Роман
в эпистолярном жанре двух великих поэтов Серебряного века Марины
И.Цветаевой и Бориса Л.Пастернака, длившийся целых 14 лет, известен,
пожалуй, всем – он был на слуху и во второй четверти XX века,
вызывает он интерес и в наше время. Кто-то с пониманием относится к
такого рода отношениям, а кто-то осуждает, но тут следует представлять,
что поэты – это особая категория людей.
Поэты
– народ впечатлительный, влюбчивый, наделённый богатой фантазией, и
трудно понять их тем, кто не имеет творческого воображения. Истоки
вдохновения поэтов лежат в необъятных границах океана эмоций – уж так
они устроены, и любовь для них есть сама поэзия, а поэзия – жизнь, и
ничего удивительного в буйстве их натуры и перипетиях их жизни нет.
Именно от любовного огня зажигаются во вселенной поэта новые звёзды, а
уж когда пересекаются вселенные двух поэтических величин мирового
масштаба, то свет их звёзд способен и через столетия творить чудеса.
Впрочем,
не от романа "брата в пятом времени года" с "высоким захватывающим
другом" достался свет моему городу, распростёршему свои крылья
на левом берегу реки Хопёр, но от любовных терзаний Бориса Леонидовича
Пастернака, о которых в последнее время вспоминают здесь довольно часто,
но больше о самом поэте, о его приезде в наш город и о сборнике "Сестра моя – жизнь", ставшем своеобразной поэтической Библией для
нескольких поколений.
Сам
сборник родился благодаря любви Бориса Леонидовича к девушке, ради
которой он и посетил дважды нашу балашовскую землю, ибо она просила
подарить ей сборник "Поверх барьеров", но поэт поступил по-другому, и
именно Елене Александровне Виноград (1899 – 1987) мы обязаны появлению
шедевра любовной лирики (посвящение великому поэту М.Ю.Лермонтову).
Впоследствии
Марина И.Цветаева два дня будет засыпать и просыпаться с этим шедевром
на груди, не имея сил оторваться от него, а потом за несколько дней
напишет свою первую в жизни статью о поэзии – рецензионное эссе "Световой ливень":
"Я
попала под нее, как под ливень, – записала она в своей тетради. –
Ливень: все небо на голову, отвесом: ливень прямо, ливень вкось, –
сквозь, сквозняк, спор световых лучей и дождевых – ты не при чем: раз уж
попал – расти! – Световой ливень".
В
многоплановости общего повествования того лирического романа – сказки,
в котором любовь переплеталась с событиями лета 1917 года, Марина
Ивановна искала приметы времени, и мне доставляет большое удовольствие
повторить четверостишие из стихотворения "Распад" :
У звезд немой и жаркий спор:
Куда девался Балашов?
B скольких верстах? И где Хопёр?
И воздух степи всполошен…
Уголок
глухой провинции, куда приехал поэт вслед за любимой, которая здесь
вместе со своим братом принимала участие в создании нового земского
самоуправления, повинуясь революционному порыву, представляется
влюблённому частью Космоса, неразрывной составной частью мироздания.
И без того взошёл, зашёл
В больной душе щемя, мечась,
Большой, как солнце, Балашов,
В осенний ранний час.
В
этих строках чувства Бориса Леонидовича сильны и искренни, и он
отчаянно смел в своих причудливых художественных приёмах – в его душе
маленький провинциальный город превращается в космическую гиперболу.
Дважды
приезжал он в наш край - летом и осенью 17-го года, и прогулка с
Еленой Виноград по ночной степи вокруг села Романовки (шестой раздел
цикла - "Романовка") заканчивается полным разрывом отношений.
Как были те выходы в степь хороши!
Безбрежная степь, как марина…
Тенистая полночь стоит у пути,
На шлях навалилась звездами,
И через дорогу за тын перейти
Нельзя, не топча мирозданья.
На
станции Мучкап, что расположена на реке Ворона в 40 км от Романовки,
Елена Виноград и поэт расстались навсегда, а сборник "Сестра моя –
жизнь" вписан в локальный литературный текст и уже оттуда – в текст
литературный мировой, либо сразу в сокровищницу мировой культуры – как
угодно, но имя провинциального городка на реке Хопёр благодаря любви
Бориса Л. Пастернака вошло в неё прочно.
Марина Новикова – Шведт
11.05.2022 г.
Фото: Художник Дм.Жумаев/ граффити на набережной г. Балашов:
http://kto.delovoysaratov.ru/news/
Подробнее с темой можно ознакомиться здесь:
1.Вахрушев
В.С. «Большой, как солнце, Балашов» (очерки по истории и культуре
среднего Прихопёрья). – 2-е изд., испр., доп. – Балашов: Изд-во
«Николаев», 2007. – С.116 – 130.
2.Лирика Пастернака в оценке критиков. – М.Цветаева:
http://litrusia.ru/11517-m-cvetaeva.html
3.Образ Пастернака в эссе «Световой ливень» Цветаевой:
https://www.infobraz.ru/library/literature/id05662
4. «Сестра моя – жизнь» :
https://ru.wikipedia.org/wiki/
5. Борис Пастернак. Распад:
https://rustih.ru/boris-pasternak-raspad/
6.Борис Пастернак. Степь:
https://boris-pasternak.su/step/
7.Быков Д.Л. Борис Пастернак. ЖЗЛ. Глава IX «Сестра моя – жизнь»:
http://pasternak.niv.ru/pasternak/bio/bykov-pasternak-zhzl/
8.Борис Пастернак и Марина Цветаева: Эпистолярный роман без счастливого конца:
https://kulturologia.ru/blogs/060218/37740/