Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

«Август. Стансы…» Два эссе о конкурсе


«Август. Стансы…» Два эссе о конкурсе
­­­­­­­­­­­­Дорогие друзья!
Так сложилось, что два эссе пришли после опубликования общего обзора с комментариями по выбору конкурса Август. Стансы…
И я решила с опозданием не вставлять их в общую статью, а опубликовать отдельно и вместе.
В общем, оба автора нашим писаным и неписаным канонам не последовали, написали в своём стиле.
Сопоставив их, у меня сложилось впечатление, что это взгляды «доброго» и «злого» критиков.
Диаметрально противоположные, но два  профессиональных взгляда на один конкурс, на одни произведения...

Результаты Виолетта Баша в голосовании учтены, а вот Дмитрий Верютин «улетели» и в таблице не отразились.
Вообще, это была плохая моя идея сделать из независимого критика арбитра, нельзя приглашать пирожника тачать сапоги…
У арбитра несколько другие задачи, чем у критика, но независимые критические заметки, думаю, полезно прочитать всем.

Предлагаю два эссе вашему вниманию.
Хочу отметить сразу, что с некоторыми выводами «злого» критика я категорически не согласна.
Поэзия, стихи - это не раз и навсегда заданный шаблон, даже если задана форма стихотворений...
И об этом в преамбуле нашего конкурса написано...
Все «стансы» классиков с отступлением от формы, от заявленного  классическим 4-стопного ямба и прочее...
Неразумно требовать от конкурсантов более строгих правил, чем придерживались классики...

***
Виолетта Баша:
Августовские стансы – тема прекрасная.
Она дает пространство для красивой формы: в стансах лингвистические структуры не ограничены только четверостишиями, это могут быть и n-стишия, где n – любое на ваш вкус число. Например, строфы по 7 строк или по 12.
Но эта же тема дает и пространство для философских размышлений. Уходящее лето и уходящая жизнь.
Данный конкурс отличился большим количеством очень красивых и сильных стихотворений.
Читать вас, дорогие друзья, было удовольствием, а выбирать лучшее – довольно трудным делом.
Буквально в каждой заявке были яркие образы и находки. Как бы мне хотелось, чтобы мест было больше, и все чтобы были призовыми.
Несколько первых, несколько вторых и т.п. Но правила другие.
Каждое из конкурсных стихотворений мной было прочитано много раз.
Но после формирования топа-20 работа почти что встала, все стихи были прекрасны, и равноценно хороши.
Пришлось сделать отбор строже, включить в себе редактора со стажем, и замечать уже или незначительные стилевые промахи (например, идет стиль возвышенно-лирический, и вдруг слово из бытового жаргона), отмечать т.н. «нестрогие», «неточные» рифмы, которые также допустимы правилами стихосложения, но в соревновании дают маленький минус к моему восхищению, и т.п.
И все-таки окончательный выбор был сделан в пользу тех произведений, где был и второй план, философский и/или любовный и т.п., музыкальность, запоминаемость и многое другое.
И таких тоже было больше, чем 10 призовых мест.

Первое место я отвела стихотворению Август. Стансы.
На первый взгляд это очень хорошее стихотворение имеет не менее хороших конкурентов в рамках конкурса.
Почему же я выбрала его в моем топе-10 в качестве лидера?
Давайте перечитаем его.


Август. Стансы
Июль сыграл положенную роль.
Шуршат в листве дожди, стучат по крыше.
Развесил август новые афиши –
И лета в них прощальная гастроль.

Полна воспоминаний, глубока,
Темна вода студёная в кринице.
Под шорохи дождя мне будут сниться
В лучах зари – над лугом облака.

О, как июньский день благоухал!
Как ночи на посулы были щедры!
Картину бытия меняют ветры:
Макушки лета пройден перевал.

Намедни август мок в моём саду.
Шёл серый дождь, в безвременье стекая,
Корил меня: «Беспечная какая!
Смотри, пройдёшь и ты, как я пройду»…



Умеренная (не избыточная, не на надрыве, что тоже бывает) и гармоничная эмоциональность отличает это стихотворение вместе с некоей задумчивой отсылкой к философии жизни человека.
Месяц - не только время, но и имеет человеческое измерение. Он – актер. И он - сцена спектакля жизни. Очень понравился образ месяцев-актеров на сцене жизни. Август - это прощальная гастроль лета. «И лета в них прощальная гастроль.» Небольшое замечание – инверсия (обычный порядок – гастроль лета). Но инверсия допустимая.
Очень красивые образы – темная вода в кринице, сон под сентябрьские дожди, где в сновидении приходят облака августа в лучах зари. И ветер, пройдя, как проходят перевал (те, кто штурмует горы) «макушку лета» (яркий образ), сменил картину бытия. Лето уже идет не по нарастающей, а как бы спускается с горы времени, неумолимо приближаюсь в осени. И первый в августе серый дождь стекает в безвременье, это переходная пауза времени между летом и осенью, щемящая как все быстротечно уходящее. Стихотворение благодаря своим достоинствам уже было у меня в топе -10. Но последние две такие пронзительные строки сразили меня наповал и именно за них данное стихотворение и получило в моем топе-10 первое место.
Эти две строки философски обобщают все написанное:

«Корил меня: «Беспечная какая!
Смотри, пройдёшь и ты, как я пройду»…


Вот он, ключ к пониманию переживаний человека, когда уходящее лето так остро напоминает о краткости нашего пребывания на земле. Пронзительные две строчки.
Второе место в моем топе-10 я отдала замечательному стихотворению Вот окончится лето. Проступит опять позолота...

Вот окончится лето. Проступит опять позолота
На бледнеющих листьях, что грустно на кленах висят.
И готовятся птицы, встречая сентябрь, к перелету,
Все упорней надежды свои к облакам вознося.

Невозможно угнаться за нашим стремительным веком.
И, казалось бы, тишь и покой — вот она, благодать!
Но не зря что-то птичье издревле живет в человеке,
Заставляя под небом крутые высоты искать.

Собирается в рощах осенняя хмурая мглистость,
Жизнь скучать не дает, и она убеждала не раз:
Очень трудно постичь бесконечного мира единство,
Но дано быть единственным в мире любому из нас.

Все привычно — поникшие травы, укрытые пылью,
Свет в затихших домах и тумана лохматая мгла,
Но бывало не раз — ощущали мы крепкие крылья
И рвались к облакам, повседневные бросив дела.

Но бывало не раз, дерзновенную мощь обретая,
И стараясь достичь тех вершин, что достичь не могли,
Разбивали покой и над хмуростью будней взлетали,
Чтоб ясней разглядеть красоту благодатной земли.

А пока — теплый август в дворах умножает заботы,
Над землей скоро снова зависнут дожди, морося.
И готовятся птицы, встречая сентябрь, к перелету,
Все упорней надежды свои к облакам вознося.


Как и предыдущем стихотворении, мне очень понравился философский уклон и человеческое измерение в данном произведении.
Позолота на бледнеющих листьях, грустно висящих на кленах, напоминает не только о времени ухода лета, но и о краткости бытия, потому что грустное время, время умирания листвы, издревле у поэтов ассоциировалось именно с этим.
Как ассоциируется и в данном стихотворении.
Произведение содержит много яркий сравнений и эпитетов, приятно на слух, гармонично и в меру (как и первое стихотворение) эмоционально, в самый раз, когда грусть и красота природы и человеческих чувств создает ощущение классической симфонии с грустной главной темой.
Образ человека как птицы, стремящейся в небо, также не нов, но как к месту и как красиво он здесь подан.
Надежды птиц – надежды людей все упорнее.
Надежды на что?
На достижение высоты, на преодоление трагического закона природы – закона, согласно которому одна листва ( поколение, люди) уходящего года (жизни) должна умереть, чтобы родилась весной молодая и новая листва ( новое поколение людей).
Но как это нечестно по отношению к уходящему, как быстро проходит жизнь, и как зло шутит над нами природа.
Однако, человек имеет свободу воли и разум, он не безвольная падающая листва.
Он сопротивляется, как птица, стремящаяся доказать небу, что она высока духом.
Именно это и читается в данном прекрасно стихотворении:

«Но не зря что-то птичье издревле живет в человеке,
Заставляя под небом крутые высоты искать…»


И высоты нужны птицам не только как протест против краткости бытия и умирания природы в осенний период. Нет. Цели еще выше.
Постичь единство мира, понять, что каждый из нас уникален.
И с высоты неба увидеть всю красоту земного бытия:

«Очень трудно постичь бесконечного мира единство,
Но дано быть единственным в мире любому из нас…»


«Но бывало не раз, дерзновенную мощь обретая,
И стараясь достичь тех вершин, что достичь не могли,
Разбивали покой и над хмуростью будней взлетали,
Чтоб ясней разглядеть красоту благодатной земли.»

Стихотворение равноценно тому, которому я отвела первое место, и выбор был очень трудным.
Только последние две строки предыдущего стихотворения определили мой выбор, однако, можно считать, что я отвела обоим стихам по первому месту. Это не второе место, а еще одно первое. Спасибо авторам.

3 место в моем топе -10 получило стихотворение Элегия
Здесь повторилась та же история, что с первыми двумя.
На место номер 3 претендовали не менее 4 стихотворений, равноценно прекрасных.
Прошу не обижаться авторов, но трудно выбирать, когда сразу 4 стихотворения вызывает влюбленность в них. И не 4, а не меньше 20, если вспомнить мой топ-20.
И даже больше.
Почитаем «Элегию».
Лебедь на черной воде -
Белая лилия света…
Это прощание с летом,
Звездная дань высоте.

В роще, куда б ни вело,
Листья играются в прятки.
Грусти невнятный озноб
Мягко щекочет лопатки

Полночь плывет над селом.
Скрипнул калиткой проулок.
Птица росистым крылом
В зарослях шумно взмахнула.

В млечную бездну «ковша»
Движутся звездные струги…
И обостренно душа
Ловит все шелесты, звуки.

В мире безветрия нет.
Только опасней - безверье.
Скоро забрезжит рассвет
И подытожит потери.

Память, суши невода!
Выбраны тони до срока…
Здесь, в зоревые года
Много взбулгачено тропок.

Ясность приходит не вдруг,
Все озаряется в малом:
Жизнь, совершившая круг -
Вышла к исконным причалам


Упругий, не отпускающий как ритмическая и несколько мистическая музыка, ритм стихотворения вызывает определённый настрой, завораживающий и таинственный.
А каково пиршество образов!
Все зримо, эта словесно данная картина просматривается как кино, и по настрою напомнила мне культовый авторский мистический фильм «Господин Оформитель» под гениальную музыку Сергея Курехина.
Силы света – белый лебедь на черной воде – контраст, красивый и одновременно пугающий неизбежной трагедий образ ассоциируется у автора с отраженной в воде звездой – данью уходящему лету.
Один этот образ уже ярок и интересен, а там таких много.
Озноб грусти, бегущей по спине, щекочет, но мягко, лопатки. Краткий штрих, но какой емкий. Какой понятно узнаваемый.
А в этом четверостишии обрисована вся картина, достаточная для того, чтобы представить зримо, услышать и снять видеоряд.
Емко и точно:

Полночь плывет над селом.
Скрипнул калиткой проулок.
Птица росистым крылом
В зарослях шумно взмахнула.


И читатель видит и слышит скрип калитки в проулке, лично меня испугавший как зрителя (кто это ночью крадется и входит через калитку в чей-то двор?).
Ощущение из просмотра фильма «Господин Оформитель».
И звук, и мелькание крыла птицы в зарослях - из того же видеоряда.
Но автор идет дальше и путь его - масштабнее.
Земные картину чередуются с небесными.
И вот уже движутся звездные струги вбледную бездну «ковша» ( Большой Медведицы).
Напомню, что такое струги. Струг — русское плоскодонное парусно-гребное судно (барка) XI — XVIII веков, служившее для перевозки людей и грузов.
Картина потрясающая.

Но мистические и емкие картины и образы – это не все, автор переходит к философской нотке, обобщая и подводя итог:

В мире безветрия нет.
Только опасней - безверье.
Скоро забрезжит рассвет
И подытожит потери.


Замечательное стихотворение.


4 место.
В числе стихотворений, условно относящихся к любовной лирике, хочу отметить заявку Августовские стансы.
Несмотря на то, что было еще несколько заявок, которые вполне могли бы претендовать на призовые места, 4 место я отдала очень эмоциональному и яркому в этом плане стихотворению о любви и разлуке.
Прочитав его, я поняла, что пишет автор молодой, ибо для них, молодых, любовь и разлука – это не только вневозрастное чувство и волшебное состояние, как для любого пишущего от 5 до 105 лет, но в молодом возрасте это и нечто иное.
Это решение судьбы, с кем прожить всю жизнь, когда эта жизнь еще на старте, а разрыв неизбежен и рая в шалаше с тем единственным не будет никогда.
Эта проблема выбора родственной души в молодом возрасте кажется роковой и при разрыве - безнадежной.
И только пережив не один такой разрыв, человек подходит к второй половине жизни уже и с опытом душевных ран и с мужеством их перенести и начать все заново.
А здесь очень молодое восприятие мира – ссора с любимым – и мир рухнул, и есть только отчаяние и ожидание, что он вернется, ведь она, лит. героиня, по-прежнему ему верна.
Поэтому, решив, что надо дать дорогу молодости и любви, я внесла в список лидеров это стихотворение, и дала ему место 4.

Острая горечь от разрыва с любимым передана лаконично, но с большим чувством, что не может не взволновать читателя.
Понравился образ, который переводит боль от расставания к былинным «полцарствам» и непременно - коням и воинам древней Руси.
Разрыв - не просто драма, это драма исторического масштаба, как бы заявляет этим катреном автор.
В отместку дерзкому лукавству,
За пережитый тайный страх,
Ты не отдашь свои полцарства
Ни за коня, ни просто так.


И хочется вернуться к началу стихотворения и перечесть его, читаешь и понимаешь – август в нем – символ потери, уход лета – прощания с любимым.
И прощание это не на год, как бывает с последним месяцем лета, а на века.
Не на года, не на столетья –
Навек без рая в шалаше!
А я верна, как август лету,
Твоей доверчивой душе


Стихотворение вошло в мою 10-ку лидеров, оно получило 4 место в моем рейтинге, потому что мне показалось, что его писал молодой автор, но не на первом месте (есть т.н. «неточная» или «слабая» - это термины - рифма» - «мной-боль», где совпадают только ударные гласные «о»))
Возможно, мне возразят, что в числе заявок есть куда более изысканные образы и стихи. Это так. Но было видно, что их пишут мастера слова.
А здесь – молодая поэтесса ( мне так кажется, острая любовная потеря столь же пылкого автора, девушки).
Так что, 4 место здесь – это подарок, это в кредит и на будущее, чтобы не тормозить, а поддержать молодую поэтическую натуру.
Да, стихотворение довольно неплохое.
Если же я ошиблась с возрастом, скажу так. В интернете возраста нет, а есть перед нами светящаяся болью молодая душа.
А что такое поэзия как не пережитая и вылитая в слова боль?

***
Дмитрий Верютин:

­Пишу, чтобы прежде всего хотя бы морально поддержать некие работы.
Для ясности -- хотя я был приглашён участвовать в судействе, но, не успел сказать да / нет, как моё имя было включено в список авансом. Скорее всего я отказался бы, сочтя конкурс фарсом. Ибо, во-первых, Условия оного прописаны не однозначно. Во-вторых, перечитав принятые заявки, нашёл, что подавляющее большинство по содержанию даже приблизительно не соотвечает жанру "стансы". Ибо, во-первых, как традиционно считается, каждый станс должен содержать либо законченную мысль, если это наблюдение, либо, законченное действие, если это повествование, то есть без смысловых переходов меж строфами. Во-вторых, в данном случае в каждой строфе должны быть прямые или контекстные ссылки на август, -- хотя это не написано в Условиях (о их "логике" сказал выше), полагаю, разумному это по умолчанию понятно. Заявлены же были в основном стихотворения со сквозным сюжетом. Чаще с путаной мыслью, но и несколько вполне приличных, кои в ином случае, возможно, я отметил бы по достоинству. Были также сезонно-пейзажных зарисовки, и среди них неплохие. Но зарисовки, типа классического "Осень наступила. Высохли цветы...", при возможных художественных достоинствах и, казалось бы, смысловой независимости строф, не есть стансы. Ибо каждая строфа это, так сказать, если сравнивать с синтаксисом, -- не законченное предложение с точкой в конце, а лишь часть сложного, т. е. содержащее лишь часть мысли без общесвязующего ключа.
Были 1-2 работы, пожалуй, стансы, пожалуй, достаточно художественные. Но не про август, если только ради ловли на безрыбии не притягивать единожды мимоходное слово или образ к общему содержанию.
(Для читателя, не подкованного в теории и тексто-анализе, простейший способ определить стансы хотя бы в первом приближении -- читать строфы в произвольном порядке, нп. начиная с последней. И если мысль повисает -- это точно не они.)
Несомненными стансами по всем указанным критериям я посчитал лишь --
Августовские стансы (№ 9) https://www.chitalnya.ru/contest/218/67739/
Также с неким приближением к требованиям:
Август от 10. 08. 2021г (№ 45) https://www.chitalnya.ru/contest/218/67661/
К августу (№ 26) https://www.chitalnya.ru/contest/218/67702/
И коль уж волей случая (в лице модератора) я попал в список судей, а до того изучил работы, то в судейской таблице попытался дать первое законное место работе №9, и соответно 9 и 10-е поощрительные двум другим, пропустив остальные строки. Но, как понимаю, движок таблицы рассчитан на внесение 10 работ (коих я не набрал), поэтому моё мнение не было учтено.

____________
Ранее написав в "моральную" поддержку трёх работ (с оговоркой, что авторам, возможно, это вовсе не нужно), за кои я не смог проголосовать из-за особенностей сайто-движка, и не имея возможности на полный обзор, добавлю мнение о работе призёре --
Вот окончится лето. Проступит опять позолота... https://www.chitalnya.ru/contest/218/67682/
С одной стороны понимаю, что судьи работали на "безрыбии" (понимают ли это некоторые судьи -- не гадаю здесь), где выбирать по-взрослому было почти не из чего. Но с другой стороны насильно судействовать никого не заставляли. Любой мог отказаться, если бы счёл конкурс фарсом.
Теперь к конкретике...
То, что стихотворение посвящено абстрактным размышлениям о полёте, а вовсе не августу, кой помянут лишь как фоновая деталь, -- полагаю, надо убеждать лишь автора, приславшего заявку, но не судей и "зрителей", разумеется, кроме тех, кто принципиально включит тупого, из-за раздражения от критики. То есть уже лишь по этому критерию работа не годится для конкурса. Но, допустим, сделаем модератору и судьям скидку на безрыбье...
По частным недостаткам пройдусь в конце эссе.
Главное же надо доходчиво объяснить, почему это не стансы.
Хотя теоретически, разумеется, общая идея сборника стансов влияет, либо может, на смысл каждого, но -- не настолько решающе, чтобы читателю не понять смысл отдельного, если читать стансы в произвольном порядке, нп. начиная с конца к началу либо с середины, затем "прыгая" вверх-вниз. То есть первый минимальный признак проверки на "стансовость" -- нахождение относительно законченного смысла при чтении строф в произвольном порядке. Второй минимальный признак -- смысл каждого станса должен быть неповторим.
Допустим, стансом, то есть строфой с относительно законченным и независимым смыслом, можно назвать первую. Но далее в трёх строфах (см. комменты ниже) похожий смысл повторяется разными словами, а в двух -- есть синтаксические смысловые переходы от предыдущих.
Кроме того общая мысль даже в сборнике выражена слишком обобщённо для того, чтобы внутри отдельных стансов её можно было зафиксировать в сознании в виде некоего параграфа. Разумеется, последний мой вывод труднее логически формализовать. Но не предвзятый читатель может проверить справедливость слов на себе: прочитать (не учить наизусть), затем через некое время повторить содержание, оставшееся в памяти.

И частности:
1.
Вот окончится лето. Проступит опять позолота
На бледнеющих листьях, [что грустно на кленах висят. -1]
И готовятся птицы, встречая сентябрь, [к перелету,
Все упорней надежды свои к облакам вознося. -2]

[1] Информативное излишество, очевидно, что лишь ради рифмы (при этом рифма троечника) К тому же нелепость: 1. Почему только "на клёнах" ? 2. Листья, если где-то и "висят", то не на клёне. Либо на клёне -- не больше, чем инамо. (Автор, покинь диван -- посмотри деревья!)
[2] Автор лично может возносить свои мрии куда угодно. Но подобный эскапиэм не надо приписывать птицам! Когда те готовятся к перелёту, то их насущная цель ("надежды") вовсе не облака.
2.
[Невозможно угнаться за нашим стремительным веком.
И, казалось бы, тишь и покой — вот она, благодать! - 3]
Но не зря что-то птичье издревле живет в человеке,
Заставляя [под небом крутые высоты -4] искать.

[3] После упоминания стремительности времени и без смыслового перехода о каком покое речь? Следующий далее союз "Но" может смыслово, т. е. противительно, сочетаться лишь со второй строчкой изолированно, но не вкупе с третьей, ибо "стремительность" не противоречит полёту.
[4] Крутою может быть траектория или поверхность, но не высота!
3.
[Собирается в рощах осенняя - 5] [хмурая мглистость - 6],
[Жизнь скучать не дает, и она убеждала не раз:
Очень трудно постичь бесконечного мира единство,
Но дано быть единственным в мире любому из нас. -7]

[5] Времена смешались в голове автора: в 1-строфе непонятное время лета, в 3-й - уже осень (ибо собираЕТся), а в 6-й -- август.
[6] Тавтология ничего не дающая, кроме заполнения строки.
[7] Изначально взятый метафоризм полёта без всякого перехода скакнул на буквализм жизни. (А в следующей строфе опять без перехода -- возврат в метафоризм.) Сие мудрствование само по себе невозможно оспаривать, равно как, то, что зло -- плохо, добро -- хорошо. Но без иллюстрации конкретикой жизненной истории эти правильные словеса ничего не оставляют в душе и памяти.
4.
[Все привычно — поникшие травы, укрытые пылью,
Свет в затихших домах и тумана лохматая мгла, - 8]
[Но бывало не раз — ощущали мы крепкие крылья
И рвались к облакам, повседневные бросив дела -9.]

[8] Речь о постапокалиптическом мире или о чём? Ещё во 2-й строфе был "стремительный век", и вдруг упс!
[9] Сутевой повтор конца 2-й строфы другими словами. Ибо "заставляя искать" во 2-строфе, вероятнее трактовать как многократное реальное действие, а не мечтание.
5.
[Но -10] бывало не раз, дерзновенную мощь обретая,
И стараясь достичь тех [вершин - 11], что достичь не могли,
[Разбивали - 12] покой и над хмуростью будней взлетали,
Чтоб ясней разглядеть красоту благодатной земли.

[10] Этот союз означает строфный смысловой переход, "запрещённый" в стансах.
[11] Вершин достигают альпинисты, а не летуны.
[12] Какой новый смысл вносит такой образ, кроме "лишь бы сказануть" ?
Содержание строфы -- третий (и косноязычный) сутевой повтор, что и в [9]. И без иллюстрации жезнеисторией это опять лишь трескотня ни уму ни сердцу.
6.
[А пока -13]— теплый август в дворах умножает заботы,
Над землей скоро снова [зависнут дожди, морося -14].
И готовятся птицы, встречая сентябрь, к перелету,
Все упорней надежды свои к облакам вознося.
.
[13] Это означает строфный смысловой переход (см. п. 10)
[14] Зависнуть могут тучи. А дождь (капли) если зависнет, то нарушит закон гравитации. Автору двойка по физике! "Морося" -- натяжка ради рифмы. Ибо осенью (и в другие сезоны) бывает и морось, и ливень, и всё, что между. Автору двойка по природоведению (или что он там изучал)! И запятая не нужна, ибо это отдельное деепричастие в роли наречия. Автору тройка по русскому.

Указывая выше на нелепость некоторых слов, образов, разумеется, не хочу сказать, что подобное в принципе невозможно. В поэзии возможно всё, допустим: *дождь думает, *Луна стрекочет,,, Но любые отклонения от привычного узуса должны быть гарантированно оправданы контекстом так, чтобы у читателя не было сомнений, что, мол, да, звучит странно, но, пожалуй, это не самоцельный выпендрёж, ничего принципиального не вносящий, -- просто более точного образа тут не найти.
_______
Замечание со стороны:
Леонид Хегай (19.09.2022 02:32:35): Вы не заметили "в дворах". Это вообще суперХрамотно.
Ответ:
ДВ: Верно замечено! Однако это не неграмотность как таковая, а нарушение нормальной орфоэпии, сложившейся, что касается данного случая, на основе ′закона восходящей звучности′. Практически подобное выпадение протетического (не семантического) гласного можно ещё допустить в стихах, если перед союзом будет гласный, нп. *...сте в дворах. Но в данном случае имеется языколомный кластер "ст в дв". (Если бы это был песенный текст, то, будьте благонадёжны, я бы очень даже "заметил" !)

+++
(добавлено  23.09.2022)

Ответ на реплику Риты Крихели:

Здравствуйте, Рита! Я доселе ничего не сказал о деталях вашей работы, -- в частности потому, что мало сведущ в нюансах православия, и приемлемое ознакомление с ними (даже с конкретным праздником) займёт время. А без этого могу что-то профукать или криво трактовать. Пока же с тем багажом, что имею, не вижу вопиющих сутевых минусов. Ваши строфы воспринимаю как короткометражки, снятые лаконично (возможно, кое-где чуть слишком), без общего сюжета, но глазами одного наблюдателя в одной местности /семье и временном промежутке. Это касомо и последней строфы. Но коль уж пишете о намерении ея переделки... (Ух, как щас с хрустом потопчусь!) Здесь есть непрояснённость мотиваций лит-героя. Почему вообще ставится вопрос, что от звона надо либо не надо скрываться? О какой истекающей надежде речь? Это два из фрагментов, где лаконизм кажется мне превышенным. Засим далее размыт настрой вкладываемый в "в сердце медленно стучится осенний день". Здесь больше умиротворения, грусти, фатализма-смирения?..
Стихотворение не простое, и чтобы разобрать всё, нужно потратить кофия. Упомяну лишь места, кои мне точно кажутся диссонансом.
1. [В открытое окно, как в рану]
Если заглядывать в рамы со стеклами разбитыми либо треснувшими, это быб органично, -- и то при условии, что повреждение не притянуто к контексту. Пока же "рану" воспринимаю больше ради рифмы, тем паче, что вы выбрали сложную схему рифмовки, затрудняющую подбор.
2. [Дождь барабанит в окна одиноко, Взяв целый мир в свою осаду.]
Здесь персонификация дождя. То есть он должен обладать и внятным человеческим характером. Но "барабанит; в осаду" намекает на наглеца и захватчика, а "одиноко" -- на несчастного скитальца, должного вызывать сострадание.
3. [И видит Спаса лик планета]
Во-первых, не вся планета (есть буддисты и пр.). Во-вторых, главное, "планета" (ради рифмы) переносит взгляд читателя с уже сложившейся уютной местной картинки невесть куда, где, кстати, может быть и зима в это время.

Также: [на болоте топком] -- здесь тавтологическое прилагательное ради рифмы.

Пока всё. Если переделаете что-то -- с интересом прочту.

*****
Куратор конкурса Марина Миртаева









Рейтинг работы: 81
Количество отзывов: 3
Количество сообщений: 3
Количество просмотров: 117
Добавили в избранное: 2
© 19.09.2022г. Редакторская Страница
Свидетельство о публикации: izba-2022-3390231

Рубрика произведения: Разное -> Критика


Галина Агапова       27.09.2022   06:34:32
Отзыв:   положительный
Мнения жюри - осуществившаяся мечта и драгоценный подарок для Избы Читальни!
Именно так надо смотреть на конкурсные сочинения.
Браво!
Марина Миртаева       27.09.2022   14:54:06

Спасибо огромное, Галина, за отзыв, за поддержку...
Светлана Севрикова       26.09.2022   23:31:06
Отзыв:   положительный
Мы с Виолой как рыбак рыбака..
Я ей очень благодарна.
И, пользуясь случаем, передаю привет: мне очень жаль что из-за этой чертовой политики мы снова не общаемся в реале.
Люблю тебя и очень благодарна тебе за чуткость, родная моя душа.
Марина Миртаева       26.09.2022   23:41:43

Спасибо, Светлана, за отзыв!
С душой написали наши критики, выложились...
Евгений Самсонов       23.09.2022   20:29:33
Отзыв:   положительный
Как Моцарт и Сальери, два мнения двух членов жюри, но всё по чести и по совести, у каждого своё мнение, оно имеет право быть! Потому-то и мнтересно их читать! Они "живые", эмоыиональные и , что важно, написаны "не под копирку"!) Вполне обоснованные и аргументированные мнения!) Спасибо)))
Марина Миртаева       23.09.2022   22:50:12

Евгений, огромное спасибо!
Мне эти два развернутых и независимых мнения тоже видятся очень интересными!









1