Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

ГДЗ - В городе богини Афины - 5 класс, история


­Объясните значение слов: Керамик, Агора, Акрополь, Парфенон, портик, фронтон, кариатида.

Керамик – район гончарных мастерских.

Агора – главная афинская площадь.

Акрополь – холм с крутыми склонами.

Парфенон – храм, построенный в честь богини Афины.

Портик – полуоткрытое помещение с крышей, поддерживаемой колоннами.

Фронтон – пространство в форме треугольника между карнизом и скатами крыши.

Кариатида – каменные статуи юных женщин.

Проверьте себя.

1. Как выглядели улочки и дома в афинском районе гончарных мастерских?
2. Какие вазы называются чёрнофигурными, а какие – краснофигурными?
3. Кто в афинских семьях делал ежедневные покупки на рынке? Что можно было увидеть и услышать на агоре в рыночные часы?
4. Чем занимался заседавший на Агоре Совет пятисот?

Ответ:


1. Улицы не были мощеными, они были очень узкими. Прямо на улицу выливали помои и выбрасывали мусор прямо на дорогу. Из-за грязи и луж вечером было невозможно выйти на улицу.

2. Чёрнофигурные вазы – по глине красного цвета мастер наносил рисунок лаком черного цвета. Краснофигурные – рисунок был написано красным цветом, а черный лак покрывал остальные места вазы.

3. Покупки на рынке делали мужчины. В рыночные часы торговцы стояли под навесами и приглашали покупателей разными криками, например: «Купите уксуса!», «Купите зелень»!

4. Совет пятисот следил за тем, как пополняется казна, руководил постройками храмов, флота и водопроводов. Если возникала угроза войны, дежурные из Совета пятисот жили в особом круглом здании, и спали, и ели там же.

Опишите рисунок «Шествие на Акрополь».

1. Как выглядит стоящий справа на уступе скалы небольшой храм? Кому он посвящен?
2. Что рассказывали моряки о бронзовой статуе Афины, украшавшей вершину Акрополя?
3. Как выглядел храм Афины Парфенон?

Ответ:

1. На уступе скалы был построен храм в чести богини Ники-бескрылой. Постройка является зданием с двумя портиками в ионическом стиле и с 4 колоннами. На фризе были изображены эпизоды из войн греков и персов и боги (Посейдон, Афина, Зевс). Храм был выполнен из мрамора.

2. Статуя Афины представляла богиню в виде воительницы, со щитом, копьем и в шлеме. Острие копья и шлем были золотыми или покрыты этим металлом.

3. К главному фасаду храма были подведены ступени для людей. Храм окружен множеством колонн. На каждой из колонн выточены желоба. Два фронтона украшали композиции, которые показывали рождение Афины и спор Афины и Посейдона.


Составьте рассказ от имени путешественника, посетившего древние Пирей и Афины. Включите в рассказ описание морских гаваней, Длинных стен, Керамика, Агоры, Акрополя.


На подходе к главной афинской гавани я смог увидеть золотой блеск, исходивший от острия копья и шлема статуи великой богини Афины.


Моя душа трепещет от осознания, что я скоро попаду в этот древний и величественный город с его улочками и храмами.

Я слышал, что на фронтонах Парфенона изображены композиции рождения Афины и спор Афины с Посейдоном. Как бы я хотел увидеть эти изображения и пройтись сквозь колонны, которые окружают этот храм! Но начинаются Афины с гавани под названием Пирей, главного порта Афин. От Афин к Пирею проведен проход, который образован Длинными стенами. Жители города уверены, что эти стены смогут защитить от нападения врагов.

Очень жаль, что я не смогу увидеть две военных гавани Пирей. Туда приходят афинские военные корабли, и никакие чужеземцы-путешественники не могли заглянуть в эти гавани. Но я смогу оказаться в торговой гавани, поскольку именно туда прибывает мой торговый корабль.

Я планирую сегодня посетить Агору, так называемый культурный цент города. Здесь можно купить продукты и сувениры, услышать новости или встретить кого-либо. Однако, меня предупредили, что мне не стоит ходить по всем районам города в одиночестве, потому что не все районы города безопасны для приезжих.



В афинских школах и гимнасиях


Объясните значение слов: стиль, палестра, гимнасий.

Стиль – костяная палочка, имевшая острый конец. Служила для письма в школах.

Палестра – школа, где занимались борьбой мальчики с двенадцати лет.

Гимнасий – учебное заведение для взрослых афинян, в котором они могли продолжать заниматься гимнастикой и обучаться чему-либо.

Проверьте себя.

1. Кого в Древней Греции называли педагогами? В чем состояли их обязанности?
2. Чем и на чём писали школьники?
3. Чему учили в афинских школах?
4. Где мальчиков обучали гимнастике?
5. Где взрослые афиняне могли пополнить свои знания и заниматься гимнастикой?
6. Кому принадлежат имена Мирон и Поликлет? Чем прославились эти греки?

Ответ:


1. Педагогом называли раба, который учил мальчика из богатой семьи. Он везде сопровождал мальчика, нес его принадлежности в школу, а дома учил правилам этикета. Педагогами становили пожилые рабы или те, кто получил травму и не мог заниматься физическим трудом.

2. Младшие школьники писали на дощечках, натертых воском. Писали они, используя металлическую или костяную палочку. Один ее конец был острым, а вторым стирали написанное, если была допущена ошибка. Старшие ученики пользовались тростниковым пером и папирусом.

3. Детей учили чтению, счету и письму. Также школьники заучивали стихи греческих поэтов наизусть. Афинских мальчиков учили играть на музыкальных инструментах.

4. Гимнастике обучали в палестре, которую мальчики посещали с двенадцати лет.

5. Взрослые афиняне могли посещать гимнасии, чтобы там заниматься спортом и изучать что-то новое.

6. Мирон и Поликлет – древнегреческие скульпторы. Мирон создал статую метателя диска. Поликлет стал автором статуи копьеносца.

Опишите урок гимнастики по рисунку «В палестре».

В ходе урока тренировались в борьбе. Выигрывал более сильный и ловкий ученик. Один из борцов перебрасывает другого через колено. Если один из борющихся три раза упадет на землю, он проиграл. Если учитель заметит нарушение правил, он может ударить палкой. Другие мальчики ожидают своей очереди и смотрят на борьбу. Важно, что все борцы занимаются полностью обнаженными. Чтобы кожа была более скользкой, ее обильно смазывают оливковым маслом.

Подумайте.

1. Что имел в виду афинский стратег Перикл, который, узнав о том, что какой-то раб сломал ногу, воскликнул: «Вот еще одним педагогом стало больше!»?
2. В чем различались взгляды на природу человека разных греческих ученых (см. 184)? Чьи мысли кажутся вам более правильными? Какие орудия труда Аристотель называл одушевленными, а какие – неодушевленными?

Ответ:

1. Если раб получал серьезные увечья, он становился педагогом, поскольку не мог выполнять другую физическую работу.

2. Аристотель говорил, что одни рождены быть свободными, а другие – рабами. Он называет рабов одушевленными орудиями труда. Антифонт же считал всех людей равными, он считал рабов такими же людьми, как и свободных граждан.
Мне близок подход Антифонта, так как рабство – это не естественное состояние человека, а несчастье, которое изменило его жизнь в худшую сторону.



В афинском театре


Объясните значение слов: сатир, орхестра, скене, трагедия, комедия.


Сатир – лесной бог, спутник Диониса.

Орхестра – площадка полукруглой формы, место выступления актеров и хора.

Скене – пристройка, в которой хранились костюмы и прочий реквизит, необходимый актерам. Она примыкала к орхестре.

Трагедия – представление, в котором обычно выступали герои мифов, изображались их подвиги и часто гибель.

Комедия – веселое и насмешливое представление, в котором часто выступали современники зрителей.

Проверьте себя.

1. Зарождение театра связано с празднествами в честь одного из богов. Кого именно? Что рассказывали о нем греки?
2. Почему посещение театра в Афинах было доступно даже беднейшим гражданам?
3. Почему места в театре занимали с ночи?
4. Чем участники представлений отличались от актеров нашего времени?
5. Кому принадлежат имена Эсхил, Софокл, Аристофан? Чем прославились эти греки?

Ответ:


1. Зарождение театра связано с богом Дионисом, который покровительствовал виноделам. На праздниках греки одевались в шкуры козлов и маски, пытаясь подражать лесным богам сатирам. Наряженные в костюмы греки разыгрывали сцены из мифов об этом боге.

2. Чтобы даже бедняки могли посетить театр, власть выделяла деньги на покупку билетов.

3. Чтобы занять более удобные места, с которых лучше было бы видно представление, многие греки приходили к театру к ночи. Кроме того, часть мест уже была зарезервирована: для жрецов Диониса, стратегов, победителей Олимпийских игр. Остальные места можно было занять по билету. На нем указывался лишь сектор, в котором можно было занять любое место.

4. В театре можно было выступать лишь мужчинам. Они могли надевать мужские или женские маски, обувь на высокой подошве. Один актер мог играть несколько ролей в одном спектакле. Также важным отличием было то, что представления устраивались лишь несколько раз в году.

5. Эсхил, Софокл и Аристофан был авторами древнегреческих трагедий и комедий. Софокл был автором трагедии «Антигона». Аристофан написал комедию «Птицы». Эсхил являлся автором трагедии «Персы».

Опишите здание театра и представление комедии по одноименному рисунку. Какую сцену из комедии Аристофана «Птицы» изобразил художник?

На местах для зрителей собралось большое количество греков. На орхестре показывают комедию «Птицы». Актеры, участвующие в комедии, наряжены в костюмы птиц. За орхестрой располагается скене, где хранится весь реквизит, необходимый на представлениях.

На рисунке изображен момент появления богини Ириды. Но птицы, другие актеры, не пускают ее и прогоняют. Также на сцене можно увидеть двух афинян, которые не одеты в костюмы птиц. Они обсуждают, что в их городе стало слишком опасно жить, поэтому они ищут тихое и спокойное место.

Познакомьтесь с документом – отрывком из трагедии Софокла «Антигона» (см. с. 189) и ответьте на вопросы: в чем видит Софокл могущество человека? Что он осуждает в людях?

Автор трагедии утверждает, что человек создал речь и законы. Также человек может победить болезни, предвидеть будущее. В этом проявляется его могущество. Однако он осуждает в людях то, что часто они не умеют отличать добро от зла, не соблюдают законы, установленные богами.



В гаванях афинского порта Пирей

Объясните значение слова "оратор".


Оратор - человек, который умеет произносить речи и убеждать слушающих его.

Проверьте себя.

1. Кто из жителей Афин обладал правом участвовать в управлении государством? Кто таким правом не обладал?
2. Как звали самого знаменитого вождя афинского демоса? Какую государственную должность он занимал много лет? В чем состояли его должностные обязанности?
3. Как Периклу удалось избежать суда и отчитаться в трате громадных денег?
4. Кому из граждан было выгодно введение платы за исполнение выборных должностей?
5. Кто такие Анаксагор, Софокл, Фидий? Чем, помимо дружбы с Периклом, прославился каждый?

Ответ:


1. Афиняне полагали, что любой человек, независимо от того, какое положение он занимает в обществе, может решать вопросы, связанные с управлением государством. Власть в государстве принадлежала демосу. Управлять страной не могли только рабы, женщины и дети.

2. Имя самого знаменитого вождя афинского демоса – Перикл. Он занимал должность первого стратега, на которую его избирали пятнадцать раз, с 443 г. до н.э. Он был руководителем флота и войска, отвечал за отношения Афин с другими странами.

3. Перикл был хорошим оратором, он сумел найти контакт с народом. Он сказал, если демос считает, что Периклом было потрачено слишком много денег, он вернет все в казну. Однако на всех постройках, что были воздвигнуты им на эти деньги, Перикл прикажет написать, что всё это было воздвигнуто на его средства. Афинян это не устроило, поэтому они утвердили все траты стратега.

4. Поскольку занятие выборных должностей не оплачивалось, бедняки часто не участвовали в жеребьевке, так как они должны был


Какую сцену из комедии Аристофана «Птицы» изобразил художник?

На местах для зрителей собралось большое количество греков. На орхестре показывают комедию «Птицы». Актеры, участвующие в комедии, наряжены в костюмы птиц. За орхестрой располагается скене, где хранится весь реквизит, необходимый на представлениях.

На рисунке изображен момент появления богини Ириды. Но птицы, другие актеры, не пускают ее и прогоняют. Также на сцене можно увидеть двух афинян, которые не одеты в костюмы птиц. Они обсуждают, что в их городе стало слишком опасно жить, поэтому они ищут тихое и спокойное место.

Познакомьтесь с документом – отрывком из трагедии Софокла «Антигона» (см. с. 189) и ответьте на вопросы: в чем видит Софокл могущество человека? Что он осуждает в людях?

Автор трагедии утверждает, что человек создал речь и законы. Также человек может победить болезни, предвидеть будущее. В этом проявляется его могущество. Однако он осуждает в людях то, что часто они не умеют отличать добро от зла, не соблюдают законы, установленные богами.



В гаванях афинского порта Пирей

Объясните значение слова "оратор".


Оратор - человек, который умеет произносить речи и убеждать слушающих его.

Проверьте себя.

1. Кто из жителей Афин обладал правом участвовать в управлении государством? Кто таким правом не обладал?
2. Как звали самого знаменитого вождя афинского демоса? Какую государственную должность он занимал много лет? В чем состояли его должностные обязанности?
3. Как Периклу удалось избежать суда и отчитаться в трате громадных денег?
4. Кому из граждан было выгодно введение платы за исполнение выборных должностей?
5. Кто такие Анаксагор, Софокл, Фидий? Чем, помимо дружбы с Периклом, прославился каждый?

Ответ:


1. Афиняне полагали, что любой человек, независимо от того, какое положение он занимает в обществе, может решать вопросы, связанные с управлением государством. Власть в государстве принадлежала демосу. Управлять страной не могли только рабы, женщины и дети.

2. Имя самого знаменитого вождя афинского демоса – Перикл. Он занимал должность первого стратега, на которую его избирали пятнадцать раз, с 443 г. до н.э. Он был руководителем флота и войска, отвечал за отношения Афин с другими странами.

3. Перикл был хорошим оратором, он сумел найти контакт с народом. Он сказал, если демос считает, что Периклом было потрачено слишком много денег, он вернет все в казну. Однако на всех постройках, что были воздвигнуты им на эти деньги, Перикл прикажет написать, что всё это было воздвигнуто на его средства. Афинян это не устроило, поэтому они утвердили все траты стратега.

4. Поскольку занятие выборных должностей не оплачивалось, бедняки часто не участвовали в жеребьевке, так как они должны были обеспечивать себя и семью. По этой причине Перикл ввел закон, согласно которому гражданам, выбранным на должность, выплачивали бы небольшую сумму денег, достаточной для покупки продуктов для маленькой семьи.

4. Анаксагор, один из друзей стратега, изучал явления природы и называл Солнце и Луну раскаленными камнями, а не богами. Софокл стал автором «Антигоны». Фидий, также знавший Перикла, был известным скульптором.

Опишите рисунок «Народное собрание в Афинах». Предположите, почему часть граждан подняла руки.

На рисунке можно увидеть представителей Народного собрания в Афинах. В его состав входили свободные мужчины – граждане Афин.

На переднем плане можно увидеть человека с хлыстом, который уводит одного из участников собрания. Вероятнее всего, тот участник нарушил порядок или слишком ожесточенно спорил с кем-то другим. Чтобы не возник конфликт, его уводят. Граждане могли поднять руки потому, что голосовали в выборах на должность стратега.

Познакомьтесь с документом – отрывком из речи Перикла и скажите, чем заслуженно гордился глава Афинского государства.

Перикл гордился тем, что в созданном им государстве все могут участвовать в управлении страной. Благодаря стараниям Перикла греки могут занимать важные должности и управлять страной; при этом не важно, какое положение гражданин занимает в обществе. Перикл добился того, чтобы все иностранцы свободно могут осматривать все греческие города. Он также был рад тому, что в стране все могут проявлять свою личность и не притесняются.

Подведем итоги и сделаем выводы

• Как афиняне называли управление в своем полисе? Почему они считали такое управление наилучшим?
• Вспомните имена древнегреческих поэтов, писавших пьесы для театра. Какие произведения этих поэтов вы знаете?
• Какой из храмов, созданных древними греками, самый известный? Как он выглядел?
• Какие произведения древнегреческой скульптуры вы запомнили? Кого прославляли скульпторы?
• В каком полисе – Афинах или Спарте – обучение и воспитание мальчиком кажется вам более правильным?

Ответ:


• Управление в афинском полисе называлось демократия (власть народа). Греки полагали, что такой способ управления может ограничить большое количество знатных греков у власти.

• Наиболее известными древнегреческими драматургами являются Эсхил, Аристофан и Софокл. Эсхил являлся родоначальником трагедии, он написал несколько десятков пьес. Так, он был автором «Персов». Софокл был автором пьесы «Антигона». Аристофан являлся автором множества комедий: «Птицы», «Всадники».

• Известнейший храм, созданный греками – Парфенон. Он стоял на вершине Акрополя и был посвящен богине Афине. Храм стоял на трех ступенях из мрамора, а к главному фасаду вели ступени, по которым спускались и поднимались люди в ходе религиозных церемоний и ритуалов. Парфенон окружали колонны. Храм был украшен композициями, которые показывали рождение Афины из головы бога Зевса, спор Посейдона и Афины.

• Скульпторы Фидий, Мирон и Поликлет создали множество скульптур. Так, наиболее известными и сохранившимися в настоящее время скульптурными памятниками являются: -Статуя Зевса, расположенная в Олимпии;
-Афина Парфенос – статуя богини, которая была установлена в Парфеноне.
-Статуя юноши с копьем, которая демонстрирует красоту тела человека.
-Статуя спортсмена, который собирается метать диск.

• На мой взгляд, система воспитания в Спарте направлена на то, чтобы воспитать человека, который умеет лишь сражаться и убивать. Он не приспособлен к обычной мирной жизни, поскольку в Спарте презирали любой ручной труд. Кроме того, поощрялись детские драки, ссоры и воровство. Я не могу назвать такую систему правильной.

В свою очередь, система воспитания в Афинах была направлена на всестороннее развитие ребенка: их учили и грамоте, и счету, и различным наукам, и в то же время развивали их физические способности: дети занимались гимнастикой и борьбой в специальных школах.






Количество отзывов: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 36
© 29.09.2022г. ГДЗ по литературе
Свидетельство о публикации: izba-2022-3396561

Рубрика произведения: Проза -> Школьная литература










1