ГЕНРИХ МАНН
Вы, жившие на
свете до меня,
Моя броня и
кровная родня,
От Алигьери до
Спиапарелли,
Спасибо вам! Вы
хорошо горели
Случилосьэтозимой1971-го, в8-мклассе.НаулицестолкнулсясСережкой Новокрещеновым.Мысиделиснимза
одной партой. Этот здоровенный бугайзащищалменяот школьной шпаны, которая рада была
поизмываться надхилымочкариком.Былонотпетымтроечником,но увлекался, своимируками сделал гитару, наделил ее
электричеством и пел под нее, где попадется. Потом занялся карате. В 7-м классе
его обуял интерес к медицине, онзаписался в кружок и вскоре на занятиях оперировал бедных собачек.
Таскал меня за собой, я поприсутствовал при издевательстве кружковцев со
скальпелями над дворнягой (кошмар), еще
прослушал пару лекций про реакции аггтютинации. Господь миловал, я умудрился
нахамить приемной комиссии,они
провалили мои экзамены в медицинский. Сережка без труда его закончил и был
распределен резать живых людей и копаться в их внутренностях в славный город
Нытву Пермской области. Потом вернулся в Пермь, потом военный госпиталь, потом
Чечня…
В
тот зимний день Сережка спросил, читал ли я книжку «Учитель Гнус или Конец
одного тирана» Генриха Манна. Я ответил, что нет. «Тогда всё бросай и начинай
читать», - сказал Серега. Что я и сделал. Помню, книжка шибко понравилась.
Недавно
пришло в голову, что мало оттуда помню. У отца была обширная библиотека, три
тысячи книг, мы с Серегой таскали оттуда томики Теккерея, Рюноске, Цвейга,
Сарояна, ТомасаМанна, Гарта. Уже в вузе
добрались до других библиотек, до Гессе, Льюиса, Джойса, до «Синей бороды»
Макса Фриша. От «Ярмарки тщеславия» осталось
ощущение характера Ребекки Шарп, причем оно сильно не совпадает с
фильмом, от «Степного волка» - несколько фраз. Честно прочел сто страниц
«Улисса» и бросил. Память переполнена писаниной океана идиотов, не только
политических, но и научных, и на эту писанину надо отвечать…
Выбрал
время и навалился на«Гнуса».Первые 2-3 странички «не пошли», уже, было,
хотел бросить, думал -и чем мы дышали восьмиклашками!
Но уже на 4-й страничке подлый Маннцепко
держал меня за горло своей когтистой рукой. Это же придумать надо такое
издевательство – гнобить учеников за невыученную тему из Шиллера, которой у
Шиллера нету!
Крутой
сюжет в духе Стейнбека, высокопарные обороты в смеси с милицейским сленгом и фразочками
от Ильфа и Петрова, сарказм Амаду, короткиесценические разворотыодной
фразой, как у Шоу. И, разумеется, циничный юмор Гашека. Это смачно. Это надо
читать. И перестанем размазывать манную кашу по белому столу.
Это
черта мастера, точно так же захватывает написанный перед приходом Гитлера к
власти роман «Серьезная жизнь»: «У
самого конца пляжа начинается так называемая Лживая горка, у ее подножья –
хибарка Леенингов…»
Оказалось,книга как нельзя более современна, из нее
можно выписывать целые абзацы.
«Каждый
волен именовать себя как угодно, и если кому-нибудь вздумалось играть роль
доктора наук, то это еще не повод для вражды».
«Ей-богу,
люблю иной раз кому-нибудь насолить. Это жизнь меня такой сделала».
«Три
года назад скотница, которую он защитил от дюжего пастуха, в знак благодарности
опрокинула его на сено».
«А теперь ему, пожалуй, лучше
отвернуться, — сказала Роза Фрелих. — На мне сейчас ровно ничего не
останется.
- Бог с тобой, детка, он же
солидный, разумный человек, что ему сделается?»
«Эрцум
побит и жалуется, ища утешения в традиционной морали - неизменном прибежище
всех побежденных».
«Мне - конечно и безусловно - хорошо известно,
что так называемая нравственность в большинстве случаев теснейшим образом
связана с глупостью. Усомниться в этом может разве что человек, не получивший
гуманитарного образования…
В
нравственности заинтересованы лишь те люди, которые, сами не обладая ею,
подчиняют себе людей, попавшихся в ее сети. Я утверждаю и берусь доказать, что
от рабских душ следует неуклонно требовать так называемой нравственности. Но
это сознание — ясно и самоочевидно — никогда не мешало мне понимать, что
существуют общественные круги, управляемые нравственными законами, которые
разительно отличаются от нравственных законов пошлых филистеров».
«…
им хотелось дознаться, правда ли, что у Гнусов женщины разгуливают обнаженные
до пояса. «Ужас, до чего неприлично! А все-таки интересно».
«… афинянин Перикл - ясно и самоочевидно -
возлюбленной своей имел Аспазию».
«Она
была похожа на швабру и принимала в своей комнатушке приказчика из мясной
лавки, трубочиста, фонарщика, словом — всю улицу без разбора».
«Мой
муж — бывалый капитан. / Когда домой назад / Вернется он из дальних стран, / Он мне надраит
зад…»
Цитирую
суть: «Эта гадина, паскуда, сволочь, грязная баба – давай, пригласим ее к нам
домой?»
Потаскуха
Фрелих просит Гнуса обучить ее древнегреческому. А теперь оглянитесь вокруг
себя, на юных прелестных потаскух, которые урывками пытаются занять ум у тех,
кто постарше, чтобы щегольнуть в компании.
Российская современность, не
стесняясь, заимствует у Манна: «… один из матросов догадался: - Ишь какие
пули отливает; да он тебя дурачит, Питер». В фильме «Особенности национальной
охоты» у Кузьмича «пули отливает» финн Райво.
Бисмарк говорил, что франко-прусскую войну выиграл
немецкий школьный учитель, внесший огромный вклад в формирование «истинных
германцев», патриотов, националистов и хороших солдат. В романе имя учителя
«Рат» ученики переиначили в «Унрат», т.е. нечисть, грязь, гнус, немецкое
название – «Professor Unrat». В переводе «Нусса» переименовали в «Гнуса». «Он
забыл, а может быть, никогда и не знал о потребностях молодого организма - все
равно, будь то мальчик или щенок, бегать, шуметь, награждать кого попало
тумаками, причинять боль, изобретать, шалить, словом, самыми нелепыми способами
освобождаться от излишка сил и задора. Он наказывал их, не думая, как думает
взрослый человек». Все люди враги, весь мир – школа: «Повсюду засели
строптивые, отпетые мальцы, не выполняющие домашних заданий и ненавидящие
учителей».
Книга закончена логически.
В финале учитель Гнус завершает свою битву с главным врагом,учеником Ломаном, изысканным, утонченным
интеллектуалом из высшего света. Ломан приходит переспать с женой Гнуса
артисткой Фрелих, она его сама звала, и нарывается на Гнуса. Гнус точно попадает
в цель, он просто крадет у него бумажник, и утонченный эстетствующий Ломан
кричит полицию, как обыкновенный буржуа.
Еще
до финала автор показывает, что такое Ломан, артистка Фрелих выпевает песенку
на его стихи, откровенно бездарные, и в толпе зрителей негр, а за ним и весь
зал, гомерически хохочут.
В
наше время наш зритель – аплодирует.
Манн
пишет типажи, другом просвещенного Ломана он назначает богатого дуболома
Эрцума.
Знавал
я одного Ломана из университета, эстетствующего бездельника. Обожал старые
американские фильмы. Обучался в английской школе, в те лета отстоял свое право
носить длинные волосы. Интеллигент в третьем поколении, красавец, умница,
философ, задира, на любое нетактичное слово – перчатка к ногам противника, он рыцарь,
гуляка, мечта любой девушки. А жена у него была - именно Аспазия, именно
потаскуха Фрелих, илюбовники ее творили
свое черное дело прямо на кухне в квартире Ломана… Другом его по университету тоже
был дуболом, в перестройку уехал в Германию. Вся компания Ломана испарилась.
Что
это мне напоминает… мой курс физфака. Сначала один погиб в автомобильной
катастрофе. Второй по пьянке выпал с балкона 9-го этажа, прямо из квартиры
Ломана. Третий спьяну подписал подложные документы, лишился квартиры, спился и
умер. Четвертый в жару захотел поиграть в волейбол, схлопотал инфаркт и отправился
на кладбище. Сам Ломан сознательно выбросился из окна всё того же 9-го этажа. И
последний член их кампании, доцент-параноик, погиб тоже а автокатастрофе. Чушь
какая-то.
Кампания
– выше прочих… Так они себя ставили. Будто какой-то Гнус осуществлял над ними
свою расправу. Когда в стране пришла пора борьбы, современный Ломан оказался
вне ее. Никчемным и бессмысленным.
Генрих
Манн – представитель реалистического направления в литературе, противник
декаданса, его называют предтечей немецкого экспрессионизма. В отличие от своего
брата, Томаса Манна, выступает против мировой войны, соответственно, против
патриотического помешательства. Фейхтвангер позже, в одном из американских
изданий, напишет: «Генрих Манн раньше и острее, чем мы все, предвидел
германские события, он изобразил их еще в зародыше, задолго до того, как они
стали действительностью. Когда впоследствии нагрянул великий ужас и все так
изменилось… многие из нас пришли в замешательство и впали в панику… Генрих Манн
не дал ввести себя в заблуждение».
В романе
«В стране кисельных берегов» («Земля обетованная») обличает немецкую буржуазию,
мир, где всё продается и покупается, приветствует Октябрьскую революцию. Вначале
принял и революцию в Германии, но вскоре разочаровался в Веймарской республике
и провозгласил новую революцию в Германии.
В
1926-м избран академиком отделения литературы Прусской Академии искусств, в
1931-м стал его председателем. После прихода нацистов был лишен гражданства,
эмигрировал во Францию. В 1940-м – в США, где сближается с активистами
германской компартии. Собирался переехать в Восточный Берлин, чтобы возглавить
Немецкую академию искусств, первым президентом которой он был заочно избран,
однако 11 марта 1950 года скончался. Его могилу перевезли в ГДР.
Советские
школьники зачитывались его жизнеописанием короля Генриха IV. Почему именно Генрих IV?
Генрих Манн переносит его время в настоящее, он почитает Гёте, Шиллера, Гюго
людьми будущего.
В
СССР издан восьмитомник произведений писателя, роман «Учитель Гнус» был издан в
одной из главных серий, в Библиотеке всемирной литературы.
«Новая ступень в развитии Г. Манна
- роман «Учитель Гнус, или Конец одного тирана» (1905). Образ учителя Гнуса,
вобрав в себя большое историческое и социальное содержание, стал нарицательным.
Мелкий человеконенавистник и маньяк, мракобес и тиран, учитель Гнус возомнил
себя блюстителем нравственности и законов. Он ненавидит ум и талант,
самостоятельность, душевную широту. Малейшее отклонение от казенной дисциплины
вызывает у него приступы негодования. Прусская система воспитания нашла в Г.
Манне беспощадного обличителя, рисующего немецкую школу как своего рода
казарму, где всячески подавляется индивидуальность и живая мысль. Цель такой
школы — воспитание законопослушных граждан. Гнус - тиран и раб одновременно.
Возможность попрать, унизить человека доставляет ему садистскую радость.
Развращенный своей властью над учениками, он уверен в собственной
исключительности. Однако Г. Манн заставляет Гнуса проделать крутой поворот.
Педант и блюститель нравственности, он влюбляется в певичку, выступающую в
кабаке «Голубой ангел», и попадает в полное подчинение. Женившись, он
становится владельцем дома сомнительной репутации, притона разврата и
мошенничества», - отмечают в «Истории всемирной литературы» (т. 8, «Немецкая
литература»).
Да вы что?!
Казалось
бы, да, в романе «Верноподданый» с массовым буржуа, Дидерихе Геслинге, учитель
– опора фашизма, олицетворение власти, Да, в «Учителе Гнусе» школа – казарма,
Гнус – ницшеанец.
Но
в книге Манна явное противоречие. В ней нет положительных героев, все они любо
потаскухи, либо тупицы, либо воры. Манн творил в эпоху великих событий, прекрасно
разбирался в политике, высоко ставил Ленина, хотя и был привержен демократии
по-буржуазному и порой отрицал всякое насилие. Потому он и пишет вместе с
Эйнштейном и другими учеными и деятелями культуры письмо с призывом к
объединению коммунистов и социал-демократов - против нацизма. Если б он знал,
что за дерьмо представляли собой немецкие социал-демократы! Позднее Генрих Манн
расстается с иллюзиями в отношении немецкой социал-демократии, при гробовом
молчании которой убили Розу Люксембург. Ружейным прикладом в висок. Потому
писатель в «Верноподданом» выводит брезгливый образ рабочего Фишера,
помогающего хозяину душить рабочих, рисует деградацию буржуазных либералов.
В
последующих книгах Манна главные образы – это коммунисты Эрнст Тельман, Рудольф
Клаус, Эдгар Андрэ.
«Учитель
Гнус» написан под воздействием русской революции 1905 года, вероятно, потому
Манн подтрунивает над тред-юнионистскими поползновениями немецкой социал-демократии.
Портреты
персонажей – изумительны, но почему именно учитель гимназии – Гнус? Знаток
древнегреческого и латыни, мог рассуждать о Парцифале, Катилине, Овидии,
Шиллере, Гомере… Прочие в романе – по образованности и рядом не стояли. И эта
образованность, это интеллектуальное И НРАВСТВЕННОЕ презрение оказываются
великой силой, которая в сочетании с яростью подчиняет Гнусу кого угодно, хоть
Ломана, хоть Эрцума, хоть бывалого капитана, хоть потаскуху Фрелих.
Гнус,
рисует Манн, «презирал умственную ограниченность этих людей, их смирение, их
пиетистскую экзальтацию и нравственную косность».
А
теперь оглянитесь вокруг себя…
Гнус
изысканно-цинично измывается над декадентскими возвышенными стишками Ломана, то
бишь, над его возвышенной душой:
«Он потянул
Ломана за руку, а двум другим велел идти впереди. Ломан нехотя поплелся с ним
рядом; но Гнус немедленно заговорил про его песнь о луне.
— Твоя
любовь на берегу морском Оплакивает свой печальный жребий… —
продекламировал
он. — Любовь, как понятие абстрактное, плакать, разумеется, не может. Но
поскольку вы в этом понятии персонифицируете ваше душевное состояние и
поскольку вся поэтическая субстанция отделяется от вас, чтобы лить слезы на
берегу выдуманного вами моря, пусть будет так. В качестве наставника я лишь
позволю себе присовокупить, что упомянутое душевное состояние отнюдь не
пристало ученику шестого класса, да еще ученику с весьма туманными
перспективами относительно перевода в следующий класс».
Да
ведь это измывается сам Генрих Манн. Но это та ярость, которая умудрилась так и
не научиться понимать рабочих: «За двадцать шесть лет он так и не научился
понимать здешний говор».
Но если
школа – казарма, и учиться незачем. Лучше, подобно гофмановскому коту Мурру,
брать в лапы книгу и, долго глядя на страницы, ждать, когда наступит озарение.
Так нынче и
поступают. Глядя в монитор.
В
отличие от всех персонажей, Гнус способен на любовь. И свою любовь к потаскухе
Фрелих он доказывает бесстрашно и ежеминутно. Дуболомова любовь к Фрелих
вызывает только досаду, Эрцум говорит, что хочет возвыситься до нее – путем ее
возвышения до своего графского титула. Еще более нелепа влюбленность Ломана в
тридцатилетнюю дворянку. Проходит немного времени, и Ломан проникается к ней
презрением, дама обеднела и потеряла статус. Цена его «любви» - бездарные
стихи.
Даже
у Ломана Гнус вызывает интерес, а у читателей – симпатию, но именно Гнуса автор
подвергает унижениям, ставит в идиотские положения, откровенно над ним
издевается, до самого последнего момента.
Конечно
же, Гнус – олицетворение марширующего пруссачества, педант Гнус тиранит
учеников «Орлеанской девой» почти год, Гнус – это издевка над сверхчеловеком
Ницше.
Всё
так. Но ведь Гнус подчиняет не силой оружия, не арийским превосходством, не
муштрой. Разве он - поначалу - устанавливает в городе орднунг? Он устанавливает
диктат почтения к своей жене. И разве не чище становится воздух в городе, когда
Гнус раздавливает такое омерзительное животное, как Кизелак, у которого «синяя
рука с обкусанными ногтями». Весь портрет Кизелака – совершенство.
В
романе именно Гнус стоит выше всех остальных персонажей. Потому что автор
наделил его яростью и любовью. Таков сам Генрих Манн.
В
одной из статей 1924 года он пишет: «Отдавая должное Ленину, я не могу не
признать его непримиримости. Мне стало легче это сделать после того, как я убедился
в его способности подчинять свое дело насущным потребностям людей. Стало быть,
он любил людей так же, как и дело, поэтому он и действовал как великий
человек».
Что
же происходит дальше? О чем последние романы Генриха Манна, написанные в США –
«
Дыхание» (1949), «
Прием в свете» (опубликован 1956), «
Печальная
история Фридриха Великого (фрагменты опубликованы в ГДР в 1958–1960)?
Усложнена литературная манера? Романы слабее прежних? Нет. Писатель фиксирует
неспособность рабочего класса ФРГ к революции.
А
теперь оглянитесь вокруг себя…
Борис Ихлов, 30.5.2020