Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Образ "высокого неба" в романе Льва Толстого "Война и мир" - примеры сочинений


­Пример сочинения 1

В "Войне и мире" очень большую роль играет пейзаж, но пейзаж не совсем обычный. В романе важна символическая деталь, и часто это лишь элемент пейзажа, обладающий "правами" действующего лица.
Главная роль среди помощников и собеседников князя Андрея принадлежит небу. С небом связана вся его жизнь. Оно ему первый советчик и утешитель. "Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец", — думает Болконский на поле Аустерлица. С этих пор открывшаяся ему истина о живой жизни, о ничтожестве Наполеона стала его путеводной звездой. Болконский не стремится больше играть важную роль в политической жизни, не связывает свою судьбу с военной карьерой. После разговора с Пьером в Богучарове князь Андрей вновь как бы советуется с небом. В первый раз после Аустерлица он увидал то высокое, вечное небо, которое он видел, лежа на Аустерлицком поле, и что-то давно заснувшее, что-то лучшее, что было в нем, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе.

Небо как бы поднимает его душу на новый этап духовных исканий. С вопросами к небу обращается и страдающий в плену Пьер Безухов. Он видит "полный месяц" и "бесконечную даль". Как нельзя этот месяц и даль запереть в сарае с пленниками, так нельзя и запереть человеческую душу. Благодаря небу Пьер ощутил себя свободным и полным сил для новой жизни. Итак, в "Войне и мире" Л. Н. Толстого образ неба символичен. Небо символизирует справедливость и вечность, с небом в жизни героев связано все лучшее. Но не только счастливые моменты жизни, а и минуты духовных откровений связаны с небом. Думается, что небо было для Толстого и его любимых героев как бы перифразом Бога. Ведь Толстой не дает Богу на небе имени ни Христа, ни Аллаха и т. д. Бог, по мысли Толстого, един, слово <небо> заменяет название непостижимого Божества. Конечно, вместе с тем небо является важнейшим элементом толстовского пейзажа, образ неба несет и чисто психологическую функцию. И все-таки первостепенная роль неба как религиозно-философского символа несомненна.


Пример сочинения 2

Неправда, которая у человека нет души Она есть, и это именно хорошо, прекрасное, большое, что имеет человек. Познать, понять душу - это дано не всем. Наука о душе, морали, нравственность (а эти понятия неразрывно связанные) - наиболее интересная и сложная. И есть два мужчины, которые открыли ее в литературе, сделали для нее то же самое, что Архимед - для физики, Евклид - для геометрии. Это Достоевский и Толстой. Достоевский был первым. Главной темой его творчества был страдающий человек, то есть человек, который находится в том залоге, когда его душа не защищенная, открытая, когда его индивидуальность находит самое полное выражение. Толстой пошел дальше. Он показал жизнь во всем ее многообразии, и в то же время главной темой его творчества оставался человек, его душа. Роман Л. Н, Толстого “Война и мир” можно назвать “энциклопедией человека и жизнь”. Писатель показал на страницах книги все, с чем сталкивается человек: добро и зло, любовь и ненависть, мудрость и глупость, жизнь и смерть, войну и мир. Но только или в том величие гения Толстого, который ему прибегло, глубоко осмысливши все, с чем встречался на жизненном пути, дать развернутую картину жизни людей с ее сумами и радостями? Большой Толстой не был бы так большой, если бы он не проник глубже, у суть вещей. Он не только изобразил определенные явления в жизни человека и человечества, но и вскрыша причины этих явлений, тайные источники явнихрик.

“Война и мир” - произведение философское. Особенность Толстого как мыслителя в том, что он воплощает свои соображения в предельно ясной форме и в то же время заставляет читателя думать над книгой, как бы принимать участие в описываемых событиях. Толстую - философ повлиял на Толстая - психолога и художника. Не случайно одним из основных правил, которых соблюдался писатель во время работы над своими произведениями, было нет в чем не отступать от жизненной правды - того, что является основой истинного искусства. Толстовские герои - не “герои” в том понимании, что мы обычно вкладываем в это слово. Их образа нарисованы предельно правдиво, жизненно. Относительно “Войны и мира” больше, чем к любому другому произведению подходят слова: “Жизнь народа - один из главных героев романа”. И все-таки, как у всякого автора, у Толстого есть любимые герои: Пъер, Андрей Болконський, Наташа Ростова, Мария. В этих образах писатель показал человеческий идеал, которым он его себе представляет. Нет, идеал не в содержании “ходячая добродетель”, образ выдуман и бестелесный. Толстовский идеал воспринимается совсем иначе: это человек “в плоту и крови”, которому не чуждо ничто человеческое, который может ошибаться, радоваться и разочаровываться, что хочет к счастью, - как все люди. Но, кроме этого, в своих героях Толстой подчеркивает наивысшую нравственность, духовную чистоту, глубину, искренность мыслей и чувств, которые свойственно некоторым. И не оригинальность, а мудрость и смелость Толстого в том, что для него идеал мужчина

Или не - это некрасивый и неуклюжий Пъер, особенно такой, которой мы видим его в эпилоге (именно Пъер, который сумел найти единомышленников, дело, которого посвятил себя, а не Андрей, умный, сильный, но так и не нашел своего места в жизни, которая осталась одиноким), а идеал женщина-матери, женщины - охранницы семьи - непривлекательная и замкнутая княжна Мария (Наташа добрая и чистая, но не лишена эгоизму, который далекий Мария). Писатель наделил своих героев прекрасной душой, не наделивши их прекрасной внешностью, и убедительно показал, что первое неизмеримо выше второго. Тем самым он бросил вызов всем Анатолем и “сорвал из них маски”, пусть извне прекрасные, и все увидели под ними уродливую душу. Толстой убеждает читателя в том, что бездуховность, отсутствие идеалов, веры в добрый и прекрасное - самый страшный порок, который порождает множество других. Нравственность, чистота души, искренние идеалы - вот что писатель ценит в человеке более всего. Что же такое искренние идеалы, чистота души в понимании Толстого? Ответ на этот вопрос он дает через мысли Андрея Болконського после ранения. Истинно прекрасно только то, что вечно, убеждает читателя Толстой. А вечно только высокое небо, что люди не делают замечание, о котором забывают. “Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба”. Этот во многом символический образ проходит через весь роман и имеет большое значение для понимания личности автора, его взглядов, замыслов при написании книги

Этот образ, видимо, можно воспринимать и символически, Красота души, нравственность главных героев романа и самого автора - вот их высокое небо, то, что делает сам роман прекрасных и приподнятым, а его героев - эталоном духовного совершенства и красоты.


Пример сочинения 3

В “Войне и мире” очень большую роль играет пейзаж, но пейзаж не совсем обычный. Описаний природы, таких, как в романах и повестях Тургенева, мы не найдем. Тургеневский пейзаж философский, свойственна ему и эстетическая функция. В “Войне и мире” важна символическая деталь, и часто это лишь элемент пейзажа, обладающий правами действующего лица. Считается, что дуб князя Андрея — символ его судьбы, облака — символ мирной жизни и т. д. Но это верно лишь отчасти. В гораздо большей степени дуб и облака — персонажи, на равных разговаривающие с героем. Они не столько олицетворяются, сколько, как, допустим, в сказках, являются живыми, наделенными душой и всеми функциями то ли волшебных помощников, то ли просто сказочных персонажей.
Главная роль среди таких помощников и собеседников князя Андрея принадлежит небу. С небом связана вся его жизнь. Оно ему первый советчик и утешитель.
“Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец”, — думает Болконский на поле Аустерлица. С этих пор открывшаяся ему истина о живой жизни, о ничтожестве Наполеона стала его путеводной звездой. Болконский не стремится больше играть важную роль в политической жизни, не связывает свою судьбу с военной карьерой.

После разговора с Пьером в Богучарове князь Андрей вновь как бы советуется с небом. “В первый раз после Аустерлица он увидал то высокое, вечное небо, которое он видел, лежа на Аустерлицком поле, и что-то давно заснувшее, что-то лучшее, что было в нем, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе”.
Полюбив Наташу, Болконский соединяет ее со своими заветными мечтами о небе. Для князя Андрея Наташа — это “девочка, которая хотела улететь в небо”. Это самое главное, что полюбил он в ней, и после, накануне Бородина, Болконский, вспоминая о Наташе, скажет себе еще раз, что любил ее душу, ведь “небесная душа” Наташи и “небесная душа” Болконского нашли друг друга.

После измены Наташи небо для князя Андрея превратилось в узкий, тесный, “давивший свод”. Лучшие надежды были утрачены.
С небом связаны и этапы судьбы Пьера. Комета 1812 года, предвещавшая ужас и конец света, по мнению большинства, для Пьера оказывается путеводной звездой. Радостно смотрит он на небо после разговора с Наташей об Анатоле. Пьер полюбил Наташу, и небо “сказало” ему об этом. “Пьер, только глядя на небо, не чувствовал оскорбительной низости всего земного в сравнении с высотою, на которой находилась его душа”, — пишет Толстой. Образ неба не померк в сознании любимых героев автора и в страшное время войны. Для князя Андрея важен вопрос о том, как “Бог оттуда смотрит и слушает...”. У неба герой Толстого пытается получить ответ на вечные вопросы о жизни и смерти. Высокое справедливое небо Аустерлица осудило стремление к славе и войну ради мелких интересов честолюбия, престижа, карьеры. Как “поступит” оно на этот раз, ведь Болконский не хотел больше быть военным, но война против врагов родной земли заставляет его взять в руки оружие?

Ответа на вопрос о том, как небо допускает войну и другие ужасы и несправедливости, Болконский не получает. Однако позже, смертельно раненный, он вспоминает Наташу, и его душой овладевает успокоение. “Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам” — вот что приходит к князю Андрею как ответ с неба. Ведь эту любовь завещал Бог людям на земле. Князь Андрей не перестает любить Наташу, но находит в себе силы простить Анатоля, причинившего ему так много зла. Небо как бы поднимает его душу на новый этап нравственных исканий.

С вопросами к небу обращается и страдающий в плену Пьер Безухое. Он видит “полный месяц” и “бесконечную даль”. Как нельзя этот месяц и даль запереть в сарае с пленниками, так нельзя и запереть человеческую душу. Благодаря небу Пьер ощутил себя свободным и полным сил для новой жизни.
Итак, в “Войне и мире” Л. Н. Толстого образ неба символичен. Небо олицетворяет справедливость и вечность, с небом в жизни героев связано все лучшее. Но не только счастливые моменты жизни, а и минуты духовных откровений связаны с небом. Думается, что небо было для Толстого и его любимых героев, если можно так сказать, перифразом Бога. Ведь Толстой не дает Богу на небе имени ни Христа, ни Саваофа, ни Аллаха и т. д. Бог, по мысли Толстого, един, слово “небо” заменяет название непостижимого Божества.

Конечно, небо является важнейшим элементом толстовского пейзажа. Его образ несет и чисто психологическую, и религиозно-философскую функции.






Количество отзывов: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 22
© 20.05.2022г. Сочинения для школьников
Свидетельство о публикации: izba-2022-3313262

Рубрика произведения: Проза -> Школьная литература



Добавить отзыв

0 / 500

Представьтесь: (*)  
Введите число: (*)  










1