
БЕСприданница в театре Моссовета
На сцене минимум декораций.Современные костюмы актёров. Действие
перенесено в наши дни. Трудно поверить, что это «Бесприданница» – одна из
лучших пьес А.Н. Островского, традиционно входящая в репертуар крупнейших
театров России. Театр имени Моссовета обратился к этой драме в преддверии
200-летия со дня рождения великого драматурга, которое будет отмечаться в 2023
году.
При всем
минимализме выразительных средств весь акцент перенесен на смысл происходящего.
Крушение любви невольно мысленно сопоставляетсяс известным, можно сказать ставшим народным фильмом «Жестокий романс».
Но это только в первые минуты. Потомактерская
игра и драма происходящего втягивает словно в водоворот. И все ярче проступает режиссерский
замысел – показать еще раз по-своему вечно повторяющийся из века в век трагизм разрушеннойженской судьбы отвероломства любимого мужчины. В
действии много важных художественных деталей.Например, официант,подняв с пола
упавшую салфетку, чистит ей ботинок, потом вытирают со стола, где только что сидел
богатый посетитель.Отношения бедных и
богатых показаны одним штрихом. При всей внешней учтивости и вежливости в
отношениях между героями нет и намека на любовь и уважение. Здесь царствует бес
нелюбви и плотоядной мужской страсти. Страстная и цельная по натуре Лариса
столкнулась с жестоким, холодным и расчетливым миром мужчин, воспринимающим
женщину как приятную игрушку для развлечений. Единственный, кто смотрит на нее
по-другому - жених Ларисы, презираемый ею Карандышев, в котором она проглядела
человека. Но и к его чувству примешивается бес тщеславия, желание похвалиться красавицей-женой.
Постановщик спектакля – Евгений Марчелли, опытный и глубокий режиссер,
пытается в каждом своем спектакле придать известному классическому тексту
современное звучание. Для него история
несчастной любви и гибели Ларисы Огудаловой - трагедия, порожденная разным
пониманием любви мужчиной и женщиной. Любовь, как считает режиссер, – это
вообще смертельно опасная территория, на которую героиня Островского вступила
совсем юной девушкой и потерпела крушение, ставшее для нее и крушением самой
жизни. Фактически перед зрителем происходит «Чернобыль любви». Душевно-духовная
катастрофа, когдаопасное излучение пронизывает
всю психосоматику и душу, меняя веру, надежду, сознание. Не случаен финал
драмы. Выстрел Карамышева только условно убивает Ларису. Она остается внешне
живой, но внутри по сути мертвой.
Спектакль ставит
беспощадный диагноз губительной силе обманутой любви, душевной слепоте,
бесчувственному равнодушию, отсутствию эмпатии, цинизму, которыми заражен современный
человек. Неслучайно, что в программке название пьесы выделено слово БЕСприданница