Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Ярославна - героиня слова о полку Игореве - прмиеры сочинений


Ярославна - героиня слова о полку Игореве - прмиеры сочинений
­Пример сочинения 1

Ярославна — главная героиня древнерусского произведения «Слово о полку Игореве». Ее образ стал еще одним новаторским приемом, использованным неизвестным автором. В древних текстах женщина редко играла хоть какую-то роль, а в «Слове» она заняла важное место. Именно ее призыв к силам природы помог Игорю освободиться из плена.

Имя Ярославны говорит о важной примете того времени: женщин называли по имени отца, подчеркивая не личность, а происхождение. Она — дочь Ярослава и представительница своего рода, значит, семья имела в ее жизни определяющее значение. Именно поэтому образ Ярославны символизирует Родину-мать и олицетворяет всех женщин Руси, а ее плач — это стенания всей земли, осиротевшей без дружины. Женщина, стоящая на крепостной стене, лишена индивидуальных черт и даже своего имени, ведь она — это часть большой семьи, и вне ее героини не существует. Даже ее положение на стене указывает на это: в случае нападения врагов она не сдастся в плен, а прыгнет вниз, чтобы погибнуть непокоренной. Стоя на распутье между жизнью и гибелью, она укоряет силы природы в отступничестве от русских витязей и просит их защитить родное войско. Особые надежды она возлагает на Днепр, чтобы он вернул Игоря и его людей назад. Тоска и любовь Ярославны делают чудо: река возвращает князя. В этом нет магии, ведь героиня и природа  Руси — это одно целое. Княгиня обращается к ней как к живой и получает отклик. Их эмоциональная и духовная связь тем сильней, чем больше опасность, надвигающаяся на русскую землю: кочевники не щадили природу, выжигая дотла ее детища. Поэтому обращения к стихиям выглядит вполне логично. Близость Ярославны к природе подчеркивается еще и на уровне средств выразительности: автор сравнивает ее голос с пением птицы. Сама героиня тоже выражается на языке пейзажа:

"Начто ж, как ковыль-траву, ты развеял мое веселие?"

Таким образом, Ярославна — это символ всей русской земли, которая не мыслит дальнейшей жизни без защитника. Русь всегда была женского рода и, как и женская натура, сочетала несочетаемое: силу и слабость, робость и смелость, терпение и страстность характера. Даже речь Ярославны состоит из противоположностей — из упрека и мольбы. Но, как и женщина, Русь не могла остаться одной и горько оплакивала потерю каждого сына, брата и мужа. Она, как и главная героиня «Слова», стояла на стене и была готова камнем упасть вниз, лишь бы не достаться врагу.


Пример сочинения 2

“Слово о полку Игореве”, датированное 12 веком, является одним из самых выдающихся произведений древнерусской литературы. Оно “наполнено” большим количеством героев. Почти все они, за одним-единственным исключением, мужчины, принадлежащие к высшим сословиям русского общества. И это совершенно неслучайно.

Традиции того времени требовали от неизвестного автора воспевания ратной силы и могущества русского государства в лице князей и их войск.
Но создатель “Слова” оказался очень смелым человеком – он дерзнул нарушить многие каноны, по которым создавались произведения данного жанра.
Нововведения автора коснулись и персонажей “Слова”. Так, в частности, вопреки всем правилам, в этом произведении появляется женский персонаж. Больше того, он играет важную роль в судьбе главного героя, в реализации идеи всего “Слова”.

Этим персонажем является жена князя Игоря – княгиня Ярославна. Героиня появляется лишь в одном эпизоде, ближе к концу произведения, но по своей значимости эпизод с ее участием занимает одно из центральных мест в “Слове”,
наряду с “золотым словом” Ярослава.

Автор показывает нам свою героиню в горе и отчаянии – она узнала о разгроме войск Игоря, о плене ее мужа. Следуя языческим традициям, Ярославна обращается ко всем стихиям с мольбой о помощи. В ее словах мы чувствуем огромную любовь к мужу, силу ее переживаний.
Автор показывает нам не запрограммированную схему, маску, а живого человека со всем многообразием и противоречивостью его чувств. Так, Ярославна в своем горе даже упрекает стихии – как они могли допустить плен Игоря, его поражение:

О ветер, ты, ветер!
К чему же так сильно веешь?
На что же наносишь ты стрелы ханские
Своими легковейными крыльями
На воинов лады моей?

Эпизод с участием Ярославны имеет четкую композицию – он делится на четыре части. Все они начинаются приблизительно одинаково, заостряя внимание на горе героини, силе ее любви к мужу: “Ярославна поутру плачет в Путивле на стене, припеваючи”, “Ярославна поутру плачет в Путивле на стене, приговаривая” и т.д.

Важно, что образ этой героини обрисован в фольклорных тонах, подчеркивая ее связь с родной землей, ее истинно русский характер. Так, Ярославна сравнивается с птицей – “на заре одинокой чечеткою кличет” (прием психологического параллелизма).

В первой части эпизода показывается лишь огромное горе и отчаяние этой героини. Услышав страшную весть, она стремится к своему “ладе”, хочет быть с ним рядом, переносить вместе все муки или поддержать его в последнюю минуту: “Оботру князю кровавые раны на отвердевшем теле его”.

Вторая часть – это обращение к ветру. Его Ярославна упрекает в том, что он не помог князю Игорю и, “как ковыль-траву”, развеял веселие героини. Третья и четвертая же часть – это обращение княгини к реке и солнцу с просьбой о помощи.

Почему именно к этим стихиям взывает Ярославна? Мне кажется, что для нее и для автора “Слова” Дон является олицетворением русской земли. А к кому еще обращаться человеку в трудную минуту, как ни к самому родному – отчизне? Поэтому Ярославна просит Дон: “Прилелей же ко мне ты ладу мою, Чтоб не слала к нему по утрам, по зорям слез я на море!”

И последней инстанцией, самой сильной и могущественной, для героини является солнце. Но она и к нему обращается хоть с ласковым, но упреком:

Что ж так простерло ты свой горячий луч на воинов лады моей,
Что в безводной степи луки им сжало жаждой
И заточило им тулы печалию?

На мой взгляд, это говорит о степени горя героини. Она не побоялась даже солнца – самого почитаемого божества у славян – настолько сильна была ее любовь к мужу.

Таким образом, Ярославна – один из важнейших образов в “Слове”. Эта героиня является воплощением истинно русской женщины: верной, преданной, любящей, сильной, готовой пойти на все ради своего мужа. В ряду других образов “Слова” характер Ярославны помогает воплотить патриотическую идею автора, прославить русскую землю и ее народ, вызвать восхищение, гордость и почтение у читателей.


Пример сочинения 3

Слово о полку Игореве прекрасное произведение, достойное звание лучшее литературное произведение своего времени. В основном это благодаря своему уникальному способу подачи, и раскрытии проблем то времени.

Сюжет поэмы повествует о том, как молодой князь города Путивль, Игорь, отправляется в поход на половецкое войско с целью разгромить их и принести славу Руси и себе в том числе. Во время похода он встречает на своём пути множество дурных знаков, например, тоже затмение, но, несмотря на это он не зная, с боевым настроем, шагает на собственную смерть. Добравшись до поля брани, он побеждает в первой схватке, благодаря чему становится ещё более уверенным в неизбежности успеха своего похода. Но вскоре после победы, войско князя терпит сокрушительное поражение. Вы пылу сражение многие дезертируют, князь погибает, а оставшихся в живых берут в плен.

Далее повествование помещает нас в Путивль где вовсю идут дискуссии о том, что же всё таки делать с половецкой угрозой, и как с ней справляться. Там же в замке осталась и жена князя Ярославна. Услышав о поражении своего мужа, она проклинает силы природы за то, что они допустили смерть любимого. Она бы отдала жизнь, лишь бы князь не погибал на поле брани. Как она сама говорит в произведении, она бы стала птицей, чтобы залечить раны мужа.

Всё это характеризует её как женщину, которая является ярким примером русской женщины, храброй и самоотверженной. Она буквально готова умереть вместо мужа, лишь бы он остался жив. Она проклинает силы природы за смерть мужа, что показывает её храбрость, ведь во времена язычества это было непростительно. Настолько она любила своего мужа, что была готова идти против всех.

Эта женщина является прямым ответом на вопрос, какие в древней Руси были женщины. Она готова рискнуть всем, лишь бы только отомстить за своего любимого и его честь. Она также ругает его за то, что он не послушал её и, торопясь отправился в поход. Чувствуя что-то, она и представить, не могла, что всё может обернуться смертью Игоря. Пускай и ей уделено пару строф, но даже их хватает, чтобы понять, что это за женщина, какие у неё принципы и идеалы. В произведении ещё множество образов, но образ Ярославны является самым запоминающимся.


Пример сочинения 4

Женский образ, известный много веков по художественному произведению, запомнился интересной сценой – плачем. Ярославна – героиня «Слова о полку Игореве» становится олицетворением мудрости, единения с природой, женщиной с великой силой веры в будущее. Героиня любит природу и Россию.

Ярославна появляется в произведение в момент поражения русского войска. До города Путивля, где она остается ждать мужа, доходят вести о поражении князя.  Исторически княгиня – мать 5 сыновей и дочери. Имена сыновей подчеркивают связь поколений. Так издавна было признано на Руси: называть детей именами дедов и прадедов. Сыновья Ефросинии (Ярославны): Олег (дед князя Игоря), Святослав (отец князя), Владимир (дед Ярославны), Роман и Ростислав. Литературоведы обращаются к судьбе женщины, помогают понять душу матери, ее состояние в момент потери близких людей, любимого человека. Ефросинья тесно связана с языческими обрядами и природой. В женщине все открыт, она не придуманный образ, а живой человек, который и упрекает, и просит, и уговаривает, и спорит, и кричит, и плачет.

Первая часть «плача» – разговор с ветром. У стихии легкие крылья и сильная мощь. Ветер носит стрелы, гонит корабли, сбивает с ног. Фольклорный мотив проходит через весь плач. Одинаковое начало, повтор при обращении, усиление образа, сравнения. Автор пишет как профессиональный литератор. Он владеет приемами психологического параллелизма, сопоставляя женщину с образами из произведений народного творчества. Переводы дают разных птиц: кукушка, чечетка, но они все одиноко кричат на ветру, кличут любимого. Женщина готова взлететь и оказаться рядом с мужем, чтобы разделить боль и муки плена. Она хочет обтереть «князю кровавые раны», смягчить «отвердевшее тело».

Ярославна бросает укор ветру. Он помог половцам, оставил Игоря, развеял его войско, склонил их буйные головы. Настроение героини колышется как ковыль трава.

Затем женщина просит помощи у реки. Красиво и напевно льются слезы, как в песнях о разлуках. Река может «прилелеять» мужчину к родному берегу. Глагол «лелеять» меняет свое основное значение. Ласкать меняется на «приближать». Днепр может сохранить «господина на дальней стороне». Он славный и родной. Зори помогают Ярославне, усмиряют ветра, успокаивают деревья и травы. Плач слышен далеко, он должен дойти до половецких земель, пронестись над русской землей.

Самое почитаемое славянское божество – солнце. Его нельзя упрекать, оно способно опалить лучами, растопить и уничтожить. Гнев солнца невозможно описать: «трижды светлое» чудо природы пугает и восхищает. Женщина в своей любви настолько открыта, что становится смелей мужчин. Она бросает грозному Яриле  упрек: он «жаждой заточил» войско русского князя. Последняя часть плача доказывает, что Ярославна готова пойти на муки ради спасения суженного. Ее патриотизм покоряет. Ярославна становится идеалом женской верности, любви и преданности. Именно поэтому ее пытались изобразить художники, описать поэты. Удивительно то, что Ярославна не обращается к людям, а ищет внимания у стихий. Высшие силы услышали женщину и указали Игорю путь домой, помогли выбраться из половецкого плена.






Количество отзывов: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 4
© 28.07.2022г. Сочинения для школьников
Свидетельство о публикации: izba-2022-3356718

Рубрика произведения: Проза -> Школьная литература



Добавить отзыв

0 / 500

Представьтесь: (*)  
Введите число: (*)  










1