Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

ГДЗ по литературному чтению, стихи - 3 класс


Темы проектов (на выбор):

• Сочиняем вместе волшебную сказку.
• Дополняем литературную сказку своими историями.

План действий.


• Выберите понравившуюся тему проекта.
• Совместно определите, о чём и о ком будет ваша сказка. Где будет происходить действие сказки (на земле, в космосе, на необитаемом острове, под водой)?

Когда будет происходить действие (в стародавние времена, в современном мире, в далёком будущем)?
При помощи чего будет происходить волшебство?
Кто будет героями сказки? Как вы их назовёте? Как они будут одеты?
Какие будут происходить события?

• Запишите все предложенные варианты. Выберите самые лучшие.
• Разбейтесь на группы. Одна группа должна придумать костюмы героям, вторая группа определить волшебные предметы.
• Разыграйте вашу сказку в лицах.

Выберите режиссёра. Он должен будет распределить роли, дать рекомендации исполнителям.
• Покажите ваш спектакль в классе.

План действий.

1. Выберите понравившуюся тему проекта.
Сочиняем волшебную сказку.

2. Совместно определите, о чём и о ком будет ваша сказка.
Сказка будет о том, как мальчик Денис научился летать.

3. Где будет происходить действие сказки (на земле, в космосе, на необитаемом острове, под водой)?
Действия сказки происходят на земле.

4. Когда будет происходить действие (в стародавние времена, в современном мире, в далёком будущем)?
Действия сказки происходят в современном мире.

5. При помощи чего будет происходить волшебство?
Волшебство происходит с помощью волшебного порошка.

6. Кто будет героями сказки? Как вы их назовёте? Как они будут одеты?
Героями сказки являются мальчик Денис и добрая волшебница Лея.
Мальчик одет в пижаму, так как он готовился ко сну. На фее блестящее зелёное платье, за спиной у неё есть крылья, она умеет летать.

7. Какие будут происходить события?
Мальчик встретится с феей Леей, которая исполнит его заветное желание.

Сказка «Заветное желание»

Жил-был мальчик по имени Денис. Ему было семь лет. Жил он в квартире вместе с мамой и папой. Денис хотел научиться летать.
Как-то раз Денис читал перед сном книгу. Вдруг мальчик услышал доносящийся из шкафа странный звук. Он подошёл поближе и увидел, что дверь шкафа приоткрыта. Ему было страшно, но в то же время интересно. Мальчик открыл дверцу и увидел хрупкую девушку. Это была фея.
– Не бойся. Меня зовут Лея. Я прилетела к тебе, чтобы исполнить твоё желание, – сказала фея.
Мальчик обрадовался:
– Ты научишь меня летать?
– Да. Я долго наблюдала за тобой. Ты хорошо учишься, помогаешь родителям, любишь их, заботишься о животных. Поэтому я решила сделать тебе подарок, – сказала Лея.
– Какой? – удивился Денис.
– Я подарю тебе баночку с волшебным порошком.


Когда ты захочешь полетать, посыпь немного порошка на себя, – объяснила фея.
– И всё? Как здорово! А можно сейчас попробовать? – поинтересовался мальчик.
– Конечно, – ответила фея.
Денис посыпал на себя немного порошка и взлетел к потолку. Сначала его бросало из стороны в сторону, но под руководством Леи ему удалось пролететь несколько кругов.
– Теперь ты можешь практиковать свои умения каждый день! А мне уже пора лететь. Оставайся таким же добрым мальчиком и твои желания будут исполняться всегда. До свидания! – попрощалась Лея.
– Спасибо тебе, Лея! Прилетай ко мне ещё! До свидания! – прокричал мальчик ей в след.
С лица Дениса ещё долго не сходила улыбка. Теперь он умел летать!



Как научиться читать стихи

Прежде чем научиться читать стихи вслух для других людей, нужно научиться читать их для себя. Да, да, не удивляйся, это не так просто.
Например, возьмём первую строчку стихотворения Пушкина «Зимнее утро»:
Мороз и солнце; день чудесный!
Что ты видишь с первого взгляда? Хорошо знакомые буквы, знаки препинания. Если у тебя хорошая зрительная память, ты сразу запомнишь этот рисунок – из букв и знаков – и довольно легко вызубришь даже целое стихотворение. И... так же легко забудешь его – «картина» из букв и знаков непрочная, она ничего не даёт твоему воображению и не может остаться в памяти. Потому и понятен твой страх забыть слова во время выступления. А вот если ты вспомнишь, как сам однажды зимним утром, проснувшись, подошёл к окну и увидел, что
        Под голубыми небесами
        Великолепными коврами
        Блестя на солнце, снег лежит...
и как тебе захотелось тотчас же пробежать по этому снегу и слепить снежок, – вот такая картина тебя развеселит и закроет собою все буквы и знаки. А слова зубрить не надо будет – они сами запомнятся, как обозначение живой картины «День чудесный!».
Если хочешь проверить правильность такого способа, закрой на минуту глаза и вспомни самое яркое солнечное утро. Вспоминай, воображай и, не торопясь, читай вслух стихи.
Ты спросишь, почему я сказал «не торопясь». Во-первых, чтобы успеть очень ясно увидеть картину: утро, вечер или что-нибудь другое, то, о чём написал поэт. А во-вторых, чтобы слушатели не кричали тебе «громче». И дело здесь не в том, что ты говоришь тихо, тем более что голос у тебя, как сам ты написал, – звонкий. А в том, что ты говоришь невнятно, – распространённая ошибка у маленьких чтецов. А невнятность – от торопливости, от «проглатывания» отдельных звуков и слов. Поэтому вовсе не надо кричать. Вполне достаточно того голоса, которым ты разговариваешь в жизни. Но произносить стихи попробуй в два раза медленнее, чем говоришь дома или в школе с товарищами. А ну-ка, попробуй! И не успокаивайся до тех пор, пока сам не увидишь всё, что стоит за стихом, и не научишься слушать себя. Это-то я и имел в виду, когда написал, что сначала нужно научиться читать стихи для самого себя.
(Я. Смоленский)

Запиши в «Рабочую тетрадь» советы, которые могут тебе пригодиться. Дополни список своими советами.

1. Сначала нужно научиться читать стихотворение для себя, а уже потом – для других.
2. Нужно зрительно запоминать текст стихотворения.
3. Нужно представлять картины, описанные в стихотворении. Это получится сделать с закрытыми глазами.
4. Нужно громко, понятно и отчётливо произносить каждое слово стихотворения.
5. Нельзя «проглатывать» звуки. Чтобы этого не случилось, не стоит торопиться.
6. Нужно заранее определить, где делать паузы. В этом помогут знаки препинания.
7. Не нужно волноваться перед публикой.
8. Важно понять настроение стихотворения и передать правильные эмоции.
9. Чтобы чтение было осмысленным, нужно понимать все слова в стихотворении.



Фёдор Иванович Тютчев
Весенняя гроза


Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный –
Все вторит весело громам.

Как поэт помогает нам «услышать» грозу?

Поэт помогает читателю «услышать» грозу с помощью слов и словосочетаний, которые передают звуки грозы. Например: гром, грохочет, гремят раскаты, гам, шум.

Замени слово брызнул на хлынул, пошёл. Что изменится?

Слово брызнул обозначает «вдруг закапал, полился», то есть поэт указывает на внезапность появления дождя. Скорее всего, автор имеет в виду небольшой дождь. Если заменить это слово глаголом хлынул, то это значит, что дождь начал литься с силой и в большом количестве. Слово пошёл указывает на постепенное появление дождя в умеренном количестве. В результате замены поменяется картина, описанная автором.

Представь себе картины, изображённые Тютчевым. Какие чувства они вызывают?

Картины, изображённые Тютчевым, вызывают чувства умиротворения, наслаждения природой. Поэт описал, казалось бы, обычное природное явление. Однако при прочтении стихотворения появляется волнение от происходящего, желание наблюдать за грозой.



Листья

Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят.
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.

Мы ж, лёгкое племя,
Цветём и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Всё красное лето
Мы были в красе,
Играли с лучами,
Купались в росе!..

Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь?

О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим,
Летите, летите!
Мы с вами летим!..

Как называли себя листья? Что они рассказывал о себе? О чём они мечтают, к кому обращаются с просьбой? Прочитай эти строки выразительно.

Листья называли себя «лёгкое племя». Они рассказывали о том, что всё красное лето они были в красе, игрались с лучами, купались в росе. Листья жалуются на то, что «птички отпели, цветы отцвели, лучи побледнели, зефиры ушли». Им не хочется оставаться на дереве и желтеть. Листья мечтают улететь, поэтому обращаются к буйным ветрам, чтобы те сорвали их с докучных ветвей.


Поэт рассказывает о листьях как о живых существах. Докажи.


Листья в стихотворении Ф. И. Тютчева могут говорить, думать, чувствовать, мечтать так же, как и живые существа.


Обсудите с другом, только ли о листьях говорится в стихотворении. Кого они напоминают тебе?


В стихотворении говорится также о птицах. Судьбы листьев и птиц схожи, ведь с наступлением холодов птицы улетают в тёплые края, а листья покидают своё привычные место и улетают с деревьев.

Придумай свой маленький рассказ об осенних листьях. Запиши его в «Рабочую тетрадь».

Осенью у листьев начинается новая жизнь – «путешествие». Именно в это время года листья меняют свой цвет и собираются в путь. Красные, жёлтые, оранжевые, багряные – все они танцуют и кружатся, поднимаются ввысь. Теперь листья не греются под солнцем, а следуют по выбранному их другом ветром маршруту. Прохожие останавливают на этих ярких «танцорах» взгляд. В такие моменты отдыхает душа.




Афанасий Афанасьевич Фет

                
Мама! глянь-ка из окошка –
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело –
Видно, есть мороз.
Не колючий, светло-синий
По ветвям развешан иней –
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.
Уж теперь не будет спору:
За салазки, да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
«Ну, скорей гулять!»

От чьего имени написано стихотворение?

Стихотворение написано от имени мальчика.

Найди созвучие в словах (рифму), обрати внимание на расположение этих слов.

Рифмуется:
• 1 и 2 строчка – окошка / кошка;
• 4 и 5 строчка – одело / побелело;
• 7 и 8 строчка – светло-синий / иней;
• 10 и 11 строчка – тороватый / ватой;
• 13 и 14 строчка – спору / в гору;
• 16 и 17 строчка – не откажешь / скажешь.

Также наблюдаем созвучие в словах в таких строках:
• 3 и 6 строчка – нос / мороз;
• 9 и 12 строчка – ты / кусты;
• 15 и 18 строчка – бежать / гулять.




«Зимние радости», «Зима», «Наступила зима», «За окошком зима», «Первый снег».


Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы.
Робко месяц смотрит в очи,
Изумлен, что день не минул,
Но широко в область ночи
День объятия раскинул.
Над безбрежной жатвой хлеба
Меж заката и востока
Лишь на миг смежает небо
Огнедышащее око.


Что изобразил Фет в своём стихотворении?


Поэт изобразил в стихотворении начало осени. Именно в это время можно увидеть, как дозревает рожь, переливаясь золотом на солнце. Также А. Фет описал поведение ветра, месяца и осеннего дня. Все они ведут себя как


Тютчева могут говорить, думать, чувствовать, мечтать так же, как и живые существа.


Обсудите с другом, только ли о листьях говорится в стихотворении. Кого они напоминают тебе?


В стихотворении говорится также о птицах. Судьбы листьев и птиц схожи, ведь с наступлением холодов птицы улетают в тёплые края, а листья покидают своё привычные место и улетают с деревьев.

Придумай свой маленький рассказ об осенних листьях. Запиши его в «Рабочую тетрадь».

Осенью у листьев начинается новая жизнь – «путешествие». Именно в это время года листья меняют свой цвет и собираются в путь. Красные, жёлтые, оранжевые, багряные – все они танцуют и кружатся, поднимаются ввысь. Теперь листья не греются под солнцем, а следуют по выбранному их другом ветром маршруту. Прохожие останавливают на этих ярких «танцорах» взгляд. В такие моменты отдыхает душа.




Афанасий Афанасьевич Фет

                
Мама! глянь-ка из окошка –
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело –
Видно, есть мороз.
Не колючий, светло-синий
По ветвям развешан иней –
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.
Уж теперь не будет спору:
За салазки, да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
«Ну, скорей гулять!»

От чьего имени написано стихотворение?

Стихотворение написано от имени мальчика.

Найди созвучие в словах (рифму), обрати внимание на расположение этих слов.

Рифмуется:
• 1 и 2 строчка – окошка / кошка;
• 4 и 5 строчка – одело / побелело;
• 7 и 8 строчка – светло-синий / иней;
• 10 и 11 строчка – тороватый / ватой;
• 13 и 14 строчка – спору / в гору;
• 16 и 17 строчка – не откажешь / скажешь.

Также наблюдаем созвучие в словах в таких строках:
• 3 и 6 строчка – нос / мороз;
• 9 и 12 строчка – ты / кусты;
• 15 и 18 строчка – бежать / гулять.




«Зимние радости», «Зима», «Наступила зима», «За окошком зима», «Первый снег».


Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы.
Робко месяц смотрит в очи,
Изумлен, что день не минул,
Но широко в область ночи
День объятия раскинул.
Над безбрежной жатвой хлеба
Меж заката и востока
Лишь на миг смежает небо
Огнедышащее око.


Что изобразил Фет в своём стихотворении?


Поэт изобразил в стихотворении начало осени. Именно в это время можно увидеть, как дозревает рожь, переливаясь золотом на солнце. Также А. Фет описал поведение ветра, месяца и осеннего дня. Все они ведут себя как живые.

Как помогают представить картину, изображённую поэтом, слова жаркая, прихотливый, золотые, безбрежная, огнедышащее? Почему Фет выбирает именно эти слова?

Эти слова помогают поэту описать жаркую раннюю осень, когда созревает золотая рожь на бескрайних полях. Читатель может представить, как ветер колышет колосья ржи в один из знойных дней осени.



Иван Саввич Никитин

               
Полно, степь моя, спать беспробудно,
Зимы-матушки царство прошло,
Сохнет скатерть дорожки безлюдной,
Снег пропал, – и тепло и светло.

Пробудись и умойся росою,
В ненаглядной красе покажись,
Принакрой свою грудь муравою,
Как невеста, в цветы нарядись.

Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает
И ручьи по оврагам шумят.

Белоснежные тучки толпами
В синеве, на просторе, плывут,
По груди у тебя полосами,
Друг за дружкою, тени бегут.

Скоро гости к тебе соберутся,
Сколько гнёзд понавьют, – посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День-деньской от зари до зари!
Там уж лето... ложись под косою,
Ковыль белый, в угоду косцам!
Подымайся, копна за копною!
Распевайте, косцы, по ночам!

И тогда, при мерцанье румяном
Ясных зорек в прохладные дни,
Отдохни, моя степь, под туманом,
Беззаботно и крепко усни.

Какие картины природы сменяют друг друга в стихотворении Никитина? Запиши их в «Рабочую тетрадь».

В стихотворении И. Никитина весна сменяет зиму, лето сменяет весну, а осень сменяет лето.


К кому обращается поэт? Согласен ли ты с тем, что он изображает степь как живую?


Поэт обращается к степи. Да, я согласен с тем, что он изображает степь как живую. Поэт просит её пробудиться, умыться, нарядиться, полюбоваться природой и т.д. Все эти действия может выполнить только живое существо.

Обсудите с другом, как озаглавить стихотворение.

Озаглавить стихотворение можно так: «Степь», «Обращение к степи», «Степь, посмотри вокруг!».






Количество отзывов: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 21
© 29.09.2022г. ГДЗ по литературе
Свидетельство о публикации: izba-2022-3396570

Рубрика произведения: Проза -> Школьная литература



Добавить отзыв

0 / 500

Представьтесь: (*)  
Введите число: (*)  









1