Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

«Дело мастера боится!» Поэзия. Комментарии жюри


«Дело мастера боится!» Поэзия. Комментарии жюри
­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­Дорогие друзья!

Руководство портала, редколлегия сайта, кураторы конкурса  и судейская коллегия конкурса  в номинации «Поэзия»:

1. Нина Севостьянова
2. Мария Легран
3. марина кош
4. Сергей Ермаков
5. Птица Гала
6. Валерий Ткачёв
7. Светлана Кайгородова
8. Владимир Слепак

сердечно благодарят всех авторов-участников конкурса, читателей и болельщиков!

От всей души поздравляем победителей:

1 место: Ухнали   (Явецкий Павел)
2 место: Гранит   (Татьяна Шкодина)
3 место: Заводчанин   (Павел Великжанин)


Куратор конкурса в номинации «Поэзия» Марина Миртаева:

Уважаемые авторы, приславшие свои работы на конкурс!
Честно говоря, многие работы в номинации «Поэзия» меня просто обескураживали.
Я не помню случая, чтобы в конкурсе пришлось удалить больше трети работ с формулировкой «не по теме».
В преамбуле темы мы, вроде, ясно написали, что принимаются работы о людях, «производящих материальные ценности».
«Конкурс произведений о мастерах прикладного труда - рабочих на заводах, ремесленниках и сапожниках, механиках и слесарях, костюмерах и кондитерах, часовщиках и ювелирах…»
Извините, пожалуйста, но лирических героев – поэтов, музыкантов, танцоров – пришлось попросить на выход…
Особенно много их оказалось в номинации «Поэзия»… В «Прозе» тоже достаточно.


Приз куратора и свои симпатии решила отдать работе Давила грусть — ни вытрясти, ни выломать...  [Сергей Кривонос] — за мудрость повествования, за преданность лирического героя своему детищу – саду, который он возделывает с такой любовью, что даже Мироздание немедленно реагирует на его просьбу и посылает в засуху дождь…
Зачин у стихотворения-притчи, вроде, давящий и безнадёжный, но заканчивается светло и жизнеутверждающе.

Предлагаем вниманию наших читателей комментарии жюри по выбору первых трёх произведений: 

***
Мария Легран:

Увидев тему, заданную в конкурсе, я поначалу внутренне мобилизовалась, готовясь увидеть не менее сотни произведений – профессий и мастеров ого-го сколько! Но, загрузив весь список, облегченно вздохнула – всего 59. Радует, что авторы придерживаются проблематики, и вольных около-, но далеко не- тематических интерпретаций нет. Думаю, это заслуга предварительного отбора по формальным критериям.
Общая статистика представленных работ довольно любопытна – среди всего разнообразия занятий лидируют кузнецы (профессия, прямо скажем, сейчас не самая популярная: «В кузнице», «Ухнали», «Рукой художника кузнец нарисовал»), мастерицы по разным видам кружева и плетения («Ришелье», «В ученики к кружевнице», «Кружевницы», «Вязаная салфетка»), водители («Водитель скорой помощи», «Работа как работа», «Старый водитель», «Дороги»), работники коммунальных служб («Мастерство», «Жизнь теплотехника», «Мастер»), но больше всего удивило соседство аж двух стихотворений, посвященных скульпторам надгробий («Портрет» и «Гранит»). Из произведений, не вошедших в рейтинг, хотелось бы упомянуть горестное «Корзинщица» и жизнеутверждающие «Давила грусть – ни вытрясти, ни выломать…» (про Леонида Гавриловича жалею, что не вошел в десятку, как-то пропустила) и «Увлеченный старик». Стоит отметить и шуточное «Левша и аглицкая леди», ибо … нет ничего прекраснее на свете, чем от любви родящиеся дети (да простит меня Шекспир).

Итак, лидеры.
3-е место – Выкладные половики – уютное, домашнее, ласковое.
Столько в нём по-настоящему ценного – и семейные традиции, и преемственность поколений, и старинное ремесло, и детские воспоминания, и «Черёмуха душистая». В нескольких строчках автору удалось создать целый мир: показать свой дом, рассказать историю, нарисовать портрет. С невероятной нежностью описано бабушкино мастерство – как волшебное священнодействие в глазах ребенка:
По рядочку за клеточкой клеточку
Выводила нехитрый узор.
Вырастали зелёные веточки
И вплетались в цветочный ковёр.
Ёмкое, образное, лиричное стихотворение, полное музыки и света.

2-е место – Красное вино Победы.
Признаюсь, для меня стало сюрпризом, что «Киндзмараули» появилось только в 1942 году. Думала, что вина Алазанской долины «были всегда» )) Оказывается, нет. Тем увлекательнее читать легенду о его создании. Именно сюжет в данном случае определил моё решение дать произведению «серебро». Простота слога и скудость языковых приемов не видятся недостатком и стилистически оправданы – стихотворение воспринимается как народное сказание. Небольшое по объему, но полноценное эпическое полотно со старцами, героями, победой, вином и пиром.
Из шероховатостей – немного сбивается ритм в шестой строфе:
Уже через год, а точнее в июле,
Они всем представили это вино,
А имя ему дали «Киндзмараули»,
Поистине сказочным было оно.
Но это поправимо с минимальными потерями. Я бы чуть подрихтовала только третью строку, как вариант – «Дав имя презвонкое «Киндзмараули»». И все союзы «а» я бы заменила на «и». С точки зрения формы повторение «и» уместнее, кроме того, оно придало бы торжественности повествованию, особенно в последнем катрене.
Спасибо автору за национальный колорит (пандури и паипури меня очаровали) и за безошибочность выбора – чем ещё славна Грузия, как не виноделием!

Наконец, 1-е место – Заводчанин.
Как цеховик, только мощнее, масштабнее! Яркое, решительное, целеустремленное. В воображении возникают сразу плакаты авангардистов в такт рубленому слогу Маяковского. «Брызнет солнце», «дымные флаги», «трубным гласом гудок заводской» совершенно очевидно перекликаются с броскими образами поэта-солнца (ср., например: «рогами в небо вонзались дымы»). Неуемная энергия нового дня бьет из каждого слова. Ритм и аллитерации, лексика (скрестят, звенящие, стальные, поднимутся, забасит, взметая), метафоры – все инструменты работают на создание впечатления активного пробуждения, зарядки. В целом прекрасно передано состояние внутреннего подъема, вдохновения, завершающегося актом творчества, созиданием. Но, конечно, речь не о деревообработке. «Тесло» и «Скрижаль» слишком архаичны для завода. Отсылая к библейским древностям, их в то же время глубинная символика превращает стихотворение из простой живописной промышленной зарисовки в произведение, выходящее за рамки эпохи технического прогресса, делает его многослойным.
Большое спасибо всем авторам, приславшим свои работы, каждую из них прочла с интересом.


***
марина кош:

Тема конкурса никоим образом не давала надежд на что либо интересное в плане поэтики. Ожидала нечто а-ля пионерия. Будем мы работать дружно, труд наш офигенно нужен и тд и тп. Утрирую, но, но, но. Тем паче радостно было встретить настоящую поэзию. На мой, конечно, сугубо личный взгляд. Никоим образом не умаляя достоинства других работ, а они, эти достоинства безусловно имеются, как же иначе, я в своем небольшом обзоре ограничусь первой тройкой своего субъективного рейтинга.

3 место - В кузнице

«Жадно лижет добычу огонь,
Разрумянил её до красна,
Глядя в сердце печи сквозь ладонь,
Свою жизнь вспоминает она…»

Вот это пример стихотворения, в котором первая строфа его и делает собственно стихотворением. Да, есть и сбой ритма и ненужная , раздувающая стиш, лишняя третья строфа и чудовищный, если вдуматься, пассаж с наковальней.... но! Первая строфа искупает всё. Даже в том случае, если
"докрасна" пишется слитно)) Просто-напросто потому, что это очень хорошая заявка на поэзию.

2 место - Гранит
Гранит... в этом стихотворении нет каких-либо прорывов и откровений, обычное, добротное стихотворение, но на общем фоне выделяется своей гармоничностью смысла, подачи темы и техники исполнения. Заслуженное второе место.

1 место -  Заводчанин
И мой фаворит. Единственное замечание - "кренясь с полотна". С полотна — насколько я понимаю, маленькая синтаксическая ошибка. Крен - безотносительное понятие.
Зато сколько образов, которых хочется посмаковать. Тут и дымные флаги и шпаги рельсов и долговязые краны и разминание стальных суставов. Вот о последнем : насколько же три слова зримо одушевляют ползущее железное чудовище! Практически до мультяшного паровозища))
И отличная концовка, совмещающая простецкое тесло и скрижали, что проводит знак равенства между божественным и земным. И что самое главное, проводит без раздувания пафоса и размазывания зелёного по жидкому, а как само собой разумеющееся. Браво. Стихотворение на голову выше всего представленного в этом пуле.

Всё вышеизложенное является субъективным мнением и не претендует на истину))



***
Светлана Кайгородова:

Дорогие авторы, хочу поздравить Вас с завершением интересного конкурса «Дело мастера боится!»
Поскольку конкурс нестандартен с точки зрения поэтической привязки – судить работы было сложновато.
Произведений было много – почти все они достойны внимания! Поскольку каждая профессия важна и в своей сфере незаменима.
Но… хочу обратить внимание – конкурс у нас всё же поэтический, связан с тонкостями красоты изложения мысли и слова – это в первую очередь.
Поэтому, скажу сразу, основной акцент при выборе лучших работ делала именно на этом условии.
А точнее – на мастерстве написания, глубине смысла, красоте изложения, авторском полёте фантазии.
Прошу Вас не обижаться, но считаю, что поэзия в любом литературном конкурсе должна превалировать и учитываться в решающем моменте.
На помарки и небольшие пунктуационные и орфографические ошибки внимания я старалась обращать меньше.
Итак, мой выбор:

1-е место – Дом который построил
Современный поэтический слог, интересная подача, манера изложения – весьма профессионально, плюс глубина смысла и использование нестандартных образов и метафор. Произведение не осталось мной незамеченным – одно из самых интересных и необычных в конкурсе.
Спасибо автору!

2-е место – Ухнали
Чётко, профессионально, мастерски – прекрасно написанное произведение.
Для данного конкурса – одно из лучших по соответствию теме, мастерству написания и изложению поэтической мысли.
Примечание: в слове «ухнАли» – ударение, судя по всему, изменено намеренно, как случай авторского подхода и решения под влиянием местного диалекта или произношения профессионализма.
В целом, работа вполне заслуживает 1-го места, как и работа Дом который построил .
Но, в данном случае, когда необходим выбор, пришлось сделать небольшой уклон на современный модернизм и некий авангард, что в литературе встречается реже. В данной ситуации – небольшой перевес в пользу первого произведения. Хотя в выборе, кому же всё-таки отдать 1-е место, сомневалась я долго. Обе работы – достойны!
Благодарю автора!

3-е место –Давила грусть — ни вытрясти, ни выломать... 
Произведение изложено в форме притчи, что очень радует. Весомо, повествовательно, яркие образы – в итоге, мини-рассказ с философской «изюминкой». В общем, мне понравилось.
Спасибо автору!

Не менее интересные работы вошли у меня в 10-ку, несомненно заслуживают читательского внимания:

4-е место – «Вязаная салфетка» (№ 50)
5-е место –«Фигурки» (№ 54)
6-е место –«Гранит» (№ 55)
7-е место – «Мастерство» (№ 42) – для себя отметила, что это единственная, пожалуй, работа в конкурсе, написанная в стиле классической поэзии. Несомненно, поклон автору и моя симпатия к произведению!
8-е место – «Работа как работа» (№ 45)
9-е место – «Моделист» (№ 32)
10-е место – «Заводчанин» (№ 44)

Спасибо авторам этих прекрасных работ!

Также хочу поблагодарить всех авторов других работ, приславших свои произведения на конкурс. Все произведения были внимательно мной прочитаны. Скажу одно – было интересно.
Поэтому большая благодарность Вам всем!
Но конкурс – есть конкурс, и мой выбор, как члена жюри, увы, ограничен. Поэтому прошу отнестись с пониманием, что другие работы в мой топ-лист, к сожалению, не уместились (не потому, что они плохи), и не огорчаться.
Всем добра!

***

Птица Гала:

1-е место - Ухнали
Опечатка. Это первое о чём подумала, увидев название. Но когда прочитала стихотворение, вспомнила известное изречение, приписываемое древнегреческому философу Сократу – «Я знаю, что ничего не знаю». Действительно, как на духу, не знала, что ухналь – специальный плоский гвоздь для прикрепления подков к копыту.
Однако, возвращаясь к самому стиху, без преувеличения могу сказать, что это настоящая симфония мастерству кузнеца. Симфония, которую исполняет каждая строка, беря себе в подмастерье горн, огонь, бисер пота, светло-русые прядки, молот…
Дзинь да дзинь…
Звучит музыка, сотворённая мастером, которого дело и боится, и любит. Браво поэту! Без раздумий отдаю первое место в конкурсе.

2-е место - Увлеченный старик
Стихи вызвали бурю эмоций, в числе которых была и боль сожаления. Сожаления о том, что всё меньше среди нас настоящих мастеров дела, любящих его самозабвенно. Не ради красного словца, а просто потому что оно, дело это, смысл их жизни.
Живо написаны строки, зримо. Полюбила этого старика. Он словно мой дедушка.

Запомни, человек, одну из истин –
Раз цели нет, то жизнь твоя пуста,
А увлеченного толкают мысли
К решению задач и после ста!

Спасибо за стихи. Они, по моему мнению, заслуживают второго места в конкурсе.

3-е место - Красное вино Победы
Отдала третье место в конкурсе стихотворению «Красное вино Победы» не потому, что очень люблю "Киндзмараули", а потому что строки позволили узнать историю его создания. Красивую историю. Поэтичную.
Это уникальное вино действительно родилось в Кахетии в 1942 году.

...Три года потом пронеслись, пролетели,
И было тревожных событий не счесть,

Но, настал тот день, и настал тот час…

И час тот настал, зазвенели пандури,
Все-все собрались за накрытым столом,
А чаши, что все здесь зовут паипури,
Наполнены были тем самым вином!

Великий День Победы! Все были вместе. Все народы страны, которой теперь нет на карте. Да поднимем бокалы с «Киндзмараури», да родится тост, который рады будут услышать люди разумные.

***

Нина Севостьянова:
С большим интересом читала работы конкурса о различных профессиях, но огорчило то, что
немало работ оказались с недочётами не только по технике стихосложения, но и, что самое обидное, даже по грамотности.
В свою приоритетную десятку отобрала работы, которые оказали на меня наиболее сильное эмоциональное воздействие и не имели, с моей стороны, претензий к технике. Вот они, с краткими пояснениями:

1 место – Ухнали -
ярко, образно и динамично описана работа кузнеца.
Ощущение радости после прочтения.

2 место – Заводчанин -
восхитила красота образов начала заводского трудового дня и
завораживающий ритм.

3 место – Гранит -
покорило мелодичностью и философией.

4 место «Давила грусть – ни вытрясти, ни выломать» (№ 39 ) -
погрузило в удивительный мир садовника, возделывающего свой сад,
понравилась ритмика стихотворения и философское окончание.

5 место «Старый башмачник» (№ 57 ) -
драматизм и философия работы.

6 место «Ришелье» (№28 ) –
доверительность, радость творчества - плетения кружев и эффектное окончание.

7 место «Фигурки» (№ 54 ) -
драматизм конфликта между увлечённостью искусством и любовью.

8 место «Старый водитель» (№ 53 ) -
зримая жизненная история прощания с любимой работой.

9 место «Руки мастера» (№ 12 ) -
кратко, но образно – о великих мастерах.

10 место «Волшебство фотографии» (№ 51)
юмор и динамичная ритмика.

Желаю всем творческого вдохновения и успехов!

***

Сергей Ермаков:

Уважаемые авторы, прежде всего я хотел бы выразить Вам свою признательность и благодарность! Очень интересные, познавательные работы довелось прочесть. Спасибо всем участникам этого замечательного конкурса!

Итак, 3-е место я отдал стихотворению Старый башмачник.
Очень трогательная, жизненная история, которая не оставит равнодушным даже самого привередливого читателя. И в то же время, написано легко, ясно и понятно.
Очень понравилась работа!
Спасибо!

На 2-е место я поставил работу Ухнали.
Здесь, как говорится, "всё в тему". Стихотворение полностью соответствует заявленной теме конкурса. Вместе с тем, работа яркая, колоритная, не похожая на другие стихотворения.
Отдельно хочу отметить интересные рифмы, которые удалось отыскать автору.
На мой взгляд, работа получилась целостной, живой, оставляющей читателя в приятных раздумиях.
Автору - Спасибо за труд!

1-е место я с удовольствием отдал работе Гранит.
Очень и очень интересное стихотворение с глубоким философским подтекстом!
Да, так называемая "могильная тема". Но автору удалось преподнести её так, что мне лично захотелось тут же снова перечесть эту работу.
Нахожусь под впечатлением от стихотворения и говорю автору "Браво!"

***
Валерий Ткачёв:

1- е место – Старый башмачник.
Трогательная история о бедном, ничем не приметном башмачнике, который всю жизнь работал, едва сводя концы с концами, но подарил миру гениального сына по имени Ганс.
Ведь, действительно, великий сказочник Ганс Христиан Андерсен родился в 1805 году в датском городе Оденсе в семье бедного башмачника, которого тоже звали Ганс (1782-1816), и прачки Анны Марии Андерсдаттер. Отец мальчика впервые познакомил сына с литературой, читая ему сказки «Тысячи и одной ночи».
Я бы включил данное стихотворение в школьную программу по русской литературе для начальной школы как вступительное слово к творчеству Ганса Христиана Андерсена.

2-е место –Гранит.
К герою стихотворения нам приходится обращаться в исключительных случаях. Его профессия весьма специфична, хорошо оплачиваема и востребована будет всегда. Он – мастер-гранитчик, изготавливающий могильные памятники.
Вообще, тематика произведения мрачновата, но стихотворение написано мастерски. Выдержке, спокойствию и житейской мудрости его героя можно только позавидовать. Сама атмосфера работы делает из мастера настоящего философа.

За это неплохо платят. Премудростям быстро учат –
«Конфетку» из брака сделать, улучшив размытый вид.
И буднично мысль приходит: неплохо б на всякий случай
Хорошее сделать фото. И пусть себе полежит.

Третье место – Ухнали.
Очень симпатичное стихотворение. Бойкие, задорные строки, словно перезвон молоточка в умелых руках мастера, сразу привлекают внимание и захватывают воображение. Как наяву, перед глазами встаёт кузница на берегу Талы-реки, где творят настоящие кудесники своего дела – кузнец и его юный помощник Тимоха. Ребята действуют весело, с огоньком. Работа так и кипит в их умелых руках.

«Дзинь да дзинь» молотки, да с прискоком.
И лукавинкой взгляда искрит,
Вопрошает бойца ненароком:
- Как жеребчик в станке, не сердит?..

Горячи, так в ладонях подбросьте,
Чтоб чертяки вам кожу не жгли.
Развесёлого звания гвозди,
Золотые мои ухнали.

Стихотворение расширило мой словарный запас. Честно говоря, раньше со словом «ухнали» не сталкивался. Поэтому посмотрел в словаре точное его определение.
«Ухнали – специальные плоские гвозди в форме вытянутых треугольников для прикрепления подков к копытам».

Из других произведений хочу выделить «Фигурки» (№ 54).
Благодарю всех авторов, принявших участие в конкурсе, желаю им творческих успехов и конкурсных побед.

***
Материал разместила куратор конкурса в номинации «Поэзия» Марина Миртаева










Рейтинг работы: 155
Количество отзывов: 8
Количество сообщений: 7
Количество просмотров: 212
Добавили в избранное: 3
© 23.06.2022г. Редакторская Страница
Свидетельство о публикации: izba-2022-3334255

Рубрика произведения: Разное -> Литературная критика


Ирина Резникова       24.06.2022   21:57:46
Отзыв:   положительный
Благодарю за такой замечательный конкурс и очень серьезную работу редколлегии.
Марина Миртаева       24.06.2022   22:49:32

Спасибо, Ирина!
Очень приятно )))
Явецкий Павел       24.06.2022   21:01:20
Отзыв:   положительный
Внушительное, целостное впечатление от проведенного Конкурса! Галатея Труда оживает! И судейство на высшем уровне.
С уважением к организаторам и членам жюри, Павел
Марина Миртаева       24.06.2022   22:49:00

Спасибо, Павел!
Вдохновляете )))
Значит - не напрасно!
Сергей Кривонос       24.06.2022   15:08:57
Отзыв:   положительный
Благодарю членов жюри за оценки и нелегкую работу, Марину - за выбор куратора!
Марина Миртаева       24.06.2022   15:27:00

Сергей, спасибо большое!
Стихотворение мне очень понравилось, размещайте на страничке, ему в реданонсе место в самый раз )))
Татьяна Шкодина       24.06.2022   01:29:19
Отзыв:   положительный
Огромное спасибо членам жюри за внимание к моему стихотворению (Гранит) и высокие оценки! Как всегда с удовольствием прочла обзор. Марина, Светлана, Нина, Сергей, Валерий - спасибо за то, что отметили мою работу. Так получилось, что некоторое время я сама была в шкуре своего ЛГ - фрезеровала портреты на памятниках. И мысли, чувства в стихотворении мои :)
Марина Миртаева       24.06.2022   08:19:28

Спасибо Вам большое, Татьяна!
Стихотворение "прочувствовано", вне сомнения, и поэтому вызывает такой отклик.
Эрос и Танатос всегда были и будут главными темами в искусстве.
Тем более, что Ваше стихотворение и прекрасно технически сложено, и многослойно своими смыслами, сильна и кульминационная философская составляющая...
Здорово, что на пьедестале, поздравляю!
Людмила Зубарева       23.06.2022   17:43:11
Отзыв:   положительный
Молодцы конкурсанты и молодцы судьи!
Марина Миртаева       23.06.2022   17:54:42

Спасибо большое, Людмила!
Как-то непросто мы продвигались к финишу, но все в итоге сложилось!
Благодарю Вас, дорогая коллега, за поддержку во время всего конкурса...
Мария ...       23.06.2022   12:23:43
Отзыв:   положительный
Замечательная тема конкурса. Отправляла на неё небольшой этюд. Спасибо Нине Севостьяновой за то, что его заметила. Автору приятно). Поставила сегодня его звучание в анонс. Работы призовые очень понравились все и ещё - работа о башмачнике.

Новых интересных творческих конкурсов Избушке!
Мария


Марина Миртаева       23.06.2022   12:51:42

Спасибо большое Вам, Мария, за душевное тепло и отзывчивость!
Так приятно осознавать, что всё не напрасно...
Успехов Вам и здоровья!
Марина Миртаева       23.06.2022   12:02:23
Отзыв:   положительный
Благодарю от всей души судейскую команду за тщательный, обоснованный выбор, за написание обоснований этому выбору. Это серьёзная, кропотливая работа. И с наскока это не сделаешь.
Вы все - молодцы!
Прошу у всех прощения за технические погрешности, сейчас, вроде, всё исправили. Если что-то не так, то пишите в личку, всё поправимо...
Нина Севостьянова       23.06.2022   08:18:07
Отзыв:   положительный
Приношу извинения за опечатку в моём отчёте в названии работы "Искусство ФОТОграфии"...
Жаль, что моя просьба - о корректировке перед публикацией отчёта - не была выполнена.
Марина Миртаева       23.06.2022   09:36:07

Нина, добрый день!
Прошу прощения, что опечатка осталась.
Просто текст при редактировании пропал и пришлось всё заливать по новой... Вот и проявилась опечатка...
Сейчас исправлю )))









1