Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

«Песнь о вещем Олеге» (ГДЗ, вопросы и ответы)


­Вместе с родителями найди и прочитай произведение А. С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге».
Какую новую информацию ты получил о главном герое и исторических событиях из этого произведения?


Из «Песнь о Вещем Олеге» — знаменитого произведения А. С. Пушкина, я получил много новой информации.
Ведь поэт описывает не так исторические моменты, как саму сущность князя Олега.
В произведении рассказывается, что князь очень любил своего коня.
И когда пришлось с ним расстаться из-за слов волхва, он не был хладнокровным, а спрашивал и беспокоился, как его «друг» поживает.
И также детально Пушкин описывает диалог Олега с кудесником.
Отсюда мы узнаём и в какой момент князь получил столь неприятное вещание, и что он спрашивал, и как на это отреагировал.
Поэт в своём произведение использует много художественных средств выразительности, которые передают характер князя Олега и его трепетное отношение к коню.

Понаблюдай за языком и стилем текста летописи и произведения Пушкина «Песнь о Вещем Олеге». Сделай выводы. Обрати внимание на использование информации (даты, описание исторических событий), средств художественной выразительности.
Какие фразы из поэтического текста ты хотел бы использовать в своём рассказе о Вещем Олеге?


Автор летописи и А. С.


Пушкин совсем по-разному описывают одно и то же историческое событие.
В летописи главное – это строго изложить факты.
Присутствуют только точные года и краткое описание события.
Поэт же делает акцент на характеристике героев и, используя средства художественной выразительности, показывает эмоции и сущность характера героев, в частности, князя Олега.
Пушкин показывает своё отношение к определённым событиям, что даёт возможность прояснить картину всего происходящего.
В то время, когда в летописи автор сухо знакомит с событием, не давая ему своей характеристики.
Для своего рассказа о Вещем Олеге я бы использовал такие слова Пушкина, как «отомстить неразумным хазарам», «буйный набег»
Они показывают настрой князя и его войска, а также характеризуют сущность хазар.
Описывая вещуна, я бы использовал слова «мудрый», «кудесник» и сочетание «волхвы не боятся».
Так можно хорошо отобразить разум и уверенность старца.
Чтобы показать могущество князя Олега, я бы использовал слова кудесника «и волны, и суша покорны» и «завидует недруг»
Мне кажется, что слова Пушкина о челе и взоре Олега, которые «омрачилися думой» и о том, как он «гладит и треплет» верного коня, прекрасно отражают отношение князя к своему любимцу.
Ведь он не мог без раздумий и сожаления с ним расстаться.
«Пирует с дружиной» показывает богатство Олега и то, что он в разгаре веселья вспомнил о своём коне, используя слово «товарищ», ещё раз подтверждает отсутствие у него хладнокровности к коню.
Чтоб показать всю таинственность и мрачность смерти князя, я возьму слова Пушкина «таилась погибель», «гробовая змия», «чёрная лента».
Они отображают всю зловещность и беспощадность змеи.
Для описания похорон Олега Пушкин использует словосочетание «тризна плачевная», что показывает отношение народа к погибшему.
Поэтому я бы тоже использовал такие слова в своём рассказе.



Подготовьте развернутый ответ на вопросы: что поведал кудесник о жизни князя? Сравните тексты баллады и летописи. В чем вы видите разницу и что в них общего?


В балладе A.C. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» кудесник в ответ на вопрос князя поведал о его жизни следующее: князь Олег удачливый воин, имя его известно далеко за пределами Руси, он успешно воюет и на суше, и в море. Деяния князя сопровождаются защитой ангела-хранителя. Так из этого рассказа мы узнаем о жизни князя, о его походах, он славный воин и удачливый человек.
Известно, что баллада - это поэтическое переложение летописной легенды о смерти князя Олега.
Пушкин сохранил сюжет предания, но дополнил его лирическим содержанием, рассказав о чувствах князя, его переживаниях, выразив при этом свое отношение к происходящему.
В балладе дается .характеристика кудесника: он смело отвечает князю, отказывается от предлагаемых ему даров, объявляет о своей независимости и свободе. Здесь Пушкин выражает свою точку зрения на роль и предназначение поэта: поэт дружит с «волей небесной», он правдив и свободен.
Также в балладе выражается авторская оценка поведения князя: он несколько высокомерен по отношению к волхву, легкомысленно относится к его словам («презреть бы твое предсказанье!»), он даже бранит кудесника («ты лживый, безумный старик»), за это и наказан. Но князь наделен и добрыми чувствами: он с любовью относится к коню, заботится о нем, скучает в разлуке. Еще в балладе автор описывает воинское братство, которое основано на тех подвигах, которые дружинники князя совершили.
В балладе, в отличие от бесстрастного повествования в летописи, показан художественный образ князя, а также отношение к событиям, происходящим с лирическим героем.

Как раскрываются отношения «могучего владыки» и «мудрого старца» в их диалоге? Что вы можете сказать о каждом из них и кто кажется вам привлекательнее? На чьей стороне автор?

Диалог князя и старца раскрывает их взаимоотношения. Князь считает себя всесильным, он думает, что его все боятся («не бойся меня»). Интересна реакция князя на слова волхва («он усмехнулся - однако чело/ И взор омрачился думой»). Это говорит о том, что он суеверный, а не верующий человек.
Он принимает решение расстаться с конем, но в глубин« души сердится на кудесника, что выражается в словах далее «Кудесник, ты лживый, безумный старик!»
Предсказатель же показан мудрым человеком, обладающим большим чувством собственного достоинства. Ему не ведом страх, внутренне он совершенно свободен, потому что «с волей небесною дружен». Поэтому образ волхва кажете: более привлекательным; автор на его стороне, так как через этот образ Пушкин выражает и свою точку зрения на пред назначение поэта и поэзии.

Литературоведы считают, что словами волхва Пушкин провозгласил независимость поэзии и духовную свободу поэта от мирской власти царей... Согласны ли вы с этим суждением?

Вполне возможно предположить, что словами волхв Пушкин провозгласил независимость поэзии и духовную свободу поэта. Известно, что Пушкин считал божественным происхождение поэтического дара; диалог волхва и князя аллегорической форме показывает отношение вищестоящего (царя) и одаренного (поэта).

Читателю всегда интересно отношение автора к своим произведениям. Так, в письме к Л. Бестужеву Л. С. Пушкин пишет: «Тебе, кажется, "Олег" не нравится: напрасно. Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического». Как бы вы оценили в собственном отзыве «Песнь о вещем Олеге» Пушкина?

«Песнь о вещем Олеге» — произведение, которое знаю все. Чем вызвана такая известность баллады?
Во-первых, знаменателен сюжет, основу которого составляет летописное предание. Но в балладе показаны живы образы людей, наделенные чувствами, переживаниями, имеющими свою точку зрения и свою судьбу.
Во-вторых, баллада Пушкина очень красивая, автор ис пользует различные средства выразительности, чтобы сделать повествование ярким, выразительным.
Например, эпитеты («дивная судьба», «вдохновенный кудесник», «лукавый кинжал») помогают выразить авторскую позицию; олицетворения («и пращ, и стрела, и лукавый кип жал/ Щадят победителя годы») делают текст образных «оживляют» повествование; старославянизмы («вещий», «врата», «сеча», «глава», «прах») придают тексту возвышенность, что также характеризует позицию автора.
В-третьих, интересна идея стихотворения: показав судьбу князя, автор хочет заставить читателя поразмышлять об отношении человека к жизни, о власти и божественном даре, о вере и суеверии.
Также это стихотворение рассказывает об историческом прошлом нашей Родины, о славе её и подвигах воинов.
Очень интересен подтекст, о котором пишут многие исследователи: Пушкин утверждает через образ волхва свободу и независимость поэта и поэтического слова.
Все это делает стихотворение незабываемым.

Во многих случаях Пушкин обыгрывает прощание с конем драматургически (как в пьесе, в фильме), указывая на жесты, позу, поведение, состояние, настроение. Приведите примеры. Как это отражено в иллюстрациях П. Васнецова?


Какие еще литературные приемы делают балладу рассказом о старине живым и эмоциональным, торжественным и проникновенным?

Действительно, A. C. Пушкин подробно описывает прощание с конем, называет жесты, позу, состояние, настроение. Это одна из особенностей повествования, которая позволяет живописать картину.

Подумайте, с какой целью в балладе используются устаревшие слова (тризна, чело, секира и др.) и как можно объяснить появление не соответствующих седой старине слов "обманчивый вал", "дивная судьба", "незримый хранитель" и пр.


Устаревшие слова придают тексту возвышенный характер, погружают читателя в мир прошлого, а выражения «обманчивый вал», «дивная судьба», «незримый хранитель» — это образные словосочетания из языка пушкинской эпохи, что делает балладу легкой для восприятия.

Объясните слово «вещий». К кому в большей степени, по вашему мнению, оно относится (к князю или к кудеснику)?

Вещий — ведающий, знающий, предвидящий будущее. В большей степени это определение относится к кудеснику, который предсказан князю будущее, а тот не поверил ему и погиб.

Известно, что в черновом варианте были слова "престарелыи кудесник", в окончательном вдохновенный кудесник». Что меняется в представлении о характере героя с заменой одного слова?


Слово «престарелый» говорит только о возрасте человека, а эпитет «вдохновенный» передает отношение автора и характеризует дар кудесника: этот дар провидения дан ему свыше, Богом. Так замена одного слова другим значительно углубляет текст.

Большое место в балладе отводится прощанию князя с конем, воспоминаниям о нем. И здесь замечаем поиск поэтом нужного слова. В первоначальном тексте читаем: «Он по полю едет на смирном коне», в окончательной редакции:
«Князь но полю едет на мерном коне». Что достигается заменой слова?


Слово «смирный» говорит только о характере коня, а слово «верный» говорит об отношении между человеком и конем: они друзья, причем конь по-настоящему дорог хозяину, потому что верен, как человек.

Вы прочитали летопись и пушкинский текст «Песни о вещем Олеге». Какой на этих текстов лучше пересказать, какой — инсценировать или прочитать по ролям? Какие произведения изобразительного искусства предпочтительнее для каждого из текстов (памятники, портреты героев)?

Летописный текст легко пересказывать, а балладу Пушкина можно инсценировать, читать по ролям или снять мультфильм. Иллюстрации подходят для обоих текстов, а вот портреты героев лучше соз


Что меняется в представлении о характере героя с заменой одного слова?

Слово «престарелый» говорит только о возрасте человека, а эпитет «вдохновенный» передает отношение автора и характеризует дар кудесника: этот дар провидения дан ему свыше, Богом. Так замена одного слова другим значительно углубляет текст.

Большое место в балладе отводится прощанию князя с конем, воспоминаниям о нем. И здесь замечаем поиск поэтом нужного слова. В первоначальном тексте читаем: «Он по полю едет на смирном коне», в окончательной редакции:
«Князь но полю едет на мерном коне». Что достигается заменой слова?


Слово «смирный» говорит только о характере коня, а слово «верный» говорит об отношении между человеком и конем: они друзья, причем конь по-настоящему дорог хозяину, потому что верен, как человек.

Вы прочитали летопись и пушкинский текст «Песни о вещем Олеге». Какой на этих текстов лучше пересказать, какой — инсценировать или прочитать по ролям? Какие произведения изобразительного искусства предпочтительнее для каждого из текстов (памятники, портреты героев)?

Летописный текст легко пересказывать, а балладу Пушкина можно инсценировать, читать по ролям или снять мультфильм. Иллюстрации подходят для обоих текстов, а вот портреты героев лучше создавать по тексту баллады, так как именно в этом тексте характеры героев ярко и выразительно переданы автором.

Рассмотрите иллюстрацию. Так ли вы представляли себе героев? Если бы вам предложили подготовить памятник литературному герою, кому бы вы его поставили — князю или кудеснику? Как бы он выглядел (из чего сделан, где поставлен)? Подготовьте сценарий диафильма на основе текста «Песни о вещем Олеге» с помощью иллюстраций к ней.

На полотне художника В.И. Васнецова изображен тот момент, с которого начинается развитие сюжета — это разговор старца и князя Олега.
Художник передает ощущение тревоги, такое впечатление, что дует ветер. Старец спокоен, уверен в себе. Князь грозен, он недоволен тем, что он слышит. У князя красивый конь светлой масти, он сильный, но спокойный, у коня красивая сбруя, грива расчесана — ясно, что это любимый конь. Иллюстрация замечательно показывает отношения между героями, помогает представить их внешний вид.
Интересно было бы создать памятник старцу, это был бы человек в одежде того времени, со свитком в руках: он уже записывает то, о чем думает, это символический образ творца, который лишен чувства страха, потому что говорит правду.






Количество отзывов: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 123
© 15.09.2022г. ГДЗ по литературе
Свидетельство о публикации: izba-2022-3387907

Рубрика произведения: Проза -> Школьная литература











1