Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Максим Горький - основатель детской книги.


Максим Горький - основатель детской книги.
­­К детям Максим Горький относился, как к золотому сосуду - сам по себе изящный, но важно, чем его наполнят. Писателя волновала судьба следующих поколений. Он не видел будущего без чтения книг. Сам относился к ним с трепетом, с полки брал с почтением и горячим любопытством. 

Заниматься детской литературой он начал в 1907 году. Участь детской книги Горького возмущала. Попадались, конечно, и хорошие издания, но в основном детская книга была очень скудна. Замечательные стихи Саши Черного или Александра Блока тонули в пестрой макулатуре деловых издателей. Горький с горечью повторял: "Детскую книгу у нас делают ханжи и прохвосты".

 Идея выпускать книги для детей зрела давно. И в 1918 году под инициативой Горького создаётся издательство "Всемирная литература". Приглашает он туда самых талантливых людей. Ученая коллегия издательства тщательно обсуждает книги, создаёт планы, что необходимо выпустить в ближайшие годы. Горького захватывает мысль: дать новому советскому читателю самые лучшие книги российских и мировых авторов. 

В любое свое дело Горький всегда верил, умел убеждать, и люди шли за ним. Была в нем огромная жизненная сила в сочетании с искренней доброжелательностью. Одной заурядной поэтессе устроил доставку молока для ребёнка; свой паек - гонорар за лекцию - отдал голодающей  переводчице. 

"Какая у Горького большая семья!" - жаловался один торговец из местной лавки. 

Многие писатели не пережили бы голодное время, если бы не его сердечное участие в их судьбе. 

Вопреки сплетням, мол, "Пролетарий не знает ни одного языка, а сидит в коллегии!”, Горький был первоклассным знатоком иностранной литературы. О произведениях Готорна, Шамиссо или Людвига Тика он говорил так, словно изучал их всю жизнь, хоть и часто произносил имена на новгородский манер. 

Бешеная работоспособность и безжалостность к себе побуждали его  иной раз до утра писать рецензию на рукопись, обязательно с подробными пояснениями на полях. При всей лаконичности такие записки содержали меткие оценки, догадки и полезные сведения. В совместной работе Горький был учтив, необыкновенно терпим, уступчив и деликатен, всякий раз боялся обидеть человека. 

Во всей созданной им работе сквозила его чудесная веселость. Он делал все как бы шутя и играя. Поначалу, когда писатели и профессора собирались за одним столом, они немного смущались и робели, но шутка Горького легко снимала напряженность. 

Постепенно он ввел дружественную шутливость в обычай, после заседания все рассаживались у камина и Горький рассказывал какую-нибудь историю из жизни. Его крохотные рассказы были наполнены жизнью и юмором. 

Вот один из них: “Однажды иду берегом реки поздно ночью и слышу:

- Спасите! Спасите! Помогите! 

Темно, небо в тучах, на реке стоят огромные баржи. Между берегом и бортом одной из них в черной воде кто-то плещется.

Влез я в воду, достиг утопающего, взял его за волосы и выволок на землю. 

А он меня - за шиворот.
- Ты, - говорит, - какое право имеешь за волосы людей драть?
- Да ведь ты тонул, - говорю ему, - кричал “спасите!”.
- Мало ли как я могу кричать? Я закричу, что ты дурак и ты поверишь? Давай рупь, а то в полицию сведу! Ну, давай…
Поспорил я с ним несколько - вижу: прав человек по-своему. Дал ему, что было - тридцать пять копеек, - и пошел домой умнее, чем был”.

У большинства самоучек знания поневоле крючковатые. Сила же Горького была в умении привести литературные сведения в систему. Случайных разрозненных мнений он не терпел, всегда стремился к классификации фактов. Благодаря грамотному подходу к тексту и стремлению передать красоту подлинника рождались первые переводные книги, которые так полюбились читателю. Путем кропотливой работы А.Блока, К.Чуковского, Н.Гумилева и многих других, зародилась новая дисциплина - основы перевода. Впоследствии были написаны статьи, а затем и книга-пособие для переводчиков. 

Он обращался к детям страны в статье "Что вы читаете?"; писатели хотели понять, что интересно детям. Подумать только, детское мнение для них было важным! Удивительные люди переводили, писали стихи, сказки, рассказы, ставшие теперь классикой, и все это на фоне разрухи и голода. Горький, Маршак и Чуковский буквально упрашивали каждого достойного писателя писать для детей. В них было огромное желание просветить, воспитать добрым словом. Дети чуткие и искренние, не терпят фальши, им нужен юмор, веселый плясовой ритм, только тогда стихи останутся в памяти.



И до сих пор дети любят стихи Чуковского, Маршака, Хармса, Саши Черного и других писателей той эпохи. М.Горький считал, что авторы детских книг должны уметь довести книгу не только до сознания, но и  до воображения ребенка, для пишущего человека важно владеть образным словом. Ребята растут и развиваются, им нужна и художественная, и научная разная книга. Детям важно не просто прочитать, а пережить историю, она должна быть захватывающей и правдоподобной. 

Все, что писал, говорил и делал Максим Горький, было проникнуто требовательностью к людям и к жизни, уверенностью, что жизнь должна и может стать справедливой, чистой и умной.







Количество отзывов: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 15
© 12.05.2022г. Светлана Говорова
Свидетельство о публикации: izba-2022-3307968

Метки: Дети, книги, чтение, просвещение,
Рубрика произведения: Проза -> Статья











1