Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Немного о Джованни Боккаччо


Немного о Джованни Боккаччо
­ Будущий автор бессмертного «Декамерона», Джованни Боккаччо, родился в Париже в 1313 году. Отец его, флорентийский купец Боккачино да Челлино завел шуры-муры с одной неизвестной, но очаровательной француженкой. Джованни был результатом их тайной страсти. Вскоре, покинутая распутным Боккачино, француженка умерла. А маленький Джованни был перевезен отцом в Чертальдо. Джованни рос, а отец его зарабатывал деньги и становился все богаче. В те времена, впрочем, как и сейчас, богатство помогало занять достойное положение в обществе и получить уважение сограждан. Старый Боккаччо и образование расценивал, как шаг для освоения торгового ремесла. В семилетнем возрасте, Джованни был отдан в частную школу Джованни да Страда – отца известного поэта Цаноби да Страда. Здесь мальчик получил, по всей видимости, изрядное образование, однако курса не закончил. Не имея цели сделать из него ученого, отец перевел его в торговую школу, а затем отдал на практику к знакомому купцу. Но юному Джованни новое поле его деятельности вовсе не нравилось – душа стремилась к поэзии и творчеству.
«Как подтвердил впоследствии опыт, я с самого рождения создан природой с поэтическими наклонностями и, по моему мнению, для этого и родился на свет. Я хорошо помню, что отец с детства моего испробовал все возможное, чтоб сделать из меня купца, и, не достигнув еще юношеского возраста, но уже обученный счетоводству, я был отдан им в ученики к одному весьма значительному негоцианту, у которого я провел шесть лет не в чем ином, как в расточении невозвратимого драгоценного времени» – писал впоследствии Боккаччо.
По делам купеческой конторы в 1332 году, девятнадцатилетний Боккаччо переселяется в Неаполь. Неаполь – колыбель итальянской культуры! Множество памятников времен владычества Рима, за воротами гробница Вергилия, знаменитая пещера, через которую Эней спустился в царство теней. И, конечно, великолепный двор Роберта Анжуйского, покровителя поэтов и художников, ценителя всяких искусств. Боккаччо повезло. Он знакомиться с Паоло Перуджино, библиотекарем короля. Тот помогает ему в изучении классической древности. Боккаччо получает возможность читать Овидия, Вергилия, Цицерона, которые, конечно, оказали значительное влияние на формирование молодого писателя. Наконец, видя, полное неприятие сыном торгового дела, отец смилостивился. Но, как человек практичный и, желая только добра, нашел сыну другое дело, которым тоже можно неплохо зарабатывать. И Джованни стал изучать каноническое право, по всей видимости, в Неаполитанском университете. Вот, что неблагодарный сын написал по этому поводу: «Как к торговле, так и к изучению прав я чувствовал такое отвращение, что ни ученость моего преподавателя, ни авторитет моего отца, мучившего меня постоянными увещаниями, ни просьбы и упреки друзей не могли поселить во мне расположения к тому или другому из двух этих занятий: так сильно влекла меня моя склонность к стихотворству». Учится Джованни спустя рукава. Зато он принят ко двору. Благодаря знаниям, хорошему воспитанию, изысканности манер и, не будучи сам аристократом, он легко общается с аристократической молодежью, ухаживает за молодыми девушками, пишет для них стихи. Пожалуй, это самые счастливые годы в жизни Боккаччо. Наконец, в 1338 году в церкви Сан-Лоренцо он встречает Марию д′Аквино, внебрачную дочь короля Роберта. Вот как ее описывает сам Боккаччо: «золотистые длинные волосы, белые бархатные плечи, краска лилий и роз на лице, губы, как темные рубины, и глаза яркие, светящиеся, как у свободного сокола». Ну как же тут влюбится. Тем более, что и к литературе прелестница имеет склонность и весьма образована, знает историю и мифологию. Боккаччо посвящает ей «Тезеиду» и «Филострата» – вещи, основанные на мифах. Надо сказать, что и герой наш – парень хоть куда. Филиппо Виланни – современник Боккаччо – пишет, что он был высок ростом, довольно красив, вежлив, умел вести непринужденную беседу. Но Мария замужем! Хотя… что может остановить юного поэта. Было ли его чувство только платоническим или он добился успеха – неизвестно. Впрочем, Фьямметта (огонек) – так Боккаччо называл свою возлюбленную – вскоре его покинула и увлеклась кем-то другим. Но зато, Боккаччо написал в 1344 году замечательную повесть, которая так и называется «Фьямметта». Мало того, что это первый психологический анализ – предтеча целого направления в романистике, но и рассказ ведется от лица женщины. Такого в литературе до Боккаччо не было. В основе – любовная история молодого человека по имени Памфилио и замужней женщины Фьяметты. Памфилио вынужден уехать по приказанию отца. Фьямметта ждет возвращения любовника, но узнает вдруг, что Памфилио полюбил другую. Этого нехитрого сюжета, Боккаччо оказалось достаточно, чтобы изобразить чувства молодой женщины: любовь, счастье, надежду, затем отчаяние, мечты и разочарование. Примерно в то же время из-под его пера выходит поэма «Фьезоланские нимфы» – пожалуй, вершина его поэтического творчества. Давным-давно, где-то в рощах у фьезоланских холмов, жили нимфы, поклоняющиеся богине Диане, радетельнице непорочности и девственности. Однажды, когда богиня вела беседу со своими почитательницами, их беседу подслушивает пастух Африко. Он влюбляется в одну из нимф – Мензолу. Во сне юноше является богиня Венера и обещает свою поддержку. Переодевшись девушкой, Африко втирается в доверие к нимфам и во время купания овладевает Мензолой. Обескураженная Мензола отвечает ему взаимностью, но после одумывается и избегает встреч с Африко. Расстроенный Африко вонзает себе в грудь копье и умирает. Мензола же забеременела. Через положенное время у Мензолы рождается сын. Разгневанная Диана превращает Мензолу в реку, а мальчика отдают родителям Африко. Проходит восемнадцать лет. Прунео – так зовут сына Африко – становится правителем города Фьезола, основанного Атлантом. Род Африко продолжается в десяти сыновьях Прунео. Но город разоряют римляне. Жители бегут, остаются только потомки Африко. Затем наступает мир и возникает новый город – Флоренция. Потомки Африко породняются с жителями Флоренции и занимают среди них почетное место. В заключение поэмы Боккаччо поет гимн любви, обращаясь к Амуру.
В жизни Боккаччо были и другие любовные приключения. Известно о нескольких его незаконных детях.
Италия первой половины четырнадцатого века представляет собой разрозненные города-государства. Активно развиваются раннекапиталистические отношения и мануфактуры. Во Флоренции, в этом смысле, развитие идет особенно бурно. В это время здесь работает более двухсот сукнодельческих мастерских. Богатые пополаны возглавляют городское управление.
Пополаны (popolo – народ) – торгово-ремесленный слой населения. С 1282 года Флоренцией управляет приорат –пополанское правительство, состоящее из 9 человек, во главе с голфалоньером (знаменосцем) справедливости.
Гранды – феодальная знать, живущая в городе. Признаком принадлежности к грандам было рыцарское звание. Источниками доходов у грандов была эксплуатация крестьян, торговля и банковское дело. После принятия во Флоренции в 1293 году конституции «Установление справедливости», гранды были лишены многих прав и традиционных привилегий.
В 1340 году во Флоренции первая волна эпидемия чумы, которая с этого года будет свирепствовать во всей Европе. В том же 1340 году отец, который похоронил к тому времени жену и всех законных детей, приказывает Джованни вернуться во Флоренцию, видимо, желая помощи сына в управлении делом. Во Флоренции – финансовый кризис. Банкирские дома Барди и Перуции начинают колебаться, многие богатые люди разорились. Уменьшилось и состояние старого Боккаччи. Ослабленные, полубесправные, но не потерявшие надежд на реванш гранды под предводительством Барди пытаются произвести государственный переворот. Пополанской коммуне не сразу, но все же удается одержать верх. На улицах неспокойно. Произошедшая тогда же война с Пизой из-за контроля над Луккой началась с победы пизанцев при Альтопаско в 1341 году и потерей Лукки в 1342. Что делает в это время молодой Боккаччо – неизвестно, но литературой он занимается точно. В 1345 году его отец женится в очередной раз и, видимо, выпроваживает Джованни из дома. Некоторое время он занимает секретарские должности у мелких князей в Ровенне и Форли. В 1348 году Боккаччо снова посещает Неаполь, но город уже не тот. Король Роберт умер в 1343 году. Престол заняла его внучка Джованна, которая еще в детстве была повенчана с венгерским принцем Андреем. По записям одного из современников, Доминика из Граины, « двор этой королевы напоминал скорее публичный дом на посмешище всем». При дворе происходит ряд убийств. Сначала, при помощи отравленной клизмы, убивают Агнесу де Перигор, вдову Жана, герцога Дураццо – придворную интриганку, плетущую козни против Джованны. Затем убивают Андрея Венгерского – тот желал стать королем Неаполя. А Джованна выходит замуж за Людовига Тарентского, которого подозревают в убийстве Андрея. В городе начинается мятеж. Однако Джоанне удается удержаться на престоле, пообещав расследование убийств. И, наконец, в 1348 году начинается новая эпидемия чумы и только это спасает город от венгерского нашествия. В том же 1348 году умирает отец Боккаччо и его новая жена. Джованни возвращается во Флоренцию, чтобы вступить в наследство и принять опекунство над младшим братом Якопо. Флоренция теперь пустой город – здесь тоже прошла эпидемия чумы, «черная смерть» унесла жизни двух третей населения города. Но у Боккаччо зато, есть небольшие средства, чтобы жить и писать в свое удовольствие. Вероятно, в это время он приступает к «Декамерону».
Декамерон, в переводе с греческого, – десятидневник. Десять человек: трое благородных юношей и семь прелестных дам удаляются от свирепствующей чумы на виллу, недалеко от Флоренции. Там они весело проводят время и рассказывают друг другу истории. Каждый день, кроме пятницы и субботы, каждый из них рассказывает по одной. Итого сто историй. Пятница и суббота – выходные дни. Таким образом, все действо занимает ровно две недели. Считается, что в мужских персонажах Боккаччо изобразил самого себя в разные периоды жизни. А все имена женщин уже встречались в прошлых произведениях – видимо это те, в кого он был влюблен. Блестящий юмор новелл контрастирует с мрачным описанием «черной смерти». Содержание многих новелл заимствовано из итальянского фольклора – притчи, анекдоты, истории, подслушанные Боккаччо на улицах Неаполя и Флоренции. Часть сюжетов взята из «Метаморфоз» Апулея, «Истории лангобардов» Павла Диакона и даже сказок индийской «Панчататры». Однако все получило новое авторское звучание. «Декамерон» написан живым итальянским языком и дает мощный толчок развитию итальянской литературы. В этом смысле, Боккаччо сделал то же для итальянской прозы, что и Данте и Петрарка для итальянской поэзии, лучшие произведения которых написаны на итальянском языке. Второе – народное название «Декамерона» – «Принц Галеотто», иначе сводник. Галеот – один из рыцарей короля Артура, который устраивал свидания сэра Ланселота и Джиневры – супруги короля. Известно, Джиневра была для Ланселота лишь дамой сердца и никогда не изменяла Артуру, но у народа свои представления.
В 1350 году Флоренцию посещает Франческо Петрарка – человек, которого Боккаччо боготворил. Боккаччо высылает навстречу приветственное стихотворение и сам встречает своего кумира у ворот города. Петрарка поселился в доме Боккаччо и провел во Флоренции несколько дней. И тот, и другой интересовались античной культурой – им было о чем поговорить. Их встреча была началом тесной дружбы. Петрарка на девять лет старше и Боккаччо воспринимает его, как старшего товарища и учителя. После приезда в Рим, Петрарка пишет Боккаччо длиннющее письмо и переписка между ними продолжается всю жизнь, до самой смерти Петрарки в 1374 году. Петрарка одним из первых прочел «Декамерон» и ему он очень понравился: и мрачное описание чумы, и сатира рассказанных историй, и рамочная конструкция книги. А одну из новелл, он даже предлагал перевести на латинский язык. Именно Петрарка удержал Боккаччо от сожжения «Декамерона», осужденного церковью. Нет, никто «Декамерон» не запрещал – его только осудили и, вовсе, не за безнравственность, а за яркое жизнеописание духовенства. «Один монах, впав в грех, достойный тяжкой кары, искусно уличив своего аббата в таком же проступке, избегает наказания» – вот, например, краткое содержание одной из новелл. Ну что за неуважение!
В 1351 году Боккаччо посещает Петрарку в Падуе – флорентийцы решили вернуть прославленного земляка и предложили ему кафедру в только что созданном в публичном университете и, даже, выразили желание вернуть имущество отца, некогда конфискованное. Но прославленный поэт, привыкший к личной свободе, не принял предложение. Также и сам Боккаччо в 1353 году не принял предложение своего старого покровителя, великого канцлера неаполитанского королевства Никколо Аччайуоли перебраться в Неаполь. "Оставаясь бедным, как сейчас, я принадлежу себе; став богатым и заняв высокое положение, я должен буду жить ради других. Здесь, среди своих книг, я испытываю больше счастья, чем все князья, увенчанные коронами" – так ответил Боккаччо приближенному к Никколо Аччайуолли неаполитанскому гуманисту Дзаноби да Страда. В этот период Боккаччо выполняет ряд посольских визитов для флорентийской синьории: в 1351 г. – к королеве Джованне для переговоров о покупке Флоренцией городка Прато и в том же году – к Людовику Баварскому, маркграфу Бранденбургскому; в 1353 г. – в Равенну; в 1354 г. – в Авиньон, с заездом в Геную, и т. д. А в личной жизни он терпит катастрофу. В 1354 году, уже пожилой Боккаччо, влюбился в одну прелестную, молодую вдову. Увы! Она не ответила ему взаимностью. Да еще и, будучи дамой знатного происхождения, посмеялась над его худородностью. Боккаччо пишет язвительную сатиру, направленную против всех женщин вообще – «Карбаччо». Это последнее произведение, за исключением биографии Данте, написанное им на итальянском языке. Молодость кончилась. И Боккаччо посвящает себя науке и пишет труды на латинском языке, посвященные классической древности. В конце пятидесятых годов здоровье Боккаччо пошатнулось, его преследует мрачные мысли, угнетает одиночество. Все больше он ищет спасение в религии. В конце концов, у него портятся отношения и с флорентийскими властями. Тогда, 1362 году он отправляется в Неаполь, помня о предложении Никколо Аччайуоли. Но прошло девять лет. И встречают его там совсем по-другому, не обеспечив даже самым необходимым. Весной 1363 года Боккаччо покидает в Неаполь и отправляется в Венецию, к Петрарке, который предлагал ему гостить у него сколько угодно, не испытывая никаких забот. Но зависимое положение не устраивает Боккаччо. И через три месяца он оставляет дом Петрарки и переезжает в Чертальдо, где у него был маленький домик. Здесь, несмотря на упадническое состояние духа, Боккаччо работает над завершением своих латинских трактатов и пишет письмо своему старому другу Пино деи Росси – так называемое «Утешительное послание» – на самом деле целый трактат, пропитанный вовсе не христианским смирением, а скорее языческой, стоической моралью. В 1365 году Боккаччо, примирившись с флорентийской синьорией, возвращается во Флоренцию и продолжает свою посольскую службу. А в 1373 году синьория решила открыть курс публичных лекций по «Божественной комедии» Данте и поручила читать его Боккаччо. Что может быть лучше для литератора, влюбленного в Данте! Но судьба распорядилась иначе. Боккаччо тяжело заболел и был вынужден уехать в Чертальдо, где и умер в 1375 году.












Рейтинг работы: 7
Количество отзывов: 1
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 30
© 24.07.2022г. Владимир Павловский
Свидетельство о публикации: izba-2022-3354455

Рубрика произведения: Проза -> Очерк


Максим Максимыч       02.08.2022   20:13:17
Отзыв:   положительный
Необычайно интересно! Мы ведь не всегда имели возможность в молодости познакомиться со знаменитыми творческими личностями прошлого. С писателями, философами, художниками ... С их произведениями ... И замечательно, когда появляются произведения, восполняющие эти пробелы ... Спасибо, Владимир!

С уважением ГИА.









1