикосновение к бумаге
Карандаша — и сразу
Мы будто боги или маги
В иную входим фазу.
Творчество – это способ подняться над обыденностью, это плод человеческой фантазии. И след поэта конкретен. Особенно талантливого, а такова Мария Петровых:
«…Не пыль – цветочная пыльца»

        Двадцатые - тридцатые годы
   Как у последнего поэта Серебряного века, ее мотив – мистика. Это любовь, ведь «Одной на свете жить нельзя», смерть, падающие звезды. Ночь таинственна. Тема светил сквозная для неё. Звезда то летит «в заколдованную сеть» («Соловей»), то «Прочеркнув себя в ночи», упадёт оземь. Но лейтмотив у поэта другой:
Но может быть еще одно
(О, если б это суждено):
Дрожать, сиять и петь всегда
Тебя, тебя, моя звезда!
   Поэтесса стремится к первозданности, к природе, и именно это – источник её вдохновения. Она пишет стихотворение «Акварели Волошина» - поэта, бывшего ещё и художником. Недаром хорошего поэта называют «Художник». Максимилиан Волошин и был таким. Акварели – отражение замечательных коктебельских пейзажей, «Где вода словно слиток бездонных зерцал». Поэтесса не договаривает всё, она загадочна. Но спустя три десятка лет она не хочет возвращаться в Коктебель. Ушли время, ушли друзья и молодость. Так, Марк Шагал не хотел возвращаться в Витебск.
Петровых пишет стихи о вселенной, возникшей из хаоса. Но везде подстерегает опасность «самосжирание громад безумных волн, голодных нами». И «по ночам голодный зверь нам чудится в подземном гуде….Он всё подслушал. Он отмстить горячим клокотом поклялся». Это очень сильное стихотворение ясно отражает время «великого перелома». И тут возникает пушкинское: «Прильни, внемли, вмолчись в таинственное лоно, и сквозь дыхание земли прослышь ворчание и стоны». Здесь зверь ещё и символ, если вспомнить, что после смерти Ленина Сталин дал клятву. А одни его соратники «валили» других. Поэзия Петровых богата мифами или аллюзиями. Её «Карадаг» описывает трагическую легенду появления крымской горы. Поэма «Медный зритель» рассказывает о грозном царе, который боится своего голоса, «пугаясь себя в зеркалах».
    Поэт воспевает красоту природы. Природа зыбка, необъяснима, элементы времен года перемешаны между собой. Поэт сливается с ней, ведь она – дитя природы, и стихи её полны и «шишками, и гарью паровозной» («Какой обильный снегопад в апреле...») Какой поэт не пишет о весне! Она вдохновляет своей чистотой и свежестью. И тема природы плавно переходит в мысли о поэзии.
Не скрыть врождённый дар — он слишком ярок,
Я только позавидовать могу,
Как, не страшась ошибок и помарок,
Весна стихи рисует на снегу.
Весна- символ юности, как ярки ранние стихи! Это время становления таланта.

    Многие представители интеллигенции тех лет старалась отойти от политики, и жить своей жизнью. Борис Пастернак писал «Мы были музыкой во льду». В этом было их спасение. М. Петровых развивает его мысли.
Наверху – дремучий рёв
Но метель ее не внемлет.
Дрема ходит меж дерев».
О том же стихотворение «Сказочка», где от страха героиня впадает в оцепенение. В названии – горький юмор –для сказки стих слишком короток и несюжетен.
   И к празднику Нового года она относится также пессимистически:
Год-это «Напряжённый промежуток
От рожденья до могил».
На столике — и пластырь и псалтырь…
(Твоей ли пластике рукоплескали?.. )
За окнами — постылое: пустырь,
Да ночь насмешливые звезды скалит…
Интересно, что поэтесса написала это стихотворение в 1930 году! Почему? Может быть, ответ есть в стихотворении «Кате»?
«…Видно, молодость не удалась,
Если в 22 и в 25
Стали мы о старости мечтать».
   Все беды и катаклизмы мира преломляются женским сознанием. Петровых не покидает тревога о чём – то трагическом. В годы репрессий она не побоялась написать стихотворение: «Проклятья нашей родины – тюрьма». Через застенки прошли её друзья: Лев Гумилёв, Осип Мандельштам, наконец, её муж. В июне 1937 г, вскоре после рождения дочери, муж М. С. Петровых, библиограф и музыковед Виталий Дмитриевич Головачёв, был арестован, постановлением особого совещания при НКВД СССР осуждён к 5 годам ИТЛ и сослан в Медвежьегорск (Карелия). В 1942 году его должны были выпустить. «Если бы поверить в нашу встречу – больше нам не нужно ничего» - пишет она.Но мечте не суждено было сбыться. Виталий Головачёв умер в Карелии в спецлагере в 1942 г. Это еще одна жертва «роковых сороковых». Она до конца жизни не сможет забыть о нём, то и дело возвращаясь к нему в стихах.
«Скорей бы эти листья облетели» - молит она уже в конце пятидесятых. В стихотворении она математически точно выводит умозаключение:
«Шумит листва, тебя на свете нет,
Тебя на свете нет, а это значит,
Что света нет…».
Поэтому «твоя смерть» для неё означает «наша смерть».
        Сороковые роковые
   Все этапы войны отражаются в её стихах. Бомбёжки, бои смерти, эвакуация. Как и многих других поэтов, Марию эвакуировали в Чистополь, что на Каме. «Город сердца моего» - назовёт его она. Но радость переезда горька:
«Если б не росли могилы
В дальнем грохоте войны,
Как бы я тебя любила,
Город, поневоле милый,
Город грозной тишины!»
И «…если б только не война,
Теперь была б весна»
Наслаждение обманчиво.
Этим она перекликается с Анной Ахматовой, написавшей:
Не знала б, как цветёт айва,
Не знала б, как звучат слова
На вашем языке…
(И.М. Басалаеву на память
о нашем Ташкенте)
   Страдая от трагедии войны, поэтесса страстно верит в победу. В Чистополе писатели узнают о первых успехах советских войск, прославленных салютами, и они возвращаются на родину. И она радуется коренному перелому на поле битвы.
«Сдержи дыханье, там вершится
Твоя судьба, твоя страна
На недоконченной странице
Дымятся кровью письмена».
   Но радость победы у многих омрачается одиночеством, неустроенностью. И долго она будет вспоминать любимого, оплакивать его. Это чувство она пронесёт через всю жизнь. Петровых часто возвращается к прошлому, где «все ещё живы».
   Жизнь поэтессы особенно богата потерями. «Судьба за мной присматривала в оба
Чтоб вдруг не обошла меня утрата» - напишет позже она.
Несмотря ни на что, поэт не оставляет попыток найти своё счастье, хотя для женщин теперь оно – на вес золота. Главным несчастьем поэтесса считает пустоту, свободу от любви, скучную жизнь. Она называет это пустыней. Но тем не менее, подобно Моисею, она идёт по ней с надеждой на чудо. Но люди к ней тянулись. У нее было много друзей, многие из них – поэты.
Пятидесятые – семидесятые годы
   Сборник «Черта горизонта» - о бренности мира, героине не хочется верить в конец родителей, друзей – а новые друзья разочаровывают тем, что не хватает ясности. Многим из них поэт посвящает стихи. Любовь стала зыбкой: «один неверный звук» и её уже нет». «Я для тебя равна нулю» - признает она.
Если ранние стихи таинственно расплывчаты, то с середины пятидесятых они обретают четкость. Это и безымянные мужчины, и сложные отношения с ними.
Но принимая во внимание все «тени» поздних отношений, она верит в их свет. Как и многим поэтам, влюблённость нужна ей и для вдохновения.
Кредо её поэзии – максимализм. Например, «двойственное отношение» к себе она относит к ненависти, и следует логичный разрыв.
«Коль ты стрела – лети навылет
Коль ты огонь – свети всерьёз».
   У Петровых всё настоящее, всё всерьёз и это – камертон современности и жизни вообще. Перестать писать для неё – перестать жить, особенно, если жизнью стала поэзия. У неё множество посвящений поэтам, например, Анне Ахматовой, с которой она была знакома, и восхищаясь, равняла себя по ней. Она общалась со многими товарищами по цеху. Её друзьями были Цветаева, Ахматова, Пастернак, Фадеев. Стихи её украшены афоризмами. «О! Солнце без пятен! А если и пятна н нем хороши…»
Мария Петровых – человек ищущий, кажется, ей трудно найти себе место. Её дух подорван лишеньями, одиночеством, предательствами. И этим она и интересна, ведь многие люди прошли через эту трагедию. Петровых пишет о жизни.
«Люби меня, я тьма кромешная,
Слепая, пуганая, грешная.»
   Она ассоциирует себя с «деревом, сходящим с ума», «Твоя душа мертва» – с болью отмечает поэтесса, но вот парадокс – при этом она – сильный, волевой человек. Её героиня более ранима, чем она сама - в её стихах есть точность и порядок.
Не зря, не даром все прошло.
Не зря, не даром ты сгорела,
Коль сердца твоего тепло
Чужую боль превозмогло,
Чужое сердце отогрело.
   Времена меняются к лучшему. Но остается чувство вины, и очень строга самокритика.
Есть грех другой, ему прощенья нет,—
Ты спряталась в глухую скорлупу,
Ты замешалась в зыбкую толпу,
Вошла в нее не как рассветный луч —
Оттепель сменяется застоем. О политике Мария пишет не в лоб, а пунктиром, образно и загадочно.
«Не однажды реку вспять
поворачивали силой
Только это не к добру...»
   Её прошлое слишком трагично, и не её одной, и она не хочет назад.
(«Черный ворон, черный вран»),
( «Постылых «ни гугу»
Я слышать не могу».)
О всеобщем страхе написано стихотворение «Всеобщее»:
Тише, тише, милые друзья!
В нашей не участвуя беседе,
Любознательнейшие соседи
Слушают, дыханье затая…
   И поэтому она боится «Промолвить слово резкое» и осторожна в словах:
«Во мне живого места нет
И все дороги пройдены.
И я молчу десятки лет
Молчаньем нашей Родины».

        ПОЗДНИЕ СТИХИ
  Поздние стихи – время подведения итогов.
Поэтессе чуждо самовосхваление, хотя и достижение ее немалы.
Петровых очень строга к себе: «Последний дар поэта
Зарыла в землю я».
  Казалось бы, у всех бывает потеря вдохновения, но Петровых – профессиональный поэт, и она не даёт себе поблажки. Да и читатель привык к ней. «Когда молчанье перешло предел, кто гибели моей не захотел». В другом стихотворении она также сетует на бездарность, но стоит позвать смерть, вдруг происходит что-то хорошее…
Недаром её книга называется «Домолчаться до стихов». Совершенствуется образность. «Всё про себя: судьба, судьбе, судьбы, судьбою», написано в 1960 году, предвосхищая знаменитую песню Окуджавы «Заезжий музыкант».
Оттачивается форма стихов. Взять стихотворение «Летень».
Не слишком наша речь бедна,
В ней всё имеет имена,
Да не одно: и «лёд» и «ледень»,
А ветерок, что в летний час
Дыханьем юга нежит нас,
Когда-то назывался «летень».
   Может ли простой человек повлиять на ход событий? Стихотворение «О рыбах» на самом деле о тех, кто хочет высказаться, но не может и живёт в мёртвой воде.
И в своём стихотворении «Завещание» она советует поэтам «встать во весь рост» и быть смелыми в стихах. «Лишь тишина свободы прославит наши дни» - считает она. В её зрелых стихах крепнет философская мудрость, в противовес расплывчатости начала пути.
Профессиональный литератор, Мария Петровых не была избалована публикациями стихов. Необходимость заработка, как и традиция советских поэтов направляет её в смежные сферы. Она находит призвание в переводах, в редакторской работе.
   Она переводит поэтов народов СССР армянских поэтов -Ваан Терьяна, Амо Сагирьяна, Маро Макарьян …и влюбляется в Армению. Также она переводит грузинских, еврейских кабардинских поэтов. Её переводы, отличаются хорошей формой очень близки к источникам и всё же часто поэт привносит в них что-то свое. Например, строки Терьяна «Я замечен злой судьбой, для меня спасенья нет» перекликаются со строкой Петровых «Судьба за мной присматривала в оба» Переводы расширяют диапазон её творчества. А стихотворение «Но всё ведь и было только затем…» описывает вдовство – ключевую тему и для Марии Сергеевны, перекликающимися со стихами армянской поэтессы: «Кроме тебя жизнь мне дала всё что могла». Переводила она болгарских, польских поэтов, последним она посвятила стихотворение «Польские поэты». Не случайно единственный сборник, выпущенный при жизни – это сборник переводов.
Но уже подступает старость, болезни. Пора думать о вечном. «Я ненавижу смерть» - рефреном пишет Мария. Ведь преждевременная смерть отняла у нее друзей, близких.

   Год олицетворяется у неё с живым существом. «Умолкло сердце года». Ведь с каждым годом вселенная теряет частичку себя.
Петровых предельно откровенна. Она пишет правду, не зарывая голову в песок. Как заметила сам поэтесса, у неё нет «Ни ахматовской кротости, ни цветаевской яркости». Но поэты первого ряда потому и впереди всех, что выделяются на фоне других, тоже мастеровитых поэтов. Петровых иногда трудно читать, но это делать стоит, за порой скромной оболочкой стоят сильные чувства и глубокие мысли.
И этой откровенностью, честностью, скромностью, интересны её стихи.
   Тематика стихов Петровых не очень широк: любовь, одиночество, стихи о войне, и одна из главных тем – немота и её преодоление. Но её стихи удивительно глубоки и психологичны. Высоки её требования к себе и другим. Мария Петровых – человек большой тонкости и большой воли одновременно. Она всегда была верна себе. Недаром ее стихотворение «К жизни моей» стало программным.
«Да, я горжусь, что могла ни на волос
Не покривить ни единой строкой,
Не напрягала глухой мой голос,
Не вымогала судьбы другой».
Стихи Марии Петровых востребованы и популярны. Читатель её читает с большим интересом.

     Литература
Мария Петровых. Всемирная библиотека поэзии. Избранное. Ростов на Дону: изд-во «Феникс,» 199, - 320 с.
Мария Петровых. Костер в ночи: Стихи и переводы / сост. Н.Н. Глен, А. В. Головачева. – Ярославль: Верхне – Волжское кн. Изд-во, 1991. -336 с.
















Количество отзывов: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 14
© 13.11.2022г. Людмила Темчина
Свидетельство о публикации: izba-2022-3426512

Метки: Мария Петровых,
Рубрика произведения: Разное -> Литературоведение










1