Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Патриотический характер былины "Илья Муромец и Соловей разбойник" - примеры сочинений


­Пример сочинения 1

Былина — это жанр русского фольклора, героико-патриотическая песня-сказание О богатырях И исторических событиях в Древней Руси IX XIII ИКОВ. Термин «былина» был введен И. Сахаровым, который позаимствовал его из выражения «Слова о полку Игореве»: «ПО былинам сего временя» (ранее подобные произведения называли «богатырскими сказками»).

Изображаемый в «богатырских сказках» мир — это Древняя Русь (Киев, Новгород, Муром, Галич, Чернигов, другие русские города), а основное содержание — рассказ о Героических подвигах русских богатырей в борьбе с врагами родной земли. Врагами Руси в былинах выступают южные кочевые племена, монголо-татарская орда. В былинах рассказывается о том, что происходило на самом деле, но реальные образы и картины неотделимы в них от художественного вымысла, где враги — фантастические существа. Соловей-разбойник сидит на семи дубах и «громким посвистом» губит все живое вокруг, а новгородский гусляр Садко получает за свою игру богатство от морского царя.

Все былинные богатыри олицетворяют свойства, черты, интересы, возможности целого народа, его идеалы. Илья Муромец — «сильный-могучий богатырь» занимает особое место. Его подвиги приурочены к событиям Киевской Руси во времена княжения Владимира Красное Солнышко.

Илья Муромец главным делом своей жизни считает защиту родной земли. И дело свое он делает легко, играючи, потому что силой наделен необыкновенной: как возьмет в руки «саблю буевую», как начнет «по силушке погуливать», «повернется, делал улицы», «поворотится — часты площади». По пути во стольный Киев-град, куда Илья Муромец едет «заложиться за князя Володимира, послужить ему верою-правдою, постоять за веру христианскую», он один легко устраняет сразу три «помехи»:

...Первая помеха — очистил я Чернигов-град,
Другая помеха — я мостил мосты на пятнадцать верст
Через ту реку через Смородину;
Третья помеха — я сошиб Соловья-разбойника.

Былинный богатырь совершает эти подвиги во имя родной земли. При этом он выступает как обобщенный образ идеального героя, в котором воплощены и лучшие черты реальных лиц далекого прошлого. В его поступках, во всем его облике, а также в фантастическом преувеличении слышится отголосок реальных исторических событий.

Конечно, былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» — произведение искусства, которому присущи вымысел (этот вымысел называется поэтической правдой) и преувеличение. Но главное и в этом произведении, и в других былинах об Илье Муромце («Илья Муромец и Калин-царь» и «Илья Муромец и Идолище») — высшая цель, во имя которой живет герой. А цель эта — мирный труд на родной земле, свободной от завоевателей и поработителей. Ведь в первую очередь Илья Муромец — простой крестьянин, которого отец в трудную для отечества минуту благословил «на дела добрые»: послужить князю «на почесть-хвалу».


Пример сочинения 2

Богатый русский фольклор представляет огромное количество замечательных героев. Их образы олицетворяют особенности жизни людей и исторические события прошедших эпох. Былины — жанр эпических песен про великих богатырей и их подвиги. Илья-Муромец и Соловей-разбойник — главные герои, характеристика которых показывает противоположность и борьбу добра и зла.

В былинах поётся, как боролись храбрые воины с иноземными захватчиками земли русской, как защищали они добро и наказывали зло. На их основе было создано немало произведений: стихов, спектаклей, кинофильмов, а также написаны читательские дневники, доклады.

Одним из самых ярких и значительных персонажей русского народного творчества является образ Ильи-Муромца, былинного богатыря. Его имя с детства, буквально с первого класса, хорошо знакомо всем россиянам. Именно он — самый великий русский богатырь, воплощение силы, мужества, патриотизма и справедливости.

Легендарный воин Илья — вовсе на вымысел, а реальный исторический персонаж. Поразительная судьба этого человека известна благодаря былинам. Разумеется, многое, из того, что в них описано и рассказано, просто сказки, которые передавались из уст в уста. Но в основу их легли истинные события того времени.

Характеристика богатыря приводится в исторических хрониках. Илья родился в небольшом селе недалеко от города Мурома в семье простых крестьян. По легендам он до 33 лет не мог ходить из-за болезни и не знал, какой крутой поворот произойдёт в его жизни. Чудесное исцеление позволило ему не только встать на ноги. Илья также обрёл богатырскую силу. Несмотря на долгую неподвижность, он имел сильный характер.

Мудрые старцы, которые помогли Илье избавиться от тяжкого недуга, велели ему отправляться в город Киев, к великому князю, чтобы посвятить себя служению родине. Они предсказали ему, что именно в этом состоит его предназначение.

Отец и мать были счастливы, что их единственный сын выздоровел, и благословили его в путь. По наказу старцев Илья отправился прежде на поиски валуна. Найдя его, он сумел сдвинуть глыбу. А там оказались спрятаны оружие и доспехи. Кроме этого, к нему прибежал вороной конь. Оседлав его и облачившись в доспехи, Илья приехал в стольный Киев-град и явился к князю. С тех пор он стал верой и правдой служить ему и защищать родную землю.

О внешности этого героя известно не очень много, можно лишь догадываться, как именно он мог выглядеть. Его портрет, если он когда-либо и был, не сохранился. Известно лишь словесная характеристика. Илья-Муромец описывается как высокий, стройный, отличного телосложения воин с русыми волосами, седой бородой и тёмными бровями. Он всегда носил кольчугу и шлем, а также имел при себе оружие — меч, копьё, палицу и щит. И при нём всегда был его верный вороной конь.

За время службы богатырь Илья совершил много великих подвигов. Везде и всюду он считал своим долгом служить добру и победить зло, наказывая несправедливость и защищая незаслуженно обиженных.

Илья-Муромец искренне, по велению сердца, служил отечеству. Среди главных подвигов можно отметить:

  • Освобождение города Чернигова по пути к Киеву.
  • Победа над татарами, изгнание их из Киева и пленение Калина-царя.
  • Победа над обжорой Идолищем поганым в Царьграде.
  • Победа над коварной царицей и освобождение сорока царевичей и царей.
Конечно, это далеко не всё, что сделал герой для родины. Помимо перечисленного, одним из главных его подвигов стала победа над Соловьём-разбойником, который не давал покоя города и округи, грабил и убивал их. Великий богатырь не мог позволить ему продолжать такое бесчинство. Получив сообщение, что вытворяет это чудовище, он вступил с ним в бой и победил. Но не убил его, а доставил к князю, предоставив тому решать судьбу этого душегуба.

Великий воин характеризуется как скромный и бескорыстный человек, несмотря на славу и народную любовь. Эти черты отличают его наряду с силой, добротой и мудростью. Даже захватив в плен Соловья-разбойника, он не стал убивать его, а привёз к князю, не пожелав вершить самосуд. Его не прельщают щедрые дары и подношения, которые предлагали ему жители Киева за то, что он надёжно защищал их.

Илья никогда и никому не похвалялся своими ратными подвигами. И не принял предложения князя о назначении его на высокую должность воеводы. Богатырь считает своим долгом охранять родную землю, и делает это вовсе не ради славы, богатства или почёта. Даже после того, как князь несправедливо наказал его и посадил в темницу, Илья продолжил честно служить ему и родине.

Соловей-разбойник

Этот образ в русских былинах об Илье-Муромце представлен как воплощение зла и бесчинства. Соловей-разбойник не позволял путникам двигаться по дороге, ведущей в Киев. Он никого не боялся и убивал каждого, кто хотел пройти в город, более 30 лет держа в страхе всю округу. Соловей-разбойник по легенде жил в гнезде, расположенном на двенадцати дубах и сверху прекрасно видел приближающихся путников. Как только они подходили близко, он применял своё страшное оружие — свист, который вызывал ужасную бурю и убивал людей, коней и всё живое вокруг. И никто не мог ничего сделать этому чудовищу.

Соловей-разбойник — образ собирательный. Проведя анализ изложенных в былине событий, можно сказать, что он олицетворяет собой иноземных захватчиков и лихих людей (разбойников, убийц и грабителей) той эпохи, которые ради наживы беспощадно убивали всех, кто попадался им. Он не знал жалости и сострадания, ему просто нравилось чувствовать себя непобедимым и не пускать в город никого.

В былинах он представлен сказочным персонажем. Даже не совсем понятно, кто это: человек или нет. Хотя в былинах говорится, что:

Соловей-разбойник имел семью: у него была жена и множество детей;
ездил верхом на коне;
пил и ел как люди;
разговаривал как человек.

Попав в плен, Соловей-разбойник продемонстрировал князю своё чудовищное умение. От его свиста пали замертво воины дружины, разлетелись в щепки деревья. Это было именно то, чего все так боялись.

Мифическая сила его свиста — сказочное преувеличение, созданное народной фантазией. Но тем не менее он в самом деле наводил ужас на горожан и путников. Его жестокость и коварство не знали границ, поэтому он никого не щадил и не пускал в Киев.

Добро против зла

Судя по тому, как сказано в былинах, Соловей-разбойник имел своё немалое хозяйство, в котором трудились не только его собственные дети, но и помощники. Похоже, что в его образе представлен враждебный киевскому князю Владимиру, которому служил воин Илья, удельный князь или главарь шайки жестоких разбойников. Им также мог быть представитель одного из враждебных народов — татар или половцев.

Зло, которое они сеяли вокруг, не давало жить простым людям. Разбойники имели большую силу, с которой не могли справиться воины дружины киевского князя. В сказаниях страшный свистун не боится никого, напротив, его боятся все. Такая ужасная слава нравится ему, он всеми силами старается её поддерживать.

В былинах об Илье-Муромце образ Соловья-разбойника символизирует не только жестокость и коварство, но также отношение людей к чужеземным завоевателям и разбойникам-душегубам. Никто не мог противостоять ему, боясь попасть в число его жертв. И только Илье, великому богатырю, удалось победить его и захватить в плен. Эти два образа — полная противоположность, борьба между ними предстаёт как противостояние добра и зла.


Пример сочинения 3

Анализ патриотической былины “Илья Муромец и Соловей Разбойник”

В былине “Илья Муромец и Соловей-разбойник” понятно даже из названия, что рассказывает она, о событиях далекого прошлого. Былина повествует о героическом прошлом великого народного защитника – богатыре Илье Муромце. Былинных героев называют богатырями, а былинами называются особые песни о подвигах и героических приключениях богатырей.

Соловей Разбойник это отрицательный герой, который похож одновременно на птицу, на человека-разбойника и на чудовище. На соловья он похож тем, что живет на дереве, у него есть гнездо и он свищет по-соловьиному. На разбойника – тем, что нападает на прохожих.

А чудовище Соловей Разбойник напоминает разрушительными последствиями своего свиста.
В ХХ веке изобрели оружие, которое действует подобно посвисту Соловья Разбойника. Описывая посвист Соловья Разбойника, сказитель, поющий былину, не предполагал, что такое явление существует. Он верил, что такое могло быть раньше, что когда-то ходили по земле прославленные богатыри, которые носили в руке сорокапудовую (640 кг) палицу, что ездили они на конях, перешагивающих с горы на гору, побеждали в одиночку силушку лютую, страшных чудовищ и змеев. Сказитель верил, что где-то есть на земле такая злая сила, которая одним посвистом может разрушить город и убить людей.
Но также не сомневался и в том, что есть на земле большая сила, которая одним выстрелом из лука побеждает зло. Так, с помощью преувеличения сил добра и зла, у сказителя и слушателя возникал художественный образ зла и побеждающего его добра.

Народу-сказителю было очень важно, что Илья Муромец – богатырь, благородный добрый молодец – одним выстрелом из обычного лука, пусть и тугого, разрывающего, побеждает волшебную силу Соловья Разбойника. Поэтому в эпизоде сражения Ильи и Соловья Разбойника нет никакого преувеличения силы Ильи Муромца. Для сказителя было важно, что добро всегда побеждает зло – точно так же, как и в сказке.

Теперь слово богатырь для нас привычно, означает оно – очень сильный, храбрый, благородный человек, защитник. Но в самых старинных былинах герои назывались мужами. Слово богатырь появилось гораздо позже, чем первые былины.

Русские богатыри – образ очень важный для народа. Они обладают недюжинной силой, благодаря чему становятся людьми необыкновенными. Однако при этом они все-таки остаются людьми, не становясь волшебными существами.

В былинах богатыри, обладающие всеми лучшими качествами человека, противостоят нечеловеческому злу – чудовищам, змеям и просто вражьей силе. Богатыри воплощают ту силу, которая всегда готова встать на сторону правды, защитить землю от врага, восстановить справедливость. Богатырская сила – это та идеальная сила, о которой всегда мечтал русский народ.

Есть в былине еще один герой, кроме Ильи Муромца и Соловья Разбойника. Это стольный князь Владимир. И показан он совсем не богатырем. В данной былине князь Владимир не совершает плохих поступков, хотя ведет себя как человек, не обладающий большим мужеством: ведь он испугался Соловья Разбойника.

В некоторых других былинах князь Владимир несправедливо поступает с Ильей Муромцем.
Мы уже знакомы с постоянными эпитетами в народной сказке. Напоминаю, что эпитет – это художественное определение, то есть определение, создающее образ, помогающий как-то особенно охарактеризовать предмет, о котором идет речь, сделать его ярким и неповторимым; а постоянный эпитет – это такое художественное определение, которое постоянно употребляется с определенным словом в любой народной сказке, например, добрый молодец или красна девица. Если в каком-нибудь произведении много постоянных эпитетов, то это знак для читателя – перед ним фольклорное произведение.

В некоторых былинах постоянные эпитеты встречаются еще чаще, чем в сказках.
Обращая внимание на эпитет старый, мы должны понимать, что речь идет не о богатыре пенсионере. Илья Муромец не был старым человеком в нашем понимании. Ему могло быть лет 30-40. Правда, в старину этот возраст считался весьма почтенным, так как продолжительность жизни была невелика.

В этой былине употребляется постоянный эпитет старый в значении “крепкий, сильный”. Образ Ильи Муромца – это центральный образ в русских былинах. Этот богатырь воплощает в себе идеалы и надежды народа, его толкование понятия о добре и зле, о патриотической верности родной земле, о богатырской чести и удали.

Подвиги Ильи Муромца всегда связаны со служением народу, его образ изображен как защитник родной земли.
Поскольку былины не записывались, а передавались устно, есть много вариантов одной былины. Один из вариантов в нашей былине “Илья Муромец и Соловей Разбойник” вместо последних четырех строк содержит другие две:

А тут Соловью ему й славу поют,
А й славу поют ему век повеку!

Почему так заканчивается былина? В самом ли деле Соловью поют славу или просто над ним смеются? Конечно, не поют славу побежденному Соловью.

Такой прием создания художественного образа, когда слова употребляются не в прямом смысле, а в переносном, чтобы посмеяться над кем-нибудь, называется иронией. Этот прием часто встречается в былинах.

Язык фольклорных произведений и художественной литературы очень отличается от обычного языка, обыденной речи. Одно из главных отличий – употребление в художественной речи специальных приемов, которые делают ее более яркой, выразительной, образной. Эпитет, гипербола – все это приемы создания образной речи. Такие приемы называются тропами.

Слова-тропы отличаются от всех других слов тем, что употребляются в переносном, а не в прямом значении. Над Соловьем Разбойником смеются, а написано, что ему поют славу! Это “тропы”, что значит – эпитет, гипербола, ирония, а также олицетворение или сравнение, которые тоже относятся к тропам.






Количество отзывов: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 627
© 21.09.2022г. ГДЗ по литературе
Свидетельство о публикации: izba-2022-3391556

Рубрика произведения: Проза -> Школьная литература











1