Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Марина Новикова-Шведт: К вопросу о сетературной критике


Марина Новикова-Шведт: К вопросу о сетературной критике
­­­-А где же критик? – спросили авторы Избы-Читальни и собрались в КЛиКе обсудить этот важный вопрос.

-А где же автор? – парировал критик, пожав плечами.

Вопроса : "А где же третий участник процесса – Читатель?" мы не задавали в силу специфики пользователя литературного сайта, коим каждый из нас здесь является, ибо она, эта специфика, как правило, предполагает две явные ипостаси – автора и читателя, и ипостась тайную – критика на уровне чисто субъективной оценки прочитанного.

Вот! – именно об этом и говорит лит.критик Галина Юзефович:
"Критик – это совокупность читательского опыта и персонального вкуса".

Иными словами, критика сегодня, согласно законам времени, подразделяется на критику читательскую и критику профессиональную, очерчивая два главных вопроса: "Что почитать?" и "Что происходит с литературой?".

Что почитать? Безусловно, критической деятельностью в некоей степени занимаются редакторы сайта, отбирая произведения для рубрики "Ред.анонс", представляя творчество тех или иных авторов в рубрику "Авторы декады". Поиском лучших произведений сайта мы занимаемся и в КЛиК, стало быть, критика жива – она есть, она существует, и в этом отношении сетература дублирует процессы, происходящие в Большой литературе: там критики вот уже некоторое время разделились на два лагеря – на "классиков" (критики – литературоведы, ужасные и беспощадные, действующие в интересах литературы, как вида искусства) и "современников" (они не увлекаются рубкой голов, а больше рекомендуют к прочтению, щадя чувства и автора, и читателя).

Имеются ли предпосылки и есть ли смысл в соединении этих двух видов критики, ведь очевидно, что профессиональная критика здорово проигрывает критике читательской по уровню востребованности у автора, сдавая лидирующие позиции в процессе осмысления современного литературного процесса?

Бог весть. Литературный процесс многогранен и сложен. Время пройдёт, что-то да останется, и по аналогии утверждения Сергея Чуприлина, явившегося названием сборника эссе о литературных критиках: "Критика – это критики", можно заявить: "Литература – это авторы", и не покривить против истины.


Марина Новикова-Шведт
14.06.2022г.






Рейтинг работы: 65
Количество отзывов: 5
Количество сообщений: 7
Количество просмотров: 76
Добавили в избранное: 1
© 14.06.2022г. КЛиК
Свидетельство о публикации: izba-2022-3329170

Метки: критика, автор, блог, клик, ич, новиковашведт,
Рубрика произведения: Проза -> Эссе


Ales       14.06.2022   23:29:17
Отзыв:   положительный
Критикой мало кто интересуется.
Поэтому критика находится в кризисном состоянии.
Нет фигуры которая, способна завести литературный процесс.
Люди отвыкли от споров, дискуссий, сложного критического анализа.
Поэтому переходят на личности и опускаются до разборок.
Сегодня литературные критики разделились на два лагеря.
(литературная критика или ругательная)
Представители двух этих лагерей видят цели критики совершенно по-разному.
С чем мы чаще на литсайтах и встречаемся
Ещё есть в современной литературной жизни – литературные блоги.
Они занимают промежуточное положение между простым читателем и человеком из мира литературы.
Марина Новикова-Шведт       15.06.2022   11:04:59

В кризисном состоянии сейчас находится не только критика,
как часть привычного литературного процесса, или сетература,
как часть литературы - всё гораздо глубже))
Асия Караева       14.06.2022   22:16:49
Отзыв:   положительный
Марина, большое спасибо за эссе. Я ещё хотела бы добавить, что без талантливого читателя нет талантливого автора. Хоть и избитая фраза, но это так. Проблема сетературы в том, что у посредственных авторов часто бывает много читателей. Сложнее всего сетевому автору, который экспериментирует, пишет не так, как большинство и является новатором. У такого автора вообще читателей практически нет. Непривычные формы или манера изложения – люди боятся такого, проходят мимо. Не знаю, как в поэзии, но в прозе это так.

А ведь именно эксперимент и новаторство необходимы для дальнейшего развития литературы. Честно говоря, я не понимаю, почему в сетературе практически нет критиков. Неужели какому-нибудь молодому начинающему критику совсем не интересно находить в сети талантливых авторов и писать о них? Пусть за это не платят, но возможно, что сам критик может даже так прославиться, хоть и в сетературе. Для меня критик – это тот талантливый читатель без которого, увы, талантливый автор-новатор останется неразгаданным, непонятым и не востребованным.
Марина Новикова-Шведт       15.06.2022   09:34:38

Асия, мне кажется, всё ещё будет -
все эти бурления, все эти потоки с огромным, неконтролируемым
количеством текстов однажды "вырулят", выльются в какие-то русла,
войдут в какие-нибудь берега, на которых тихонечко будут сидеть...рыбаки:)
Слишком мало времени прошло от последних начал, но даже приблизительное
время оного спрогнозировать сложно.
Гарантия и спасение - в стремлении человека к свету, к упорядоченности,
в заложенном в нём чувстве прекрасного и в тезисе:
всё новое - это хорошо забытое старое:).
Но ведь и сейчас новшеств в литературе немало, поэтому на будущее
я возлагаю радужные надежды.
Однако, как тут не вспомнить слова И.С.Мичурина: "Мы не можем ждать милостей от природы,
взять их - наша задача"))?
Леон Ле       14.06.2022   21:58:41
Отзыв:   положительный
Задача критики имеет прикладное значение.
Двигать автора в "гении" или обвалять в ландышах графомана..
И то и другое можно сделать (при желании) не меняя позиции,
критикуя одно и то же произведение.

Всё зависит от поставленной критиком задачи.

Между вкусом и вкусовщиной
как между бевном в чужом глазу и соринкой в собственном
всего один разворот головы
в ту или иную сторону изменяющий направления взгляда.
)
Марина Новикова-Шведт       15.06.2022   11:01:47

Двигать автора в "гении" или обвалять в ландышах графомана..
И то и другое можно сделать (при желании) не меняя позиции,
критикуя одно и то же произведение.(с).
По сути, всё так:)
Но есть ещё этика и эстетика))
Леон Ле       15.06.2022   11:04:08

Этика и эстетика в наше время еще абстрактнее, чем понятие поэтика.
Поэтика тоже есть.
Где-то.
)
Марина Новикова-Шведт       15.06.2022   11:54:21

Ну, тут дело такое: либо это есть, либо этого нет:)
Допускаем, что ничего нет, и - ага:)
Допускаем, что всё есть - разбираемся и ищем.
Мне ближе второй вариант - стакан полон.
Александр Попов       14.06.2022   17:10:41
Отзыв:   положительный
=говорит лит.критик Галина Юзефович:
"Критик – это совокупность читательского опыта и персонального вкуса"=
Персональный вкус. Вот что раскалывает сетевых критиков. У нас проводился конкурс рецензий. В процессе обсуждения работ происходили обсуждения и часто проскакивала искра между рецензентами.
Сетевому автору критик необходим. Но, автор может отдать свою работу вон этому, а вон тому, ни за что.
Марина Новикова-Шведт       14.06.2022   21:27:40

"Сетевому автору критик необходим" - именно, Александр.
Ох, уж этот любовный треугольник:) -
автор - критик - читатель))
Анатолий Павловский       14.06.2022   16:11:06
Отзыв:   положительный
С большим удовлетворением остаюсь и "зрителем" и читателем в настоящей и очень важной по своему значению литературной теме КЛиКа, наверняка, не второстепенной для большинства из нас, считающих Избу-Читальню Постоянным Домом Творчества.
Но возможно ли, чтобы постоянный взгляд оставался пределом для творческого человека? Может быть, не исключая своих предпочтений, но прислушиваясь к другому мнению, которе может быть критическим?..
А не отсюда ли сомнения и литературный уровень критики на несомненно литературную значимость или посредственность сочинения? Здесь очень уместно вспомнить хорошее слово - разночтение.
Несогласный с замечаниями автор считает, что его не так поняли, не замечая, что его представления не нашли таких словочетаний, кои не оказались бы спорными и, бывает, вздорными. Литературный критик, если повезло, находит или нет новые синонимы, метафоры и свой, неповторимый, взгляд автора на минувшее, нынешнее, будущее и предназначенное, и обозначает своё воззрение на значимость автора для литературы. Но соглашайтесь или нет, что большинство нас в Избе - имеют заслуженное звание: самодеятельные. Даже принятым в тот или иной писательский союз и оказавшимся в Избе, не всегда получается быть выше нашей самодеятельности.
Не считайте моё мнение бесспорным. Мы здесь пробуем выдать и получить действенные и поучительные критические заметки на якобы стОящие сочинения. Кому-то они окажутся полезными. Если оба, и автор и критик, каким-то чудом избавились от комплекса самовозвышения. Но, говорят, что от него только одно средство - беспамятство.
Самовозвышение - это название старого, не поддающегося никаким лекарствам, вируса не только в творчестве, но и в политической жизни...
Но самое главное, что у нас, в Избе-Читальне, есть возможность на самовыражение с надеждой на взаимопонимание.
Позвольте ещё напомнить о классических вариантах взаимоотношений поэта и критика: Пушкин - Белинский и моих современников Юрий Кузнецов - Вадим Кожинов. Владимир Бондаренко - Иосиф Бродский. Будем равняться, но не до надрыва своих возможностей.
И позвольте выдержку из книги В. Бондаренко:
"Сам он никогда, ни на мгновение, не жил потребительской жизнью. Бродский вынужден был всю жизнь тянуться к величию своего замысла, противопоставляя себя западной потребительской цивилизации. «То, что здесь, мне не очень нравится — это нереальный выбор, который здесь предлагается… Какой бы выбор ты ни совершил, это в лучшем случае ударит тебя только по карману. Но психологически, субъективно, как персону, это тебя оставляет в том же самом состоянии, в котором ты был и до выбора. Ну, за исключением автомобиля — он тебя может доставить дальше… В спиритуальном смысле это ничего не дает, абсолютно. И здесь может существовать только очень сильно одаренная… как бы сказать, чисто в артистическом смысле очень одаренная личность. Очень sensitive, понимаете? Которая очень чуткая и которая… музыка, не музыка, чем бы она ни занималась — литература, слово, — этот дар должен быть в ней настолько силен, чтобы все время вибрировать. Чтобы все время, чтобы он был более реальным, чем все остальное. Но это уже в некотором роде болезненное нечто должно быть, понимаете? Впрочем, поэзия — это нечто другое. Я не знаю, что здесь должно быть: протест, безразличие. Но, в общем, я всегда себе говорил — всегда, во всех ситуациях, скверных, не скверных, даже когда мне удавалось делать что-то, с моей точки зрения, очень толковое, я всегда говорил себе: „Иосиф, надо взять нотой выше“» (беседа с Элизабет и Хайнцем Маркштейн).
Марина Новикова-Шведт       14.06.2022   21:23:01

Мнение даже самого маститого критика не является истиной в последней инстанции,
и то мнение ценно, которое подкреплено доказательствами)).
Рада Вас читать, Анатолий Юлианович!:)
Спасибо, что заглянули.
С уважением, Марина).









1