Великая Клоповия, XVII, 58
ГЛАВА 58
Такими вот
несмелыми перебежками добрался мнимый храбрец до Остолема, где, как уже
упоминалось выше, тиснул поэму в одной из тамошних книгопечатен. Впосредствии,
будучи обласкан клопиным князем, осыпан золотыми побрякушками и медяшками, сей
вымышленный смельчак задумался над своим дальнейшим далеко не героическим
существованием: совершать подвиг за подвигом представлялось ему занятием весьма
рискованным, одно дело себя самого выставлять напоказ, и совсем иное: когда от
тебя ожидают всамделишных подвигов, а ты на их свершение не способен.
На счастье, повстречался хвастуну и задире
некий служитель и присоветовал ему: «Оставь, ― сказал хвастуну исконник, ― свои
героические бредни: толку от этого ни йоты, животик надсадишь, здоровье по
дорогам военным растеряешь. А поступай-ка сегодня же к нам на службу честнýю,
служи капищу верой и правдою, вот и вознаградят тебя небеса клопиные сторицей».
Прокникся задира и хвастун благотворной мыслью исконного служителя о тщетности героизма
в мирные дни, оставил сочинять героические поэмы, вступил в общину исконную ко
жрецам и сынам одурения. Житуха в общине вполне себе сытная, хлопот никаких,
кушанья подают, хоть отбавляй. Взялся мнимый смельчак рьяно за исполнение и за
отправление своих обязанностей (называемых послушаниями).
В
общинѣ исконнѣ боязливу сущу, окрутиша и служителе, и ожениша и, даша ему в
жену ханжу нѣкую. (1914) «Потрудился ты во благо исконникам и сынам ретивости немало угодил, так
вот получи по заслугам и супружницу себе в утешение», снисходительно и ласково
напутствовали мнимого смельчака жрецы. Сам же Самопев поменял имя своё и с того
дня стал называться уже не Самопевом, но Гимногласом.
В круг повседневных обязанностей Гимногласа входило в те дни и
подготовительные, испытательные месяцы: а) вычищение обеденных котлов; б) мытьё
полов и полок в общинной столовой; в) чтение назидательных сочинений в часы
принятия остальными собратиями пищи; г) всяческое угождение жрецам и
служителям, поддакивание каждому их движению, слову и соглашательство во всех
жрецовых начинаниях. Первостепенная истина в исконной общине была следующей:
сколь бы служитель ни спотыкался, низшим подобает его прославлять! Мнимый храбрец
на лету схватил эту простую истину и лез вон из кожи, только бы выставить себя
в выгодном свете в глазах служителей. А жизнь при исконниках тем и отличается
от жизни вне общины, что здесь угодничество сразу замечается и поставляется
иным в пример, не то что за стенами общины, где, как ни пыжься, как ни тужься,
ни одной душонке начальницкой ты сто лет и даром не нужен! Здесь любое рвение
благосклонно встречается жрецами и собратьями по общине (сынами ретивости): и
все восхищаются рачительностью неофита и приписывают ему мягкосердечие и клополюбие,
хотя б даже сие далеко отстояло действительности. Потихоньку неофит раздобрел,
разжирел на сытных казённых харчах, а заодно с ним и его упитанная супруга, не
привыкшая постничать. Постепенно он обзавёлся и многочисленным потомством:
благо что провизии в доме завсегда было в изобилии, трудиться на казённых
заводах и иных предприятиях не было нужды; личинки росли и крепчали, и родители
глядели на них и не могли наглядеться и нарадоваться.
Поздня́е, в лето 1914 от
зарожденiя княжества клопина, объявися на Остолемщини община
ядровая, и поча мутить воду во градце столичне.(1914): и убеждали новоприбывшие оседлых во лживости служителевых учений и в
истинности своих, ореховых: «яко да лгут вам исконники, за нами вослед
ступайте: через нас и правда единая, ореховая, ядровая; через исконников одна
пагуба и смятение одно ваше общество ожидает!» Жрецы-исконники, кому служил
угодливый мнимый вояка, ясное дело, молниеносно ополчились супротив непрошеных
гостей: ощетинились пиками, воздвигли тотчас жесточайшие гонения на всю ту
ядровщину непутёвую, гневно глаголя: «пришли к нам недрузи незваные, поборем же
я, да не совратят сии малых сих, под нашею опекою сущих!»
Гимногласу радостно же было: своевременно прибился верно к надёжной
пристани, не ошибся в выборе, не заблуждался, шатаясь неведомо по каким
трущобам и чащобам! Горькая чаша гонений нынче его обходила стороною. Мало того,
ему лично доверили исконники заправлять отрядами гонителей ядровцев и
ядровщины! И погнал мнимый вояка представителей секты ореховой, и никого в те
дни не пощадил: ни старого, ни малого. Ядровцы, в отличие от исконников,
поголовно оставались безоружными: им нечем было отбиваться от нападающих
отовсюду жестоких отрядов гонителей, они падали под кистенями и секирами, как
подкошенные, лимфа их вытекала из плоти целыми реками. Трусливый хвастунишка не
страшился нападать и уничтожать ядровцев: ему никогда ведь не было боязно нападать
на безоружных, он трýсил одних разве вооружённых
воинов! Видя же перед собою жалкие пригоршни из немощных молельщиков, он
выволакивал тех на всеобщий позор и приканчивал молотком по темени; и не бежал
от них опрометью, ибо ядровщина на него не нападала. Среди пришлых сынов порою
попадались безвестные провидцы и вещатели: они-то и заваривали кашу мятежей,
убеждая столичных жителей отколоться поскорее от живодёров и прибиться ко
спасительной пристани орехового истинного учения. Таковых провидцев и вещателей
особенно яро и люто ненавидели жрецы-исконники: они по большей части и пытались
натравливать сынов ретивости на ясновидящих! (А что вы дивитесь жестокости
вояки? не вы ли, россиянки поганые, режете невинных младенцев во чревах своих,
нападая на беззащитных и заведомо безоружных?) Ондеевых последователей
полным-полно, ими хоть пруд пруди: они везде пролезут со своими бреднями да
разглагольствованиями! Когда бы не те пьяненькие чревовещатели и винопийцы,
может быть, к ядровцам у клопиного населения не возникло бы такого предвзятого
отношения. Но, видя перед собою далеко не трезвые хари бражников, возомнивших
себя провидцами и вещателями великих ядровых истин, клопиные подданные уже не
спешили вступать в ряды ядровщины: «коли все там горькие и беспробудные
пьяницы, какой смысл напиваться, как эти неслухи и безбожники?», здраво судили
о том местные жители. В те дни и месяцы натекло во столичный градец около
десяти тысяч ядровцев ореховых, и среди них не меньше пяти сотен выявилось вещунов
и предсказателей вроде давно почившего пьяницы Ондея. «Пьяниц и без этих
чревовещателей во столице вполне хватает, к чему нам к ним приставать и зачем
вливаться в их ряды? и что мы с того от них получим?», здраво рассуждали
туземцы, и согласно мыслям, сторонились и шарахались ядровцев и ядровщины. А
безрадостная кончина между тем поджидала едва ли не каждого чревовещателя из
числа «ондееподобных»: сии убо колькраты
ни тужилися, ино безвременны кончины своея никако предугадаша. (1914) «Вот, ― вещал
и тужился один из таких провидцев, именем Пивасий:
дух винный на пятьдесят пядей окрест себя распространяя, ― вот видится мне:
глагол навис над землёю, и я на глаголе том, и вещаю: яко велегласен есмь, чист
и праведен!» И забили провидца того, и не угадал он верного часа погибели своей
собственной... Потом был ещё один, некто Задоумий;
тот вообще возглаголал дурости: «по мне ступайте, чада моя! во мне едином
истина, ни исконники, ни сыны ретивости не избавят вас от упадка и обмирания!»
И толь вещатель был уверен в своей неприкосновенности, что ходил по улицам один
и без охраны. Да вот, как гласит народная мудрость, «бережёного бог бережёт, а
небережёного конвой стережёт». Его изловили, изувечили, ослепили, оглушили,
искалечили, забросили в зловонную яму глубокую, куда даже еды ни крошки не
упадало; и околел провидец от побоев да с голоду; кончины же своей он так и не
сумел предвидеть, хотя и нарекал сам себя прорицателем.
Супротив таких и было в основном направлено
жало жрецово: смущали весьма чревовещатели народец остолемский, исконным
служителям совсем ни житья, ни покоя не давали. А понеже сами те провидцы
ядровские ходили завсегда безоружными, мнимый их смельчак переловил и перебил,
всё равно как охотник куропаток! «Будет вам мятежи сеять, негодяи безумные!»,
грозно вопиял тем в самые ушные щели душегуб и пронзал вещателей когда пикой, а
когда наточенной секирою. И радовались служители, наблюдая за ретивым и
угодливым своим служкою: «замечательно с недругами нашими расправляется!»
Соответственно с великим рачением эти жрецы постоянно пеклись о его повышении и
произвождении по лестнице чиновной. В заслугу гонителю слабых ставили
жрецы-исконники принесение им в жертву пяти тысяч голов казнённых ореховцев! и никак
не меньше того числа! Он один истребил до половины всех приблудных ядровцев и
немало поспособствовал искоренению ядровщины по всей великой и священной
клопиной Остолемщине! Кому, как не мнимому смельчаку, лезть в бутылку? Но вряд
ли тот же самый вояка осмелился нападать на хорошо вооружённых гостей, когда бы
те явились в столицу не беззащитными, но закованные в панцири, да с пиками и
секирами наперевес!
Едино токмо беззащитность их и смѣла и́ содѣваше. (1914)
Количество отзывов: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 7
© 11.06.2022г. Лаврентий Лаврицкий
Свидетельство о публикации: izba-2022-3327442
Рубрика произведения: Проза -> Роман